Доклад на тему «Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка»
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Приоритетным направлением в образовании на данном этапе является семейное воспитание, которое играет большую роль в формировании коммуникативной сферы ребёнка, не только в семье, но и в окружающем мире.
Важнейшая функция семьи – психологическая. Она создаёт условия для взаимной открытости, снимает необходимость в психологической защите. Обеспечивает открытое самовыражение и взаимное сопереживание.
Семья – важнейший институт воспитания, социализация ребёнка. Так как именно семейное воспитание даёт ребёнку широчайший круг представлений о жизни. Семья – первая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как гармонично развитую личность.
Момент приобщения к миру прекрасного у ребёнка начинается ещё до рождения. Ребёнок слышит нежное пн6ие матери, её ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребёнку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребёнка постепенно расширяется. С момента начала общения ребёнка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. Благодаря процессу общения ребёнок усваивает ценности, определяющие его дальнейшее развитие.
С помощью языка ребёнок приобщается к сокровищнице человеческой культуры, человеческому слову. Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребёнка (речевого, интеллектуального, психического, эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребёнка в первые годы жизни малыша полностью должна ложиться на них.
Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока с не разговаривающим малышом, то этот ребёнок может не получить соответствующего опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому.
Для того чтобы речевое, умственное, психическое, эмоциональное развитие ребёнка значительно возросло, необходимо предоставить детям свободу выбора занятий, партнёров по деятельности, общению и т.д. Это позволит раскрыть творческий потенциал ребёнка, его индивидуальные особенности и возможности.
Первые шаги в мире прекрасного ребёнок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребёнка большую роль играет литература. Родители с раннего возраста должны прививать ребёнку любовь к книге, чтобы он с интересом и огромным желанием слушал, а в старшем возрасте читал, сопереживал героям, анализировал их поступки и действия. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребёнка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребёнок начинает жить жизнью героев, сопереживая им.
Чтение , рассказывание сказок, стихов, рассказов, должно стать семейной традицией, ритуалом, которого ребёнок очень ждёт. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Должны постоянно иметь место беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Сказка же является притягательной формой для ребёнка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Таким детям будет легче общаться с другими в дальнейшем. Очень важно научить ребёнка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника.
Речь сопровождает каждую деятельность ребёнка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей – расширить круг общения ребёнка. При совместном время провождении ребёнок должен получить радость от общения с близкими людьми, которые должны принимать участие в культурной жизни ребёнка. Очень важно, чтобы в момент становления речи ребёнка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду сформировать конкретные речевые умения и навыки, которые помогут ребёнку в развитии коммуникативной сферы при дальнейшей социализации.
Литература:
Дошкольное образование: словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005. — 400 с Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. — 80 с. Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. — 229 с. 4. Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 128 с.
Логоша, Г. Е. Роль семьи в коммуникативном воспитании ребёнка / Г. Е. Логоша, С. Ф. Ходеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50779/ (дата обращения: 20.12.2022).