12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ермолаева Татьяна Валерьевна55824 Работаю в общеобразовательной школе учителем технологии и музыки. Увлекаюсь рукоделием и цветоводством. Россия, Ярославская обл., Ярославский МР, п. Ивняки Материал размещён в группе « Педагогический мир» |
Доклад «Приёмы смыслового чтения на уроках технологии»
Материал подготовила Ермолаева Татьяна Валерьевна,
учитель технологии Ивняковской СШ, Ярославской области.
Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Также понятие смыслового чтения закладывается во втором разделе требований к образовательным результатам освоения основной образовательной программы общего и среднего образования в метапредметных результатах.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Также чтение – это совокупность практик и процедур работы с письменным текстом и непосредственно процесс работы с ним, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание.
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Чтение – фундамент всех образовательных результатов.
Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
Вторая – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья– это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Целью смыслового чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развить у обучающихся умение читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
• с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
• с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
• с извлечением необходимо значимой информации (поисковое); а также
• критическое понимание информации.
Создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся - это требование ФГОС.
Выделяются 3 этапа смыслового чтения:
Работа с текстом до чтения (знакомство с личностью автора, библиографией, работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т. п.)
Работа с текстом во время чтения (обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.п.)
Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.)
Появление данных стратегий связано со сменой педагогических концепций по обучению чтению, внедрением в практику обучения теории деятельности, осознанием важной роли ориентировочной основы для организации начала деятельности.
Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь, согласно данным исследований, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
Итак, целью работы с текстом до чтения является постановка цели, задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности.
На данном этапе ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться, так как идет набор идей и предложений. Формируется умение и привычка думать над книгой до чтения. Благодаря предтекстовым заданиям, текст воспринимается легче, обучающиеся осознают для чего и зачем они читают. (10 мин.)
Этап текстовой деятельности. У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом». Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора. Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Послетекстовые задания. Основная цель данных заданий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли, а также предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения.
В данном видео использовались фрагменты урока в 8 классе по теме «Технология совершения покупок».
На этапе предтекстовой работы с текстом нами были выбраны методы «Мозгового штурма» и «Глоссарий». При выборе метода «Мозгового штурма» нашей целью была актуализация предшествующих знаний и мотивирование обучающихся на чтение. Целью «Глоссария» являлась знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами.
Целью текстовой деятельности являлось управление процессом чтения, развитие механизмов чтения. В процессе прочтения, обучающиеся искали ответы на поставленные вопросы, таким образом, выделяя главную информацию и второстепенную.
Целью послетекстовой деятельности является трансформация информации в иную форму. В данном случае нами была выбрана форма представления информации в виде схемы.
Работа в классе проходила в трех группах. Каждая группа рассматривала определенную часть информации, относящуюся к технологии совершения покупок, тем самым позволяя охватить весь материал. Итоговое задание позволяет получить обучающимся полную картину о содержании текста.
Таким образом, осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
После этого обучающиеся вернулись к заданиям, выполняемым на предтекстовом этапе работы с текстом и проверили правильность выполнения заданий до прочтения его.
Автором и разработчиком стратегиального подхода к обучению чтению на родном и иностранном языке является кандидат психологических наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ Сметанникова Наталья Николаевна. Также она является разработчиком современной концепции обучения иностранным языкам, подтвержденной патентом.
Сферой научных интересов Натальи Николаевны являются психология и педагогика чтения, зарубежная педагогика, методика обучения иностранным языкам. Наталья Николаевна – автор более пятидесяти научных и научно-практических работ, среди которых "Стратегиальный подход к обучению чтению", "Стратегия воспитания лидеров чтения", "Обучение стратегиям чтения" и др.
Она ведет "Школу педагогического мастерства" Русской Академии Чтения и магистерские программы по подготовке педагогов и тьюторов по чтению.
Сметанникова Наталья Николаевна организует и проводит национальные и международные проекты, такие как "Аутентичное оценивание», Технология "Портфель", "Чтение с листа и чтение с экрана".
Наталья Николаевна награждена грамотами правительства г. Москвы и удостоена международного сертификата Энциклопедии успешных людей из различных сфер деятельности в России.
Наталья Николаевна является инициатором создания Русской ассоциации чтения и её президентом. Она представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения и Федерации европейских ассоциаций (IDEC/FELA).
Отправной точкой к созданию ассоциации в России послужили результаты Международного исследования качества чтения и понимания текста, проводимые в 2000 году, которые гласят о существовании проблем в формировании грамотности чтения в нашей стране.
За рубежом, проблемой чтения занимается Международная Ассоциация чтения. У истоков основания этой организации стоял американский педагог и защитник грамотности Уильям Скотт Грей, работавший в Чикагском Университете с 1916 по 1945 годы, занимая должность директора по исследованиям в области чтения в Высшей школе образования Чикагского Университета, ставший её первым президентом. Со временем к Ассоциации присоединились такие страны как Франция, Австрия, Германия.
Сотрудничество Международной Ассоциацией чтения с советской организацией чтения началось в конце 80-х годов. Затем, в виду распада Советского Союза, совместная деятельность прекратилась и была возобновлена в 1996 году под руководством Н. Н. Сметанниковой.
Русская ассоциация чтения реализует следующие проекты: 1. Международный проект "Размышление о Маленьком принце: открытие Планеты Книг". Проектом учрежден приз "Размышление о Маленьком принце", которым награждаются общественные деятели, реализовавшие лучшие социально-педагогические инициативы, направленные на приобщение к миру чтения и повышение престижа чтения в обществе в целом и в образовании в частности. 2. Издательский проект "Время читать". В рамках этого проекта Ассоциация выпустила несколько уникальных книг, среди которых центральное место занимают 4 тома "Мудрые и веселые сказки со всего света". 3.Наталья Николаевна является руководителем текущего Европейского проекта «Школа, где процветает грамотность». Целью проекта является создание модели «идеальной» школы, приемлемой для любой европейской страны. Проект родился в 1998 году в Лондоне в рамках новой парадигмы европейского образования, основанной на документах ЮНЕСКО, Европарламента, Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), а также Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS). Ключевой особенностью школы, является построение процессов обучения, воспитания и образования вокруг чтения и книги.
Таким образом, «Стратегии смыслового чтения» – это различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но, чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.
Источники информации:
Д.А. Бабкова. Использование технологий стратегий чтения как условие развития читательской компетенции младших школьников.
sbornik_formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.pdf
Приёмы смыслового чтения на уроках технологии.
PPT / 6.93 Мб