Лэпбук «Дикие и домашние животные»

9
1
Материал опубликован 18 January 2019 в группе

Методика работы с лэпбуком, реализуемая в детском саду № 48, города Амурска.

В первую очередь, учителя-логопеды, совместно с педагогом-психологом разрабатывают план работы на неделю, в соответствии с задачами коррекционного воздействия и календарно-тематическим планированием. После этого можно начинать работать с лэпбуком.

План работы по лэпбуку «Овощи»

День недели

Коррекционные задачи педагога-психолога

Коррекционные задачи учителя-логопеда

Используемый дидактический материал

Ожидаемые результаты

Понедельник

- развитие зрительной памяти, закрепление словесной категории «овощи», развитие концентрации внимания, усидчивости.

- развитие фразовой речи, закрепление умения употреблять слова-признаки, передающие цвет, форму, вкус

Игра-мемори «Овощи»

Цель: развитие зрительной памяти, закрепление словесной категории «овощи», развитие концентрации внимания, усидчивости.

«Картинки-половинки»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти; формирование умения соотносить часть и целое.

«Волшебные карандаши» - овощные дорожки

Графический диктант «Как у нас в огороде»

Цель: развитие графомоторных навыков, усидчивости, аккуратности, ориентации на листе, внимания.

«Волшебные плоды»

Цель: развитие фразовой речи, закрепление умения употреблять слова-признаки, передающие цвет, форму, вкус

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: формирование умение строить конструкции “ предлог У + родительный падеж»; развитие предикативного словаря

Игра-инсценировка «Толстяки – худышки»

Цель: развитие артикуляторных мыщц губ, щек; отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности

«Как на нашей грядке выросли загадки!»

Цель: развитие логического мышления и речи

Игра «Магазин»

Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

«Волшебная посылка

Цель: составление рассказов- описаний с помощью наглядного моделирования

«Игра «Капельки».

Цель: формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции и составления предложений с предлогами В, НА, ПОД

 

Расширение и обогащение номинативного и предикативного словаря.

Умение концентрировать внимание на заданном упражнении.

Положительный эмоциональный фон.

Вторник

- развитие зрительного внимания, памяти; формирование умения соотносить часть и целое

- формирование умение строить конструкции “ предлог «У» + родительный падеж»; развитие предикативного словаря

Составление распространённых предложений с предлогами.

Развитие пространственного восприятия.

Среда

- развитие графомоторных навыков, усидчивости, аккуратности, ориентации на листе, внимания.

- закрепление умения образовывать относительные прилагательные

Умение следовать инструкции взрослого.

Создание мотивационного поля для взаимодействия в группе.

Составление фраз и предложений с использованием относительных прилагательных

Четверг

- отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности

- развитие артикуляторных мыщц губ, щек;

формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции и составления предложений с предлогами «В, НА, ПОД».

Обогащение эмоционального опыта.

Умение передавать эмоции через рисунок.

Составление сложных предложений с помощью графомоторных схем.

Пятница

- развитие логического мышления и речи

- составление рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования.

Развитие логических операций.

Составление рассказов с помощью мнемотехники.

Далее, начинается работа по заполнению лэпбука, структурированная по основным задачам лексической недели. В процессе заполнения лэпбука основные задачи могут меняться, в зависимости от степени усвоения материала детьми. Таким образом, специалист может четко прослеживать выполнение плана работы.

Мы покажем пример по заполнению лэпбука на лексической теме «Овощи». Игры, используемые в работе, так же, могут быть совершенно разнообразными, главное, чтобы они отвечали тематике недели. Мы предлагаем список игр, с задачами и ходом выполнения, применяемые в нашем дошкольном учреждении.

Пример заполнения лэпбука по лексической теме «Овощи»

1. Знакомство с макетом

Сначала мы предъявляем детям лэпбук, оформленный по новой лексической теме с пустыми карманчиками, которые будут заполняться детьми по мере изучения темы. (рис. 1, рис. 2)

2. Непосредственная работа по заполнению лэпбука

2.1. Понедельник.

Начинает учитель-логопед.

Логопед: Ребята, посмотрите, у нас сегодня новый лэпбук, который мы с вами будем заполнять интересными заданиями. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (необходимо активизировать словарь)

Давайте поиграем? Я превращусь в Хозяйку и пойду на базар. А вы запомните слова: картошка, морковка, капуста, горох, петрушка и свёкла. Ох! (игра по стихотворению Ю. Тувим «Овощи»)

Игра «Волшебные плоды» - дети к пиктограмме подбирают картинку с изображением плодов и закрепляем цвет, форму и вкус овощей.

Пример: круглый, оранжевый, вкусный (сладкий). (рис.3)

К этой игре можно подобрать несколько подобных, а потом с детьми выбрать наиболее подходящую к теме.

