Дидактическое пособие по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью «Рюкзачок Знайка»
МКОУ «Чёрмозская КШИ»
Методическая разработка дидактического пособия
по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«FLIPBOOK» (Флипбук)
«Рюкзачок Знайка»
Разработали:
учитель русского языка и литературы
Гладких М.П,
учитель-логопед Сиротина М. А.
2022 г.
Оглавление
Пояснительная записка | 3 стр. |
Основная часть | 5 стр. |
Этапы создания пособия | 5 стр. |
Разделы пособия | 6 стр. |
Апробация | 15 стр. |
Заключение | 15 стр. |
Интернет-источники | 15 стр. |
Приложение | 16 стр. |
Приложение 1. Видеообзор дидактического пособия «Рюкзачок Знайка» | 16 стр. |
Приложение 2. Шаблоны для печати «Рюкзачок Знайка» | 17 стр. |
Приложение 3. Шаблоны для печати «Задания к разделам «Достопримечательности города Чёрмоз | 25 стр. |
Пояснительная записка
Уважаемые коллеги! Вы держите в руках дидактическое пособие, созданное для того, чтобы помочь вам в работе по формированию читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одной из важнейших задач школы является формирование и оценка читательской грамотности обучающихся. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом.
Также не менее важной является задача – воспитание патриота своей страны. Россия, для каждого её гражданина, бесспорно является Родиной. И у каждого человека есть свой родной край – город, поселок, маленькая деревня. Для сохранения истории своей маленькой родины и воспитания настоящих патриотов мы знакомим обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с достопримечательностями города Чёрмоз.. Знакомство с малой родиной будет проходить более успешно, если использовать эффективные методы обучения ребенка - наглядность, помогающая ему качественно усвоить изучаемый материал, и дидактические игры, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Для того, чтобы обучающиеся легко, а самое главное с большим желанием и интересом знакомились с городом Чёрмоз мы разработали дидактическое пособие «Рюкзачок Знайка», которое оформлено в виде «FLIPBOOK» («флипбук» – буквально переводится «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера).
Тематическое направление пособия: приобщение к культурному наследию. Предлагаемое дидактическое пособие состоит из комплекта заданий, связанных с историей и достопримечательностями города Чёрмоз, способствующих формированию оценки читательской грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целевая аудитория: рассчитана на детей 10 – 15 лет/ обучающихся 4 - 7-ых классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель пособия: помощь в формировании читательской грамотности и приобщение к культурному наследию города Чёрмоз обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разработка дидактического пособия выполнена педагогами МКОУ «Чёрмозская КШИ» Гладких М. П., и Сиротиной М. А.
Дидактическое пособие FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» может быть использовано учителями русского языка и литературы, учителями - логопедами, дефектологами и классными руководителями, на уроках и во внеурочной деятельности, при подготовке и проведении классных часов краеведческой направленности, а так же во время работы в школьном летнем лагере.
К пособию прилагается ссылка и QR код на видео-обзор многофункционального FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» (приложение 1). Также шаблоны для печати (приложение 2).
Основная часть
Этапы создания пособия
Создание рюкзачка происходило в несколько этапов.
1. Для начала было продумано наполнение рюкзачка, для того чтобы рассчитать необходимое количество страниц, а также понимать какую информацию необходимо собрать.
2. Далее следовало изготовление макета. Здесь обдумывалось, как будут оформлены отдельные части рюкзачка, какую информацию лучше подать в виде книжечки, раскрывающихся кармашков, окошек, крепить на липучки. Макет зарисован, и в дальнейшем изготовление шло по нему.
3. В конце велся поиск информации. История города и его достопримечательностей, изображения необходимые для заполнения содержания, искали в сети Интернет. Некоторые картинки являются авторскими фотографиями.
Когда всё было продумано и собрано, приступили к непосредственному изготовлению рюкзачка.
Весь рюкзачок составлен в программе Microsoft Office Word и Microsoft PowerPoint. Были созданы странички в форме рюкзачка и все его структурные элементы (Приложение 1).
