12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шиндлер Ирина Викторовна335
Россия, Приморский край, Находка

Введение

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». К.Д. Ушинский

Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Как следствие не понимают прочитанного, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач. Вот почему для меня стало актуальным изучение и применение технологии развития у детей интереса и способностей к чтению.

Основная часть

1. Технология продуктивного чтения.

В современном мире каждый человек должен уметь находить нужную
информацию, уметь ее осмысливать и интерпретировать, независимо от рода
деятельности. Чтение - это именно та техника получения знаний, а благодаря
пониманию текста происходит познавательная деятельность, в ходе которой
устанавливается смысл текста на основе читательского опыта.
Изучением читательской деятельности занималась профессор
Н.Н.Светловская, которая внесла большой вклад в это дело: разработала
теорию формирования типа правильной читательской деятельности, в
которую были введены такие понятия, как «читательская деятельность»,
«технология продуктивного чтения». По словам Н.Н. Светловской (1), технология продуктивного чтения - это образовательная технология, которая при помощи определенных приёмов чтения позволяет развить такие качества, как полное понимание текста и его оценка, выработка читательской позиции.
Технология продуктивного чтения (смыслового чтения) - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте (2). То есть, чтение становится продуктивным когда:

ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;

ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.

Актуальность  выбранной темы связана с тем, что сегодня у обучающихся наблюдается снижение уровня читательской культуры. В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Современное литературное чтение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Цель: от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности. Воспитание грамотного, компетентного читателя,  человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.


Задачи:

помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста);

помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления;

содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.


Предполагаемый результат:


Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.

Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.

Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.

Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.

Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.

Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.

Внедрение новой педагогической технологии в свою деятельность и распространение опыта среди других педагогов.



Применение технологии продуктивного чтения на уроках

в начальной школе

Технология продуктивного чтения, предложенная авторами ОС «Школа 2100» позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет ребенку стать «грамотным и думающим читателем». «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро) Трудно не согласиться со словами Дидро, жившего более 200 лет назад. За последние десятки лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось, и не только в российском обществе, но и во многих странах мира. ФГОС начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культуры. Именно читательские умения обеспечат школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, расширять кругозор, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на протяжении всей жизни.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Каких результатов позволяет достичь продуктивное чтение?

Регулятивные – формировать цель деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные –  вести диалог, слушать и понимать речь других; выполнять различные роли

Познавательные –  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате работы ;

Личностные –  оценивать поступки людей, сопереживать, выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Первостепенная задача учителя начальных классов – это овладение прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения складывается из двух составляющих: смысловой и технической.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность чтения.

Этапов работы с текстом будет три. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

- Прочитайте имя автора. Знакомо ли вам это имя? Какие произведения автора помните? О чем они? На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока (завершение этапа)

- Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения.

Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Обращать внимание на такие слова нужно при чтении любого текста. А познакомить со словами-ключиками можно следующим образом:

- Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые откроют вам секреты текста. Это «слова-ключики». Почему же они так называются? (Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету!) Потренироваться можно со стихотворением Г.Сапгира «Футбол»

Сказала тетя: - Фи, футбол!

Сказала мама: - Фу, футбол!

Сестра сказала:- Ну, футбол…

А я ответил: - Во, футбол!

Автор с помощью слов ФИ, ФУ, НУ , ВО! Показал разное отношение людей к футболу! У женщин игра вызывает презрение – фи!, пренебрежение фу», разочарование «НУ», а у мальчика – восторг ВО!


II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения).  Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
 
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне него. Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребёнку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
Беседа по содержанию текста.
При анализе текста необходимо использовать разные приёмы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Хочу обратить особое внимание на два основных приёма анализа текста технологии продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение. Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.

 Как учить детей вести диалог с автором?
Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий (5):
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;
включать творческое воображение учащихся;

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?
 
(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;

включать творческое воображение учащихся: по слову, детали,

иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);

научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения;

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу
первичного чтения.

Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Предполагается при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). 

Что такое комментированное чтение?

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
- Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

- Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.
- Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста.

- Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не
только после того, как предложение или фрагмент дочитанные до конца.
Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.

-  Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б)
 включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
в)
 сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Для того чтобы ученики давали  на вопросы развёрнутые, полные ответы,  я начинаю вопросы с  глагола в повелительном наклонении, которые дают  установку на характер и объём ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте.

Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям определить значение незнакомого слова в контексте, а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю.

Какими могут быть ответы учащихся на уроках чтения и литературы?

