Практико-ориентированный семинар «Компетентностно-ориентированное обучение в курсе физики»

0
0
Материал опубликован 10 April 2018

Пояснительная записка к презентации

(СЛАЙД 1)

Практико-ориентированный семинар «Компетентностно-ориентированное обучение в курсе физики»

-Добрый день, уважаемые коллеги! В связи с темой семинара, давайте попробуем сформулировать цели, т.е. чего мы хотим получить от данного мероприятия.

(Ведущий семинара фиксирует их на доске)


 

Преобразование российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход.

Компетентностно - ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров направлений развития содержания образования в России. Само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

(СЛАЙД 2)

Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Итак, чем отличается компетентность от компетенции?

(СЛАЙД 3)

Компетентность–интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

(СЛАЙД 4)

Компетенция (от лат. competentia)–это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Часто понятие «компетенция» подменяют понятием «компетентность», используют эти слова как синонимы, что не совсем правильно.

В более упрощенном виде можно сказать так:

Компетенция – это то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.

Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.


 

Выделяются три вида компетентностей обучающегося: ключевые, предметные и общепредметные.

(СЛАЙД 5)

(СЛАЙД 6)

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.

C 1 января 2018 г вступил в силу профессиональный стандарт педагога, в котором перечислены все основные компетенции, которыми должен обладать педагог. С частью из них мы сегодня и познакомимся.

Практическая часть.

Практическое задание № 1.

- Для того, чтобы посмотреть на сколько вы компетентны в вопросе компетентностного подхода проведем деловую игру «Мозайка».

Задание группе № 1. Соотнести компетенции обучающегося и ее характеристику.

Информационная

Готовность к работе с информацией: умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать, структурировать полученную информацию, использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах; делать аргументированные выводы

Информационно-технологическая

Умение пользоваться современными компьютерными технологиями

Коммуникативная

Готовность к общению с другими людьми, выражается в умениях: вступать в контакт и поддерживать его в общении, слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение

Кооперативная

Готовность к сотруднечеству с другими людьми, выражается в умениях: находить партнеров и объединяться с ними в группы для сотрудничества, осуществлять коллективное целепологание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера группы и в роли исполнителя, анализировать и разоешать противоречия, осуществлять коллективное подведение итогов, самооценку коллективной деятельности, коллективную презентацию продукта деятельности

Проблемная (компетенция по решению проблем)

Выражается в умениях самостоятельно : выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач, реализовывать выбранные пути, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты

Проектная

Разработка проектов и участие в их реализации

Исследовательская

Использование естественно-научных и гуманитарных методов исследования

Учебно-познавательная (умение учиться)

Планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме

Валеологическая

Знания и умения в области здорового образа жизни


 


 

Задание группе № 2. Сравнить компетентностный подход и традиционный.

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача / приобретение суммы ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования

Характер образовательного процесса

репродуктивный

продуктивный

Доминирующий компонент процесса

контроль

Практика и самостоятельная работа

Основная формула результата

Знаю ЧТО

Знаю КАК

Роль педагога

Основной и наиболее компетентный источник знаний, контролирующий субъект познания

Организатор самостоятельной, активной, познавательной деятельности обучающихся


 

Задание группе № 3. Соотнесите компетенции педагога и их характеристики.

Компетенции педагога

Предметная

Знания в области преподаваемого предмета, методология и методика преподавания

Методологическая

Готовность использовать различные методы деятельности

Коммуникативная

Практическое владение приемами эффективного общения

Управленческая

Умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты

Самообразовательная

Готовность человека к непрерывному самообразованию, саморазвитию, личностному росту

Рефлексивная

Умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

Менеджерская

Координация деятельности людей

Технологическая

Умение использовать информацию в электронном виде, пользоваться современными компьютерными, телекоммуникационными технологиями


Каждая группа оформляет свою работу на листе ватмана, затем представитель каждой группы выступает и презентует свой «продукт».

(СЛАЙДЫ 7 , 8)

Практическое задание № 2.

Предлагаю всем отправиться в морское путешествие. Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список из 10 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Проранжируйте предметы по их значи­мости для Вас (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 10 будет соответствовать наименее полезному предмету).

Задание первое. Тест «Катастрофа».

 Проранжируйте предметы по их значи­мости для Вас.

п/п

Наименование предметов

Ранжирование

 

 

 

 

инди­вид.

группо­вое

1

Туалетное зеркальце

 

 

2

Канистра с пресной водой

 

 

3

Аварийный запас продуктов

 

 

4

Надувная подушка

 

 

5

Канистра мазута

 

 

6

Средство, отпугивающее акул

 

 

7

Светонепроницаемый пластико­вый лист

 

 

8

Нейлоновый шнур

 

 

9

Аптечка

 

 

10

Рыболовные снасти

 

 

 

Задание второе. Закончив выполнять задание индивиду­ально, проработайте свое решение в группе. Постарайтесь сопоста­вить его с решениями своих коллег и найти общее решение.

Один педагог из группы сообщает групповое решение и обосновывает.

Проверяем коллективный ответ с эталонным бланком.

Бланк эталонных ответов на тест «Катастрофа».

