Доклад по технологии в 7 классе на тему «Проект в школе»

0
0
Материал опубликован 24 July 2018

Метод проектов и его роль в технологическом развитии учащихся

Выступление на методическом совете школы

Подготовил-учитель технологии мбоу сош 30

ТУШНОЛОГОВ А,А,

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возрос­ла потребность в инициативных, предприимчивых, компетент­ных и ответственных специалистах. Чтобы подготовить таких людей, немало придется постараться и общеобразовательной школе. Для этого наилучшим образом приспособлен школьный курс «Технология», который входит в инвариантную часть базис­ного плана обучения учащихся 1-11 классов.

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрица­тельные стороны.

1. Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2. Мотивация школьников к предметно-преобразующей дея­тельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личност­ной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую дея­тельность, наиболее для них привлекательную.

Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обес­печивать овладение политехническими и обще трудовыми знани­ями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формиро­вать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся.

«Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их

на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материаль­ные ценности» (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области „Технология"», с. 290).

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепеда­гогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; до­ступность, систематичность и преемственность обучения; нагляд­ность и прочность усвоения знаний. Применение метода проек­тов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Пе­ред учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возмож­ностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит само реализоваться и подготовиться к ин­теграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответ­ственности, выработки навыков разумного риска и др. Проект­ная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от лично­го вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов в тех­нологическом образовании состоит в том, что школьники осо­знают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследова­ний; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению эконо­мической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономичес­ких, экологических и технологических ситуаций.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполня­емой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений пе­ред началом проекта или в процессе его выполнения. При этом школь­ники осуществляют следующий процесс проектирования и доби­ваются соответствующих учебных результатов (табл. 1).

Метод проектов в технологическом образовании позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего специалиста.

Использование метода проектов в технологическом образо­вании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую формулировку задачи;

2) ученики выдвигают первоначальные идеи;

3) проводят исследование (изучение потребностей и рын­ка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более пер­спективной;

4) разрабатывают лучшую идею;

5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;

6) планируют изготовление согласно лучшей идее;

7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;

8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют большое количество подобных из­делий;

2) обсуждают их достоинства и недостатки;

3) записывают краткую формулировку задачи для изготовле­ния улучшенного варианта изделия;

4) исследуют потребности в этом изделии;

чать изделие;

6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовле­ния изделия;

7) планируют изготовление изделия;

8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и опре­деляя пути их преодоления;

9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) преподаватель выдает ученикам какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использо­ванию этого материала для изготовления изделий;

2) ученики проводят исследование, определяют потребно­сти в этих изделиях и потенциальных потребителей;

3) пишут краткую формулировку задачи;

4) проводят более глубокое исследование для выбора вари­анта проекта;

5) разрабатывают набор критериев, которым должно удов­летворять изделие;

6) заканчивают разработку лучшей идеи;

7) составляют план выполнения изделия с учетом имеющих­ся материалов и оборудования;

8) изготовляют изделие, при необходимости внося изме­нения;

9) испытывают и оценивают изделие.

Упражнения, которые помогут выработать умения и навыки, можно проводить как внутри, так и вне проекта. Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащих­ся, а затем выполнить вместе с ними все необходимые упражне­ния. Учитывая, что учащиеся 5 класса только начинают осваи­вать проектную деятельность, им лучше предложить групповые или коллективные проекты. Они должны познакомиться с об­щими способами организации проектной деятельности, а также овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному рас­ходованию времени.

Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских. В триаде «тех­нология — обучение — жизнедеятельность» появляется возмож­ность сформировать на технологическом языке актуальную со­циально-значимую задачу, решить ее имеющимися средствами, соотнести продукт труда с потребностями личности и общества, истолковав соответствующим образом полученные результаты.

Умение приложить технологические знания и трудовые уме­ния к решению задач, выдвинутых практикой, требует исполь­зования знаний и умений по другим учебным дисциплинам (изобразительному искусству, черчению, математике, химии, физике). Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующи­ми, так и опережающими, но они обычно углубляют и развива­ют проект. Планирование проекта с учетом «углубления» долж­но быть «выстроено» как в течение учебного года, так и из года в год.

Поскольку способности учащихся различны, важно прово­дить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект (по тематике). Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий ди­апазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащи­еся острее нуждаются в помощи преподавателя во время выпол­нения проекта. В этом случае учитель может ограничить иссле­дования, рассмотреть меньшее число идей (до двух), упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащи­мися (индивидуально в начале работы над проектом и в процес­се его выполнения). При этом с учащимися заключается что-то вроде договора. Если проект выполняется быстрее, чем плани­ровалось, его можно расширить.

Важно подчеркнуть: каждый школьник будет иметь свое со­глашение (договор) с учителем. Проекты могут быть выполнены индивидуально и коллективно (группами учащихся). Но в инди­видуальных проектах всегда есть место для коротких групповых действий, например при разработке критериев изделия или при оценке первоначальных идей. Работа в группах — хорошая прак­тика, и желательно ее использовать в каждом проекте, посколь­ку это дает возможность сплотить учащихся и воспитать коллек­тивную ответственность.

