Дидактическое пособие по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью «Рюкзачок Знайка»

7
1
Материал опубликован 2 November 2023

МКОУ «Чёрмозская КШИ»












Методическая разработка дидактического пособия

по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)






«FLIPBOOK» (Флипбук)

«Рюкзачок Знайка»












Разработали:

учитель русского языка и литературы

Гладких М.П,

учитель-логопед Сиротина М. А.







2022 г.

Оглавление

Пояснительная записка

3 стр.

Основная часть

5 стр.

Этапы создания пособия

5 стр.

Разделы пособия

6 стр.

Апробация

15 стр.

Заключение

15 стр.

Интернет-источники

15 стр.

Приложение

16 стр.

Приложение 1. Видеообзор дидактического пособия «Рюкзачок Знайка»

16 стр.

Приложение 2. Шаблоны для печати «Рюкзачок Знайка»

17 стр.

Приложение 3. Шаблоны для печати «Задания к разделам «Достопримечательности города Чёрмоз

25 стр.


















Пояснительная записка

Уважаемые коллеги! Вы держите в руках дидактическое пособие, созданное для того, чтобы помочь вам в работе по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из важнейших задач школы является формирование и оценка читательской грамотности обучающихся. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.

Также не менее важной является задача – воспитание патриота своей страны. Россия, для каждого её гражданина, бесспорно является Родиной. И у каждого человека есть свой родной край – город, поселок, маленькая деревня. Для сохранения истории своей маленькой родины и воспитания настоящих патриотов мы знакомим обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с достопримечательностями города Чёрмоз.. Знакомство с малой родиной будет проходить более успешно, если использовать эффективные методы обучения ребенка - наглядность, помогающая ему качественно усвоить изучаемый материал, и дидактические игры, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Для того, чтобы обучающиеся легко, а самое главное с большим желанием и интересом знакомились с городом Чёрмоз мы разработали дидактическое пособие «Рюкзачок Знайка», которое оформлено в виде «FLIPBOOK» («флипбук» – буквально переводится «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера).

Тематическое направление пособия: приобщение к культурному наследию. Предлагаемое дидактическое пособие состоит из комплекта заданий, связанных с историей и достопримечательностями города Чёрмоз, способствующих формированию оценки читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целевая аудитория: рассчитана на детей 10 – 15 лет/ обучающихся 4 - 7-ых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель пособия: помощь в формировании читательской грамотности и приобщение к культурному наследию города Чёрмоз обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разработка дидактического пособия выполнена педагогами МКОУ «Чёрмозская КШИ» Гладких М. П., и Сиротиной М. А.

Дидактическое пособие FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» может быть использовано учителями русского языка и литературы, учителями - логопедами, дефектологами и классными руководителями, на уроках и во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении классных часов краеведческой направленности,  а так же во время работы в школьном летнем лагере.

К пособию прилагается ссылка и QR код на видео-обзор многофункционального FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» (приложение 1). Также шаблоны для печати (приложение 2).










Основная часть

Этапы создания пособия

Создание рюкзачка происходило в несколько этапов.

1. Для начала было продумано наполнение рюкзачка, для того чтобы рассчитать необходимое количество страниц, а также понимать какую информацию необходимо собрать.

2. Далее следовало изготовление макета. Здесь обдумывалось, как будут оформлены отдельные части рюкзачка, какую информацию лучше подать в виде книжечки, раскрывающихся кармашков, окошек, крепить на липучки. Макет зарисован, и в дальнейшем изготовление шло по нему.

3. В конце велся поиск информации. История города и его достопримечательностей, изображения необходимые для заполнения содержания, искали в сети Интернет. Некоторые картинки являются авторскими фотографиями.

Когда всё было продумано и собрано, приступили к непосредственному изготовлению рюкзачка.

Весь рюкзачок составлен в программе Microsoft Office Word и Microsoft PowerPoint. Были созданы странички в форме рюкзачка и все его структурные элементы (Приложение 1).

После составления электронного вида, распечатали рюкзачок, все странички, элементы содержания заламинировали и с помощью брошюровщика страницы были соединены. После этого приступила к наполнению информацией страничек рюкзачка. Информационные карточки созданы по тому же принципу, что и сам. Использовались липучки для таких информационных блоков как «Достопримечательности», «Слогобой», «Загадки» и т.д..

При составлении рюкзака обязательно учитывались два требования:

1. Безопасность. Основные материалы и отделка полностью безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. Также у пособия и всех его составляющих отсутствуют острые уголки.

2. Прочность. Это пособие предназначено для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оно используется во время экскурсии по городу. Именно поэтому было необходимо позаботиться о дополнительной защите всех элементов. И основа, и все структурные элементы были заламинированы.

Разделы пособия

Структура и содержание пособия построены максимально удобно. Состоит из 9 разделов (карманов) и дополнительного бонусного. Разделы представляют собой набор разнообразных заданий (работа с текстом, зеркальные буквы, лишние буквы и др.), выполняя которые обучающиеся знакомятся с интересными фактами о городе Чёрмоз. Дидактическое пособие FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» многофункционален, так как наполняемость разделов – карманов может меняться в зависимости от изучаемой темы. Пособие имеется бонусный раздел в виде дополнительных игр.

Данный рюкзачок возможно использовать в различных видах деятельности, таких как:

совместная деятельность;

самостоятельная деятельность;

индивидуальная работа.

В данной разработке представлен один из вариантов наполнение рюкзачка по теме «Достопримечательности города Чёрмоз».

Раздел 1

Карман «Зазеркалье»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, пространственного ориентирования.

Задание: Разгадай шифр и ответь какой год прячется на картинке.

t1698913059aa.png


Раздел 2

Карман «Следопыт»

Цель: развитие внимания, пространственного мышления, закрепление графического образа цифр и букв.

Задание 1: Найди букву, расположенную слева от цифры 5. Составь из найденных букв словосочетание.

9

П

Л

Г

5

О

Л

Д

2

О

5

Ю

Й

Я

И

Н

Р

5

Я

Х

О

5

В

А

Ш

Щ

З

Д

5

Н

Е

Ч

5

К

Н

Г

А

Л

Ё

5

И

Р

5

М

5

О

5

О

К

М

Р

З

5

Т


Задание 2: Найди лишние напечатанные буквы в стихотворении, вычеркни их, а затем прочитай текст.

Черммозз

Чезрммоз гомроззд момзй люзбмимый,

Егмзо дмлзя сеззрдца нммет миззлей.

Розздиммый доззм, и пруммд неззриммый…

Мманззящий шеззлеммст томмпоззлей.…

Одммин запмзал тзы в дузмшу мзне

Змавеззтный горммод нзза зземмле!


Исторический факт 1:

Чёрмоз – самый солнечный город в Пермском крае, имеющий богатую историю. Известен как поселение с 1701г. Одна версия - «Чёр» на языке зырян «ручей», «моз» — лед. Другая версия — «Шор» по коми-пермяцки - это «Река», а «мос» — корова.

Почти 200 лет вся история Чёрмоза связана с металлургическим заводом. Само поселение носило название «Завод». Типичный заводской поселок состоял из трех частей: Гора, Подгора и Запильня.

Затерянный в бескрайних просторах берегов камского водохранилища, Чёрмоз донес до наших дней прекрасные памятники прошлого и возможность прикоснуться к Уральской старине.


Раздел 3

Карман «Слогобой»

Цель: совершенствование умения воспроизводить слог как це­лостную единицу чтения, развитие слогового анализа и синтеза слов, формирование активного и пассивного сло­варя учащихся.

Задание: Составь слова из слогов, записанных в таблице по принципу «Морской бой»

3Д 7Ж _______________________________________________________

8В 1З 10И____________________________________________________

4А 5Г 9К 2Е 6Б________________________________________________


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

ОН

И

ЗА

ОРО

АТ

КЛАД

ИН

СВЯ

Я

ЛИ

2

ПА

ПИР

СА

ФУ

ЛА

ДИ

ЭХ

МИ

ОТ

ДУ

3

СИ

ТУ

МА

ПРО

ЦЕР

ТЕ

ВСЕГ

ДУ

У

СВЕ

4

БО

ПРЕ

НО

Ю

НЕ

МА

НА

НЕ

МЕН

ЛУ

5

ЛАЧ

МЫ

ДИ

ГО

БОЛЬ

БЯ

ХОМ

ПОС

В

ГО

6

ШИ

ЦЫ

ЛУЧ

ДО

НА

ДУ

НЕ

МА

ДА

ТЕ

7

ЛО

Е

МА

ЧИТ

НЯ

КО

КОВЬ

ПРЕ

Э

НО

8

ПРЕ

РАС

ПРЕ

ДА

ШАЯ

МЕН

РАЖ

ПО

МИР

ТРО

9

ЗА

ПЛО

РЕ

КРА

ПО

ДО

БЕ

ТОИ

ГА

РО

10

ВСЕ

ЗИ

ТЕТ

МЕ

СЕН

МЫ

СЯ

О

ТОЙ

ИМ


Раздел 4

Карман «Ребусы»

Цель: развитие логического мышления, зрительной памяти, творческих способностей, внимания, речи, мыслительной деятельности и умственных способностей, обогащение словаря, закрепление знаний звукобуквенных обозначений.

