Бишаева Оксана Сергеевна
учитель-логопед МБДОУ Д/с №61 «Тропинка»
Дидактическое пособие «Логосортер»
Пояснительная записка
Работа учителя-логопеда всегда подразумевает поиск новых средств и методов для коррекционно-развивающей работы.
Каждый логопед на занятиях старается использовать разнообразную наглядность, дидактические игры и пособия, чтобы заинтересовать детей и развивать психические и сенсомоторные функции для успешной коррекционной работы.
Существует много различных вариантов игры – сортер для развития сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста. Я решила использовать эту игру в логопедической работе с детьми с ОВЗ для автоматизации, дифференциации звуков в слогах, а также для развития артикуляционного праксиса.
Пособие изготовила из подручных средств, для этого понадобились:
1. Пластиковые тарелочки – 6 штук (обозначила их разными цветами).
2. Большая картонная тарелка.
3. Круглые застежки-липучки на клеевой основе.
4. Пластиковые пинцеты.
5. Разноцветные пушистые шарики.
6. Карточки с артикуляционными позами и их дублированные карточки меньшего размера на липучках.
7. Круглые карточки-слоги на липучках (свистящие, шипящие, соноры).
8. Коробочка с сухим бассейном из фасоли.
Карточки с артикуляционными позами и карточки-слоги я составила сама, затем распечатала на цветном принтере и ламинировала (рис. 1).
Использование дидактического пособия «Логосортер»
1. Игра «Подбери шарики по цвету по цвету»
1 вариант игры:
Цель – автоматизация звуков в слогах.
Задачи:
- развитие внимания и умения группировать предметы по определенному признаку;
- развитие правильного пинцетного захвата;
- развитие межполушарных связей.
Пример игры:
На столе лежат пинцеты, маленькая тарелочка фиолетового цвета и большая тарелка с разноцветными шариками. В фиолетовой тарелочке лежит карточка со слогом СА. Ребенок берет пинцеты в обе руки, каждой рукой по очереди берет пинцетом из большой тарелки фиолетовый шарик и кладет в фиолетовую тарелочку, при этом четко произносит слог СА. Можно использовать несколько разноцветных тарелочек и выбрать несколько слогов.
2 вариант игры:
Цель – дифференциация звуков в слогах.
Задачи:
- развитие умения дифференцировать звуки и группировать предметы по цвету;
- развитие правильного пинцетного захвата;
- развитие межполушарных связей.
Пример игры:
На столе лежат пинцеты, большая тарелка с разноцветными шариками и две тарелочки: зеленого цвета со слогом ША, желтого цвета со слогом ЖА. Ребенок берет в правую руку пинцет, захватывает зеленый шарик, кладет в зеленую тарелочку и четко произносит слог ША. Затем ребенок левой рукой захватывает желтый шарик и произносит слог ЖА и т.д.
2. Игра «Выполни артикуляционное упражнение»
Цель – развитие артикуляционного праксиса.
Задачи:
- развитие внимания и артикуляционной моторики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие правильного пинцетного захвата.
Пример игры:
На столе лежат пинцеты, коробочка с сухим бассейном из фасоли, большие карточки с артикуляционными позами, шесть тарелочек с дублированными карточками артикуляционных поз меньшего размера, складное зеркало (чтобы ребенок мог видеть правильность выполнения артикуляционного упражнения). Большие карточки с артикуляционными позами ставим ребром в сухой бассейн так, чтобы их было удобно захватить пинцетом. Ребенок сначала правой рукой держит пинцет, берет карточку с артикуляционным упражнением, выполняет его, затем ищет это упражнение в тарелочках и кладет карточку в нужную тарелку. Затем делает тоже самое левой рукой и т.д.
Рис. 1