Дидактическое пособие лэпбук по обучению дошкольников игре в шахматы «Мир шахмат»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского», учебный корпус № 4
Паспорт дидактического пособия лэпбук по обучению дошкольников игре в шахматы «Мир шахмат»
Инструктор по физической культуре
Новикова И.В.
2021 год
Название лэпбука: «Мир шахмат» Автор лэпбука: Новикова Ирина Васильевна, инструктор по физической культуре МБОУ ЦО №7 г.Тулы
Цель создания лэпбука: формировать систему знаний, умений и навыков детей игры в шахматы, через организацию работы с лэпбуком.
Задачи: Образовательные
Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы; способствовать освоению основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур); формировать представление об истории появления шахмат.
Развивающие
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; учить самостоятельно принимать решения и спокойно относиться к неудачам. Развивать память, мышление, усидчивость. Речевые Учить аргументированно выражать своё мнение и уважать мнение товарищей. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Воспитательные
Воспитывать интерес к игре в шахматы, бережное отношение к шахматам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе. Пояснительная записка.
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. В рамках работы по дополнительной общеобразовательной программе по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы был создан лэпбук «Мир шахмат».
Это - интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть самодельная книжка – копилка и книжка-сокровищница, оформлена в формате А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, конверты, мини-книжки, в которых собрана информация по теме «Шахматы». Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.). И создание лэпбука - это просто интересно!
Актуальность:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей педагоги используют разные игровые методы и технологии для развития детей. Одной из таких технологий является дидактическое пособие лэпбук. Лэпбук - универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.
Информационное наполнение лэпбука:
- Книжка - гармошка «История шахмат»
Цель: Узнать историю шахмат – когда возникли шахматы, где впервые они появились, выяснить что означает слово «шахматы».
- Мини-книжка и кармашек «Загадки про шахматы»
Цель: Развитие речи детей: пополнение и активация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение отгадывать загадки.
- Схемы обозначения и «стоимости» фигур. Цель: Закрепление названий шахматных фигур, формирование представлений о «стоимости» (значимости) шахматных фигур;
- Конвертик «Стихи про шахматы»
Цель: воспитывать интерес к шахматной игре через стихи, развивать память, мышление.
- Мини-книжка «Шахматный этикет».
Цель: закрепление правил игры в шахматы.
- Кармашек «Изучаем фигуры».
Цель: Учить детей по карточкам как ходят шахматные фигуры. Учить детей использовать карточки с подсказками во время игры.
- Информационный лист «Виды игры».
Цель: расширение и обобщение знаний детей о разнообразных видах игры в шахматы.
- Кармашек с карточками «Шахматные задачки» («Перехитри часовых», «Лабиринт», !!!! .
Цель: Закрепить ходы шахматных фигур, понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»;
- Конвертик «Парад шахматных фигур».
Цель: Закрепить ходы разных шахматных фигур. Развивать память, мышление.
- Книжка-вертушка «Доскажи словечко».
Цель: Закрепление полученных знаний, знакомство детей с новыми словами, шахматными терминами и закрепления их в будущем с помощью педагога.
- Кармашек «Шахматы бывают разные»
Цель: Показать детям разнообразие шахмат. Развивать у детей умение узнавать и называть шахматные фигуры.
- Кроссворд «Шахматные фигуры»
Цель: Развивать у детей память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность.
Дидактическое пособие лэпбук «Мир шахмат» рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений в работе с детьми, а также родителям для интересной организации работы по изучению шахмат. Благодаря этой форме работы дети многое узнают о шахматах. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить занятия и повышать познавательный интерес у детей, дает возможность использовать лэпбук в саморазвитии педагога и повышении его профессиональной компетентности в соответствии с ФГОС ДО.
Работа над лэпбуком «Мир шахмат» позволила мне расширить представления о возможности использования различных занимательных средств и материалов соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Это помогло мне повысить уровень собственной профессиональной компетенции в вопросах создания условий для овладения детьми правил игры в шахматы, развития мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. В результате обновился центр «Шахматы» и расширились возможности его использования детьми в своей самостоятельной деятельности.
Соколова Елена Борисовна
Кияйкина Наталья Федоровна