Рабочая программа кружка «Секреты бабушкиного сундучка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Рассмотрено На заседании ШМО Руководитель: _______/Прудий Т.М. «28 »_08 2018_ Протокол №1______ |
Согласовано Заместитель директора по УВР ________/Заикина Н.С./ « 30 »_08. 2018г |
Принято Педсовет № 1 _______________ « 31 »08_2018г |
Утверждено Директор МБОУ СОШ №10 _____ /Зеленская И.А « 31 »_08 2018г_ Приказ №_134_ |
Рабочая программа
кружка по декоративно – прикладному творчеству
«Секреты бабушкиного сундучка»
2018-2019 учебного года
Учитель: Полубедова Ирина Сергеевна
г. Красный Сулин
2018
Пояснительная записка
Знание традиций своего народа часто связано с декоративно – прикладным искусством и играет особую роль в развитии у детей отношения к национальной культуре своего, а также других народов. Традиции в нашей жизни прочно связаны с жизнью и бытом человека, поэтому ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
Основным источником всему служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм: образы родной природы воплощались в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях: хозяйки ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе рождение. Именно в наше время все больше появляется людей желающих заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя, становясь центром любого интерьера и достоинством коллекционирования.
Общее же увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью. Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности в различных направлениях рукоделия.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Она объединяет в себе материал изобразительного искусства и технологии. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа рассчитана на 1 учебный год (5 часов в неделю-175 часов).
Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
создать условия для формирования образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами в разных направлениях творчества;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
создать условия для формирования творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
развивать мелкую моторику рук.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы:
- формирование целостного мировоззрения; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения поставленной задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
Предметные результаты освоения программы:
в познавательной сфере:
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации.
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решение творческих задач, моделирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использование контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности.
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёров, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- сравнение различных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание курса кружка
№ |
Название разделов |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
2 |
Футляр для рукодельницы |
13 |
1 |
12 |
3 |
Вторая жизнь «потеряшек» и старых вещей |
62 |
3 |
59 |
4 |
К истокам рукоделия |
62 |
2 |
60 |
5 |
Раз-клубочек, два - крючочек |
27 |
2 |
25 |
6 |
Итоговая выставка работ |
1 |
1 |
|
Итого: |
167 |
11 |
156 |
Календарно-тематическое планирование кружка
№ |
Дата |
Раздел / Тема занятия |
Кол-во часов |
|
План |
Факт |
|||
Введение |
2 ч. |
|||
1 |
4.09 |
Введение. Из истории рукоделия. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. |
1 |
|
2 |
5.09 |
Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. |
1 |
|
Футляр для рукодельницы |
13 |
|||
3 |
5.09 |
История игольницы, виды выполнения игольницы |
1 |
|
4-6 |
7.09 7.09 11.09 |
Выполнение игольницы из подручного материала (на выбор) |
3 |
|
7-8 |
12.09 12.09 |
Органайзер для ниток |
2 |
|
9-12 |
14.09 14.09 18.09 19.09 |
Шкатулка секретов для рукодельницы |
4 |
|
13-15 |
19.09 21.09 21.09 |
Сумочка-чехол для утюга |
3 |
|
Вторая жизнь «потеряшек» и старых вещей |
62 |
|||
16 |
25.09 |
История создания носков, их качество и свойства |
1 |
|
17 |
26.09 |
Игрушки из носков. Собачка Соня |
1 |
|
18-19 |
26.09 28.09 |
Веселая Панда |
2 |
|
20-23 |
28.09 2.10 3.10 3.10 |
Братья кролики |
4 |
|
24-25 |
5.10 5.10 |
Забавные котята |
2 |
|
26-27 |
9.10 10.10 |
Поросенок Наф-Наф |
2 |
|
28 |
10.10 |
История капрона, его виды и свойства. Секреты обработки материала |
1 |
|
29-34 |
12.10 12.10 16.10 17.10 17.10 19.10 |
Техника изготовления частей тела из капрона |
6 |
|
35-37 |
19.10 23.10 24.10 |
Домовенок на удачу (ключница) |
3 |
|
38-42 |
24.10 26.10 26.10 6.11 7.11 |
Веселая Буренка из капрона и бутылок |
5 |
|
43-47 |
7.11 |
Романтические Ежики |
5 |
|
48 |
Старая футболка и ее вторя жизнь. Летний топ |
1 |
||
49 |
Оригинальный шарф из майки |
1 |
||
50 |
Спортивная сумка из майки |
1 |
||
51 |
История джинса, его виды и свойства. |
1 |
||
52-53 |
Настенный органайзер для творчества |
2 |
||
54-56 |
Настенное панно «Ночной город» |
3 |
||
57-58 |
Фартук, рукавички и прихватки из джинсов |
2 |
||
59-62 |
Оригинальные сумочки из старых джинсов |
4 |
||
63-66 |
Подушки из джинсов в технике печворк |
4 |
||
67-71 |
Сумка-плетенка из джинса |
5 |
||
72-75 |
Бижутерия из старой молнии |
4 |
||
76-77 |
Пенал для ручек и карандашей из молний |
2 |
||
К истокам рукоделия |
62 |
|||
78 |
История ткацкого станка, его назначение. Ткацкий станок из картона и вилки. |
1 |
||
79-81 |
Плетение полотна на ткацком станке |
3 |
||
82-85 |
Плетеные салфетки из ниток на станке |
4 |
||
86-91 |
Бискорню. Шитье подушечек-саше. |
6 |
||
92-99 |
Создаем уют на кухне (полотенце, салфетки, держатели, корзинки для хлеба и т.д.) |
8 |
||
100-105 |
Текстильный чайник - грелка |
6 |
||
106-109 |
Декоративные сумочки - органайзер |
4 |
||
110-113 |
Держи ноги в тепле, а голову в холоде. Шитье тапочек |
4 |
||
114-115 |
Детские «топотушки» |
2 |
||
116-119 |
Матрас «зефирка» для детской кроватки |
4 |
||
120-123 |
Забавные подушки-игрушки |
4 |
||
124-131 |
Текстильные куклы |
8 |
||
132 |
Тайна фетра, его свойства и качества |
1 |
||
133-134 |
Маленькие пупсики, ангелочки из фетра |
2 |
||
135-139 |
Комнатные растения в горшочках из фетра |
5 |
||
Раз-клубочек, два - крючочек |
27 |
|||
140-141 |
История вязания крючком, инструменты и материалы. Техники вязания крючком |
2 |
||
142-146 |
Вязание ажурных салфеток |
5 |
||
147-150 |
Вязаные шарообразные игрушки (на выбор) |
4 |
||
151-152 |
Техника вязания игрушек амигурами (на выбор) |
2 |
||
153-159 |
Вязание животных в технике амигурами (на выбор) |
7 |
||
160-166 |
Вязание объемных кукол в технике амигурами |
7 |
||
167 |
Итоговая выставка работ |
1 |