Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка (5 класс)
Примеры компетентностно-ориентированных заданий
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ Большеустинской ОШ Шарангского района, Нижегородской области
Осокина Татьяна Анатольевна
Тема: Члены предложения.
1.Допишите.
Подлежащее – это ___________член предложения, который обозначает __________и отвечает на вопросы _________________________.
2.Подчеркните подлежащее, обозначьте, какой частью речи оно выражено.
С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки. Они приучают людей к краткости и простоте речи.
3.Вставьте в текст подходящие подлежащие.
Заночевал ______________на берегу озера. __________выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду ____________заката.
4.Составьте 2 предложения, используя в качестве подлежащих существительное и местоимение.
Модельный ответ.
1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?
2. С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки (существительное). Они (местоимение) приучают людей к краткости и простоте речи.
3.Заночевал мальчик на берегу озера. Он выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду отблески заката.
4. И вот мы увидели реку. Вода в ней была чистая и холодная.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
1.Дополни.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражено ______________
__________________ в __________________________падеже.
2.Составь предложения, соединив слова. Расставь, где нужно, знаки.
«Царевна-лягушка» сказка о животных
«Батрак» волшебная сказка.
«Лиса и волк» бытовая сказка
3.Расставь знаки препинания, буквы.
Сентябрь капризный месяц. Он украсил зол…том и б…грянцем с…ды парки. Ос…нь радует ясными погож…ми д…ньками.
4.Продолжи рассказ, объяснив, почему сентябрь называют капризным месяцем.
Модельный ответ.
1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если подлежащее и сказуемое выражено именем существительным в именительном падеже.
2.«Царевна-лягушка» - волшебная сказка. «Батрак» - бытовая сказка. «Лиса и волк» - сказка о животных.
3. Сентябрь – капризный месяц. Он украсил золотом и багрянцем сады, парки. Осень радует ясными погожими деньками.
4.Все чаще дуют холодные ветры. Они приносят скучные долгие дожди. Скоро наступит зима.
Тема: Дополнение.
1.Допишите.
Дополнение – это ____________________ член предложения, который отвечает на вопросы ________________________________ и обозначает _________________.
2.Подчеркните дополнения, отгадайте загадку.
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. ( )
3.Вставьте буквы, обозначьте падеж существительных.
Прож…вать в городе( ), прим…рить врагов( ), зап…вать песню ( ), на р…дной ст…р…не ( ), сн…мать фотоа…паратом ( ).
4.Ответьте на вопросы.
Кому нужна чистая вода? Кому необходим небесный простор? Чего ждет природа от человека?
Модельный ответ.
1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.
2.Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. ( Ночь)
3.Проживать в городе(П.п.), примирить врагов (В.п.), запевать песню (В.п.), на родной стороне ( П.п.), снимать фотоаппаратом (Т.п.).
4.Чистая вода нужна рыбам. Небесный простор необходим птицам. Природа ждет от человека заботы.
Тема: Определение.
Определение – это __________________ член предложения, который отвечает на вопросы __________________________ и обозначает __________________________________.
2.Вставьте буквы, подберите проверочные слова, подчеркните определение.
Оз…ро ( ) у б…регов ( ) покрылось тонким л…дком ( ).
3.Вставьте подходящие определения, изменив, где нужно, окончание.
Наступила _____________ ночь. На ___________________небе зажглись______________ звезды. В окнах домов теплился _____________________свет.
Слова для справок: зимний, темный, яркий, желтоватый.
4.Напишите поздравительную открытку, используя определения.
Модельный ответ.
1.Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
2.Озеро (озёра) у берегов (берег) покрылось тонким ледком (лёд).
3.Наступила зимняя ночь. На тесном небе зажглись яркие звезды. В окнах домов теплился желтоватый свет.
4.Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с Днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья, долгой жизни, большого счастья. Твой сын.
Тема: Корни с чередованием.
1.Составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.
2. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О |
А |
О |
Слова-исключения |
- раст-/ -ращ-/ -рос- |
|
|
|
-- лаг-/ -лож- |
|
|
|
- кас-/ -кос- |
|
|
|
- гар- / -гор- |
|
|
|
3.Спишите слова, обозначьте изученную орфограмму.
Коснуться, касание, горение, загар, полагать, приложить, расти, рос.
4. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.
К…саться , к..сание, к…сательная.