Задание: Разгадай название достопримечательностей спрятанных в этих картинках.

t1698913059ab.png

t1698913059ac.png

Исторический факт 2:

Настоящая жемчужина Чермозского поселения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1829-1836 гг. по проекту архитектора Ивана Матвеевича Подъячева.

Изюминкой храма являются часы-куранты и лунный календарь. Чермозские куранты на 3 года старше московских, установленных на Спасской башне Кремля, а лунный календарь вообще не имеет аналогов в России. В 1848 году установлены и сконструированы крепостным мастеровым Чермозского завода Егором Епишиным. Их диаметр составляет около полутора метров. Куранты показывают не только время, но и день недели с фазой луны. Часы отбивают каждый час и 15 минут. Храм по праву считался одним из красивейших в Прикамье. 


Раздел 5

Карман «Зашифрованные слова»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Задание: Расшифруй и прочитай послание. Каждой фигуре соответствует определенная буква.



t1698913059ad.png





t1698913059ae.gift1698913059af.gift1698913059ag.gift1698913059ah.gift1698913059ai.gift1698913059aj.gift1698913059ak.gift1698913059al.gift1698913059am.gif



t1698913059an.gift1698913059ao.gift1698913059ap.gif


Исторический факт 3:

На берегу пруда разбит большой красивый липовый сад. Памятник начала XIX века, сохранивший свою прелесть и ныне. Ранее, при заводовладельце, сад примыкал к дому главного управляющего. Необычна планировка господского сада: он удобно вписался в естественный рельеф.


Раздел 6

Карман «Вверх тормашками»

Цель: формирование навыка правильного чтения, закрепление в памяти эталонов целостных букв независимо от того, как они расположены.

Задание: Прочитай текст, двигаясь, снизу вверх и справа налево.

.модурп миксзомреЧ с модяр ,екрап монниратс в ястеагалопсар аднотоР . «акев XIX еинежуроос еонруткетихра еоньлакину» яинавз яанйотсод ,елитс мокснамор в еинежуроос аларУ ялд еоньлакинУ .ынйов йонневтсечетО яиначноко юачулс оп удог 5181 в анеортсоп алыб аднотоР

Исторический факт 4:

Ротонда была построена в 1815 году по случаю окончания Отечественной войны. Уникальное для Урала сооружение в романском стиле, достойная звания «уникальное архитектурное сооружение XIX века». Ротонда располагается в старинном парке, рядом с Чермозским прудом.

Раздел 7

Карман «Загадки»

Цель: развитие находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Задание: Прочитай загадки. Реши их. Что объединяет слова-отгадки?

Полосатый, да не тигр,

Он любитель быстрых игр,

Гребень есть, да не петух,

Гонит гурт, да не пастух,

Заморил бы червячка,

Коль не видел бы крючка.

                                      (Окунь)

Не птица, но пером пестра,

Зубами частыми востра;

Она по речке шасть да шасть,

Чтобы насытить волчью пасть.

                                (Щука)

У всякой посуды найдется оно,

Найдется в реке, океане,

Сквозь чистую воду видно

В бассейне, в кастрюле и в ванне!

(Дно)

Мы с утра бежим туда,

Где волшебная вода.

Отражая облака

В океан течёт…

(Река)

Два братца через мать
Друг на друга глядят.

(Берега)

Над рекой она склонилась,

Ловко-ловко исхитрилась.

Обменяла червяка

На большого окунька.
(Удочка)

Я бываю разводной,

А бываю и литой.

Через реку проведу,

Я тебя и всю семью.

(Мост)

На виду у детворы
Речка прыгает с горы.
Как она не разобьется?
А река в ответ смеется: -
Я не просто прыгаю,
Я турбину двигаю!

