Лэпбук «Дикие и домашние животные»
Методика работы с лэпбуком, реализуемая в детском саду № 48, города Амурска.
В первую очередь, учителя-логопеды, совместно с педагогом-психологом разрабатывают план работы на неделю, в соответствии с задачами коррекционного воздействия и календарно-тематическим планированием. После этого можно начинать работать с лэпбуком.
План работы по лэпбуку «Овощи»
День недели |
Коррекционные задачи педагога-психолога |
Коррекционные задачи учителя-логопеда |
Используемый дидактический материал |
Ожидаемые результаты |
Понедельник |
- развитие зрительной памяти, закрепление словесной категории «овощи», развитие концентрации внимания, усидчивости. |
- развитие фразовой речи, закрепление умения употреблять слова-признаки, передающие цвет, форму, вкус |
Игра-мемори «Овощи» Цель: развитие зрительной памяти, закрепление словесной категории «овощи», развитие концентрации внимания, усидчивости. «Картинки-половинки» Цель: развитие зрительного внимания, памяти; формирование умения соотносить часть и целое. «Волшебные карандаши» - овощные дорожки Графический диктант «Как у нас в огороде» Цель: развитие графомоторных навыков, усидчивости, аккуратности, ориентации на листе, внимания. «Волшебные плоды» Цель: развитие фразовой речи, закрепление умения употреблять слова-признаки, передающие цвет, форму, вкус Дидактическая игра «Вершки – корешки» Цель: формирование умение строить конструкции “ предлог У + родительный падеж»; развитие предикативного словаря Игра-инсценировка «Толстяки – худышки» Цель: развитие артикуляторных мыщц губ, щек; отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности «Как на нашей грядке выросли загадки!» Цель: развитие логического мышления и речи Игра «Магазин» Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные. «Волшебная посылка Цель: составление рассказов- описаний с помощью наглядного моделирования «Игра «Капельки». Цель: формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции и составления предложений с предлогами В, НА, ПОД
|
Расширение и обогащение номинативного и предикативного словаря. Умение концентрировать внимание на заданном упражнении. Положительный эмоциональный фон. |
Вторник |
- развитие зрительного внимания, памяти; формирование умения соотносить часть и целое |
- формирование умение строить конструкции “ предлог «У» + родительный падеж»; развитие предикативного словаря |
Составление распространённых предложений с предлогами. Развитие пространственного восприятия. |
|
Среда |
- развитие графомоторных навыков, усидчивости, аккуратности, ориентации на листе, внимания. |
- закрепление умения образовывать относительные прилагательные |
Умение следовать инструкции взрослого. Создание мотивационного поля для взаимодействия в группе. Составление фраз и предложений с использованием относительных прилагательных |
|
Четверг |
- отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности |
- развитие артикуляторных мыщц губ, щек; формирование умения употреблять предложно-падежные конструкции и составления предложений с предлогами «В, НА, ПОД». |
Обогащение эмоционального опыта. Умение передавать эмоции через рисунок. Составление сложных предложений с помощью графомоторных схем. |
|
Пятница |
- развитие логического мышления и речи |
- составление рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования. |
Развитие логических операций. Составление рассказов с помощью мнемотехники. |
Далее, начинается работа по заполнению лэпбука, структурированная по основным задачам лексической недели. В процессе заполнения лэпбука основные задачи могут меняться, в зависимости от степени усвоения материала детьми. Таким образом, специалист может четко прослеживать выполнение плана работы.
Мы покажем пример по заполнению лэпбука на лексической теме «Овощи». Игры, используемые в работе, так же, могут быть совершенно разнообразными, главное, чтобы они отвечали тематике недели. Мы предлагаем список игр, с задачами и ходом выполнения, применяемые в нашем дошкольном учреждении.
Пример заполнения лэпбука по лексической теме «Овощи»
1. Знакомство с макетом
Сначала мы предъявляем детям лэпбук, оформленный по новой лексической теме с пустыми карманчиками, которые будут заполняться детьми по мере изучения темы. (рис. 1, рис. 2)
2. Непосредственная работа по заполнению лэпбука
2.1. Понедельник.
Начинает учитель-логопед.
Логопед: Ребята, посмотрите, у нас сегодня новый лэпбук, который мы с вами будем заполнять интересными заданиями. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (необходимо активизировать словарь)
Давайте поиграем? Я превращусь в Хозяйку и пойду на базар. А вы запомните слова: картошка, морковка, капуста, горох, петрушка и свёкла. Ох! (игра по стихотворению Ю. Тувим «Овощи»)
Игра «Волшебные плоды» - дети к пиктограмме подбирают картинку с изображением плодов и закрепляем цвет, форму и вкус овощей.
Пример: круглый, оранжевый, вкусный (сладкий). (рис.3)
К этой игре можно подобрать несколько подобных, а потом с детьми выбрать наиболее подходящую к теме.