2.2 Вторник.

Работает с лэпбуком педагог-психолог.

Проводит игры «Овощи»-мемори; «Волшебный карандаш», «Картинки-половинки» - разрезные картинки, закрепляя материал, пройденный логопедом с детьми. (рис. 4, рис. 5)

Педагог-психолог дает рекомендации учителю-логопеду о необходимости отработки определенных заданий в индивидуальной коррекционной работе, либо в совместной работе воспитателя и детей.

2.3. Среда.

Учитель-логопед.

Игра «Вершки и корешки» - обогащение, расширение словаря.

У нас волшебный теремок. Он не низок - не высок. Скажите мне, какая часть у овощей съедобная: вершки или корешки?

Давайте подберём картинки, расскажем, какие это овощи и что у них съедобное. (рис. 6)

Игра «Капельки» - предложно-падежные конструкции.

Посмотрите на наших тучках капельки дождя. Это маленькие слова-предлоги. Давайте мы с вами придумаем красивые предложения с названиями овощей и предлогами (выбирается самое красивое предложение, «Вырос на грядке круглый, красный, спелый помидор»).

Закрепляем материал, пройденный психологом «Собери овощ», «Запомни, повтори», «Что изменилось?» и т.п.

2.4. Четверг

Педагог-психолог.

Игра-инсценировка (эмоции) «Толстяки и худышки».

Цель: Отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности, лицевых мышц.

Ход игры: Распределить детей на овощи-толстяки и овощи-худышки.

Толстяки – помидоры, капуста, тыква.

Худышки – лук, петрушка, укроп и т. д.

Справа – овощи-толстяки; слева овощи-худышки (худышки втягивают щеки, а толстяки – надувают их).

Встретились толстяки и худышки, смотрят друг на друга.

Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые - смотрят, подняв и нахмурив брови, морщат губы и нос;

«Не такие уж мы толстые!»- сердито отвечают толстяки.

Еще больше удивились худышки: округляют губы, как при произношении «О».:

«Да вы еще и сердитые!» - поднимают брови.

Еще больше рассердились толстяки и - вытягивают губы трубочкой, толстушки:

«У-у-у! Мы сердитые - сводят брови.

Сморщили нос худышки: «Ф-фу!»; морщат нос и произносят шепотом «фу»- не хотим с вами в одном огороде расти!» - изображают на лице возмущение, кривят губы;

Скривили губы и толстяки и толстушки: уголки рта, произнося шепотом: «Пф! Ну и не надо!» (рис.7)

Игра «Какие овощи спрятал художник?» - силуэты овощей, наложенные друг на друга. Диалог с детьми - коммуникативная функция речи. (рис. 8)

2.5. Пятница.

К этому дню лэпбук почти полностью заполнен. Можно повторять любое задание по желанию детей или на усмотрение педагога.

Учитель-логопед.

Игра «Как на нашей грядке… »

Читаем стихи и загадки об овощах. На основе этого материала можно придумывать загадки, чистоговорки, угадывать овощи по первым звукам в слов, игры «Доскажи словечко» и т.п.

Подбираем картинки и «вставляем» в грядку.

Открывается магазин «Овощи» (образование относительных прилагательных).

Туда требуется привезти сок и варенье из овощей или фруктов. Сок из моркови какой? А из слив? Из помидоров? И т.п.

«Волшебная посылка» - развитие связной речи.

Составление рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования. (рис. 9, рис. 10)

Составить рассказы-описания, используя символы. Картинку в посылку можно положить лишь тогда, когда интересно расскажем об овощах.

Задание «Какие овощи спрятал художник?»- развитие зрительного восприятия, внимания, моторики и речи.

После заполнения лэпбука и прохождения лексической темы, лэпбук не убирается в шкаф до следующего года, а остается как игровое пособие в группе (рис. 11) и применяется на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Так же, нами разработаны и сформированы лэпбуки по основным лексическим темам. Такие как «Весна» (рис. 12), «Осень» (рис. 13), «Зима» (рис. 14), «Дикие и домашние животные» (рис 15) и т.д.

Заключение

Таким образом, работа с развивающим пособием «Лэпбук» позволяет обогащать когнитивный опыт каждого ребенка, в соответствии с индивидуальным путем развития; развивать высокий познавательный интерес дошкольника, способствует самостоятельному поиску решения познавательных задач.

Данная форма взаимодействия узких специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дает возможность сформировать у дошкольников произвольность поведения, усиление (развитие) волевых качеств; высокий уровень развития высших психических функций, таких как: мышление, речь, память, внимание, а также уровень саморегуляции поведения и самостоятельность в выполнении заданий.

Графические материалы

 

 

 

\

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Как здорово, когда такая организованность в совместной работе! Спасибо, что так подробно все расписали! Беру себе на заметку обязательно!

18 January 2019