Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет «Дикие животные»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2023
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные наших лесов» у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; закреплять умение употреблять в активной речи обобщающее понятие «дикие животные»; научить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы –онок-, -ёнок-; научить образовывать существительные при помощи суффиксов –их-, -иц-; научить практически употреблять предлог ЗА в своей речи.
2) коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, любви к живой природе.
Оборудование: костюмы диких животных и доктора Айболита, инструменты доктора, резиновые игрушки «дикие животные», картинки с изображением диких животных, предметные картинки с изображением диких животных наших лесов и их детенышей, предметные картинки с изображением того, чем питаются животные (шишка, морковь, мед, ягоды, желуди, капуста, яблоко, рыба, кора и т.д.), раздаточный материал для штриховки по количеству детей.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
- игра «Угадай-ка»
III. Изучение нового материала
- игра «Детеныши»
- игра «Кто с кем?»
- игра «Назови ласково»
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- игра «Кто за кем?»
- игра «Чем питаются?»
- игра «Штриховка»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Л.: Сказка начинается… Каждый из вас назовет дикое животное, и превратится в него. Дети называют, логопед выдает костюмы и помогает «превратиться» в то или иное животное.
II. Сообщение темы
Л.: Однажды в лесу встретились дикие животные. И стали гадать, как же зовут каждого из них. Думали, думали и вот что придумали:
Игра «Угадай-ка»
Л.: Я вам расскажу о животном, а вам нужно угадать, про кого я рассказала.
Ноги, копыта, рога – у… (лося)
Кисточки на ушах – у… (белки)
Иголки на теле – у… (ежа)
Длинный рыжий хвост – у… (лисы)
Длинные серые уши – у… (зайца)
Дети рассматривают костюмы животных. Тех персонажей, которых нет, рассматривают на картинках.
Л.: Молодцы! Всех узнали.
III. Изучение нового материала
Игра «Детеныши»
- У всех животных в лесу есть своя семья и дети. Как же называют детенышей животных?
Выбегает лисичка, выносит игрушку лисы и называет своего детеныша. Аналогично другие животные (У лисы – лисенок, у медведя – медвежонок и т.д.)
Л.: Все лесные жители познакомили нас со своей семьей. А какое сейчас время года знают наши герои? (зима). Наступили холода. Животные стали болеть и пошли к доктору Айболиту. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит. (один из детей одет доктором) Посмотрите, кто пришел лечиться к Айболиту?
Игра «Кто с кем?»
Л.: Назовем маму с детенышем.
- Лисица с лисенком
- Ежиха с ежонком
- Волчица с волчонком
- Медведица с медвежонком (и т.д. остальные животные с детенышами рассматриваются по картинкам).
Игра «Назови ласково»
Л.: Доктор Айболит очень добрый, кто скажет, как он называл малышей, когда лечил их.
- Лисенок – лисеночек (говорит мама лисица)
- Волчонок – волчоночек (говорит папа волк)
- Медвежонок – медвежоночек (говорит папа медведь) и т.д.
IV. Физкультминутка
Л.: Наши животные устали, немного отдохнем, поиграем.
Медвежата в роще были, (топают)
Вперевалочку ходили. (ходят вперевалку на месте)
Собирали шишки (наклоны вниз)
Их кидали мишки. (движение рукой как при броске)
V. Закрепление изученного материала
Л.: Я посажу детенышей друг за другом (выставляются игрушки). Кто за кем бежит?
Игра «Кто за кем?»
- Лисенок за зайчонком
- Медвежонок за лисенком
- Волчонок за медвежонком и т.д.
Игра «Чем питаются?»
Л.: Посмотрите, у меня любимые лакомства животных (предъявляются картинки). Давайте подберем животным их любимую еду.
- Лисица с лисенком едят …
- Волчица с волчонком едят …
- Медведица с медвежонком едят …
- Белка с бельчонком едят …
Игра «Штриховка»
Л.: В лесу животным бывает скучно, давайте научим их рисовать.
Персонажи садятся за столы.
Л.: Я раздам картинки с изображением лакомств животных. А вы их заштрихуете. Посмотрите на доску, вот так (Детям предлагается рисунок с изображением меда, моркови, рыбы, гриба, яблока. Ребенок должен заштриховать предмет по образцу)
VI. Итог
Л.: Наше путешествие в сказку заканчивается. Закрываем глаза и превращаемся из диких животных в мальчиков и девочек.
