12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Полубедова Ирина Сергеевна49 Россия, Ростовская обл., красный сулин Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа кружка «Секреты бабушкиного сундучка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Рассмотрено На заседании ШМО Руководитель: _______/Прудий Т.М. «28 »_08 2018_ Протокол №1______ | Согласовано Заместитель директора по УВР ________/Заикина Н.С./ « 30 »_08. 2018г | Принято Педсовет № 1 _______________ « 31 »08_2018г | Утверждено Директор МБОУ СОШ №10 _____ /Зеленская И.А « 31 »_08 2018г_ Приказ №_134_ |
Рабочая программа
кружка по декоративно – прикладному творчеству
«Секреты бабушкиного сундучка»
2018-2019 учебного года
Учитель: Полубедова Ирина Сергеевна
г. Красный Сулин
2018
Пояснительная записка
Знание традиций своего народа часто связано с декоративно – прикладным искусством и играет особую роль в развитии у детей отношения к национальной культуре своего, а также других народов. Традиции в нашей жизни прочно связаны с жизнью и бытом человека, поэтому ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
Основным источником всему служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм: образы родной природы воплощались в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях: хозяйки ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе рождение. Именно в наше время все больше появляется людей желающих заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя, становясь центром любого интерьера и достоинством коллекционирования.
Общее же увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в различных направлениях рукоделия.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Она объединяет в себе материал изобразительного искусства и технологии. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа рассчитана на 1 учебный год (5 часов в неделю-175 часов).
Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
создать условия для формирования образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами в разных направлениях творчества;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
создать условия для формирования творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
развивать мелкую моторику рук.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы:
- формирование целостного мировоззрения; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения поставленной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации.
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использование контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности.
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёров, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- сравнение различных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание курса кружка
№ | Название разделов | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Введение | 2 | 2 | |
2 | Футляр для рукодельницы | 13 | 1 | 12 |
3 | Вторая жизнь «потеряшек» и старых вещей | 62 | 3 | 59 |
4 | К истокам рукоделия | 62 | 2 | 60 |
5 | Раз-клубочек, два - крючочек | 27 | 2 | 25 |
6 | Итоговая выставка работ | 1 | 1 | |
Итого: | 167 | 11 | 156 |
Календарно-тематическое планирование кружка
№ | Дата | Раздел / Тема занятия | Кол-во часов | |
План | Факт | |||
Введение | 2 ч. | |||
1 | 4.09 | Введение. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. | 1 | |
2 | 5.09 | Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. | 1 | |
Футляр для рукодельницы | 13 | |||
3 | 5.09 | История игольницы, виды выполнения игольницы | 1 | |
4-6 | 7.09 7.09 11.09 | Выполнение игольницы из подручного материала (на выбор) | 3 | |
7-8 | 12.09 12.09 | Органайзер для ниток | 2 | |
9-12 | 14.09 14.09 18.09 19.09 | Шкатулка секретов для рукодельницы | 4 | |
13-15 | 19.09 21.09 21.09 | Сумочка-чехол для утюга | 3 | |
Вторая жизнь «потеряшек» и старых вещей | 62 | |||
16 | 25.09 | История создания носков, их качество и свойства | 1 | |
17 | 26.09 | Игрушки из носков. Собачка Соня | 1 | |
18-19 | 26.09 28.09 | Веселая Панда | 2 | |
20-23 | 28.09 2.10 3.10 3.10 | Братья кролики | 4 | |
24-25 | 5.10 5.10 | Забавные котята | 2 | |
26-27 | 9.10 10.10 | Поросенок Наф-Наф | 2 | |
28 | 10.10 | История капрона, его виды и свойства. Секреты обработки материала | 1 | |
29-34 | 12.10 12.10 16.10 17.10 17.10 19.10 | Техника изготовления частей тела из капрона | 6 | |
35-37 | 19.10 23.10 24.10 | Домовенок на удачу (ключница) | 3 | |
38-42 | 24.10 26.10 26.10 6.11 7.11 | Веселая Буренка из капрона и бутылок | 5 | |
43-47 | 7.11 | Романтические Ежики | 5 | |
48 | Старая футболка и ее вторя жизнь. Летний топ | 1 | ||
49 | Оригинальный шарф из майки | 1 | ||
50 | Спортивная сумка из майки | 1 | ||
51 | История джинса, его виды и свойства. | 1 | ||
52-53 | Настенный органайзер для творчества | 2 | ||
54-56 | Настенное панно «Ночной город» | 3 | ||
57-58 | Фартук, рукавички и прихватки из джинсов | 2 | ||
59-62 | Оригинальные сумочки из старых джинсов | 4 | ||
63-66 | Подушки из джинсов в технике печворк | 4 | ||
67-71 | Сумка-плетенка из джинса | 5 | ||
72-75 | Бижутерия из старой молнии | 4 | ||
76-77 | Пенал для ручек и карандашей из молний | 2 | ||
К истокам рукоделия | 62 | |||
78 | История ткацкого станка, его назначение. Ткацкий станок из картона и вилки. | 1 | ||
79-81 | Плетение полотна на ткацком станке | 3 | ||
82-85 | Плетеные салфетки из ниток на станке | 4 | ||
86-91 | Бискорню. Шитье подушечек-саше. | 6 | ||
92-99 | Создаем уют на кухне (полотенце, салфетки, держатели, корзинки для хлеба и т.д.) | 8 | ||
100-105 | Текстильный чайник - грелка | 6 | ||
106-109 | Декоративные сумочки - органайзер | 4 | ||
110-113 | Держи ноги в тепле, а голову в холоде. Шитье тапочек | 4 | ||
114-115 | Детские «топотушки» | 2 | ||
116-119 | Матрас «зефирка» для детской кроватки | 4 | ||
120-123 | Забавные подушки-игрушки | 4 | ||
124-131 | Текстильные куклы | 8 | ||
132 | Тайна фетра, его свойства и качества | 1 | ||
133-134 | Маленькие пупсики, ангелочки из фетра | 2 | ||
135-139 | Комнатные растения в горшочках из фетра | 5 | ||
Раз-клубочек, два - крючочек | 27 | |||
140-141 | История вязания крючком, инструменты и материалы. Техники вязания крючком | 2 | ||
142-146 | Вязание ажурных салфеток | 5 | ||
147-150 | Вязаные шарообразные игрушки (на выбор) | 4 | ||
151-152 | Техника вязания игрушек амигурами (на выбор) | 2 | ||
153-159 | Вязание животных в технике амигурами (на выбор) | 7 | ||
160-166 | Вязание объемных кукол в технике амигурами | 7 | ||
167 | Итоговая выставка работ | 1 |