Добрые традиции.
Приходкина Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Добрые традиции.
Взаимодействие педагогов дополнительного образования и семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Формирование патриотических убеждений, гражданской идентичности, основ самостоятельности, трудовых навыков, а также воспитание ценностей российского общества, конечно, нужно проводить с самого раннего возраста. Важно, чтобы приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществлялось во взаимодействии с членами семей учащихся посредством планомерной деятельности, которая бы включала в себя и просветительские занятия и мероприятия, и яркие события, социально значимые акции и праздники, и совместную продуктивную деятельность.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть российской системы образования призвано способствовать решению важнейших социальных задач воспитания: формирование у подрастающего поколения гражданской идентичности, осознания приоритетов духовного над материальным, идеалов семьи и труда, воспитания ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» перед педагогами дополнительного образования поставлена задача организации «воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности» [1].
Самый важный период в жизни ребёнка – это дошкольное детство. В этом возрасте у ребёнка формируются основные представления о семейном укладе, своей Родине. Задача педагога и семьи – сохранить всё то, что было накоплено предшествующими поколениями. Модель взаимоотношений в семье в дальнейшем проецируется на отношение в обществе и составляет основу гражданского поведения человека. «Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве» [2].
Исходя из выше сказанного, одним из приоритетных направлений работы в нашей студии является привлечение семей к более активному взаимодействию в рамках учебного процесса и воспитательной деятельности. На протяжении нескольких лет в нашей студии формировались разнообразные традиции с участием родителей и других членов семьи к проведению праздников, мастер-классов, акций и проектной деятельности.
В последнее десятилетие в нашей стране утвердилась традиция отмечать День пожилых людей. В нашей студии проводится акция «Твори добро», в рамках которой учащиеся студии вместе с педагогами разбирают проблемные ситуации, связанные со взаимоотношениями между поколениями, принятием особенностей пожилых людей, обсуждают этические нормы взаимодействия со старшим поколением. Вместе с педагогом учащиеся формулируют такие понятия, как милосердие, терпимость, великодушие, доброта. Во второй части мероприятия дети на большом сердце составляют коллаж из своих «открыток-пожеланий» для бабушек и дедушек. Таким способом мы обращаем внимание детей на значимость старшего поколения, воспитываем в них желание и умения ценить пожилых родственников, заботиться о них, проявлять уважение к взрослым людям.
Положительным взаимоотношениям в семье способствуют сохранение народных традиций при активном участии детей. В этом случае дети становятся равноправными партнёрами старших членов семьи.
Ежегодно в конце ноября в нашей студии объявляется конкурс-выставка «Самая, самая новогодняя Ёлочка!». Цель этого конкурса-выставки – совместный проект родителей и детей. Участники мероприятия получают возможность творческой самореализации, могут почувствовать себя мастером. Отличительной особенностью этого конкурсного мероприятия является то, что зрители и сами участники конкурса выполняют роль жюри. Побеждает та ёлочка, которая набрала больше всего голосов. В процессе подготовки к выставке дети не только погружаются в атмосферу праздника, параллельно узнавая о его истории и особенностях празднования в разные периоды российского государства, а также об новогодних традициях других стран. Дети берут на себя посильные обязанности, также становятся организаторами, тем самым примеряя на себя функцию ответственного взрослого.
Готовясь к новогодним праздникам, педагоги предлагают родителям рассказать о новогодних традициях семьи, о том, как родители праздновали Новый год и что они чувствовали, когда сами были маленькими. Своими впечатлениями учащиеся могут поделиться на специальном предновогоднем занятии «А у нас на Новый год...». В конце этого занятия дети рисуют поздравительную новогоднюю открытку для семьи своего друга.
Установлению гармоничных семейных взаимоотношений помогает следование народным традициям и обычаям, а также создание собственных семейных традиций при активном участии ребёнка.
Понятие «традиция» включает в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющееся длительное время. Семейные традиции включают элементы национальных, религиозных, трудовых, гражданских традиций, которые в каждой семье используются по-разному, что отличает одну семью от другой. «Если ценности можно сравнить с фундаментом, то традиции – это те прочные узы, которые нас друг с другом связывают на основе совместной деятельности, чувства сопричастности [3].
К концу каждого учебного года в нашей студии есть традиция проведения большого круглого стола с родителями наших воспитанников. На этом круглом столе мы обсуждаем с родителями проблемы, которые возникали в течение учебного года, педагоги и психолог отвечают на вопросы родителей и вместе разрабатывают стратегии поведения, предупреждающие подобные трудности. Благодаря таким круглым столам у родителей формируются правильные представления о духовно-нравственном воспитании детей.
В конце круглого стола педагоги предлагают родителям написать пожелание или девиз своей семьи, которые затем крепятся на силуэт древа семьи. Тем самым мы подводим итог всему тому, что было сказано в рамках круглого стола.
Оптимальные возможности для общения ребёнка с родителями, для установления положительных внутрисемейных отношений, получения информации о семье, своей стране, народе создаются в совместной деятельности педагогов и семьи во время праздников и различных мероприятий.
Родители учащихся студии высоко оценивают воспитательную деятельность, замечают изменения, которые происходят в детях. На основе мониторинга службы психолого-педагогического сопровождения МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги можно сделать вывод, что планомерная воспитательная деятельность способствует развитию и формированию личности учащегося старшего дошкольного возраста:
познавательное развитие: дети в большей степени стали проявлять знания о культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, праздниках России, как государственных, так календарных; народных и семейных обычаях;
социально-коммуникативное развитие: выражено в эмоциональной отзывчивости и сопереживании, высоком уровне поведенческой готовности к социально значимым делам, помощи родителям, пожилым родственникам; дети получили навыки грамотного взаимодействия с социумом в процессе подготовки и проведения мероприятий; научились взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми в ходе совместной познавательной, творческой и игровой деятельности;
художественно-эстетическое развитие: мероприятия способствовали реализации художественно-творческих способностей детей в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, события, развлечения, семейный досуг).
Литература
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
О взаимодействии педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ОО. Методическое пособие / Ю.В. Большакова, Л.В. Савченко. – Орел: БУООДПО ИРО, 2020. – 101 с.
Семейные традиции из поколения в поколение / И. Александров // Растим детей. Навигатор для современных родителей. – URL: https://растимдетей.рф/articles/semeynye-tradicii-iz-pokoleniya-v-pokolenie (дата обращения: 02.11.2024).