12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Немтинова Галина Николаевна466
Стаж педагогической работы 39 лет. Закончила Каргопольское педагогическое училище, 1984 год.
Россия, Архангельская обл., Красноборский район деревня Пермогорье
4

Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ»

​​​​​​​
Технология продуктивного чтения
PPTX / 6.12 Мб

Интегрированный урок литературное чтение - окружающий мир
DOCX / 1.17 Мб









доклад

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ»





Немтинова Галина Николаевна

Первая квалификационная категория



МБОУ «Пермогорская школа»





















2019 г.

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………………………………..3

2. Основная часть

2.1. Технология продуктивного чтения……………………………………………………………4 - 5

2.2. Этапы работы и структура урока продуктивного чтения……………………………5 - 8

2.3. Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения……...8 - 9

2.4. Применение технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения…...9

2.5. Применение технологии продуктивного чтения на занятиях кружка «Вдумчивое чтение»………………………………………………………………………………………9 -10

Заключение…………………………………………………………………………………….11

Библиографический список…………………………………………………………………. 12

Приложение……………………………………………………………………………………………13



























Введение

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К.Д. Ушинский

Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Как следствие не понимают прочитанного, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач. Вот почему для меня стало актуальным изучение и применение технологии развития у детей интереса и способностей к чтению.









Основная часть

1. Технология продуктивного чтения.

В современном мире каждый человек должен уметь находить нужную
информацию, уметь ее осмысливать и интерпретировать, независимо от рода
деятельности. Чтение - это именно та техника получения знаний, а благодаря
пониманию текста происходит познавательная деятельность, в ходе которой
устанавливается смысл текста на основе читательского опыта.
Изучением читательской деятельности занималась профессор
Н.Н.Светловская, которая внесла большой вклад в это дело: разработала
теорию формирования типа правильной читательской деятельности, в
которую были введены такие понятия, как «читательская деятельность»,
«технология продуктивного чтения». По словам Н.Н. Светловской (1), технология продуктивного чтения - это образовательная технология, которая при помощи определенных приёмов чтения позволяет развить такие качества, как полное понимание текста и его оценка, выработка читательской позиции.
Технология продуктивного чтения (смыслового чтения) - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте (2). То есть, чтение становится продуктивным когда:

ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;

ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.

Цель технологии продуктивного чтения (3) – от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности (воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нём как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления).



Задачи:

помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста);

помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления;

содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.

Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.

Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.

Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.

Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.

Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.



2. Этапы работы и структура урока продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения включает 3 этапа (3): I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем

высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами
«додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут
объяснить, как действовать в новых условиях.

II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения).  Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение текста организовывается в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне него. Далее идёт выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребёнку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста. При анализе текста необходимо использовать разные приёмы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Хочу обратить особое внимание на два основных приёма анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог

был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести диалог с автором через
текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий
(5):
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;
включать творческое воображение учащихся;
научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения;
помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу
первичного чтения.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст. Рассмотрим, что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Озвучивают текст дети, а комментирует его
учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако,
если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не
только после того, как предложение или фрагмент дочитанные до конца.

III. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

5

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести еѐ с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного
произведения. На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию
произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации используются следующие вопросы:
Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли видение автора с вашим?

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребѐнку увидеть, что ещѐ непонятно (тогда он задаѐт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. Таким образом, процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощѐнные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

3. Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к



«режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Традиционный урок.

Продуктивное чтение.

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…».

До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста «Предположите, о чѐм этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведѐм диалог с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.



4. Применение технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения.

На любом из уроков литературного чтения УМК «Школа России» можно применить технологию продуктивного чтения. Авторы, в некоторые произведения, сами включили вопросы для чтения с остановками (2 класс: В. Бианки «Музыкант», В. Драгунский «Тайное становится явным»; 4 класс: П.Ершов «Конёк – горбунок»).

Приложение 1. Технологическая карта интегрированного урока литературное чтения и окружающий мир, 2 класс, тема «Сказка – несказка В. Бианки «Сова».

5. Применение технологии продуктивного чтения на занятиях кружка «Вдумчивое чтение».

Мною разработана программа кружка «Вдумчивое чтение» в 1, 3, 4 классах, на следующий год разработаю программу кружка во 2 классе. На занятиях кружка широко

применяю технологию продуктивного чтения. За основу программы мною взята ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ» для обучающихся начальной школы, автор-составитель: Е.В. Посашкова, кандидат филологических наук, доцент. В программу кружка я добавила работу с текстом, используя тетрадь «Работа с текстом» О.Н. Крылова. Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.  Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося (6).  Приведу пример: 3 класс, вариант 6, читаем текст – начало рассказа А.П. Чехова «Белолобый», текст дан без заголовка, используя приём прогнозирования, ребята предполагают, как зовут щенка, дальнейшие действия волчицы. Учитель показывает книгу и предлагает дальше прочитать дома и узнать, что действительно произошло со щенком в рассказе. Дети с интересом читают, им интересно узнать, а что дальше. Занятие кружка начинается с вопроса «Что такое счастье?», ребята высказывают свои мнения, а потом учитель читает рассказ А. Алексина «Самый счастливый день». Перед чтением опять используется приём прогнозирования, какой день может быть самым счастливым. Дети с интересом слушают, делают выводы, рассказ их заинтересовал и они обязательно дома прочитают другие рассказы Алексина. Я считаю, то главная задача учителя заинтересовать детей чтением.



















Заключение

Таким образом, технология продуктивного чтения является одной из технологий деятельностного типа, так как она направлена на формирование у учащихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий (осознанное чтение, толкование прочитанного, извлечение информации из прочитанного и т.д.).

Умения и навыки, которые должны приобрести школьники в процессе продуктивного, смыслового чтения: Развитие умения анализировать задание. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкции. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные). Определение последовательности событий в тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения.

Преобразование прочитанного текста в таблицу Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.











Библиографический список:

1. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

2. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально - речевых умений учащихся
как составляющей их функциональной грамотности // Начальная
школа. - 2012, №8.- С. 6- 8.

3.. Бунеева Е.В, Чиндилова О.В.. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.

4. Бунеева Е.В. Мастер-класс "Проектирование урока на основе технологии продуктивного чтения" (начальная школа) [Электронный ресурс] / Е.В. Бунеева. – http://school2100.com/kursy/master-class/master-classes-textbook/

5. Дыбленко С.А., Соболева О.В. «Обучение диалогу с текстом: взгляд
психолога и взгляд учителя», 2002, №8.

6. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС – 17-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2018, - (Серия «Учебно-методический комплект»)






















Приложения:
Приложение 1. Технологическая карта урока литературное чтение и окружающий мир, 2 класс, тема «Сказка – несказка В. Бианки «Сова».

Приложение 2. Фотография кружок «Вдумчивое чтение»

t1573510205aa.jpg

Приложение 3. Презентация (работать мышкой).






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.