Дидактическое пособие «Веселая карусель»

5
3
Материал опубликован 5 September 2018 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №32 «Зоренька»

 

Весёлая карусель

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Пояснительная записка.

В Федеральных государственных образовательных стандартах к структуре Основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГТ) в социальном портрете ребенка, поступающего в школу, обозначено такое качество, как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. У них окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. В классической литературе выделяют три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р.Е.Левина).

В нашем саду функционируют группы компенсирующей направленности, в которые поступают дети с диагнозом ОНР разного уровня.

Они имеют свои особенности: слабо развито произвольное внимание, основные виды памяти, снижена познавательная деятельность, восприятие носит фрагментарный характер. Речевой дефект приводит к таким изменениям в психической сфере, как негативизм, повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость. Нередко встречается чувство ущербности от сознания своего дефекта, что в свою очередь, определяет отношение ребенка к себе, коллективу, обуславливает его поступки и поведение.

Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребёнка хороший настрой, желание «играть» с логопедом, активно контактировать. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания.

Дети с нарушением речи нуждаются в особом подборе наглядных пособий, использование которых во время проведения игры или организации игрового момента не должно отвлекать детей от занятия, а органично вливаться в структуру процесса коррекционного обучения. Еще Аристотель придавал значение правильному подбору игр для ребенка: «… игры должны соответствовать достоинству…., не должны слишком утомлять ребенка и быть разнузданными». Ушинский К.Д. подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, но никогда развлекающим.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической, монологической форм) в различных видах детской деятельности

Задачи:

способствовать комфортному и эмоциональному общению ребенка в среде сверстников с использованием общественных навыков;

учить ребенка быть интересным собеседником, рассказчиком, выдумщиком, что высоко ценится в детском игровом сообществе;

помогать стать раскрепощенным и уверенным в себе;

нормализовать психические процессы и свойства: память, внимание, мышление, регуляцию процессов возбуждения и торможения.

      • учить владеть грамматически правильной речью, обеспечит возможность передать сложные сообщения;

Представленное нами пособие «Весёлая карусель» является мобильным, многофункциональным, универсальным. Оно безопасное, красочное, что представляет интерес для детей. Выполнено из современного материала на магнитной основе с яркими картинками. Пособие имеет форму шестигранника с деревянной основой, обклеенное плотной белой плёнкой. На шестиграннике расположены металлические пластины для крепления магнитных картинок. Выполняя различные речевые задания, ребёнок находит правильную картинку, называет её и «усаживает» на карусель. Главная особенность этого пособия - вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность логопедической работы. Его можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми разного возраста от 3 до 7 лет, как в детском саду, так и дома. Рекомендуем воспитателям, логопедам, дефектологам для применения в детском саду на занятиях и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.

Мониторинг по дидактической игре «Веселая карусель»

Мониторинг проведен с подгруппой детей в количестве 4 человек в октябре и январе. При анализе полученных данных мы использовали 3-х бальную оценку. При обследовании критерии оценок были следующие:

3 балла – все задания выполнены в полном объеме;

2 балла – ошибки в понимании инструкций, частичное выполнение задания;

1 балл – ребенок не справился с выполнением большей части заданий;

0 баллов – отказ от выполнения.

В результате обследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определяет процентный уровень развития речи.

Детям предлагались задания по разделам: а) словарь; б) грамматический строй речи; в) связная речь. В октябре 2012 года, когда мы только показали детям игру и предложили в нее поиграть, результаты были такими: Никита Ч. 8 б. (26,6 %); Алина С. 20 б. (66,6 %); Ваня Н. 20 б. (66,6 %); Алёша В. 20 б. (66,6 %). У детей вызывали затруднения задания в словообразовании и словоизменении, фраза была простой, не могли использовать притяжательные прилагательные, путались в предлогах.

 

Фамилия, имя ребёнка

Словарь

Грамматический строй речи

Связная речь

Обобщающие понятия

Части предмета

Слова-действия

Слова-признаки

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Единственное и множественное число имён существительных Р.П

Притяжательные прилагательные

Составление простого предложения из 3-4 слов

Составление рассказа по предметной картинке

Составление рассказа по 2-м картинкам

 

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Никита Ч.

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

0

2

0

2

1

3

1

3

1

3

Алина С.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Ваня Н.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

Алёша В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

 

 

В течение четырех месяцев, на игре отрабатывали словарный запас по лексическим темам, включали названия частей предметов, учили задавать вопросы, правильно проговаривать окончания существительных множественного числа Родительного падежа, включать в предложения слова – признаки, слова – предметы. В январе 2013 года максимальная оценка при выполнении всех заданий 30 баллов, что равняется 100% усвоению знаний по данным разделам.

