12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурикова Ольга Александровна48
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
0

Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки»






Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки»













​​​​​​​

Г.Ростов-на-Дону

2023г.

Рассматривая структуру дефекта детей с задержкой психического развития, можно отметить, что все они имеют пространственные нарушения, и у них слабо формируются необходимые психологические предпосылки к школьному обучению. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Такие понятия, как: пространство и время, форма и величина предмета, количество и счёт помогают детям лучше ориентироваться в различных ситуациях и предметах и способствуют более успешной учебной деятельности.

Поэтому задачи по развитию представлений всегда включена в план коррекционной работы с детьми ЗПР.

Какие же представления должны быть сформированы у детей при поступлении в школу:

-ориентировка в пространстве (собственного тела; пространство вокруг собственного тела);

-взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиций «право-левой» ориентировки.

- ориентировка в пространстве листа бумаги

-формирование временных представлений.


При формировании представлений у детей огромное значение имеют дидактические игры и дидактические упражнения. Игра для детей это огромный труд, и является показателем детских умений, способностей и возможностей. 


Дидактическое пособие на развитие пространственной ориентировки «Цветные клетки»

Цель: развитие пространственных представлений, формирование и закрепление понятий «право-лево», «центр», «верх-низ», «углы», «стороны».

Возрастная адресность: пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Описание дидактического пособия: игровое поле в форме квадрата 24 на 24 см., разделенное на 16 разноцветных клеток.

Вспомогательные элементы: мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, камешки «Марблс», наборы животных, насекомых, птиц, морской фауны и т. п. (можно использовать то, что есть под рукой).

Пособие используется на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ 5 – 7 лет.

Ребенку предлагается расположить игровое поле так, чтобы клетка определенного цвета оказалась в левом (или правом) верхнем углу (по вашему выбору – любая, например, розовая).

А дальше все зависит от вашей фантазии и тех задач, которые вам нужно решить.

С игровым полем возможны 2 основных варианта работы:
перемещение предметов по клеткам (наподобие графического диктанта);

выкладывание предметов по образцу или словесной инструкции.

Вариант работы с перемещением:
«Путешествие насекомых» - детям предлагается выбрать себе симпатичное насекомое и, внимательно слушая инструкцию, передвигать его по клеткам.


«Наша стрекоза (бабочка, жучок и т. д.) живет в верхнем левом углу. Какого цвета эта клеточка? (розового) Как-то раз она решила слетать в гости к божьей коровке на зеленый лужок. Для этого она перелетала с клетки на клетку: сначала переместилась на две клетки вправо (темно-зеленая клетка) – попала в лес. Затем перелетела еще на 1 клетку вправо – оказалась на речке (голубая клетка). Далее опустилась на 2 клетки вниз (светло-желтая клетка) и погрелась на солнышке. Полетела на 1 клетку вниз (темно-синяя клетка) – попала под дождь. Вымокла и скорее полетела на 2 клетки влево – наконец, оказалась на лужайке в гостях! Какого цвета клетка с лужайкой? (светло-зеленая).

Дети довольно быстро осваиваются на цветном поле и начинают сами придумывать, где (в соответствии с цветом клеточки) оказался их персонаж.

Таким же образом можно передвигать животных, птиц, фигурки человечков или сказочных героев, придумывать различные варианты маршрутов.

Вариант работы с выкладыванием:
«Узор из камушков»: Положите в центр поля рыбку, рыбка смотрит направо. Сверху и снизу рыбки положите по 1 синему круглому камушку, а справа и слева от рыбки положите по 1 желтому круглому камушку. В верхнем левом углу положите большой овальный камень. В верхний правый угол поместите сердечко. В нижний правый угол положите большой овальный камешек, а в нижний левый – сердечко. На каждую сторону: верхнюю и нижнюю, левую и правую – положите по 1 длинному (вытянутому) камушку и по 1 звездочке.

Периодически можно спрашивать у детей, на клеточке какого цвета оказался камушек - это формирует навыки самоконтроля, кроме того, ненавязчиво оказывается помощь тем детям, у которых пока еще недостаточно сформированы навыки пространственной ориентировки.

В конце выполнения задания обязательно предложите образец для самопроверки – либо в печатном варианте, либо выполняет сам с демонстрацией детям на таком же игровом поле.




Вывод: Как показывают многочисленные практики, если включать в работу по развитию представлений дидактические игры с раннего дошкольного возраста, то в школе данные проблемы будут малозаметны, и не будут создавать препятствия в изучении нового материала. Применение дидактических игр по развитию представлений у детей с задержкой психического развития, позволяет повысить уровень развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.