После составления электронного вида, распечатали рюкзачок, все странички, элементы содержания заламинировали и с помощью брошюровщика страницы были соединены. После этого приступила к наполнению информацией страничек рюкзачка. Информационные карточки созданы по тому же принципу, что и сам. Использовались липучки для таких информационных блоков как «Достопримечательности», «Слогобой», «Загадки» и т.д..
При составлении рюкзака обязательно учитывались два требования:
1. Безопасность. Основные материалы и отделка полностью безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. Также у пособия и всех его составляющих отсутствуют острые уголки.
2. Прочность. Это пособие предназначено для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оно используется во время экскурсии по городу. Именно поэтому было необходимо позаботиться о дополнительной защите всех элементов. И основа, и все структурные элементы были заламинированы.
Разделы пособия
Структура и содержание пособия построены максимально удобно. Состоит из 9 разделов (карманов) и дополнительного бонусного. Разделы представляют собой набор разнообразных заданий (работа с текстом, зеркальные буквы, лишние буквы и др.), выполняя которые обучающиеся знакомятся с интересными фактами о городе Чёрмоз. Дидактическое пособие FLIPBOOK «Рюкзачок Знайка» многофункционален, так как наполняемость разделов – карманов может меняться в зависимости от изучаемой темы. Пособие имеется бонусный раздел в виде дополнительных игр.
Данный рюкзачок возможно использовать в различных видах деятельности, таких как:
совместная деятельность;
самостоятельная деятельность;
индивидуальная работа.
В данной разработке представлен один из вариантов наполнение рюкзачка по теме «Достопримечательности города Чёрмоз».
Раздел 1
Карман «Зазеркалье»
Цель: развитие мышления, внимания, воображения, пространственного ориентирования.
Задание: Разгадай шифр и ответь какой год прячется на картинке.
Раздел 2
Карман «Следопыт»
Цель: развитие внимания, пространственного мышления, закрепление графического образа цифр и букв.
Задание 1: Найди букву, расположенную слева от цифры 5. Составь из найденных букв словосочетание.
9 | П | Л | Г | 5 | О | Л | Д | 2 |
О | 5 | Ю | Й | Я | И | Н | Р | 5 |
Я | Х | О | 5 | В | А | Ш | Щ | З |
Д | 5 | Н | Е | Ч | 5 | К | Н | Г |
А | Л | Ё | 5 | И | Р | 5 | М | 5 |
О | 5 | О | К | М | Р | З | 5 | Т |
Задание 2: Найди лишние напечатанные буквы в стихотворении, вычеркни их, а затем прочитай текст.
Черммозз Чезрммоз гомроззд момзй люзбмимый, Егмзо дмлзя сеззрдца нммет миззлей. Розздиммый доззм, и пруммд неззриммый… Мманззящий шеззлеммст томмпоззлей.… Одммин запмзал тзы в дузмшу мзне Змавеззтный горммод нзза зземмле! |
Исторический факт 1:
Чёрмоз – самый солнечный город в Пермском крае, имеющий богатую историю. Известен как поселение с 1701г. Одна версия - «Чёр» на языке зырян «ручей», «моз» — лед. Другая версия — «Шор» по коми-пермяцки - это «Река», а «мос» — корова.
Почти 200 лет вся история Чёрмоза связана с металлургическим заводом. Само поселение носило название «Завод». Типичный заводской поселок состоял из трех частей: Гора, Подгора и Запильня.
Затерянный в бескрайних просторах берегов камского водохранилища, Чёрмоз донес до наших дней прекрасные памятники прошлого и возможность прикоснуться к Уральской старине.
Раздел 3
Карман «Слогобой»
Цель: совершенствование умения воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развитие слогового анализа и синтеза слов, формирование активного и пассивного словаря учащихся.
