12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пантелеева Наталья Ивановна607
Учитель начальных классов. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Липецкая обл., п. Солидарность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области

Доклад

«Использование информационных технологий

в начальной школе»

подготовила учитель начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна

2017 г.

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.

Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, поэтому моя задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных.

Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют ребятам начальной школы научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;

развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;

развитие мотивации у учащихся.

При этом  компьютер может представлять:

источник учебной информации;

наглядное пособие; тренажер;

средство диагностики и контроля.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:

-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;

- способствуют формированию целостной научной картины мира:

-систематизируют знания;

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;

- формируют рациональные навыки учебного труда.

Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:

обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

организовать работу с электронным учебником на уроке;

применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.

Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его  возможности в этой области:

создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

использование разнообразных мультипликационных эффектов;

возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов

Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:

восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;

запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;

во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;

время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;

учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.

Таким образом при активном использовании информационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.

Библиографический список

Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/Под. ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молотова – Новосибирск, 2004.

А. В., Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1

Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Издательство «Учитель», 2003.

Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов

на-Дону.2004г.

Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (В 2-х частях). Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.

Подласый И.П. Педагогика. Новый КУРС. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.

Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Ростов-на-Дону, 1994.

school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

www.intergu.ru

...Интернет-государство учителей

http://som.fio.ru

...Сетевое объединение методистов

http://vio.fio.ru

...Вопросы Интернет Образования

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.