12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Розалия Мирхатовна45

Роль семьи в развитии ребенка

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жесткость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. Эти знания важны для выявления детей, составляющих так называемую группу высокого риска возникновения психических расстройств. Нужно знать, как именно и почему они приводят к нежелательным последствиям. Каковы ключевые аспекты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем – эмоциональных или поведенческих.

Имеет важное значение возникновение эмоциональных связей с другими людьми. Особенности взаимодействия ребенка со своими близкими, степень их отзывчивости, полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер формирующихся в эти первые годы жизни отношений с людьми. Конечно, не следует думать, что роль эмоциональных связей важна только на ранних этапах развития.

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом тесном контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация (идентификация себя с другими). Они с легкостью перенимают у родителей, знакомых, учителей особенности жестикуляции, манеру говорить, походку. В самом подражании в большинстве случаев проявляется уважение ребенка к тем людям, от которых он зависит и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения.

Роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса также определяется по знакомой ребенку стратегии поведения родителей. Если они реагируют на трудности путем пассивного ухода или неадекватной агрессии, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также. Если отец в момент плохого настроения кричит и ругается, то, скорее всего, дети будут вести себя так же, как и он. А если при волнении и напряжении мать каждый раз ложится в постель с головной болью, то это повышает вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности, жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способ преодоления тревоги.

Конечно, не всегда дети принимают модели поведения родителей и взгляды их. Это зависит от характера отношений с другими людьми (друзья, учителя, соседи), так и от характера отношений с родителями. Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказаться от родительских норм. Тоже самое может произойти и в случае, когда дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно поэтому иногда случается, что дети алкоголиков – трезвенники, а дети непьющих родителей становятся заядлыми пьяницами.

Влияние родителей особенно велико и потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Известно, что на развитие интеллекта влияют как наследственность, так и собственный опыт ребенка. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций в общении, лучше адаптируются в новой обстановке.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы

поведения. Цели, которые ставят родители при воспитании своих детей, различны. В этом отношении существуют хорошо известные национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семьях считают, что дети должны со всем соглашаться и быть послушными. В других ценится самоутверждение и независимость ребенка. Есть и такие, которые предпочитают, чтобы их дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста. Классическое исследование материнской гиперопеки, проведенное психологом Дэвидом Леви, четко показало, какие трудности ждут детей в будущем. Матери в течение неоправданно длительного времени, когда в этом уже нет необходимости, занимались ненужным обслуживанием детей, находясь как бы у них на побегушках, стремясь удовлетворить любое их желание. Еще одна черта гиперопеки заключалась в избыточном надзоре за детьми, постоянной помощи им и в одобрении их обращения за помощью в случае ссор или каких-то затруднений.

По мнению психологов, некоторые, наиболее типичные, способы коммуникации родителей с детьми вызывает определенные эффекты, которые оказывают влияние на развитие ребенка.

Нерешенные психологические проблемы родители проецируют на своих детей. Родительские директивы (то, чему учат родители детей) - скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, а будут наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем. Все это влияет на психоэмоциональное развитие ребенка. Одна из таких директив: "Не живи". Родители обвиняют ребенка, произнося такие фразы: "Глаза бы мои тебя не видели", "Мне не нужен такой плохой мальчик", "Сколько тревог ты мне принес". Такие заявления порождают чувство вины, с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Саморазрушительное поведение, хотя и неосознанное, характерно для этих людей. В школе такие дети очень шумные, и наказание за такое поведение снимает с них чувство вины. Еще один очень показательный, на мой взгляд, вариант родительского программирования: "Не думай". Он узнается по фразам: «Не умничай", "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания. Или, например, мать говорит сыну: "Забудь …". Вспоследствии ребенок может быть забывчивым. Или скрытый подтекст фраз: «У тебя все равно ничего не получится!» Так и получается, хотя ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя. Директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком, знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании детей и контролировать общение с ними.

Дать хорошее воспитание своему ребенку заложено в генах каждого из родителей. Готовность познавать внутренний мир ребёнка, видеть окружающее его глазами, совместными усилиями создавать семью, климат в семье, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка в социуме, – это и есть истинное воспитание. Любой ответственный родитель желает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком без эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.