Мастер-класс «Технология продуктивного чтения»
Мастер-класс
«Чтение худ. литературы как инструмент формирования УУД на уроках английского языка»
Не секрет, что большинство современных школьников вряд ли считают чтение полезным и увлекательным занятием. Снижение интереса к чтению, замена печатного формата информации на компьютерную негативно отражаются на уровне образованности и качестве образования. Между тем роль чтения и умения работать с содержанием текстов разного объема и разной стилистической направленности трудно переоценить. Личные наблюдения и опыт показывают, что учащиеся часто оказываются беспомощными перед текстом, даже не приступив к работе над ним. Каждый из нас (учителей) мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного.При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания. Ведь само умение читать еще не означает владение рациональными приемами чтения и умением мыслить критически. Прочитать и уметь проанализировать, оценить и объяснить – не одно и то же.
Поэтому для меня актуальным стал вопрос: как научить учащихся продуктивно работать с текстом? Ответом на мой вопрос стало использование технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. Данная технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Сегодня, нас учителей разных школ, преподающих разные предметы, объединяет несколько общих слов: мастер- класс, технологии, методы и приемы.
Итак, уважаемые коллеги, что для вас значит слово технология? (это последовательность этапов работы)
Технология продуктивного чтения наталкивает нас на мысль о «продукте чтения». А что может быть продуктом чтения на ваших уроках? (продукт чтения – результат- понимание смысла прочитанного). Действительно, понимание это результат чтения, но есть и второй результат – это восприятие текста. Что значит восприятие текста?
Мы читаем и ставим себя на место героев,
Мы читаем и переживаем,
Мы читаем и предполагаем конец истории,
Мы читаем и испытываем эмоции: смеемся, грустим,
Мы читаем – и понимаем о чем, мы читаем…
Цель данной технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Урок по данной технологии строится по следующей схеме:
-предтекстовый этап: знакомство с названием произведения, антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают, о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
-работа с текстом: чтение - самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками.
-послетекстовый этап: выполнение упражнений на закрепление, обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Итак, уважаемые коллеги, приглашаю вас сейчас продуктивно поработать с текстом.
Прошу обратить ваше внимание на экран: как вы думаете, о каком произведении мы сегодня будем говорить? (Алиса в стране чудес)
Кто является автором данного произведения? (Льюис Кэрролл). Эта история всем нам знакома с детства, поэтому сейчас я предлагаю вам вспомнить только самых забавных персонажей сказки (задание “Matching”): соотнесите персонаж с его именем.
Alice
White Rabbit
Cheshire Cat
Mad Hatter
Queen of Hearts
Следующий прием называется «Дырявый текст». Вместо слов в вашем тексте пропущены слова и заменены на определенные картинки. Прочитайте правильно вслух текст.
Эксцентричный , скорее всего, возник благодаря поговорке «Безумен как шляпник». Дело в том, что фетр для обрабатывался парами , которые могут вызывать психические расстройства.
Однако математик и популяризатор науки, а также исследователь творчества Кэрролла Мартин Гарднер выдвинул гипотезу о том, что у Шляпника был реальный прототип – торговец по имени Теофилиус Картер, живший неподалеку от Оксфорда. Автор «Алисы» был хорошо знаком с Картером.
Один из самых загадочных персонажей «Алисы в стране чудес» –. Он умеет исчезать по частям, причем последней исчезает его.
Существует несколько версий по поводу происхождения этого персонажа.
Согласно одной из них, в графстве Чешир (Честершир, малая родина Кэрролла) кто-то рисовал над таверн ухмыляющихся львов. жители маленького графства никогда не видели и считали их котами. Вторая версия гласит, что сырам, которые изготавливали в Чешире, иногда придавали форму улыбающихся котов. Была даже поговорка: «Улыбается как чеширский кот!»
Персонаж Мышь-Соня в книге «Алиса в стране чудес» периодически находилась в чайнике. Это можно объяснить тем, что дети в то время держали сонь в качестве домашних животных именно в чайниках. Чайники заполняли травой и сеном.
Персонаж Черепаха Квази в книге Льюиса Кэрролла часто плачет. Это связано с тем, что у морских черепах очень часто появляются слезы. Они помогают черепахам удалять соль из организма.
Следующий прием работы с текстом это составление «мини-рассказа». Перед вами картинки и предложения. Ваша задача – расставить картинки и предложения в правильном порядке, так чтобы у вас получился мини- рассказ.
На послетекстовом этапе особое место занимает говорение. Учащиеся имеют возможность высказать свое мнение отношение к новой для них информации, что способствует активному самосовершенствованию умений устной монологической и диалогической речи. Весьма полезно проводить прием коротких инсценировок из прочитанного произведения.
Итак, уважаемые коллеги, вам предложены мини-диалоги, ваша задача мысленно перевоплотиться в персонажа вашего диалога и инсценировать его.