5.Вставив пропущенные буквы, найдите “четвертое лишнее”.
К..сой, к..стрюля, к..сяк, к…сание.
Возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить.
Р..сток, р…сти, Р…стов, Р…стислав.
Изл…жение, прил…жение, прил…гать, сл…жение.
6. Подчеркните все слова с ошибками, исправьте их.
Лес был полон жизни, и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться, чутко прислушиваться. Догарала заря. Солнце уже поднималось, нежно косалось стволов, зажигало гарячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко расли на поляни. Под лучами блистела роса. Дрозды сидели на мокушках деревьев и громко распивали.
Модельный ответ.
1.-гор- -гар-
- раст-/ -ращ-/ -рос-
- лаг-/ -лож-
- каса-/ -кос-
2. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О |
А |
О |
Слова-исключения |
- раст-/ -ращ-/ -рос- |
Расти, выращенный |
Вырос |
Росток, Ростислав. ростовщик, отрасль |
-- лаг-/ -лож- |
Полагать |
Положить |
|
- кас-/ -кос- |
Касаться |
Коснуться |
|
- гар- / -гор- |
Загар |
Загореть |
|
3.Спишите слова, обозначьте изученную орфограмму.
Коснуться, касание, горение, загар, полагать, приложить, расти, рос.
4. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите, какими частями речи являются данные слова. Все ли слова являются общеупотребительными? Составьте с ними предложения.
Касаться, касание, касательная.
1 и 2 слово – общеупотребительное, 3 – термин.
Девочка касается ветки. Произошло касание мяча. Мы провели касательную к окружности.
5.Вставив пропущенные буквы, найдите “четвертое лишнее”.
Касание. Горчить. Расти. Прилагать.
6.Подчеркните все слова с ошибками, исправьте их.
Лес был полон жизни, и её голоса заставляли мальчиков часто останавливаться, чутко прислушиваться. Догорала заря. Солнце уже поднималось, нежно касалось стволов, зажигало горячими бликами вершины крупных сосен, которые одиноко росли на поляне. Под лучами блестела роса. Дрозды сидели на макушках деревьев и громко распевали.
Тема: Имя прилагательное.
Зима, но уже тепло. Погода -----. Небо ------.Из облаков падает то -----дождь, то---- снег. Дует ----ветер и раскачивает --- ветви ----деревьев. Везде -----лужи и ----сугробы ----снега. И все –таки радостно на душе, потому что весна пытается вступить в свои права.
- В чем особенность данного текста?
- Вставьте имена прилагательные и прочитайте текст.
- Что изменилось?
- Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.
Модельный ответ.
Зима, но уже тепло. Погода пасмурная. Небо хмурое. Из облаков падает то холодный дождь, то мелкий снег. Дует сильный ветер и раскачивает голые ветви больших деревьев. Везде огромные лужи и последние сугробы серого снега. И все –таки радостно на душе, потому что весна пытается вступить в свои права.
С прилагательными текст более полный и яркий.
1.Прочитайте текст.
2. Составьте план.
3.Выпишите прилагательные, согласовав их с существительными.
4.Проанализируйте любое прилагательное как часть речи.
5.Изложите в форме мини-сочинения (3-5 предложений) свое мнение о людях, бросающих домашних животных.
6.Определите, какое решение является оптимальным: что нужно сделать, чтобы не было бездомных животных?
Многие хотят иметь собаку. Собака – это не только радость, но и забота. Ее надо выводить гулять, значит, нужно вставать на час раньше. Надо вывести и днем – ведь она жив… существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать. Многие не выдерживают. Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощ…, зл…, с потухшими глазами бродят собаки по дорогам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло жесток… сердце…
Модельный ответ.
2.План.
1)Собака – это забота.
2)Собаку надо обучать.
3)Брошенные.
3.Живое существо, тощие, злые собаки, жестокое сердце.
4.Жестокое – прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
1)(Какое?) жестокое. Н.ф. – жестокий.
2)Пост.: качественное, непост.: в полной форме, в среднем роде, именительном падеже, единственном числе.
3)Какое? жестокое.
5.Людей, бросающих своих домашних питомцев на произвол судьбы. и людьми назвать нельзя. Как можно бросить существо, которое тебе доверяет? Тем самым вы совершаете предательство, ведь собака не может отвечать сама за себя, они привыкла доверять вам – и вдруг такой удар.