2.2 Вторник.
Работает с лэпбуком педагог-психолог.
Проводит игры «Овощи»-мемори; «Волшебный карандаш», «Картинки-половинки» - разрезные картинки, закрепляя материал, пройденный логопедом с детьми. (рис. 4, рис. 5)
Педагог-психолог дает рекомендации учителю-логопеду о необходимости отработки определенных заданий в индивидуальной коррекционной работе, либо в совместной работе воспитателя и детей.
2.3. Среда.
Учитель-логопед.
Игра «Вершки и корешки» - обогащение, расширение словаря.
У нас волшебный теремок. Он не низок - не высок. Скажите мне, какая часть у овощей съедобная: вершки или корешки?
Давайте подберём картинки, расскажем, какие это овощи и что у них съедобное. (рис. 6)
Игра «Капельки» - предложно-падежные конструкции.
Посмотрите на наших тучках капельки дождя. Это маленькие слова-предлоги. Давайте мы с вами придумаем красивые предложения с названиями овощей и предлогами (выбирается самое красивое предложение, «Вырос на грядке круглый, красный, спелый помидор»).
Закрепляем материал, пройденный психологом «Собери овощ», «Запомни, повтори», «Что изменилось?» и т.п.
2.4. Четверг
Педагог-психолог.
Игра-инсценировка (эмоции) «Толстяки и худышки».
Цель: Отработка эмоциональных состояний, развитие пластичности, эмоциональности, лицевых мышц.
Ход игры: Распределить детей на овощи-толстяки и овощи-худышки.
Толстяки – помидоры, капуста, тыква.
Худышки – лук, петрушка, укроп и т. д.
Справа – овощи-толстяки; слева овощи-худышки (худышки втягивают щеки, а толстяки – надувают их).
Встретились толстяки и худышки, смотрят друг на друга.
Удивились худышки: «Ах, какие вы толстые - смотрят, подняв и нахмурив брови, морщат губы и нос;
«Не такие уж мы толстые!»- сердито отвечают толстяки.
Еще больше удивились худышки: округляют губы, как при произношении «О».:
«Да вы еще и сердитые!» - поднимают брови.
Еще больше рассердились толстяки и - вытягивают губы трубочкой, толстушки:
«У-у-у! Мы сердитые - сводят брови.
Сморщили нос худышки: «Ф-фу!»; морщат нос и произносят шепотом «фу»- не хотим с вами в одном огороде расти!» - изображают на лице возмущение, кривят губы;
Скривили губы и толстяки и толстушки: уголки рта, произнося шепотом: «Пф! Ну и не надо!» (рис.7)
Игра «Какие овощи спрятал художник?» - силуэты овощей, наложенные друг на друга. Диалог с детьми - коммуникативная функция речи. (рис. 8)
2.5. Пятница.
К этому дню лэпбук почти полностью заполнен. Можно повторять любое задание по желанию детей или на усмотрение педагога.
Учитель-логопед.
Игра «Как на нашей грядке… »
Читаем стихи и загадки об овощах. На основе этого материала можно придумывать загадки, чистоговорки, угадывать овощи по первым звукам в слов, игры «Доскажи словечко» и т.п.
Подбираем картинки и «вставляем» в грядку.
Открывается магазин «Овощи» (образование относительных прилагательных).
Туда требуется привезти сок и варенье из овощей или фруктов. Сок из моркови какой? А из слив? Из помидоров? И т.п.
«Волшебная посылка» - развитие связной речи.
Составление рассказов-описаний с помощью наглядного моделирования. (рис. 9, рис. 10)
Составить рассказы-описания, используя символы. Картинку в посылку можно положить лишь тогда, когда интересно расскажем об овощах.
Задание «Какие овощи спрятал художник?»- развитие зрительного восприятия, внимания, моторики и речи.
После заполнения лэпбука и прохождения лексической темы, лэпбук не убирается в шкаф до следующего года, а остается как игровое пособие в группе (рис. 11) и применяется на индивидуальных занятиях с педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Так же, нами разработаны и сформированы лэпбуки по основным лексическим темам. Такие как «Весна» (рис. 12), «Осень» (рис. 13), «Зима» (рис. 14), «Дикие и домашние животные» (рис 15) и т.д.
Заключение
Таким образом, работа с развивающим пособием «Лэпбук» позволяет обогащать когнитивный опыт каждого ребенка, в соответствии с индивидуальным путем развития; развивать высокий познавательный интерес дошкольника, способствует самостоятельному поиску решения познавательных задач.
Данная форма взаимодействия узких специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ дает возможность сформировать у дошкольников произвольность поведения, усиление (развитие) волевых качеств; высокий уровень развития высших психических функций, таких как: мышление, речь, память, внимание, а также уровень саморегуляции поведения и самостоятельность в выполнении заданий.
\
Шабанова Алёна