12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
андрей тушнологов1321
призер авиа модельных соревнований.ученики призер всесоюзного слета авиа 1986г судоиодельных краевых призер 1992г пед стаж 30 лет сют.дом пионеров.упк токарное дело .работаю в мбоу сош 30 хабаровск.учитель технологии.цель преподавания-развитие творческих
Россия, Хабаровск

Метод проектов и его роль в технологическом развитии учащихся

Выступление на методическом совете школы

Подготовил-учитель технологии мбоу сош 30

ТУШНОЛОГОВ А,А,

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возрос­ла потребность в инициативных, предприимчивых, компетент­ных и ответственных специалистах. Чтобы подготовить таких людей, немало придется постараться и общеобразовательной школе. Для этого наилучшим образом приспособлен школьный курс «Технология», который входит в инвариантную часть базис­ного плана обучения учащихся 1-11 классов.

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрица­тельные стороны.

1. Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2. Мотивация школьников к предметно-преобразующей дея­тельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личност­ной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую дея­тельность, наиболее для них привлекательную.

Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельности; обес­печивать овладение политехническими и обще трудовыми знани­ями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства, предпринимательской деятельности; формиро­вать практические навыки анализа информации; воспитывать нравственно-трудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся.

«Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их

на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материаль­ные ценности» (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области „Технология"», с. 290).

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепеда­гогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; до­ступность, систематичность и преемственность обучения; нагляд­ность и прочность усвоения знаний. Применение метода проек­тов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Пе­ред учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возмож­ностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит само реализоваться и подготовиться к ин­теграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответ­ственности, выработки навыков разумного риска и др. Проект­ная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от лично­го вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов в тех­нологическом образовании состоит в том, что школьники осо­знают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследова­ний; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению эконо­мической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономичес­ких, экологических и технологических ситуаций.

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполня­емой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений пе­ред началом проекта или в процессе его выполнения. При этом школь­ники осуществляют следующий процесс проектирования и доби­ваются соответствующих учебных результатов (табл. 1).

Метод проектов в технологическом образовании позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего специалиста.

Использование метода проектов в технологическом образо­вании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую формулировку задачи;

2) ученики выдвигают первоначальные идеи;

3) проводят исследование (изучение потребностей и рын­ка), чтобы выяснить, какая из идей выглядит более пер­спективной;

4) разрабатывают лучшую идею;

5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;

6) планируют изготовление согласно лучшей идее;

7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;

8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют большое количество подобных из­делий;

2) обсуждают их достоинства и недостатки;

3) записывают краткую формулировку задачи для изготовле­ния улучшенного варианта изделия;

4) исследуют потребности в этом изделии;

чать изделие;

6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовле­ния изделия;

7) планируют изготовление изделия;

8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и опре­деляя пути их преодоления;

9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) преподаватель выдает ученикам какой-либо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть идеи по использо­ванию этого материала для изготовления изделий;

2) ученики проводят исследование, определяют потребно­сти в этих изделиях и потенциальных потребителей;

3) пишут краткую формулировку задачи;

4) проводят более глубокое исследование для выбора вари­анта проекта;

5) разрабатывают набор критериев, которым должно удов­летворять изделие;

6) заканчивают разработку лучшей идеи;

7) составляют план выполнения изделия с учетом имеющих­ся материалов и оборудования;

8) изготовляют изделие, при необходимости внося изме­нения;

9) испытывают и оценивают изделие.

Упражнения, которые помогут выработать умения и навыки, можно проводить как внутри, так и вне проекта. Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащих­ся, а затем выполнить вместе с ними все необходимые упражне­ния. Учитывая, что учащиеся 5 класса только начинают осваи­вать проектную деятельность, им лучше предложить групповые или коллективные проекты. Они должны познакомиться с об­щими способами организации проектной деятельности, а также овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному рас­ходованию времени.

Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских. В триаде «тех­нология — обучение — жизнедеятельность» появляется возмож­ность сформировать на технологическом языке актуальную со­циально-значимую задачу, решить ее имеющимися средствами, соотнести продукт труда с потребностями личности и общества, истолковав соответствующим образом полученные результаты.

Умение приложить технологические знания и трудовые уме­ния к решению задач, выдвинутых практикой, требует исполь­зования знаний и умений по другим учебным дисциплинам (изобразительному искусству, черчению, математике, химии, физике). Эти межпредметные связи могут быть как сопутствующи­ми, так и опережающими, но они обычно углубляют и развива­ют проект. Планирование проекта с учетом «углубления» долж­но быть «выстроено» как в течение учебного года, так и из года в год.

Поскольку способности учащихся различны, важно прово­дить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект (по тематике). Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий ди­апазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащи­еся острее нуждаются в помощи преподавателя во время выпол­нения проекта. В этом случае учитель может ограничить иссле­дования, рассмотреть меньшее число идей (до двух), упростить изделие. Преподаватель решает это на собеседовании с учащи­мися (индивидуально в начале работы над проектом и в процес­се его выполнения). При этом с учащимися заключается что-то вроде договора. Если проект выполняется быстрее, чем плани­ровалось, его можно расширить.

