Доклад «Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий»

3
0
Материал опубликован 9 March 2021 в группе


«Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий».

Современная модель образования, бесспорно, является личностно – ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью.

Уроки русского языка и литературы являются важным звеном в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций обучающихся.

Работая в профессиональном образовательном учреждении с мало мотивированными на получение общего образования подростками, мы часто задаём себе вопрос: как еще заинтересовать обучающихся уроками общеобразовательных дисциплин? Нужно не просто дать необходимые знания и навыки, но и привить интерес к предмету, а также наделить их необходимыми компетенциями.

Для достижения поставленных целей и создания нового образовательного пространства в своей работе я начала использовать различные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, использование ситуационных задач. Как преподаватель русского языка я стремлюсь к формированию общих компетенций, используя компетентностно-ориентированные задания.

Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению предмета, во-первых, потому, что, работая над ними, обучающийся меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно - ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету. Позволю себе отметить, что назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

На бинарных уроках можно соединить, казалось бы, несовместимые предметы. В нашем случае это были русский язык и английский язык. (В 2017 году в рамках года Экологии мы вместе с преподавателем английского языка провели бинарный урок-игру «Иностранцы в России», посвященный заимствованным словам.)

Пример заданий: прочитать, найти исконно русские слова.

t1615289731aa.png

t1615289731ab.png


В 2018 году — русский язык и спецпредметы: «Теоретическая подготовка водителей автомобиля категории «С»» и «Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию с\х машин и оборудования». (Урок-игра «Профессионалы»).

Пример заданий: найти ошибки:

t1615289731ac.png

t1615289731ad.png

Предлагаемая форма проведения занятий усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком знании изучаемой дисциплины, предоставляет им возможность повышать профессиональное мастерство. В ходе проведения урока-игры активно проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, умение взаимодействовать с коллективом, создается большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс. Данная форма проведения занятий позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, у студентов возникает необходимость осмысления теоретического материала, межпредметных связей, поиска возможностей практического применения знаний и навыков, анализа фактов и явлений действительности. Они получают практику работы в команде, что дает возможность проявить себя тем студентам, у которых изучение теории по той или иной причине вызывало затруднения.

В ходе урока-игры участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в проведении качественного исследования, решении практических ситуаций по изучаемой теме, в аналитических выводах, графическом изображении информации. При  этом происходит понимание значения многих слов и применение теоретических знаний в практической жизни, а также  развитие мышления, аналитических умений и навыков, познавательного интереса, повышение уровня культуры профессионального общения.

Используя технологию личностно-ориентированного обучения и КОЗ, можно заметить, что обучающиеся с интересом выполняют задания, стремятся выполнить задания более сложные. Все это вызывает у них интерес к урокам. 78% (44 из 56) опрошенным обучающимся нравится учиться, когда на уроках они с работают в парах, группах, по индивидуальным планам. 83% ребят (47 обуч-ся) любят, когда на уроках проводятся игры, создаются нестандартные ситуации.

Я считаю, что использование компетентностно - ориентированных заданий и бинарных уроков позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность обучающегося, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности преподавателя. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы.

Также, я считаю, что данный вид заданий достаточно универсален и может использоваться при подготовке любого другого предмета.

Надеюсь, мой педагогический опыт пригодится моим коллегам.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации