Дидактическое пособие – лэпбук «Мир фантазий»
Дидактическое пособие – лэпбук «МИР ФАНТАЗИЙ»
Сборник дидактических игр на развитие воображения и речи у дошкольников
Содержание лэпбука направлено на развитие воображения, логического и творческого мышления, речи, памяти, расширение кругозора. Содержит в себе десять дидактических игр, интегрированных в различные образовательные области, тем самым лепбук является полифункциональным средством достижения цели с возможностью применения в различных видах деятельности. Материал для игр можно менять и добавлять с учетом возраста детей и поставленных целей и задач. Все дидактические игры можно использовать как при индивидуальной работе, как и групповой. Игры делятся на четыре группы, каждая группа имеет свои цели и задачи по развитию воображения и речи у дошкольников.
1) Цель: научить видению и построению образов знакомых предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета) тренировать в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
1 «Дорисуй картинку по точкам», Ребенку предлагают точечное черно-белое изображение предмета и просят назвать этот предмет, обвести по точкам и разрисовать при помощи фломастеров и планшета, который входит в комплект к заданиям. Изображение легко удалить при помощи влажной салфетки.
2 «Чего не хватает» Ребенку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет если ему не удается сразу опознать предмет, то оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как ребенок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку при помощи фломастеров и планшета, который входит в комплект к заданиям. Изображение легко удалить при помощи влажной салфетки.
Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (овощи, фрукты, одежда, цветы и др.). Можно использовать данные упражнения при изучении соответствующих групп на других занятиях.
2) Игры для обучения видению и созданию сюжетных композиций.
Цель: научить ребенка при помощи наглядной опоры анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, уметь расположить их в том порядке или ином порядке, планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
3 «Коллаж» Ребенок из карточек (времена года) и плоскостных изображений предметов создает композицию и рассказывает, что происходит в изображенной ситуации. Детей старшего дошкольного возраста можно попросить нарисовать рисунок на данную тему. Если рисование вызывает затруднения, можно предложить ребенку обвести и дорисовать фигурки.
4 «Небывальщина» Используя карточки и плоскостные изображения предметов из задания № 3 можно попросить ребенка составить из них смешанные композиции - путаницы. Ребенку предлагают составить смешной рассказ, а потом нарисовать. Предоставляется полная свобода фантазированию.
3) Игры, направленные на развитие способности включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения.
5 «геометрические фигуры в предметах» Ребенку показывают изображение двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур и предлагают как можно больше назвать предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного опредмечивания просят нарисовать их при помощи фломастеров и планшета, который входит в комплект к заданиям. Изображение легко удалить при помощи влажной салфетки. В случае необходимости педагог задает наводящие вопросы.
6 «составление изображения из геометрических фигур». Ребенку дают набор из геометрических фигур (круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб) и предлагают составить из них изображение.
7 «веселые кляксы дорисуй до целого» Ребенку дают карточки с цветными кляксами, исполненные в технике монотипия, необходимо пофантазировать что изображено, дорисовать по желанию. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить самим сделать в этой технике кляксы и пофантазировать что в итоге получилось.
4) Игры, направленные на развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка.
8 «Опорные картинки» На основе трех опорных изображений (старшие группы - слов) ребенку предлагают либо сначала нарисовать рисунок, используя эти подсказки, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю, а потом нарисовать к ней картину (8 карточек с изображением трех предметов для составления рассказа по ним)
9 «Сочини историю». Ребенку предлагают при помощи кубиков придумать короткую историю и по желанию нарисовать к ней картину. Для начала можно использовать один кубик, потом выбирать случайно выпавшие изображения из трех кубиков.
10 «мини театр жили - были» Педагог может совместно с детьми сочинять сказки, так и дети самостоятельно могут придумывать свои, как и переделывать существующие, например, лиса не съела колобка а вернула его бабушке и дедушке (плоскостные изображения на магнитах на основе сказок)
В комплект пособия входят набор пальчиковых игр для физкультминуток и награды за плодотворную и успешную работу.