Важно подчеркнуть: каждый школьник будет иметь свое со­глашение (договор) с учителем. Проекты могут быть выполнены индивидуально и коллективно (группами учащихся). Но в инди­видуальных проектах всегда есть место для коротких групповых действий, например при разработке критериев изделия или при оценке первоначальных идей. Работа в группах — хорошая прак­тика, и желательно ее использовать в каждом проекте, посколь­ку это дает возможность сплотить учащихся и воспитать коллек­тивную ответственность.

Не следует также забывать, что обучение продолжается и во время выполнения проекта. Проекты не должны планироваться только для закрепления или проверки умений и знаний, полу­ченных ранее. Много обучающих задач должно быть решено при выполнении проекта, например, упражнение может быть задано всему классу (как провести исследование рынка через ан­кетирование). Учитель обучает школьников в ходе выполнения проекта, задавая вопросы, информируя, поощряя учащихся, предлагая определенный эксперимент (или участвуя в нем). Ис­кусство обучения при выполнении проектов заключается в уме­нии вовремя включиться в ту или иную фазу выполнения проек­та учащимися. Например, учитель инструктирует учащихся по безопасному использованию инструмента и оборудования, при этом он поощряет учащихся, когда они самостоятельно плани­руют изготовление изделия. Поэтому при планировании проек­та важно выделить графу «деятельность учителя», чтобы не сло­жилось впечатление, что учитель ничего не делает при выпол­нении проекта.

Ориентация наличность, учет ее интересов, выделение того материала, который прежде всего обращен к личности ученика и к удовлетворению определенных потребностей, предъявляет повышенные требования к учителю, к овладению им разумным использованием метода проектов в технологическом образова­нии школьников.

Для облегчения работы учителя технологии для каждого класса (5-9) разработан учебно-методический комплект. Помимо пособия для учителя он содержит учебное пособие для учащихся и тетради творческих работ, где даны справочные материалы по разработке и реализации проекта, осуществлению предметно-преобразующей деятельности в рамках разработанного проекта (изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего опреде­ленную потребность личности или общества), сведения по тех­нике безопасности и другие необходимые сведения.

Кроме данного пособия, учителю предлагается сборник про­ектов по курсу «Технология», где дано краткое описание проек­тов (сущность проекта и потребности в изготовлении данного изделия, формулировка задач, возможные результаты и само­оценка реализации проекта, недостатки созданного изделия); планирование проекта (количество часов, выработка умений обработки материалов, запуск проекта, межпредметные связи, новая терминология, материалы и оборудование); организация процесса обучения проектной деятельности (исследовательская деятельность, проектирование, необходимые знания, умения, навыки, упражнения до выполнения проекта, упражнения в про­цессе выполнения, анализ результатов работы).

При разработке проектов следует учитывать возрастные воз­можности учащихся, их порой завышенные самооценки своих возможностей. В зависимости от подготовленности учащихся, их интереса, участия родителей в выполнении проектов можно организовать как коллективную, так и индивидуальную проект­ную деятельность.

Экспериментальная проверка использования метода про­ектов в технологическом образовании школьников показала следующее:

значительно повысился интерес учащихся к курсу «Техно­логия»;

учащиеся с удовольствием включаются в исследователь­скую деятельность, наиболее привлекательную для них;

учащиеся видят социальную и личную значимость предмет­но-преобразующей деятельности, которую они осуществля­ют, что ведет к повышению мотивации их труда.

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в об­разовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероят­ность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Ничто не сравнится с глубоким волнением ребят, вручаю­щих созданное ими изделие человеку, для которого оно было раз­работано и изготовлено. Учащийся не только создает изделие, но и разрабатывает его для удовлетворения реальных потребнос­тей. Можно привести в качестве примера проект, выполненный учащимися 6 класса, которые, работая в группах, проектировали и создавали учебные пособия для детей с отклонениями в развитии. Клиентами стали учителя-терапевты специализированных коррекционных школ, которые работали с детьми, имеющими трудности в обучении. Конечные пользователи — дети 7-12 лет. Дизайнерами-изготовителями стали учащиеся 6 класса, работавшие под руководством учителя технологии. Учащиеся встретились с клиентами и с конечными пользователями, чтобы ясно предста­вить, какие потребности существуют у детей. Эти потребности были очень разные: одним требовалось устройство для стиму­ляции работы левой руки, другие нуждались в игре для развития координации движений глаз и рук. И при этом во многих устрой­ствах было необходимо использовать электронные схемы, в не­которых случаях довольно сложные.