(Плотина)

Исторический факт 5:

Очень красив Чермозский пруд. Являлся одним из крупнейших на Урале, имел свое название – Лазаревский.

Создан Чёрмозский пруд был в 1769 году,

Городской пруд полюбился жителям, они ухаживали за ним.

В 1965 году, после строительства Камского водохранилища, пруд был уничтожен в результате взрыва плотины. Появился Чёрмозский залив Камского моря.  В начале 2000-х годов по инициативе местной власти пруд решено было восстановить. И в 2010 году в Чёрмозе вновь появилась плотина и городской пруд.  

Пруд стал одним из центров притяжения как местных рыбаков, так и приезжих. Говорят, что иногда, во время нереста, у водосброса рыбу можно ловить чуть ли не голыми руками.  

Раздел 8

Карман «Работа с текстом»

Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Развитие связной речи, обогащение активного словаря.

Задание: Прочитай текст, ответь на вопросы и придумай заголовок.



Рядом с дамбой пруда располагается памятник одному из героев современности. В 1971 году пролетая над городом, потерял управление над самолетом пилот Валерий Рубаненко. Пытаясь отвести падающую машину от жилых кварталов, летчик увел машину в сторону безлюдного берега пруда, где самолет разбился.

Вопросы:

Где располагается памятник герою современности?

Как звали пилота самолета?

В каком году Валерий Рубаненко совершил подвиг?

Какой подвиг совершил пилот?





Раздел 9

Карман «Замена букв»

Цель: формирование умения использовать алфавитный порядок букв для записи слов, активизация познавательной деятельности, развитие внимания, памяти, мышления.

Задание: Замени каждую буквы непосредственно следующей за ней по алфавиту.


t1698913059aq.png


Исторический факт 6:

Музей находится в центре города. Это бывшее административное здание главного правления Пермским имением Лазаревых в 1812-1956 годах. Здесь свои тайны.

Только здесь вы сможете увидеть сохранившиеся комнаты-сейфы, впечатляющие своими размерами и качеством материала, из которого они построены. Ни в одном из музеев Пермского края таких сейфов нет. Не услышите вы нигде и тех легенд, которые непосредственно связаны с историей строительства этого здания.


Бонусный раздел

Карман «Бонус»

Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти. 

Задание: Открой как можно больше парных карточек.



t1698913059ar.jpgt1698913059as.jpgt1698913059at.jpgt1698913059au.jpgt1698913059av.pngt1698913059aw.png


t1698913059ax.jpgt1698913059ay.jpgt1698913059az.jpgt1698913059ba.jpgt1698913059bb.jpgt1698913059bc.png


t1698913059bd.jpgt1698913059be.pngt1698913059bf.jpgt1698913059bg.pngt1698913059bh.jpgt1698913059bi.jpg



Содержание:

Игра «Слова признаки»

Цель: развитие навыков в подборе признаков к предметам с помощью вопросов; развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.

Задание: Рассмотри картинку. Назови 10 слов, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое?

Игра «Сюжетные картинки»

Цель: формирование связной речи, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Задание: Рассмотри картинку, составь по ней рассказ.

Игра «Ассоциации»

Цель: развитие речи, словарного запаса, памяти и воображения.

Задание: Рассмотри картинку. Подбери, как можно больше, ассоциаций.

Игра «Чудеса Чермоза»

Цель: обобщение знаний детей о городе Чёрмозе, развитие связной речи.

Задание: Назови достопримечательность и расскажи о ней всё, что ты узнал(а).



Апробация

Дидактическое пособие «Рюкзачок Знайка» использовался при проведении внеклассного занятия «Достопримечательности города Чёрмоз» (экскурсия по городу) с обучающимися МКОУ «Чёрмозская КШИ» 5, 6, 7 и старших классов «особый ребенок». Также, на внеклассных занятиях в рамках тематической недели «Мой Пермский край».

Рюкзачок вызвал у обучающихся большой интерес и много положительных эмоций. Им было интересно заниматься с ним самостоятельно, узнавать интересные факты о достопримечательностях города. Они с удовольствием выполняли задания и следовали заданному маршруту.


Заключение

«Рюкзачок Знайка» является эффективным дидактическим пособием при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по развитию читательской грамотности. В зависимости наполняемости разделов «Рюкзачка Знайка» изменяются цель и задачи. Данное пособие в обучении детей, в разы увеличивает вероятность успешного результата. В процессе выполнения заданий у обучающихся развиваются: память, внимание, воображение, речь и т.д.