6.Я считаю, чтобы не было бездомных животных, нужно наказывать тех, кто бросает собак и кошек, ставить их на учет и больше никогда не разрешать заводить домашних животных. А для брошенных животных организовывать приюты и заставить их бывших владельцев платить за них.
Тема: « Распространенные и нераспространенные предложения»
Стимул: «Коля делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он открыл учебник. На странице 57 была написана тема: «Предложения распространенные и нераспространенные».
- Странно,- подумал Коля,- распространять можно листовки, рекламные проспекты, товар, информацию. А как можно распространять предложения? Разносить их по домам что ли? Их же никто не купит!
Коля вздохнул и закрыл учебник.
В чем прав и в чем не прав Коля?
Можно ли распространять предложения?
Задание 1
Прочтите самостоятельно материал учебника на стр.57.
1 балл
Задание 2
Запишите примеры распространенных и нераспространенных предложений
5баллов
Задание 3
Выпишите из данного текста нераспространенные предложения:
Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура!Вперед!»
Плещут волны!
Заливают с головой.
-Что мне волны!Самый полный!-
Не сдается рулевой.
3 балла
Задание 4
Проверь себя: учебник , стр.57.,упр.137
5 баллов
Оцените свою деятельность
«5» - 14 баллов
«4» - 10-13баллов
«3» - 7-9 баллов
Тема: «Имя числительное»
Стимул: Если успешно выполните задание, то сможете правильно употреблять числительные в своей речи, с вами будет приятно общаться
Задание 1
Подготовьте устное выступление, в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?
Источник информации:
Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем
количество прочитанных страниц, число забитых голов на
футбольном поле… Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она
насчитывает всего несколько десятков слов.
5 баллов
Задание 2
Ответьте устно на вопросы, употребляя имена числительные:
- в каком параграфе находится материал о числительном?
- Сколько дней осталось до каникул?
- Сколько минут идет урок?
- Сколько времени пятиклассникк должен делать домашнее
задание?
- На какой странице учебника параграф 47?
- В котором часу кончаются занятия в школе?
5 баллов
Задание 3
Сделайте вывод:
- в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?
4 балла
Оцените свою деятельность
«5» - 14 баллов
«4» - 10 - 13баллов
«3» - 7 - 9 баллов
Тема «Словари»
Стимул: Вы знаете, что существуют очень полезные книги- словари. На уроке русского языка вам встретилось слово «жаргонизмы».
Задачная формулировка: 1.Укажите, какой словарь потребуется, если необходимо уточнить значение слова? Как пишется слово? Как произносится слово?
2.Выясните значение слова по выбранному вами словарю.
3.Дайте шуточное толкование знакомым словам:
Администратор - министр в аду,
Аплодировать - сорвать плоды,
Балалайка- собачка для бала.
Балда- согласие приехать на бал,
Баранка- овца,
Варвар- повар,
Вездеход- путешественник.
4.Составьте «Толковый словарь диалекта учащихся». Записывайте слова, которые свойственны школьникам, на отдельных карточках, расположите их в алфавитном порядке, оформите словарные статьи так же, как в настоящем толковом словаре: объясните значение слов, приведите примеры.
Источник информации: толковый словарь русского языка С.Ожегова
Модельный ответ: толковый словарь, орфографический, орфоэпический;
Жаргонизмы- речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.
Тема: Орфограммы в корнях слов
Введение в проблему |
Ваша мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. |
Формулировка задания |
Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь. Худ абед, коли хлеба нет. Красна рика биригами, абед-пирагами. Линиваму всигда празник. |
Источник информации |
Орфографический словарь. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. |
Форма предъявления (модельный ответ) |
Худ обед, коли хлеба нет. Красна река берегами, обед — пирогами. Ленивому всегда праздник. Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество — 10 баллов |
Тема: Строение слова
Введение в проблему |
Толя решил принять участие в интеллектуальной игре. Одно задание вызвало у него трудность. Помоги Толе найти нужные слова. |
Формулировка задания |
Запиши слова, которые спрятались в других словах. |
Источник информации |
- Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ - Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ - Приставка в слове ЗАХОД, корень — ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА — Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ |
Форма предъявления (модельный ответ) |
Подснежники Молодцы Загородка Дворовый За каждое слово 1 балл Максимальное количество- 4 балла |