Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по ручному труду
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время, со стороны взрослых развитию мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте уделяется мало внимания, поэтому часто дети бывают недостаточно подготовлены к школьному обучению, что приводит к плохой успеваемости. Современными учеными и педагогами доказана польза продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, ручной труд, конструирование, аппликация), и их давно используют для развития речи, познавательных и психических процессов. Развитию мелкой моторики на таких занятиях отводится особое внимание. Это не случайно. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца – на сердце.
Исследования современных ученых доказали прямую зависимость между степенью развития мелкой моторики и уровнем развития речи у ребенка (Кольцова М. М., Бехтерев В. М., Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.). Доктор медицинских наук Марионилла Максимовна Кольцова в своих работах обратила внимание, что у детей с недостаточно развитой моторикой рук имеются те или иные проблемы в речевом развитии. Выдающийся ученый в области невропатологии и психологии Владимир Михайлович Бехтерев, проводя исследования, сделал вывод, что любые движения, упражнения, игры для пальчиков рук способствуют снятию умственного напряжения и развивают речь ребенка.
Это связано с тем, что проекция кистей рук занимает около трети всей площади проекции коры головного мозга. И расположена она очень близко от речевых центров, отвечающих за понимание и воспроизведение речи. Особое место занимает большой палец. А он отвечает за работу всего мозга в целом. Поэтому различные действия с пальчиками являются своеобразным раздражителем для активизации зон речи и мышления в коре головного мозга.
Именно с помощью этих приемов можно улучшить качество мышления и повысить уровень речи ребенка. И чем раньше начнется такая работа, чем качественней она будет проводиться, тем эффективней будет конечный результат.
Ручной труд является одним из наиболее любимых деятельностей ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
На занятиях по ручному труду у детей развивается моторная ловкость. В соответствии с темами занятий происходит накопление новых знаний и обогащение словарного запаса, это дает возможность включать ребенка в разговор, развивая связные высказывания, тем самым оказывая помощь в формировании мыслительных операций. На занятиях дети лучше усваивают порядковый и количественный счет, закрепляют знания о величине, размере, длине, форме предметов. Дети закрепляют знания о цвете.
Так как занятия проводятся в группах, воспитанники учатся общаться друг с другом, и получают положительные эмоции от конечного результата своей работы.
Такие занятия развивают внимание, память, воображение, зрительно – пространственные представления, творческие способности, воспитывают старательность, работоспособность, терпение, усидчивость. Ручной труд способствует всестороннему, полноценному развитию дошкольника, развивает эстетический вкус, умение видеть прекрасное вокруг себя и создавать это чудо своими руками и дарить его окружающим людям.
Дети с удовольствием работают с различными материалами.
Это могут быть:
- готовые формы (цилиндры, конусы, природный материал, различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т. д.);
Детей можно привлекать:
- изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,
- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,
- плетение из прутьев, сухой травы,
- составление декоративных букетов,
Также в виде материала выступают
- различные виды бумаги:
- аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,
- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.
Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.
Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.
- текстильные материалы ( лоскутки тканей, шнур, веревка, сутаж);
Дети с удовольствием создают:
- декоративная аппликация,
- коллажи из ткани, бисера, бус,
- плетение,
- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;
Также можно использовать:
- синтетические материалы (целлофан, поролон и т. д.)
- вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,
- изготовление декоративных украшений и предметов быта,
- изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.
Следующий вид материала для занятий по ручному труду это:
- пластилин, тесто, глина
Это:
- создание декоративных украшений,
- создание панно для оформления интерьера,
- изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;
Как мы видим, занятия по ручному труду очень интересны и разнообразны. Выбор тематики занятий и подбор материала зависит от творческих способностей педагога. Эти занятия могут быть организованы как для девочек, так и для мальчиков и адаптированы для разных возрастов. Этот увлекательный процесс не требует больших материальных затрат, а главное приносит огромную пользу в развитии всесторонней личности дошкольника