Практико-ориентированный семинар «Компетентностно-ориентированное обучение в курсе физики»
Пояснительная записка к презентации
(СЛАЙД 1)
Практико-ориентированный семинар «Компетентностно-ориентированное обучение в курсе физики»
-Добрый день, уважаемые коллеги! В связи с темой семинара, давайте попробуем сформулировать цели, т.е. чего мы хотим получить от данного мероприятия.
(Ведущий семинара фиксирует их на доске)
Преобразование российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам общества. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентиры. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход.
Компетентностно - ориентированный подход – один из новых концептуальных ориентиров направлений развития содержания образования в России. Само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
(СЛАЙД 2)
Под понятием «компетентностный подход» имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Итак, чем отличается компетентность от компетенции?
(СЛАЙД 3)
Компетентность–интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
(СЛАЙД 4)
Компетенция (от лат. competentia)–это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Часто понятие «компетенция» подменяют понятием «компетентность», используют эти слова как синонимы, что не совсем правильно.
В более упрощенном виде можно сказать так:
Компетенция – это то, на что претендуют или то, что необходимо достичь.
Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер.
Выделяются три вида компетентностей обучающегося: ключевые, предметные и общепредметные.
(СЛАЙД 5)
(СЛАЙД 6)
Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить», а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью.
C 1 января 2018 г вступил в силу профессиональный стандарт педагога, в котором перечислены все основные компетенции, которыми должен обладать педагог. С частью из них мы сегодня и познакомимся.
Практическая часть.
Практическое задание № 1.
- Для того, чтобы посмотреть на сколько вы компетентны в вопросе компетентностного подхода проведем деловую игру «Мозайка».
Задание группе № 1. Соотнести компетенции обучающегося и ее характеристику.
Информационная |
Готовность к работе с информацией: умение интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать, структурировать полученную информацию, использовать полученную информацию в своей деятельности, представлять ее в различных формах; делать аргументированные выводы |
Информационно-технологическая |
Умение пользоваться современными компьютерными технологиями |
Коммуникативная |
Готовность к общению с другими людьми, выражается в умениях: вступать в контакт и поддерживать его в общении, слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению, высказывать и аргументировать собственное мнение |
Кооперативная |
Готовность к сотруднечеству с другими людьми, выражается в умениях: находить партнеров и объединяться с ними в группы для сотрудничества, осуществлять коллективное целепологание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера группы и в роли исполнителя, анализировать и разоешать противоречия, осуществлять коллективное подведение итогов, самооценку коллективной деятельности, коллективную презентацию продукта деятельности |
Проблемная (компетенция по решению проблем) |
Выражается в умениях самостоятельно : выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решения задач, реализовывать выбранные пути, доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты |
Проектная |
Разработка проектов и участие в их реализации |
Исследовательская |
Использование естественно-научных и гуманитарных методов исследования |
Учебно-познавательная (умение учиться) |
Планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме |
Валеологическая |
Знания и умения в области здорового образа жизни |
Задание группе № 2. Сравнить компетентностный подход и традиционный.
Основания для сравнения |
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
Цель обучения |
Передача / приобретение суммы ЗУНов, составляющих содержание образования |
Ориентация на практическую составляющую содержания образования |
Характер образовательного процесса |
репродуктивный |
продуктивный |
Доминирующий компонент процесса |
контроль |
Практика и самостоятельная работа |
Основная формула результата |
Знаю ЧТО |
Знаю КАК |
Роль педагога |
Основной и наиболее компетентный источник знаний, контролирующий субъект познания |
Организатор самостоятельной, активной, познавательной деятельности обучающихся |
Задание группе № 3. Соотнесите компетенции педагога и их характеристики.
Компетенции педагога
Предметная |
Знания в области преподаваемого предмета, методология и методика преподавания |
Методологическая |
Готовность использовать различные методы деятельности |
Коммуникативная |
Практическое владение приемами эффективного общения |
Управленческая |
Умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты |
Самообразовательная |
Готовность человека к непрерывному самообразованию, саморазвитию, личностному росту |
Рефлексивная |
Умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности |
Менеджерская |
Координация деятельности людей |
Технологическая |
Умение использовать информацию в электронном виде, пользоваться современными компьютерными, телекоммуникационными технологиями |
Каждая группа оформляет свою работу на листе ватмана, затем представитель каждой группы выступает и презентует свой «продукт».
(СЛАЙДЫ 7 , 8)
Практическое задание № 2.
Предлагаю всем отправиться в морское путешествие. Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара бóльшая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список из 10 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.
Проранжируйте предметы по их значимости для Вас (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 - у второго по значению и т.д., цифра 10 будет соответствовать наименее полезному предмету).
Задание первое. Тест «Катастрофа».