Ну, тут уж ничего не поделаешь, — сказал Кот, — мы все здесь сумасшедшие. Я сумасшедший. Ты сумасшедшая.
— С чего вы взяли, что я сумасшедшая? — спросила Алиса.
— Это должно быть Выпей ещё чаю, — сказал Мартовский Заяц, наклоняясь к Алисе.
— Ещё? — переспросила Алиса с обидой. — Я пока ничего не пила.
— Больше чаю она не желает, — произнес Мартовский Заяц в пространство.
— Ты, верно, хочешь сказать, что меньше чаю она не желает: гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем ничего, — сказал Болванщик. так, — сказал Кот, — иначе ты бы сюда не попала.
Мышь рванулась из воды и вся затрепетала от ужаса.
-- Простите! - быстро сказала Алиса, видя, что обидела бедного зверька. -- Я забыла, что вы не любите кошек.
-- Не люблю кошек? -- вскричала пронзительно Мышь. -- А ты бы их на моем месте любила?
-- Наверно, нет, -- попробовала успокоить ее Алиса. -- Прошу вас, не сердитесь! Жаль, что я не могу показать вам нашу Дину. Если б вы только ее увидели, вы бы, мне кажется, полюбили кошек. Она такая милая, такая спокойная,--
Шерстка у Мыши стала дыбом.
-- Если вам неприятно, не будем больше об этом говорить, -- сказала Алиса.
-- Не будем? -- вскричала Мышь, трепеща от головы до самого кончика хвоста. -- Можно подумать, что я завела этот разговор! У нас в семье всегда ненавидели кошек. Низкие, гадкие, вульгарные твари! Слышать о них не желаю!
Итак, как мы видим, приемы при работе с текстом можно использовать самые разнообразные. Но, что, же нам дает данная технология?
В результате использования данной технологии мы
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенностиобъектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Это познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности читателя.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла…
Для меня всегда были актуальными вопросы:
как научить своих учеников продуктивно работать с текстом?
как сделать процесс чтения интересным и увлекательным?
как сделать так чтобы учащиеся полюбили «читать» книги на английском языке?
Ведь именно чтение даёт возможность пропустить через сознание учащихся значительное количество языковых комбинаций - грамматических структур и лексических сочетаний.
Ответом на мои вопросы стало использование адаптированной литературы классических художественных произведений на английском языке.
Анализ УМК по английскому языку 5-9 классов позволил выделить раздел «Домашнее чтение» («Home reading», «Extensive reading”), который содержит задание на чтение отрывков из произведений художественной литературы. Это позволяет расширить и углубить знания английского языка; развить интеллектуальные и познавательные способности школьников, сформировать универсальные учебные действия. Сопутствующие задания после текста соответствуют формату ОГЭ, ЕГЭ уровня B2,B3 в разделе «Чтение». Тип задания: установление соответствия. Также, некоторые после текстовые задания соответствуют формату ОГЭ, ЕГЭ в разделе «Грамматика» (задания В4-В10). Тип задания: грамматическое преображение.
Сегодня хочу представить вашему вниманию, какие приемы используются мною в процессе чтения и работы с текстом.
Для этого попрошу вас вытянуть карту и, соответствуя масти пройти к нужному столу. Итак, у нас образовалось три рабочие группы.
I am glad to see you! Let’s start our lesson. Look at the board please. I want to show you short movie.Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о книге «Алиса в стране чудес». Эта книга хорошо знакома нам с детства. И сегодня мы с вами составим «memory map» (карту памяти) по прочитанной книге. Каких же героев вы помните?
-Alice
-Mad HATTER
-Queen of /hearts
-White Rabbit
-The Caterpillar
Now look at the board and describe the characters in your cards:
(работают в группах – описывают героев книги предложенными на доске прилагательными)
-Alice- lively, beautiful, clever, polite, curious
-The White Rabbit- polite, quick, two- faced, coward
-The Queen of Hearts- angry, rude, nervous
Good! The next task is reading. Read the texts and match with headlines.
(работа в группах – читают тексты из книги и соотносят с заголовками)
And the last task is to make a short story with pictures and sentences. Put it into the right order.
( работа в группах – создают мини- рассказ по типу комикса из картинок и отдельных предложений)
Итак, результатом вашей работы стало создание «memory map» (карты памяти) по прочитанной книге.
Если вам легко было справиться с этим заданием – выложите карту с мастью ЧЕРВЕЙ на ваши индивидуальные листочки. Если у вас были трудности, но вы справились с этим заданием – выложите карту с мастью ТРЕФЫ, и если у вас не получилось справиться с этим заданием – выложите карту с мастью ПИКИ, вам нужно попробовать еще раз и у вас все получится!
It was easy for me |
It was not easy, but I can make it |
It was difficult for me |