Технологическая цепочка.

Предлагаем следующие варианты речевых игр на основе этого пособия:

Игры, способствующие расширению и обогащению словарного запаса.

«Классификация»

Цель: расширение словарного запаса по изучаемой лексической теме.

Инструкция: посмотри и назови картинки. Каким общим словом можно их назвать?

Описание игры. Логопед раскладывает перед детьми картинки, предлагает их рассмотреть, сказать, что на картинках, подумать, можно ли их назвать одним словом (обобщающие слова).

«Части предмета»

Цель: расширение словарного запаса по изучаемой лексической теме, умение называть части предмета.

Инструкция: посмотри и назови картинки. Назови части предмета.

Описание игры. Логопед раскладывает перед детьми картинки, предлагает их рассмотреть и назвать части предмета.

«Назови лишний предмет»

Цель: активизировать словарь, учить находить предмет, отличающийся по значению.

Инструкция: посмотри и назови картинки. Какой предмет здесь лишний? Почему?

Описание игры. Логопед раскладывает перед детьми картинки, предлагает их рассмотреть и подумать, какой предмет здесь лишний и почему?

Эти игры могут проводиться в младшей, средней, старшей и подготовительной группах при изучении различных лексических тем.

Игры по совершенствованию грамматического строя речи.

«Один - много»

Цель: образование существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: посмотри и назови картинки. Как сказать, если предметов будет много. Например: диван – диваны, шкаф – шкафы, и т.д.

Описание игры. Дети берут картинку, и по образцу называют её.

«Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкция: посмотри и подумай, как можно про этот предмет сказать ласково. Например: кот – котик, собака – собачка, корова – коровушка, и т.д.

Описание игры. Дети берут картинку, и по образцу называют.

«Чего не стало?»

Цель: употребление существительных в родительном падеже, развитие внимания, памяти.

Инструкция: посмотри и запомни картинки.

Описание игры. Дети называют картинки, запоминают и закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок и просит назвать предмет, которого не стало.

«Чья? Чьи? Чьё?»

Инструкция: посмотри и назови картинки. Как сказать, если предметов будет много. Например: диван – диваны, шкаф – шкафы, и т.д.

Описание игры. Дети берут картинку, и по образцу называют

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных.

«Мой, моя, моё»

Цель: образование и употребление притяжательных местоимений с существительными, соотносить слово с вопросом.

Инструкция: посмотри и назови картинки.

Описание игры. Дети берут по одной картинке и называют предмет: «стол – он мой», «кровать – она моя», «яблоко – оно моё»и т.д.

Игры по развитию фонематического слуха

«Составь слово»

Цель: составление слова из последовательно данных звуков.

Инструкция: послушай звуки и скажи, какое слово получилось?

Описание игры. Логопед изолированно произносит звуки: Л, О, Сь. Спрашивает, какое получилось слово. Ребёнок называет слово и показывает картинку.

«Подбери звуковую схему к слову»

Цель: определение количества звуков в слове, умение дифференцировать гласные и согласные звуки и подбирать схему к слову по звуковым символам.

Инструкция: назови картинку, отчётливо произнеси и скажи, сколько звуков в этом слове?

Описание игры. Ребёнок берёт картинку, называет её, определяет количество звуков и соотносит со схемой.

«Назови предмет на заданный звук»

Эта игра проводится по обучению грамоте при изучении звуков.

Цель: активизация словарного запаса, умение подбирать картинки и придумывать слова на заданный звук.

Инструкция: послушай звук, охарактеризуй его и назови слово.

Описание игры. Логопед утрированно произносит звук, ребёнок даёт характеристику этого звука по алгоритму (гласный – согласный, звонкий – глухой, твёрдый – мягкий), находит и называет её.

Игры по развитию связной речи

«Составь предложение»

Цель: составление простых предложений по предметной картинке из 3 – 4 слов.

Инструкция: Внимательно посмотри на картинку, подумай и составь предложение.

Описание игры: Ребёнок выбирает понравившуюся картинку и составляет о ней предложение.

«Составление описательного рассказа по предметной картинке»

Цель: составление описательного рассказа по предметной картинке с использованием схем.

Инструкция: посмотри на картинку и, пользуясь схемами – помощниками составь рассказ.

Описание игры. Логопед предлагает ребёнку выбрать одну из картинок по изучаемой теме и с помощью схем составить небольшой рассказ – описание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это покупная игра или Вы ее сами изготовили?

5 September 2018

Идея замечательная и не только для детского сада. Спасибо!

5 September 2018

Интересная работа! Спасибо за идею!

8 September 2018