На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. В ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов.
Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные вопросы учителя (
Куда …? С кем …? Когда …? Кто …? Что
такое …? О чем …? и т.п. В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.
Сравните, например, вопросы:
 О чем беседовали ребята? и Расскажите, о чем беседовали ребята.

III. Работа с текстом после чтения. Цельдостижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк"). Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Дети с большим интересом предлагают свои варианты заглавия текста и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации используются следующие вопросы: -- -- Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
- Точен ли художник в деталях?
- Совпадает ли видение автора с вашим?

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
 Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».

Таким образом, процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

На мой взгляд, использование современных образовательных технологий позволяют формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию.

3. Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к

«режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Сравним признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Традиционный урок.

Продуктивное чтение.

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о…».

До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста «Предположите, о чѐм этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?». Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. Учитель сам читает вслух текст, ученики слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведѐм диалог с автором: задаѐм вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

4. Применение технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения.

На любом из уроков литературного чтения УМК «Школа России» можно применить технологию продуктивного чтения. Авторы, в некоторые произведения, сами включили вопросы для чтения с остановками (2 класс: В. Бианки «Музыкант», В. Драгунский «Тайное становится явным»; 4 класс: П.Ершов «Конёк – горбунок»).

Приложение 1. Технологическая карта интегрированного урока литературное чтения и окружающий мир, 2 класс, тема «Сказка – несказка В. Бианки «Сова».

5. Применение технологии продуктивного чтения на занятиях кружка «Вдумчивое чтение».

Мною разработана программа кружка «Вдумчивое чтение» в 1, 3, 4 классах, на следующий год разработаю программу кружка во 2 классе. На занятиях кружка широко

применяю технологию продуктивного чтения. За основу программы мною взята ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ» для обучающихся начальной школы, автор-составитель: Е.В. Посашкова, кандидат филологических наук, доцент. В программу кружка я добавила работу с текстом, используя тетрадь «Работа с текстом» О.Н. Крылова. Работа с текстом — это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.  Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося (6).  Приведу пример: 3 класс, вариант 6, читаем текст – начало рассказа А.П. Чехова «Белолобый», текст дан без заголовка, используя приём прогнозирования, ребята предполагают, как зовут щенка, дальнейшие действия волчицы. Учитель показывает книгу и предлагает дальше прочитать дома и узнать, что действительно произошло со щенком в рассказе. Дети с интересом читают, им интересно узнать, а что дальше. Занятие кружка начинается с вопроса «Что такое счастье?», ребята высказывают свои мнения, а потом учитель читает рассказ А. Алексина «Самый счастливый день». Перед чтением опять используется приём прогнозирования, какой день может быть самым счастливым. Дети с интересом слушают, делают выводы, рассказ их заинтересовал и они обязательно дома прочитают другие рассказы Алексина. Я считаю, то главная задача учителя заинтересовать детей чтением.

Заключение

В заключение могу с уверенностью сказать: технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в ФГОС:

- предметные результаты: знание писателей и их произведений, умения понимания текста, самостоятельного выбора книг, речевые умения, в том числе связной письменной и устной речи, высокий и стойкий интерес к чтению и желание читать и т.д.

- метапредметные результаты: развитие общеучебных умений (универсальных учебных действий) - а) интеллектуально-речевых умений (умения восприятия речи - гибкое чтение, освоение приемов просмотрового, изучающего и ознакомительного чтения, рефлексивное и нерефлексивное слушание и т.д., умения порождения речи - самостоятельное создание текстов-повествований и описаний, подробное изложение текстов, б) организационных умений (постановка цели, работа по плану, рефлексия и т.д., в) коммуникативных умений (эффективное и результативное общение в совместной деятельности), г) нравственно-оценочных умений (анализ характеров и поступков героев).

- личностные результаты: духовно-нравственное развитие средствами предмета, развитие читательской самостоятельности, социализация личности.

Данная технология направлена на формирование умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; умения извлекать информацию из текста.

​​​​​​​Действия учеников на уроке становятся более активными, творческими и самостоятельными. Дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Педагоги среднего звена с успехом используют её на уроках истории и иностранного языка. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Опубликовано


Комментарии (1)

Старшов Михаил Александрович, 23.03.20 в 07:56 -1Ответить Пожаловаться
Ну, надо же, чтение, оказывается, настоящая наука, никогда не знал! А я думал, дети читают те книги, которые родители прячут, вот и вся премудрость.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.