Доклад «Нравственная беседа как средство воспитания подростков. Особенности нравственной беседы»

1
0
Материал опубликован 25 October 2023

ДОКЛАД

Нравственная беседа как средство воспитания подростков.

Особенности нравственной беседы.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические и нравственные беседы.

Нравственная беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и воспитанника. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Нравственной беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность нравственных бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать подросткам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают сами. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя также допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, дети слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют педагогу направить беседу так, чтобы подростки сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней подростки свою душу, а так же во многом от возникновения личностных доверительных отношений как между педагогом и воспитанниками, так и между подростками в коллективе.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному, социальному и возрастному опыту подростков. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на нравственные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не должно быть проигнорировано, педагог должен проявлять - объективность, справедливость, культуру общения.

6. Правильное руководство нравственной беседой заключается в том, чтобы помочь подросткам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами тех воспитанников, которые сидят перед ним, понимать их позицию и связанные с ней чувства.

Проведение беседы требует большого мастерства от педагога. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по тезису или просмотренному фильму, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению нравственного правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

При постановке вопросов в беседах на нравственные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание подростков к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы подросткам связать тему занятия с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Нравственные беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В беседах с подростками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, с участием кого - то из присутствующих, которые содержат проблему нравственного выбора.

 Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес воспитанников к восприятию и усвоению нравственного материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое совесть и т.п.;

2. Прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

3. Прежде чем объявить тему, можно вспомнить о каком-то случае из жизни коллектива, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

4. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, объяснение педагога, краткие сообщения подростков по отдельным вопросам, примеры из жизни или же специально придуманные. При этом главная роль остается за педагогом, так, как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства старшеклассников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Возможные сценарии и этапы нравственной беседы

В зависимости от темы и задач беседы сценарии ее развития могут быть различными, приведем несколько примеров:

Беседа, построенная вокруг проблемного вопроса:

1. Постановка вопроса

2. Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

3. Сообщение понятия или фактов, касающихся поставленного вопроса.

4. Постановка уточняющих и расширяющих тему вопросов

5. Обсуждение поставленного вопроса и дополнительных вопросов

6. Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими учащимися, с помощью грамотно поставленных педагогом вопросов

7. Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

8. Примеры из жизни, гипотетические примеры с гиперболизированной стороной жизни, касающейся поставленного вопроса.

9. Обсуждение примеров, возможность каждого из воспитанников высказать и аргументировать свое мнение.

10. Применение подростками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

11. Подведение итогов обсуждения


Беседа, построенная как обсуждение тезиса или цитаты:

Такая беседа чаще всего является продолжением беседы, построенной вокруг проблемного вопроса, и основывается на тех выводах, которые были сделаны в ходе предыдущих бесед.

1. Краткое обсуждение выводов предыдущих занятий

2. Сообщение тезиса или цитаты для обсуждения

3. Высказывание каждым своего мнения по поводу поставленного вопроса

4. Высказывание педагогом возможных дополнительных смыслов тезиса или цитаты, не высказанных воспитанниками

5. Постановка уточняющих вопросов

6. Обсуждение дополнительных вопросов

7. Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими подростками, с помощью грамотно поставленных педагогом вопросов

8. Примеры – применение тезиса к различным жизненным ситуациям.

9. Обсуждение примеров, возможность каждого из подростков высказать и аргументировать свое мнение.

10. Применение воспитанниками усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей (Я считаю, что в такой-то ситуации, такой-то человек поступил правильно потому-то…)

11. Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

12. Подведение итогов обсуждения



Беседа, построенная как обсуждение фильма:

1. Совместный просмотр фильма

2. Высказывание каждым своего мнения по поводу фильма: понравилось то-то, не понравилось то-то (поверхностный анализ)

3. Постановка основных вопросов для обсуждения, касающихся смысла и содержания фильма

4. Обсуждение поставленных вопросов

5. Постановка уточняющих вопросов

6. Разбор конкретных эпизодов фильма

7. Обсуждение дополнительных вопросов и эпизодов

8. Разбор аргументов и контраргументов, по возможности самими подростками, с помощью грамотно поставленных педагогом вопросов

9. Рефлексия. Применение темы обсуждения к конкретной личности.

10. Подведение итогов обсуждения


Проблемы и трудности, возникающие в ходе занятий

Как уже было отмечено выше, подростковый возраст довольно сложен и противоречив, поэтому при обсуждении многих тем возникали трудности, которые можно весьма примерно выделить в следующие виды:

1. Не понимание материала, не восприимчивость к терминам и понятиям. Такая проблема возникает, когда при объяснениях или обсуждениях приходилось опираться на элементарные философские понятия, которых у многих подростков пока нет. Проблема, конечно, касается и возможности педагога объяснить некоторые философские понятия доступным подросткам языком. Тем не менее при обсуждении некоторых тем приходилось давать философскую терминологию и пояснять ее.

2. Споры. Иногда, в процессе обсуждения возникают споры, где каждая из сторон страстно отстаивает свое мнение. Если вовремя не вмешаться в спор, то он может перерасти в настоящий конфликт с обидами. Здесь педагогу очень важно тактично и четко увести обе стороны от спора, постараться вместе вычленить все аргументы и контраргументы, перевести эмоциональный спор в русло дискуссии. Не в коем случае нельзя сразу же принимать одну из сторон, даже если преподаватель с ней полностью согласен. Всегда нужно точно объяснить почему именно та или иная точка зрения считается преподавателем верной, опираясь как на логические аргументы, так и на примеры.

Педагог должен сам обладать культурой дискуссии и эту культуру в той или иной форме преподать воспитанникам. Только так возможно успешное проведение занятий-бесед, в противном случае каждое занятие будет грозить превратиться в бессмысленный эмоциональный спор, где важным будет не поиск правильного решения, а победа в споре той или иной стороны.  

3. Споры с педагогом. Более трудную задачу представляют возникающие споры с педагогом. Т.к. нравственное учение не является точной наукой, где все можно измерить и точно посчитать, по некоторым вопросам могут возникнуть серьезные разногласия между детьми (или же одним ребёнком) и педагогом. Здесь очень важно не «давить авторитетом» и тем более не высмеивать спорящего подростка.

Педагог должен с самого начала занятий-бесед с уважением относится к мнению своих воспитанников. Необходимо проявить такт, смекалку, возможно, чувство юмора, направленное не на оппонента, а на саму ситуацию. Важно понять действительно ли в ходе беседы педагог столкнулся с принципиально другой нравственной позицией или полным непониманием со стороны подростка; нет ли в споре мотивов протеста против излишнего давления, излишнего «догматизма» (когда еще не уясненные подростками постулаты, ставятся как изначально неоспоримые аксиомы), навязывания преподавателем своей позиции без должных разъяснений.  

 





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации