Дидактическое пособие «Сундучок-затейник Пишичитая»
Пояснительная записка к пособию «Сундучок-затейник Пишичитая»
Данное пособие используется в работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп в свободное от НОД время. Пособие содержит игры по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.
Пособие представляет собой квадратную коробку, с трёх сторон которой есть кармашки, от которых тянутся цветные шнурки. Внутри коробки 4 отсека: 2 из них отведены для карточек по развитию речи, 1 по математике и 1 по изобразительной деятельности. На внутренней стороне крышки есть карман, в котором хранятся картинки по обучению рассказыванию.
Игра состоит из круглых карточек с изображением различных предметов с ремешком на обратной стороне, квадратных карточек со звуками; круглые карточки с изображением диких животных и их детёнышей. Эти элементы игры относятся к речевому развитию. Так же имеются карточки квадратные и круглые с цифрами, с ремешками и без них на обратной стороне и десять круглых карточек с изображением медвежат. Эти карточки для развития математических пособий.
Квадратные и круглые карточки с изображением предметов народного промысла и элементов узоров дымковской, филимоновской , городецкой, хохломской, гжельской росписей. Эти элементы игры по художественно-эстетическому развитию.
Средняя группа
Цель:
«Речевое развитие»- обеспечить развитие умения правильно употреблять слова (названия животных) в Р.п. ед.ч. и мн.ч.;
«Познавательное развитие»- формировать умение пользоваться порядковым счётом; обеспечить развитие умения группировать животных по месту обитания
«Художественно-эстетическое развитие»- способствовать закреплению представлений детей о народной игрушке, отличительных элементов узора дымковской, филимоновской.
«Физическое развитие»- формировать мелкую моторику рук
Старшая группа
Цель:
«Речевое развитие»- обеспечить развитие умения определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Способствовать развитию умения связно составлять рассказ по картинке .
«Познавательное развитие»-способствовать развитию умения пользоваться порядковым счётом; закреплять прямой счёт в пределах 10; обеспечить совершенствование умения правильно употреблять слова (названия животных) в Р.п. ед.ч. и мн.ч.;
«Художественно-эстетическое развитие»- способствовать закреплению представлений детей о народном промысле, отличительных элементов узора дымковской, филимоновской, предметов городецкой, хохломской росписей .
«Физическое развитие»- способствовать развитию мелкой моторики рук.
Подготовительная группа
«Речевое развитие»- обеспечить развитие умения определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Способствовать развитию умения связно составлять рассказ по картинке с последовательно развивающим действием.
«Познавательное развитие»-способствовать умению составлять число из двух меньших; развитию умения пользоваться порядковым счётом; закреплять прямой и обратный счёт в пределах 10; называть число предыдущее и последующее заданному.
«Художественно-эстетическое развитие»- способствовать закреплению представлений детей о народном промысле, отличительных элементов узора дымковской, филимоновской, предметов городецкой, хохломской, гжельской росписей .
«Физическое развитие»- способствовать развитию мелкой моторики рук.
Описание игры
Варианты игры для старшей и подготовительной групп:
1.Воспитатель от имени Пишичитая вставляет в окошко квадратную карточку, называет звук или просит ребёнка назвать его и найти круглые карточки с предметами, в которых он слышится. Ребёнок находит карточку, надевает на шнурок, соответствующий окошку, определяет местоположение звука в слове или находит по просьбе воспитателя карточки с изображением тех предметов, где этот звук слышится в начале, середине или конце слова.
В эту игру могут играть дети в количестве 6 человек.
Точно так же можно провести игры по закреплению состава числа из двух меньших, закреплению представлений об элементах узора различных росписей.
В игре « От одного до десяти и обратно» ребёнок надевает на шнурок кружки с цифрами от 1 до 10 и называет их, точно так происходит с закреплением обратного счёта. Можно поиграть в игру «Назови соседей». В окошко вставляется карточка с любой цифрой, а ребёнок находит круглые карточки с предшествующим и последующим этому числами.
По обеспечению закрепления порядкового счёта на шнурок надеваются круглые карточки с изображением медвежат. Далее следуют вопросы: «Который по счёту медвежонок с красным бантиком?» или « Который по счёту медвежонок держит мяч?»
2. Воспитатель от имени Пишичитая достаёт из кармашка, который находится на внутренней стороне крышки любую картинку и просит ребёнка составить по ней рассказ.
Варианты игры для детей, начиная со средней группы
Воспитатель вставляет в кармашек карточку с изображением леса, просит ребёнка найти на карточках животных, которые живут в лесу. Ребёнок надевает на шнурок круглые карточки с изображением животных, называет их. Воспитатель закрывает листком бумаги карточку с каким-либо животным и интересуется каких животных (или их детёнышей) не стало. Воспитатель следит за правильным употреблением названий животных и их детёнышей в Р.п. мн.ч и ед.ч..
Примечание Пособие можно использовать, начиная с младшей группы для развития мелкой моторики рук, нанизывая различные предметы на шнурки.