Не следует также забывать, что обучение продолжается и во время выполнения проекта. Проекты не должны планироваться только для закрепления или проверки умений и знаний, полу­ченных ранее. Много обучающих задач должно быть решено при выполнении проекта, например, упражнение может быть задано всему классу (как провести исследование рынка через ан­кетирование). Учитель обучает школьников в ходе выполнения проекта, задавая вопросы, информируя, поощряя учащихся, предлагая определенный эксперимент (или участвуя в нем). Ис­кусство обучения при выполнении проектов заключается в уме­нии вовремя включиться в ту или иную фазу выполнения проек­та учащимися. Например, учитель инструктирует учащихся по безопасному использованию инструмента и оборудования, при этом он поощряет учащихся, когда они самостоятельно плани­руют изготовление изделия. Поэтому при планировании проек­та важно выделить графу «деятельность учителя», чтобы не сло­жилось впечатление, что учитель ничего не делает при выпол­нении проекта.

Ориентация наличность, учет ее интересов, выделение того материала, который прежде всего обращен к личности ученика и к удовлетворению определенных потребностей, предъявляет повышенные требования к учителю, к овладению им разумным использованием метода проектов в технологическом образова­нии школьников.

Для облегчения работы учителя технологии для каждого класса (5-9) разработан учебно-методический комплект. Помимо пособия для учителя он содержит учебное пособие для учащихся и тетради творческих работ, где даны справочные материалы по разработке и реализации проекта, осуществлению предметно-преобразующей деятельности в рамках разработанного проекта (изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего опреде­ленную потребность личности или общества), сведения по тех­нике безопасности и другие необходимые сведения.

Кроме данного пособия, учителю предлагается сборник про­ектов по курсу «Технология», где дано краткое описание проек­тов (сущность проекта и потребности в изготовлении данного изделия, формулировка задач, возможные результаты и само­оценка реализации проекта, недостатки созданного изделия); планирование проекта (количество часов, выработка умений обработки материалов, запуск проекта, межпредметные связи, новая терминология, материалы и оборудование); организация процесса обучения проектной деятельности (исследовательская деятельность, проектирование, необходимые знания, умения, навыки, упражнения до выполнения проекта, упражнения в про­цессе выполнения, анализ результатов работы).

При разработке проектов следует учитывать возрастные воз­можности учащихся, их порой завышенные самооценки своих возможностей. В зависимости от подготовленности учащихся, их интереса, участия родителей в выполнении проектов можно организовать как коллективную, так и индивидуальную проект­ную деятельность.

Экспериментальная проверка использования метода про­ектов в технологическом образовании школьников показала следующее:

значительно повысился интерес учащихся к курсу «Техно­логия»;

учащиеся с удовольствием включаются в исследователь­скую деятельность, наиболее привлекательную для них;

учащиеся видят социальную и личную значимость предмет­но-преобразующей деятельности, которую они осуществля­ют, что ведет к повышению мотивации их труда.

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в об­разовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероят­ность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Ничто не сравнится с глубоким волнением ребят, вручаю­щих созданное ими изделие человеку, для которого оно было раз­работано и изготовлено. Учащийся не только создает изделие, но и разрабатывает его для удовлетворения реальных потребнос­тей. Можно привести в качестве примера проект, выполненный учащимися 6 класса, которые, работая в группах, проектировали и создавали учебные пособия для детей с отклонениями в развитии. Клиентами стали учителя-терапевты специализированных коррекционных школ, которые работали с детьми, имеющими трудности в обучении. Конечные пользователи — дети 7-12 лет. Дизайнерами-изготовителями стали учащиеся 6 класса, работавшие под руководством учителя технологии. Учащиеся встретились с клиентами и с конечными пользователями, чтобы ясно предста­вить, какие потребности существуют у детей. Эти потребности были очень разные: одним требовалось устройство для стиму­ляции работы левой руки, другие нуждались в игре для развития координации движений глаз и рук. И при этом во многих устрой­ствах было необходимо использовать электронные схемы, в не­которых случаях довольно сложные.

Учащиеся 6 класса быстро разработали разнообразные ва­рианты (идеи) и выполнили модели изделий. На этом этапе они обратились к своим клиентам и конечным пользователям, для того чтобы обсудить получившиеся варианты. В некото­рых случаях школьники должны были вернуться к чертежной доске; в других случаях они дорабатывали изделие, привлекали к его изготовлению старшеклассников и родителей. Постепен­но учащиеся более четко стали понимать потребности детей с умственными и физическими недостатками. В некоторых слу­чаях возникли непредвиденные проблемы. У учащихся появи­лась усиленная мотивация успешно завершить данный проект, так как у них сложились личные отношения и с клиентами, и с поль­зователями, и они не хотели их огорчать. Этот проект одинако­во успешно осуществили учащиеся с разными способностями — и мальчики, и девочки. Лица учащихся светились радостью и гордостью, когда они вручали свои изделия детям и демон­стрировали, как ими пользоваться. Только в рамках такой дис­циплины, как технология, выполняя одно задание, один про­ект, учащиеся приобретают знания по естественнонаучным дисциплинам и используют уже имеющиеся подобные знания; находят практическое применение математике и изучают по­ведение человека, а также его анатомию; развивают целый ряд когнитивных навыков и оттачивают свое эстетическое воспри­ятие; развивают моторные навыки, в том числе и практические навыки разметки, выпиливания, придания формы, соединения и отделки (не включая электронику) и учатся общаться. И всё это в контексте развития у школьников чувства социальной и нрав проект повлиял на развитие личных качеств учащихся!

