Доклад «Приёмы смыслового чтения на уроках технологии»

30
4
Материал опубликован 28 January 2021 в группе

Материал подготовила Ермолаева Татьяна Валерьевна,

учитель технологии Ивняковской СШ, Ярославской области.

 

    Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

    Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. 

     Также понятие смыслового чтения закладывается во втором разделе требований к образовательным результатам освоения основной образовательной программы общего и среднего образования в метапредметных результатах.

   Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

    Также чтение – это совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с ним, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.

     Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Чтение – фундамент всех образовательных результатов.

    Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста.

     Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья– это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу.

     Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. 

    Целью смыслового чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

   Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развить у обучающихся умение читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);

с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);

с извлечением необходимо значимой информации (поисковое); а также

критическое понимание информации.

Создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся - это требование ФГОС.

Выделяются 3 этапа смыслового чтения:

Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)

Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)

Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)

    Появление данных стратегий связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности. 

   Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

   Итак, целью работы с текстом до чтения является постановка цели, задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности.

     На данном этапе ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться, так как идет набор идей и предложений. Формируется умение и привычка думать над книгой до чтения. Благодаря предтекстовым заданиям, текст воспринимается легче, обучающиеся осознают для чего и зачем они читают. (10 мин.)

    Этап текстовой деятельности. У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом». Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора. Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

    Послетекстовые задания. Основная цель данных заданий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли, а также предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения.

   В данном видео использовались фрагменты урока в 8 классе по теме «Технология совершения покупок».

    На этапе предтекстовой работы с текстом нами были выбраны методы «Мозгового штурма» и «Глоссарий». При выборе метода «Мозгового штурма» нашей целью была актуализация предшествующих знаний и мотивирование обучающихся на чтение. Целью «Глоссария» являлась знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами.

   Целью текстовой деятельности являлось управление процессом чтения, развитие механизмов чтения. В процессе прочтения, обучающиеся искали ответы на поставленные вопросы, таким образом, выделяя главную информацию и второстепенную.

   Целью послетекстовой деятельности является трансформация информации в иную форму. В данном случае нами была выбрана форма представления информации в виде схемы.

   Работа в классе проходила в трех группах. Каждая группа рассматривала определенную часть информации, относящуюся к технологии совершения покупок, тем самым позволяя охватить весь материал. Итоговое задание позволяет получить обучающимся полную картину о содержании текста.

    Таким образом, осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

   После этого обучающиеся вернулись к заданиям, выполняемым на предтекстовом этапе работы с текстом и проверили правильность выполнения заданий до прочтения его.

   Автором и разработчиком стратегиального подхода к обучению чтению на родном и иностранном языке является кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ Сметанникова Наталья Николаевна. Также она является разработчиком современной концепции обучения иностранным языкам, подтвержденной патентом.

   Сферой научных интересов Натальи Николаевны являются психология и педагогика чтения, зарубежная педагогика, методика обучения иностранным языкам. Наталья Николаевна – автор более пятидесяти научных и научно-практических работ, среди которых "Стратегиальный подход к обучению чтению", "Стратегия воспитания лидеров чтения", "Обучение стратегиям чтения" и др.

   Она ведет "Школу педагогического мастерства" Русской Академии Чтения и магистерские программы по подготовке педагогов и тьюторов по чтению.

    Сметанникова Наталья Николаевна организует и проводит национальные и международные проекты, такие как "Аутентичное оценивание», Технология "Портфель", "Чтение с листа и чтение с экрана".

    Наталья Николаевна награждена грамотами правительства г. Москвы и удостоена международного сертификата Энциклопедии успешных людей из различных сфер деятельности в России.

   Наталья Николаевна является инициатором создания Русской ассоциации чтения и её президентом. Она представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения и Федерации европейских ассоциаций (IDEC/FELA).

   Отправной точкой к созданию ассоциации в России послужили результаты Международного исследования качества чтения и понимания текста, проводимые в 2000 году, которые гласят о существовании проблем в формировании грамотности чтения в нашей стране.

   За рубежом, проблемой чтения занимается Международная Ассоциация чтения. У истоков  основания этой организации стоял американский педагог и защитник грамотности Уильям Скотт Грей, работавший в Чикагском Университете с 1916 по 1945 годы, занимая должность директора по исследованиям в области чтения в Высшей школе образования Чикагского Университета, ставший её первым президентом. Со временем к Ассоциации присоединились такие страны как Франция, Австрия, Германия.

    Сотрудничество Международной Ассоциацией чтения с советской организацией чтения началось в конце 80-х годов. Затем, в виду распада Советского Союза, совместная деятельность прекратилась и была возобновлена в 1996 году под руководством Н. Н. Сметанниковой.

    Русская ассоциация чтения реализует следующие проекты: 1. Международный проект "Размышление о Маленьком принце: открытие Планеты Книг". Проектом учрежден приз "Размышление о Маленьком принце", которым награждаются общественные деятели, реализовавшие лучшие социально-педагогические инициативы, направленные на приобщение к миру чтения и повышение престижа чтения в обществе в целом и в образовании в частности.  2. Издательский проект "Время читать". В рамках этого проекта Ассоциация выпустила несколько уникальных книг, среди которых центральное место занимают 4 тома "Мудрые и веселые сказки со всего света". 3. Проект "Успешное чтение". Данный проект рассматривает чтение как образовательную программу «длиною в жизнь». Он нацелен на приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования нового имиджа чтения и создания в образовательных учреждениях условий для развития читательской культуры подрастающего поколения. 4. Проект «Программный комплекс "Аналитик чтения"» стал победителем конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Проект представляет собой разработку программного комплекса, осуществляющего автоматическую оценку доступности (читабельности) текстов в зависимости от уровня сформированности компетенций чтения.  5. Проект "Неделя чтения и грамотности. От Дня знаний к Международному дню грамотности" (1-8 сентября). У Международного дня грамотности более далекая история - он отмечается по решению ЮНЕСКО с 1967 года. Ощутимый размах эта знаменательная дата приобрела в последние годы, когда на период 2003-2012 гг. было объявлено Десятилетие грамотности ООН. Сделано это было не только потому, что в 21 веке на планете остаются миллионы неграмотных людей в экономически отсталых регионах, но и потому, что даже в самых развитых странах мира явно ощутили угрозу от всё более распространяющейся функциональной неграмотности населения.

    Наталья Николаевна является руководителем текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность». Целью проекта является создание модели «идеальной» школы, приемлемой для любой европейской страны. Проект родился в 1998 году в Лондоне в рамках новой парадигмы европейского образования, основанной на документах ЮНЕСКО, Европарламента, Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), а также Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS). Ключевой особенностью школы, является построение процессов обучения, воспитания и образования вокруг чтения и книги. 

   Таким образом, «Стратегии смыслового чтения» – это различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но, чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.

Источники информации:

Д.А. Бабкова. Использование технологий стратегий чтения как условие развития читательской компетенции младших школьников.

https://urok.1sept.ru/articles/682130

https://www.sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

sbornik_formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.pdf

Книга Стратегии.pdf

Стратегии Сметанникова.pdf

http://rusreadorg.ru/experts/smetannikova

https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812


Приёмы смыслового чтения на уроках технологии.
PPT / 6.93 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Прекрасно обобщённый материал ранее опубликованных авторов, на основе анализа и сравнения интересная презентация!

28 January 2021

Спасибо. Действительно, я старалась сделать некий обзор по теме, чтобы иметь общее представление о ней.

29 January 2021

Спасибо за работу!!!

29 January 2021