Наименование предметов

1

Туалетное зеркальце

2

Канистра мазута

3

Канистра с пресной водой

4

Аварийный запас продуктов

5

Аптечка

6

Светонепроницаемый пластиковый лист

7

Рыболовные снасти

8

Нейлоновый шнур

9

Надувная подушка

10

Средство, отпугивающее акул

Как Вы думаете, какие компетенции обучающегося Вы проявили, выполняя это задание?

.


 

Практическое задание № 2.

Физика, как учебный предмет, располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребенок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение- гипотеза- эксперимент-анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.

Как же составить компетентностно-ориентированное задание по физике, чтобы ребенку было и интересно, и развивало у него как можно больше компетенций, и имело практико-ориентированную направленность?

Рассмотрим это на конкретном примере. Перед Вами задача № 1193 из сборника задач 7-9 класс автора А.В.Перышкина.

Через никелиновую проволоку длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,45 мм² проходит ток силой 4 А. Какое количество теплоты при этом выделится за 1 мин?

Стандартная, традиционная задача. На развитие каких ключевых компетенций она может быть направлена? Да никаких. Ну с некоторой натяжкой, можно сказать что она развивает информационную компетенцию и ВСЕ! Эта задача чисто на предметную компетенцию.

Как же переделать ее, чтобы она была направлена и на развитие предметных и на развитие ключевых компетенций?

(Работа с печатным материалом Приложение 2 )

Практическое задание 3.


 

А сейчас я предлагаю Вам разработать по одному компетентностно-ориентированному заданию по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»в 7 классе. Группа №1 составляет задание для этапа актуализации знаний. Группа №2 для этапа «открытия новых знаний» , группа №3 для этапа первичного закрепления новых знаний. В вашем распоряжении учебники, сборники задач, интернет. Удачи!

После выполнения задания каждая группа презентует свой результат.

Рефлексия по заданию.

У любой технологии есть свои плюсы и минусы. Давайте найдем плюсы и минусы компетентностно-ориентированного подхода. (Участники перечисляют плюсы и минусы – ведущий мастер-класса фиксирует их на доске).

ВСЕ ПЛЮСЫ - ОЧЕВИДНЫ. А по поводу минусов могу сказать так: пока вы находитесь в стадии освоения этой технологии– да, это очень затратно по времени. Но как только у вас будет разработан полный комплект заданий на весь курс физики, будет гораздо легче.

А теперь давайте вспомним те цели, которые мы с Вами сформулировали в начале семинара. Удалось ли нам их достигнуть?


 

Заключение.

Развитие ключевых компетенций –это процесс, не требующий ни каких -то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь –его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов учеником, сформулированных как ключевые компетенции.

Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока, чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

И закончить наш семинар хочется словами Л.Н. Толстого, сказанные в начале 20 века:«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».


 

Рефлексия по мастер-классу.

Мы с вами хорошо поработали, ну а теперь можно и отдохнуть. Представьте, что вы отправляетесь в отпуск и собираете чемодан. Вот что бы вы положили в чемодан из того, что узнали сегодня на семинаре? А что бы оставили как ненужное? А что приобрели бы дополнительно ? Ваши листочки я попрошу поместить в наш чемодан. Есть ли желающие озвучить свое мнение перед тем, как вы оставите его в нашем чемодане?


Презентация к семинару "Формирование ключевых компетенций"
PPT / 1.71 Мб

Тест "Катастрофа"
DOC / 38.5 Кб

Компетентностно-ориентированное задание
DOC / 72.5 Кб

Глоссарий
DOC / 82.5 Кб

Приемы и методы
DOC / 41 Кб

Предварительный просмотр презентации

Компетентностный подход – это направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетенций личности.

Компетентность–интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция (от лат. competentia)–это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения Компетенция (от лат. competentia)–это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Ключевые Общепредметные Предметные Система универсальных знаний и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей Формируются в рамках конкретных учебных предметов

«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить» (Дистервег)

Информационная Информационно-технологическая Коммуникативная Кооперативная Проблемная (компетенция по решению проблем) Проектная Исследовательская Учебно-познавательная (умение учиться) Валеологическая

Предметная Знания в области преподаваемого предмета, методология и методика преподавания Методологическая Готовность использовать различные методы деятельности Коммуникативная Практическое владение приемами эффективного общения Управленческая Умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты Самообразовательная Готовность человека к непрерывному самообразованию, саморазвитию, личностному росту Рефлексивная Умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности Менеджерская Координация деятельности людей Технологическая Умение использовать информацию в электронном виде, пользоваться современными компьютерными, телекоммуникационными технологиями

Туалетное зеркальце Туалетное зеркальце Канистра мазута Канистра с пресной водой Аварийный запас продуктов Аптечка Светонепроницаемый пластиковый лист Рыболовные снасти Нейлоновый шнур Надувная подушка Средство, отпугивающее акул

Через никелиновую проволоку длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,45 мм² проходит ток силой 4 А. Какое количество теплоты при этом выделится за 1 мин? Через никелиновую проволоку длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,45 мм² проходит ток силой 4 А. Какое количество теплоты при этом выделится за 1 мин?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.