Интернет-источники

https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/07/31/chto-takoe-flipbuk

http://chermoz-museum.ru/

https://vk.com/chermoz

https://disk.yandex.ru/i/QFQsDVqfhE7k7Q




Приложение 1

Видеообзор дидактического пособия «Рюкзачок Знайка»


https://disk.yandex.ru/i/RCFBocJ9gVUxLA

t1698913059bj.png


































Приложение 2

Шаблоны для печати «Рюкзачок Знайка»



t1698913059bk.png



t1698913059bl.png

t1698913059bm.png





t1698913059bn.pngt1698913059bo.png




t1698913059bp.png



t1698913059bq.png


t1698913059br.png

t1698913059bs.png


t1698913059bt.png


t1698913059bu.png


t1698913059bv.png


t1698913059bw.png


t1698913059bx.png






Приложение 3

Шаблоны «Задания к разделам

«Достопримечательности города Чёрмоз»


«Зазеркалье»

Задание: Расшифруй дату.

t1698913059aa.png


t1698913059by.png


«Следопыт»

Задание 1: Найди букву, расположенную слева от цифры 5. Составь из найденных букв словосочетание.

9

П

Л

Г

5

О

Л

Д

2

О

5

Ю

Й

Я

И

Н

Р

5

Я

Х

О

5

В

А

Ш

Щ

З

Д

5

Н

Е

Ч

5

К

Н

Г

А

Л

Ё

5

И

Р

5

М

5

О

5

О

К

М

Р

З

5

Т



Задание 2: Найди лишние напечатанные буквы в стихотворении, вычеркни их, а затем прочитай текст.

Черммозз

Чезрммоз гомроззд момзй люзбмимый,

Егмзо дмлзя сеззрдца нммет миззлей.

Розздиммый доззм, и пруммд неззриммый…

Мманззящий шеззлеммст томмпоззлей.…

Одммин запмзал тзы в дузмшу мзне

Змавеззтный горммод нзза зземмле!

Роман Омельяненко


«Загадки»

Задание: Прочитай загадки. Реши их. Что объединяет слова-отгадки?

t1698913059bz.jpg



Полосатый, да не тигр,

Он любитель быстрых игр,

Гребень есть, да не петух,

Гонит гурт, да не пастух,

Заморил бы червячка,

Коль не видел бы крючка.




Не птица, но пером пестра,

Зубами частыми востра;

Она по речке шасть да шасть,

Чтобы насытить волчью пасть.




У всякой посуды найдется оно,

Найдется в реке, океане,

Сквозь чистую воду видно

В бассейне, в кастрюле и в ванне!




Мы с утра бежим туда,

Где волшебная вода.

Отражая облака

В океан течёт…





Два братца через мать
Друг на друга глядят.




Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька.




Я бываю разводной,

А бываю и литой.

Через реку проведу,

Я тебя и всю семью.



На виду у детворы
Речка прыгает с горы.
Как она не разобьется?
А река в ответ смеется: -
Я не просто прыгаю,
Я турбину двигаю!




t1698913059ca.jpg



t1698913059cb.jpg


«Слогобой»


Задание: Составь слова из слогов, записанных в таблице по принципу «Морской бой»


3-Д 7-Ж_____________________;

8-В 1-З 8-И__________________;

4-А 5-Г 9-К-2 Е 6-Б____________.



«Ребусы»

Задание: Разгадай название достопримечательностей спрятанных в этих картинках.

t1698913059ab.png

ответ_______________________



t1698913059cc.png


ответ_____________________


«Зашифрованные слова»

Задание: Расшифруй и прочитай послание. Каждой фигуре соответствует определенная буква. (ключ на обороте)

t1698913059cd.jpg



Ключ к шифру

t1698913059ce.jpg


.модурп миксзомреЧ с модяр ,екрап монниратс в ястеагалопсар аднотоР . «акев XIX еинежуроос еонруткетихра еоньлакину» яинавз яанйотсод ,елитс мокснамор в еинежуроос аларУ ялд еоньлакинУ .ынйов йонневтсечетО яиначноко юачулс оп удог 5181 в анеортсоп алыб аднотоР

«Вверх тормашками»

Задание: Прочитай текст, двигаясь, снизу вверх и справа налево.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасная разработка! Спасибо огромное

2 November 2023

Похожие публикации