Каждый проект имеет свои особенности. Рассмотрим неко­торые примеры.

Проект «Малое предприятие». Учащиеся налаживают вы­пуск изделий народных промыслов. А для этого проводят иссле­дование (что и для какой категории покупателей подходит, что имеется на рынке, подсчитывают стоимость материалов, воз­можность сбыта, прибыль и т. д.), пишут перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие, осваивают навыки, не­обходимые для изготовления, экспериментируют в процессе производства (разделение труда; каждый выполняет изделие от начала до конца; одинаковая отделка; размеры). Таким образом, акцент этого проекта будет на стадии исследования, выработки идей по поводу организации малого предприятия, качества изде­лий, соблюдения сроков.

Сувенир/подарок для конкретного человека или группы людей. Исследование потребностей потенциального потребите­ля; вариантов изделий, выполняемых в определенной традиции; написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие; самооценка и т. д.

Дизайн интерьера для конкретного клиента. Проведение интервью/опроса, написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие, выработка идей, самооценка. В этом случае можно сделать акцент проекта на исследование и разработку идей.

Декорации и костюмы для исторической постановки. Воз­можность работы в разновозрастных группах, акцент на исследо­вание и качество будущей продукции.

Организация спектакля для учащихся начальной школы. Изучение пожеланий детей и учителей в начальной школе; раз­работка образа. Акцентировать внимание учащихся, выполняю­щих проект, лучше всего на том, что они должны провести иссле­дование и написать перечень критериев, которым должно удов­летворять изделие.

Исторический стенд для школы или школьной библиоте­ки. Исследование пожеланий клиента, экспериментирование с материалами, выработка идей по оформлению, качественное изготовление.

ков истории, литературы, физкультуры. Связь с другими учебны­ми предметами.

При использовании метода проектов необходимо принять во внимание:

кто является клиентом и каковы его пожелания;

важность и необходимость написания перечня критери­ев/характеристик для рассмотрения;

какое исследование должно быть проведено;

когда осваивать необходимые навыки — во время выполне­ния проекта или до его начала.

Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий

Программы по технологии для 1-11 классов, рекомендован­ные Министерством образования РФ в 1995 г., и другие програм­мы, опубликованные в журнале «Школа и производство», обра­щают внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями, умениями и навыками. В программах отмечается, что главная цель образовательной об­ласти «Технология» — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. При этом перечисляются обще трудовые умения, элементы техники (разметка, строгание, пиление и т. п.), которыми должны овла­деть учащиеся. Проектная деятельность по изготовлению изде­лий запланирована по каждому разделу программы на конец обучения. Всего рекомендуется выполнить десять индивидуаль­ных творческих проектов во 2-11 классах.

Авторы данного пособия предлагают совершенно иной подход в реализации технологической подготовки школьников. Проекты рассматриваются не как самостоятельная итоговая ра­бота учащихся, а как метод, позволяющий им приобрести и за­крепить навыки в процессе проектирования и изготовления изде­лий, удовлетворяющих потребности личности и общества.

ядром курса «Технология» выступает овладение методом проек­тов при изготовлении любого изделия или услуги. При этом пол­ностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и навыкам, но они рассматриваются как одно из средств достижения учащимися конкретной проектной цели.

Учитывая, что мальчики хотят и должны обучаться простей­шим умениям по кулинарии и культуре дома, можно рекомендо­вать в 5-6 классах в первом полугодии проводить занятия по тех­нологии в смешанных группах, для этого целесообразно сохра­нить деление учащихся на подгруппы. В то время, когда одна подгруппа занимается в кабинете обслуживающего труда выпол­нением проектов по кулинарии и культуре дома, другая подгруп­па работает в мастерских по деревообработке и выполняет про­екты по дереву. Затем они меняются.

Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал уча­щихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые по­могут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов. Кроме того, школьники приобретут политехниче­ские знания в области преобразования материалов, энергии, ин­формации. В старших классах это позволит учащимся уточнить свои профессиональные планы, даст профессиональную начальную подготовку, сформирует знания по рациональному расходо­ванию средств, формированию бюджета семьи. При этом учеб­ный процесс по методу проектов существенно отличается от тра­диционного обучения.

примеры готовых проектов по технологии

мбоу сош 30 хабаровск

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.