Доклад«Использование информационных технологий в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области
Доклад
«Использование информационных технологий
в начальной школе»
подготовила учитель начальных классов
Пантелеева Наталья Ивановна
2017 г.
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал.
Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, поэтому моя задача как учителя - научить детей использовать «умную машину» не только для игровых целей, но и для учебных.
Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют ребятам начальной школы научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.
Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.
При использовании компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся; интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять:
источник учебной информации;
наглядное пособие; тренажер;
средство диагностики и контроля.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенное преимущество:
-повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности;
- способствуют формированию целостной научной картины мира:
-систематизируют знания;
- способствуют развитию устной и письменной речи;
- способствуют развитию воображения, памяти, мышления;
- формируют рациональные навыки учебного труда.
Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учителю начальной школы надо уметь:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его возможности в этой области:
создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
использование разнообразных мультипликационных эффектов;
возможность воспроизведения видео и аудио материалов;
создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:
восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;
во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;
время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.
Таким образом при активном использовании информационных технологий уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.
Библиографический список
Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения)/Под. ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молотова – Новосибирск, 2004.
А. В., Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2003. №1
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Издательство «Учитель», 2003.
Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов
на-Дону.2004г.
Кульневич С.В, Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (В 2-х частях). Ростов-на-Дону: «Учитель», 2002.
Подласый И.П. Педагогика. Новый КУРС. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.
Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Ростов-на-Дону, 1994.
school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал |
...Интернет-государство учителей |
|
...Сетевое объединение методистов |
|
...Вопросы Интернет Образования |