Доклад на тему «Метод проектов в 5 классе в рамках реализации ФГОС в средней школе»
Метод проектов в 5 классе в рамках реализации ФГОС в средней школе
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения.
Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов?
Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Метод проектов и исследовательская деятельность учащихся прописана в Стандарте образования. На этот вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет именно метод проектов, потому что именно через метод проектов формируются универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте: рефлексивные, поисковые, коммуникативные, презентационные, навыки партнёрского общения.
Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребёнок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. По определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути». [1, с. 68]
Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее” [1, с. 27].
Также профессор Е. С. Полат предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.;
2) предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: непосредственный - с открытой (явной) координацией и скрытый — с неявной координацией;
4) характер контактов: внутренний, региональный, международный;
5) количество участников проекта: личностные, парные, групповые;
6) продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.[1, стр. 72]
Теперь более подробно рассмотрим использование метода проектов на уроках литературы в средней школе.
Программа В.Я .Коровиной по литературе как нельзя лучше способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов, где особая роль отводится творческим работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений.
Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме метода проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, например, после изучения сказки "Спящая красавица" и баллады "Кубок" В. А. Жуковского пятиклассникам предлагается попробовать сочинить собственную балладу в духе произведений В. Жуковского, а после изучения сказки К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" учащимся предлагается написать сказку о волшебных событиях, которые могли бы произойти в их классе.
Раздел "Писатели улыбаются" завершается индивидуальным или парным проектом, в котором нужно придумать одну или несколько игр, используя сюжеты прочитанных пятиклассниками произведений и объяснить, роль какого литературного героя они хотели бы исполнить в такой игре.
Не менее продуктивным в реализации творческого потенциала учащихся являются проекты, предполагающие выполнение иллюстраций к литературным произведениям, например, после изучения басен авторы учебниками предлагают ученикам нарисовать иллюстрации к басне "Волк на псарне", а в завершение работы с разделом, посвящённым Н. В. Гоголю учащиеся могут сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к рассказу Н. Гоголя "Заколдованное место".
Знакомство же с творчеством С. Есенина завершает проект, предполагающий проведение конкурса иллюстраций к стихотворениям С. Есенина, в котором его участники выступили бы с устной защитой своих работ, с выразительным чтением стихотворений, которые они иллюстрировали (стенд).
Формированию презентационных умений и навыков способствуют следующие проекты:
- групповой проект по организации урока-концерта, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; "критики" оценивают работу и тех и других, подводят итог изучения темы "Русские басни";
- индивидуальный или парный проекты по подготовке электронной презентации "Иллюстрации к сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители", подбору к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображённым художниками;
- индивидуальный проект рассказа об А. П. Чехове с использованием ресурсов Интернета;
- проект с использованием ресурсов Интернета, предполагающий подготовку электронной презентации "Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха". В устном сопровождении видеоряда следует использовать цитаты из сказа.
- групповой проект с использованием ресурсов Интернета по составлению иллюстрированного сборника стихотворений "Родная природа в русской поэзии" (составители работают над содержанием сборника, художники - над иллюстрациями, литературоведы готовят вступительную статью)
Коммуникативные умения и навыки работы в сотрудничестве формируют проекты, направленные на инсценирование фрагментов литературных произведений.
Так, например, к чеховскому вечеру или к вечеру юмора предлагается подготовить инсценированное чтение рассказов Чехова, а также электронную презентацию "Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. После знакомства с драматическим произведением С. Маршака "Двенадцать месяцев" пятиклассникам предлагается поставить нескольких картин из пьесы-сказки на школьной сцене, при этом определить, кто будет режиссёром, кто - актёрами. Группа художников займётся подготовкой декораций и костюмов. Звукооператоры подберут музыкальное сопровождение. Поэты напишут тексты стихотворных приглашений, а кинооператоры снимут спектакль на видео.
Метод проектов реализуется и в выразительном чтении литературных произведений, так к вечеру сказок Пушкина учащиеся готовят выразительное чтение наизусть отрывка из сказки, а после изучения раздела о поэзии, посвящённой родной природе можно организовать и провести конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. В конкурсе могут принять участие и родители.
Сочинение тоже можно считать проектом, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене Пятиклассники учатся создавать собственные речеведческие высказывания на разные темы и в разных стилях и жанрах, например:
- Напишите небольшое сочинение по картине А.Иванова, используя слова и словосочетания из притчи.
· Подготовьте устное сочинение на одну из тем: "Два побега из плена", "Жилин и Дина", "Жилин и Костылин в плену". Попытайтесь в своих сочинениях использовать слова и выражения из текста рассказа.
· После чтения рассказа "Косцы" напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, высокими горами, синими реками, травами-муравами.
· Как вы понимаете слова С. Маршака о талантливом читателе. Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос. Подготовьте собственное рассуждение о талантливом писателе и талантливом читателе.
- Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа "Васюткино озеро"
· Как вы думаете, почему роман Даниеля Дефо стал одним из самых читаемых произведений мировой литературы? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
· Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке "Снежная королева". Согласны ли вы с восприятием сказки и её героев художником? Напишите письменный отзыв об иллюстрациях.
· Подготовьте отзыв на произведение Марка Твена.
Таким образом, метод проектов, особенно на начальном этапе, обязательно включает в себя элемент творчества и при этом формирует необходимые общеучебные умения и навыки, а в конечном итоге способствует выявлению литературно одарённых учащихся, творческий потенциал которых в дальнейшем будет раскрыт через участие в предметных олимпиадах, в литературных конкурсах и чемпионатах.
Суть же метода проектов наиболее ёмко сформулирована в китайской пословице:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2008;
2. Рабочая программа по литературе для 5-9 классов/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014;
3. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000;
4. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.