Дети снимают костюмы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2023
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Дикие животные наших лесов» у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; закреплять умение употреблять в активной речи обобщающее понятие «дикие животные»; научить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы –онок-, -ёнок-; научить образовывать существительные при помощи суффиксов –их-, -иц-; научить практически употреблять предлог ЗА в своей речи.
2) коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, любви к живой природе.
Оборудование: костюмы диких животных и доктора Айболита, инструменты доктора, резиновые игрушки «дикие животные», картинки с изображением диких животных, предметные картинки с изображением диких животных наших лесов и их детенышей, предметные картинки с изображением того, чем питаются животные (шишка, морковь, мед, ягоды, желуди, капуста, яблоко, рыба, кора и т.д.), раздаточный материал для штриховки по количеству детей.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
- игра «Угадай-ка»
III. Изучение нового материала
- игра «Детеныши»
- игра «Кто с кем?»
- игра «Назови ласково»
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- игра «Кто за кем?»
- игра «Чем питаются?»
- игра «Штриховка»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Л.: Сказка начинается… Каждый из вас назовет дикое животное, и превратится в него. Дети называют, логопед выдает костюмы и помогает «превратиться» в то или иное животное.
II. Сообщение темы
Л.: Однажды в лесу встретились дикие животные. И стали гадать, как же зовут каждого из них. Думали, думали и вот что придумали:
Игра «Угадай-ка»
Л.: Я вам расскажу о животном, а вам нужно угадать, про кого я рассказала.
Ноги, копыта, рога – у… (лося)
Кисточки на ушах – у… (белки)
Иголки на теле – у… (ежа)
Длинный рыжий хвост – у… (лисы)
Длинные серые уши – у… (зайца)
Дети рассматривают костюмы животных. Тех персонажей, которых нет, рассматривают на картинках.
Л.: Молодцы! Всех узнали.
III. Изучение нового материала
Игра «Детеныши»
- У всех животных в лесу есть своя семья и дети. Как же называют детенышей животных?
Выбегает лисичка, выносит игрушку лисы и называет своего детеныша. Аналогично другие животные (У лисы – лисенок, у медведя – медвежонок и т.д.)
Л.: Все лесные жители познакомили нас со своей семьей. А какое сейчас время года знают наши герои? (зима). Наступили холода. Животные стали болеть и пошли к доктору Айболиту. Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит. (один из детей одет доктором) Посмотрите, кто пришел лечиться к Айболиту?
Игра «Кто с кем?»
Л.: Назовем маму с детенышем.
- Лисица с лисенком
- Ежиха с ежонком
- Волчица с волчонком
- Медведица с медвежонком (и т.д. остальные животные с детенышами рассматриваются по картинкам).
Игра «Назови ласково»
Л.: Доктор Айболит очень добрый, кто скажет, как он называл малышей, когда лечил их.
- Лисенок – лисеночек (говорит мама лисица)
- Волчонок – волчоночек (говорит папа волк)
- Медвежонок – медвежоночек (говорит папа медведь) и т.д.
IV. Физкультминутка
Л.: Наши животные устали, немного отдохнем, поиграем.
Медвежата в роще были, (топают)
Вперевалочку ходили. (ходят вперевалку на месте)
Собирали шишки (наклоны вниз)
Их кидали мишки. (движение рукой как при броске)
V. Закрепление изученного материала
Л.: Я посажу детенышей друг за другом (выставляются игрушки). Кто за кем бежит?
Игра «Кто за кем?»
- Лисенок за зайчонком
- Медвежонок за лисенком
- Волчонок за медвежонком и т.д.
Игра «Чем питаются?»
Л.: Посмотрите, у меня любимые лакомства животных (предъявляются картинки). Давайте подберем животным их любимую еду.
- Лисица с лисенком едят …
- Волчица с волчонком едят …
- Медведица с медвежонком едят …
- Белка с бельчонком едят …
Игра «Штриховка»
Л.: В лесу животным бывает скучно, давайте научим их рисовать.
Персонажи садятся за столы.
Л.: Я раздам картинки с изображением лакомств животных. А вы их заштрихуете. Посмотрите на доску, вот так (Детям предлагается рисунок с изображением меда, моркови, рыбы, гриба, яблока. Ребенок должен заштриховать предмет по образцу)
VI. Итог
Л.: Наше путешествие в сказку заканчивается. Закрываем глаза и превращаемся из диких животных в мальчиков и девочек.
Дети снимают костюмы.