Задание: Составь слова из слогов, записанных в таблице по принципу «Морской бой»
3Д 7Ж _______________________________________________________
8В 1З 10И____________________________________________________
4А 5Г 9К 2Е 6Б________________________________________________
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | |
1 | ОН | И | ЗА | ОРО | АТ | КЛАД | ИН | СВЯ | Я | ЛИ |
2 | ПА | ПИР | СА | ФУ | ЛА | ДИ | ЭХ | МИ | ОТ | ДУ |
3 | СИ | ТУ | МА | ПРО | ЦЕР | ТЕ | ВСЕГ | ДУ | У | СВЕ |
4 | БО | ПРЕ | НО | Ю | НЕ | МА | НА | НЕ | МЕН | ЛУ |
5 | ЛАЧ | МЫ | ДИ | ГО | БОЛЬ | БЯ | ХОМ | ПОС | В | ГО |
6 | ШИ | ЦЫ | ЛУЧ | ДО | НА | ДУ | НЕ | МА | ДА | ТЕ |
7 | ЛО | Е | МА | ЧИТ | НЯ | КО | КОВЬ | ПРЕ | Э | НО |
8 | ПРЕ | РАС | ПРЕ | ДА | ШАЯ | МЕН | РАЖ | ПО | МИР | ТРО |
9 | ЗА | ПЛО | РЕ | КРА | ПО | ДО | БЕ | ТОИ | ГА | РО |
10 | ВСЕ | ЗИ | ТЕТ | МЕ | СЕН | МЫ | СЯ | О | ТОЙ | ИМ |
Раздел 4
Карман «Ребусы»
Цель: развитие логического мышления, зрительной памяти, творческих способностей, внимания, речи, мыслительной деятельности и умственных способностей, обогащение словаря, закрепление знаний звукобуквенных обозначений.
Задание: Разгадай название достопримечательностей спрятанных в этих картинках.
Исторический факт 2:
Настоящая жемчужина Чермозского поселения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1829-1836 гг. по проекту архитектора Ивана Матвеевича Подъячева.
Изюминкой храма являются часы-куранты и лунный календарь. Чермозские куранты на 3 года старше московских, установленных на Спасской башне Кремля, а лунный календарь вообще не имеет аналогов в России. В 1848 году установлены и сконструированы крепостным мастеровым Чермозского завода Егором Епишиным. Их диаметр составляет около полутора метров. Куранты показывают не только время, но и день недели с фазой луны. Часы отбивают каждый час и 15 минут. Храм по праву считался одним из красивейших в Прикамье.
Раздел 5
Карман «Зашифрованные слова»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Задание: Расшифруй и прочитай послание. Каждой фигуре соответствует определенная буква.
|
Исторический факт 3:
На берегу пруда разбит большой красивый липовый сад. Памятник начала XIX века, сохранивший свою прелесть и ныне. Ранее, при заводовладельце, сад примыкал к дому главного управляющего. Необычна планировка господского сада: он удобно вписался в естественный рельеф.
Раздел 6
Карман «Вверх тормашками»
Цель: формирование навыка правильного чтения, закрепление в памяти эталонов целостных букв независимо от того, как они расположены.
Задание: Прочитай текст, двигаясь, снизу вверх и справа налево.
.модурп миксзомреЧ с модяр ,екрап монниратс в ястеагалопсар аднотоР . «акев XIX еинежуроос еонруткетихра еоньлакину» яинавз яанйотсод ,елитс мокснамор в еинежуроос аларУ ялд еоньлакинУ .ынйов йонневтсечетО яиначноко юачулс оп удог 5181 в анеортсоп алыб аднотоР |
Исторический факт 4:
Ротонда была построена в 1815 году по случаю окончания Отечественной войны. Уникальное для Урала сооружение в романском стиле, достойная звания «уникальное архитектурное сооружение XIX века». Ротонда располагается в старинном парке, рядом с Чермозским прудом.
Раздел 7
Карман «Загадки»
Цель: развитие находчивости, сообразительности, быстроты реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Задание: Прочитай загадки. Реши их. Что объединяет слова-отгадки?