Учащиеся 6 класса быстро разработали разнообразные ва­рианты (идеи) и выполнили модели изделий. На этом этапе они обратились к своим клиентам и конечным пользователям, для того чтобы обсудить получившиеся варианты. В некото­рых случаях школьники должны были вернуться к чертежной доске; в других случаях они дорабатывали изделие, привлекали к его изготовлению старшеклассников и родителей. Постепен­но учащиеся более четко стали понимать потребности детей с умственными и физическими недостатками. В некоторых слу­чаях возникли непредвиденные проблемы. У учащихся появи­лась усиленная мотивация успешно завершить данный проект, так как у них сложились личные отношения и с клиентами, и с поль­зователями, и они не хотели их огорчать. Этот проект одинако­во успешно осуществили учащиеся с разными способностями — и мальчики, и девочки. Лица учащихся светились радостью и гордостью, когда они вручали свои изделия детям и демон­стрировали, как ими пользоваться. Только в рамках такой дис­циплины, как технология, выполняя одно задание, один про­ект, учащиеся приобретают знания по естественнонаучным дисциплинам и используют уже имеющиеся подобные знания; находят практическое применение математике и изучают по­ведение человека, а также его анатомию; развивают целый ряд когнитивных навыков и оттачивают свое эстетическое воспри­ятие; развивают моторные навыки, в том числе и практические навыки разметки, выпиливания, придания формы, соединения и отделки (не включая электронику) и учатся общаться. И всё это в контексте развития у школьников чувства социальной и нрав проект повлиял на развитие личных качеств учащихся!

Каждый проект имеет свои особенности. Рассмотрим неко­торые примеры.

Проект «Малое предприятие». Учащиеся налаживают вы­пуск изделий народных промыслов. А для этого проводят иссле­дование (что и для какой категории покупателей подходит, что имеется на рынке, подсчитывают стоимость материалов, воз­можность сбыта, прибыль и т. д.), пишут перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие, осваивают навыки, не­обходимые для изготовления, экспериментируют в процессе производства (разделение труда; каждый выполняет изделие от начала до конца; одинаковая отделка; размеры). Таким образом, акцент этого проекта будет на стадии исследования, выработки идей по поводу организации малого предприятия, качества изде­лий, соблюдения сроков.

Сувенир/подарок для конкретного человека или группы людей. Исследование потребностей потенциального потребите­ля; вариантов изделий, выполняемых в определенной традиции; написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие; самооценка и т. д.

Дизайн интерьера для конкретного клиента. Проведение интервью/опроса, написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие, выработка идей, самооценка. В этом случае можно сделать акцент проекта на исследование и разработку идей.

Декорации и костюмы для исторической постановки. Воз­можность работы в разновозрастных группах, акцент на исследо­вание и качество будущей продукции.

Организация спектакля для учащихся начальной школы. Изучение пожеланий детей и учителей в начальной школе; раз­работка образа. Акцентировать внимание учащихся, выполняю­щих проект, лучше всего на том, что они должны провести иссле­дование и написать перечень критериев, которым должно удов­летворять изделие.

Исторический стенд для школы или школьной библиоте­ки. Исследование пожеланий клиента, экспериментирование с материалами, выработка идей по оформлению, качественное изготовление.

ков истории, литературы, физкультуры. Связь с другими учебны­ми предметами.

При использовании метода проектов необходимо принять во внимание:

кто является клиентом и каковы его пожелания;

важность и необходимость написания перечня критери­ев/характеристик для рассмотрения;

какое исследование должно быть проведено;

когда осваивать необходимые навыки — во время выполне­ния проекта или до его начала.

Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий

Программы по технологии для 1-11 классов, рекомендован­ные Министерством образования РФ в 1995 г., и другие програм­мы, опубликованные в журнале «Школа и производство», обра­щают внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями, умениями и навыками. В программах отмечается, что главная цель образовательной об­ласти «Технология» — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. При этом перечисляются обще трудовые умения, элементы техники (разметка, строгание, пиление и т. п.), которыми должны овла­деть учащиеся. Проектная деятельность по изготовлению изде­лий запланирована по каждому разделу программы на конец обучения. Всего рекомендуется выполнить десять индивидуаль­ных творческих проектов во 2-11 классах.

Авторы данного пособия предлагают совершенно иной подход в реализации технологической подготовки школьников. Проекты рассматриваются не как самостоятельная итоговая ра­бота учащихся, а как метод, позволяющий им приобрести и за­крепить навыки в процессе проектирования и изготовления изде­лий, удовлетворяющих потребности личности и общества.

ядром курса «Технология» выступает овладение методом проек­тов при изготовлении любого изделия или услуги. При этом пол­ностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и навыкам, но они рассматриваются как одно из средств достижения учащимися конкретной проектной цели.

Учитывая, что мальчики хотят и должны обучаться простей­шим умениям по кулинарии и культуре дома, можно рекомендо­вать в 5-6 классах в первом полугодии проводить занятия по тех­нологии в смешанных группах, для этого целесообразно сохра­нить деление учащихся на подгруппы. В то время, когда одна подгруппа занимается в кабинете обслуживающего труда выпол­нением проектов по кулинарии и культуре дома, другая подгруп­па работает в мастерских по деревообработке и выполняет про­екты по дереву. Затем они меняются.

Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал уча­щихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые по­могут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов. Кроме того, школьники приобретут политехниче­ские знания в области преобразования материалов, энергии, ин­формации. В старших классах это позволит учащимся уточнить свои профессиональные планы, даст профессиональную начальную подготовку, сформирует знания по рациональному расходо­ванию средств, формированию бюджета семьи. При этом учеб­ный процесс по методу проектов существенно отличается от тра­диционного обучения.

примеры готовых проектов по технологии

мбоу сош 30 хабаровск

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.