12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Митченко Надежда Михайловна927


Дидактическое пособие «Секреты волшебного сундучка»

Название дидактического пособия

Лэпбук «Секреты волшебного сундучка»

Цель

Воспитание у дошкольников интереса к истории, культуре, традициям родного края

Задачи

1. Расширить знания о содержании эпоса «Калевала»;
2. Продолжать знакомить с героями произведения;
3. Формировать знания о значении символов в эпосе (мельница Сампо, кантеле,)
4. Обобщить и систематизировать знания по теме;
5. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, память;
6. Развивать мелкую моторику рук детей;
8. Обогащать словарь детей (руны, кантеле, Похъяла, Калевала, Лоухи, Айно, Вяйнямейнен, Леминкайнен, Илмаринен, мельница Сампо);
9. Воспитывать интерес к истории Карелии, ее литературному наследию;
10. Воспитывать уважение к своей Родине.

Возраст детей

6-7 лет

Методические рекомендации

Пособие можно использовать для обобщения знаний по теме «Карело-финский эпос «Калевала». Предназначено для индивидуальной работы с детьми и для самостоятельной деятельности (1-2 ребенка).
Пособие состоит из четырех частей..
I часть «Происхождение мира»: в Карелии считалось, что мир произошел из яйца утки. Об этом написано в первой руне Калевалы::
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный.
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились.
Задание: для «сотворения мира» из кармашка нужно достать изображения земли, неба, солнца, месяца, звезд и выложить их на изображение утки, таким образом закрывая ее (картинки вставляются в прозрачные кармашки на фоне с уткой).
II часть «Герои «Калевалы».
Необходимо выбрать из предложенных персонажей русского и карельского эпоса героев «Калевалы», назвать их и подобрать для них инструмент, которым они пользовались. (Вяйнямёйнен – кантеле, Леминкайнен – копье, лук и стрелы, Илмаринен – молот и наковальня).
III часть «Калевала и Похъяла»
1 задание «Сотворение кантеле»: Один из главных героев Калевалы - это Вяйнямёйнен. Он очень красиво умел играть на кантеле и сам его изготовил. Кантеле-это карельский музыкальный инструмент. Однажды Вяйнямёйнен поймал рыбу и смастерил из нее себе кантеле. Из какой рыбы он вырезал себе кантеле?
(Ребенок должен соединить фломастером кантеле на картинке с нужной рыбой)

Послушайте вторую руну:

Короб кантеле откуда?

Он из челюсти той щуки.

Гвозди кантеле откуда?

Из зубов огромной рыбы.

Струны кантеле откуда?

Из волос коня у Хийси.

Создан короб многострунный,

Кантеле давно готово.
2 задание.

Как в любой сказке есть добро и зло, так и в Карелии была светлая страна, где живут добрые люди-Калевала и темная-страна Похъяла, где живет злая старуха Лоухи.
(Дети выкладывают изображение Лоухи и Айно)

Посмотрите на нее и скажите, какая она? Вяйнямёйнен так хорошо играл на кантеле, что, однажды, даже солнце и месяц вышли послушать его игру на кантеле. Послушайте третью руну:

Старый, верный Вяйнямейнен

Все на кантеле играет,

Пеньем радость пробуждает.

Звуки к месяцу доходят,
Донеслись к окошку солнца.

Из избы тут вышел месяц,

На кривую влез березу,

Вышло солнышко из замка,

На сосновой ветке село,

Чтобы кантеле послушать.

Лоухи, Похъелы хозяйка,

Редкозубая старуха,

Тут же солнышко схватила

И взяла руками месяц.

Унесла домой с собою,

В Похъялу, страну тумана.

Старуха Лоухи украла месяц и солнце и спрятала их в пещеру.

Перед детьми картинки с изображением месяца – солнца, черного – белого, радости – грусти. Детям предлагается охарактеризовать с помощью картинок и в соответствии с ассоциациями светлую страну Калевала и темную страну Похъяла.
IV часть «Создание мельницы Сампо».

Добрый верный Вяйнямейнен отправился вызволять солнце и месяц в страну Похъяла. У старухи Лоухи была дочь-красавица Айно. (дети выкладывают картинку с изображением Айно). Чтобы забрать в жены красавицу Айно, Вяйнямёйнену надо было сковать….

Но нужно отгадать загадку:

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может.

А сковать он должен был - мельницу Сампо. Сам Вяйнямейнен не смог ее сковать, поэтому попросил об этом своего друга Илмаринена (показать его изображение из 2 задания)
Послушайте руну об этом:

Сам кователь Илмаринен

Уж на третий день работы

Наклонился, пригляделся,

посмотрел на дно горнила.

Видит - Сампо вырастает,

Всходит крышка расписная.

Сам кователь Илмаринен,

Славный мастер вековечный,

Принялся ковать усердно,

Бить кувалдою упорно.

Выковал искусно Сампо:

Сделал сбоку мукомолку,

Со второго - солемолку,

С третьего же - деньгомолку.
Поможем Илмаринену сковать мельницу Сампо (дети собирают паззл мельницы Сампо. В завершении работы детям предлагается раскрасить мельницу Сампо, проявив свою фантазию (раскраски).

Возможная область применения

Познавательное развитие


t1676487516aa.jpgt1676487516ab.jpg


t1676487516ac.jpgt1676487516ad.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.