Полосатый, да не тигр, Он любитель быстрых игр, Гребень есть, да не петух, Гонит гурт, да не пастух, Заморил бы червячка, Коль не видел бы крючка. (Окунь) | Не птица, но пером пестра, Зубами частыми востра; Она по речке шасть да шасть, Чтобы насытить волчью пасть. (Щука) |
У всякой посуды найдется оно, Найдется в реке, океане, Сквозь чистую воду видно В бассейне, в кастрюле и в ванне! (Дно) | Мы с утра бежим туда, Где волшебная вода. Отражая облака В океан течёт… (Река) |
Два братца через мать (Берега) | Над рекой она склонилась, Ловко-ловко исхитрилась. Обменяла червяка На большого окунька. |
Я бываю разводной, А бываю и литой. Через реку проведу, Я тебя и всю семью. (Мост) | На виду у детворы (Плотина) |
Исторический факт 5:
Очень красив Чермозский пруд. Являлся одним из крупнейших на Урале, имел свое название – Лазаревский.
Создан Чёрмозский пруд был в 1769 году,
Городской пруд полюбился жителям, они ухаживали за ним.
В 1965 году, после строительства Камского водохранилища, пруд был уничтожен в результате взрыва плотины. Появился Чёрмозский залив Камского моря. В начале 2000-х годов по инициативе местной власти пруд решено было восстановить. И в 2010 году в Чёрмозе вновь появилась плотина и городской пруд.
Пруд стал одним из центров притяжения как местных рыбаков, так и приезжих. Говорят, что иногда, во время нереста, у водосброса рыбу можно ловить чуть ли не голыми руками.
Раздел 8
Карман «Работа с текстом»
Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Развитие связной речи, обогащение активного словаря.
Задание: Прочитай текст, ответь на вопросы и придумай заголовок.
Рядом с дамбой пруда располагается памятник одному из героев современности. В 1971 году пролетая над городом, потерял управление над самолетом пилот Валерий Рубаненко. Пытаясь отвести падающую машину от жилых кварталов, летчик увел машину в сторону безлюдного берега пруда, где самолет разбился. Вопросы: Где располагается памятник герою современности? Как звали пилота самолета? В каком году Валерий Рубаненко совершил подвиг? Какой подвиг совершил пилот? |
Раздел 9
Карман «Замена букв»
Цель: формирование умения использовать алфавитный порядок букв для записи слов, активизация познавательной деятельности, развитие внимания, памяти, мышления.
Задание: Замени каждую буквы непосредственно следующей за ней по алфавиту.
Исторический факт 6:
Музей находится в центре города. Это бывшее административное здание главного правления Пермским имением Лазаревых в 1812-1956 годах. Здесь свои тайны.
Только здесь вы сможете увидеть сохранившиеся комнаты-сейфы, впечатляющие своими размерами и качеством материала, из которого они построены. Ни в одном из музеев Пермского края таких сейфов нет. Не услышите вы нигде и тех легенд, которые непосредственно связаны с историей строительства этого здания.
Бонусный раздел
Карман «Бонус»
Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Задание: Открой как можно больше парных карточек.
Содержание:
Игра «Слова признаки»
Цель: развитие навыков в подборе признаков к предметам с помощью вопросов; развитие диалогической речи: постановка вопросов к предметным картинкам и ответы на них.
Задание: Рассмотри картинку. Назови 10 слов, которые отвечают на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое?
Игра «Сюжетные картинки»
Цель: формирование связной речи, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Задание: Рассмотри картинку, составь по ней рассказ.
Игра «Ассоциации»
Цель: развитие речи, словарного запаса, памяти и воображения.
Задание: Рассмотри картинку. Подбери, как можно больше, ассоциаций.
Игра «Чудеса Чермоза»
Цель: обобщение знаний детей о городе Чёрмозе, развитие связной речи.
Задание: Назови достопримечательность и расскажи о ней всё, что ты узнал(а).