Проранжируйте предметы по их значимости для Вас.
№ п/п |
Наименование предметов |
Ранжирование |
|
|
|
индивид. |
групповое |
1 |
Туалетное зеркальце |
|
|
2 |
Канистра с пресной водой |
|
|
3 |
Аварийный запас продуктов |
|
|
4 |
Надувная подушка |
|
|
5 |
Канистра мазута |
|
|
6 |
Средство, отпугивающее акул |
|
|
7 |
Светонепроницаемый пластиковый лист |
|
|
8 |
Нейлоновый шнур |
|
|
9 |
Аптечка |
|
|
10 |
Рыболовные снасти |
|
|
Задание второе. Закончив выполнять задание индивидуально, проработайте свое решение в группе. Постарайтесь сопоставить его с решениями своих коллег и найти общее решение.
Один педагог из группы сообщает групповое решение и обосновывает.
Проверяем коллективный ответ с эталонным бланком.
Бланк эталонных ответов на тест «Катастрофа».
№ |
Наименование предметов |
1 |
Туалетное зеркальце |
2 |
Канистра мазута |
3 |
Канистра с пресной водой |
4 |
Аварийный запас продуктов |
5 |
Аптечка |
6 |
Светонепроницаемый пластиковый лист |
7 |
Рыболовные снасти |
8 |
Нейлоновый шнур |
9 |
Надувная подушка |
10 |
Средство, отпугивающее акул |
Как Вы думаете, какие компетенции обучающегося Вы проявили, выполняя это задание?
.
Практическое задание № 2.
Физика, как учебный предмет, располагает достаточными возможностями для формирования ключевых компетенций учащихся. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе усвоения физики ребенок вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение- гипотеза- эксперимент-анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.
Как же составить компетентностно-ориентированное задание по физике, чтобы ребенку было и интересно, и развивало у него как можно больше компетенций, и имело практико-ориентированную направленность?
Рассмотрим это на конкретном примере. Перед Вами задача № 1193 из сборника задач 7-9 класс автора А.В.Перышкина.
Через никелиновую проволоку длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,45 мм² проходит ток силой 4 А. Какое количество теплоты при этом выделится за 1 мин?
Стандартная, традиционная задача. На развитие каких ключевых компетенций она может быть направлена? Да никаких. Ну с некоторой натяжкой, можно сказать что она развивает информационную компетенцию и ВСЕ! Эта задача чисто на предметную компетенцию.
Как же переделать ее, чтобы она была направлена и на развитие предметных и на развитие ключевых компетенций?
(Работа с печатным материалом Приложение 2 )
Практическое задание 3.
А сейчас я предлагаю Вам разработать по одному компетентностно-ориентированному заданию по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»в 7 классе. Группа №1 составляет задание для этапа актуализации знаний. Группа №2 для этапа «открытия новых знаний» , группа №3 для этапа первичного закрепления новых знаний. В вашем распоряжении учебники, сборники задач, интернет. Удачи!
После выполнения задания каждая группа презентует свой результат.
Рефлексия по заданию.
У любой технологии есть свои плюсы и минусы. Давайте найдем плюсы и минусы компетентностно-ориентированного подхода. (Участники перечисляют плюсы и минусы – ведущий мастер-класса фиксирует их на доске).
ВСЕ ПЛЮСЫ - ОЧЕВИДНЫ. А по поводу минусов могу сказать так: пока вы находитесь в стадии освоения этой технологии– да, это очень затратно по времени. Но как только у вас будет разработан полный комплект заданий на весь курс физики, будет гораздо легче.
А теперь давайте вспомним те цели, которые мы с Вами сформулировали в начале семинара. Удалось ли нам их достигнуть?
Заключение.
Развитие ключевых компетенций –это процесс, не требующий ни каких -то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь –его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов учеником, сформулированных как ключевые компетенции.
Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока, чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.
И закончить наш семинар хочется словами Л.Н. Толстого, сказанные в начале 20 века:«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Рефлексия по мастер-классу.
Мы с вами хорошо поработали, ну а теперь можно и отдохнуть. Представьте, что вы отправляетесь в отпуск и собираете чемодан. Вот что бы вы положили в чемодан из того, что узнали сегодня на семинаре? А что бы оставили как ненужное? А что приобрели бы дополнительно ? Ваши листочки я попрошу поместить в наш чемодан. Есть ли желающие озвучить свое мнение перед тем, как вы оставите его в нашем чемодане?
Презентация к семинару "Формирование ключевых компетенций"
PPT / 1.71 Мб
Тест "Катастрофа"
DOC / 38.5 Кб
Компетентностно-ориентированное задание
DOC / 72.5 Кб
Глоссарий
DOC / 82.5 Кб
Приемы и методы
DOC / 41 Кб