Апробация
Дидактическое пособие «Рюкзачок Знайка» использовался при проведении внеклассного занятия «Достопримечательности города Чёрмоз» (экскурсия по городу) с обучающимися МКОУ «Чёрмозская КШИ» 5, 6, 7 и старших классов «особый ребенок». Также, на внеклассных занятиях в рамках тематической недели «Мой Пермский край».
Рюкзачок вызвал у обучающихся большой интерес и много положительных эмоций. Им было интересно заниматься с ним самостоятельно, узнавать интересные факты о достопримечательностях города. Они с удовольствием выполняли задания и следовали заданному маршруту.
Заключение
«Рюкзачок Знайка» является эффективным дидактическим пособием при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по развитию читательской грамотности. В зависимости наполняемости разделов «Рюкзачка Знайка» изменяются цель и задачи. Данное пособие в обучении детей, в разы увеличивает вероятность успешного результата. В процессе выполнения заданий у обучающихся развиваются: память, внимание, воображение, речь и т.д.
Интернет-источники
https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/07/31/chto-takoe-flipbuk
https://disk.yandex.ru/i/QFQsDVqfhE7k7Q
Приложение 1
Видеообзор дидактического пособия «Рюкзачок Знайка»
https://disk.yandex.ru/i/RCFBocJ9gVUxLA
Приложение 2
Шаблоны для печати «Рюкзачок Знайка»
Приложение 3
Шаблоны «Задания к разделам
«Достопримечательности города Чёрмоз»
«Зазеркалье» Задание: Расшифруй дату. |
«Следопыт» Задание 1: Найди букву, расположенную слева от цифры 5. Составь из найденных букв словосочетание.
|
Задание 2: Найди лишние напечатанные буквы в стихотворении, вычеркни их, а затем прочитай текст. Черммозз Чезрммоз гомроззд момзй люзбмимый, Егмзо дмлзя сеззрдца нммет миззлей. Розздиммый доззм, и пруммд неззриммый… Мманззящий шеззлеммст томмпоззлей.… Одммин запмзал тзы в дузмшу мзне Змавеззтный горммод нзза зземмле! Роман Омельяненко |
«Загадки» Задание: Прочитай загадки. Реши их. Что объединяет слова-отгадки? |
Полосатый, да не тигр, Он любитель быстрых игр, Гребень есть, да не петух, Гонит гурт, да не пастух, Заморил бы червячка, Коль не видел бы крючка. | Не птица, но пером пестра, Зубами частыми востра; Она по речке шасть да шасть, Чтобы насытить волчью пасть. |
У всякой посуды найдется оно, Найдется в реке, океане, Сквозь чистую воду видно В бассейне, в кастрюле и в ванне! | Мы с утра бежим туда, Где волшебная вода. Отражая облака В океан течёт… |
Два братца через мать | Над рекой она склонилась, |
Я бываю разводной, А бываю и литой. Через реку проведу, Я тебя и всю семью. | На виду у детворы |
«Слогобой» Задание: Составь слова из слогов, записанных в таблице по принципу «Морской бой» 3-Д 7-Ж_____________________; 8-В 1-З 8-И__________________; 4-А 5-Г 9-К-2 Е 6-Б____________. |
«Ребусы» Задание: Разгадай название достопримечательностей спрятанных в этих картинках. ответ_______________________ |
ответ_____________________ |
«Зашифрованные слова» Задание: Расшифруй и прочитай послание. Каждой фигуре соответствует определенная буква. (ключ на обороте) |
Ключ к шифру |
.модурп миксзомреЧ с модяр ,екрап монниратс в ястеагалопсар аднотоР . «акев XIX еинежуроос еонруткетихра еоньлакину» яинавз яанйотсод ,елитс мокснамор в еинежуроос аларУ ялд еоньлакинУ .ынйов йонневтсечетО яиначноко юачулс оп удог 5181 в анеортсоп алыб аднотоР |
«Вверх тормашками» Задание: Прочитай текст, двигаясь, снизу вверх и справа налево. |
Евгения Николаевна Касьянова