12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пискалева Елена Викторовна18
Работаю инструктором по труду в ГКУ СО КК "Гулькевичский реабилитационный центр для детей " с 2014 года. Работаю по направлению социально-трудовая реабилитация.
Россия, Краснодарский край, Гулькевичи
3

Доклад по теме «Бумагопластика при работе с детьми, которые имеют расстройство аутистического спектра (РАС)»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»


 


 


 


 


 


 


 


 

Доклад по теме: «Бумагопластика при работе с детьми, которые имеют расстройство аутистического спектра (РАС)»


 


 


 


 


 


 

Подготовила:

инструктор по труду

ГКУ СО КК «Гулькевичский

реабилитационный центр»

Пискалева Елена Викторовна

 

Дата проведения:

04.02.2020 года

 

 

 

 

 

г. Гулькевичи

 

В «Гулькевичском реабилитационном центре» я работаю более пяти лет. За это время я провела реабилитацию с детьми, которые имеют различные отклонения здоровья. Сегодня я расскажу о своем опыте работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС).

Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.

Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.

Детей с РАС обычно очень опекают, боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения и дополнительной конфликтной ситуации или экономя время, взрослые выполняют за них всю работу, даже ту, с которой ребенок вполне может справиться сам. Это происходит и из-за боязни, что во время её выполнения ребенок может пораниться или что-либо испортит. В результате ребенок оказывается совершенно беспомощным в окружающей его действительности.

Для аутичного ребенка отсутствует мотивация к овладению трудовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах.

Обучение трудовым навыкам очень важное и в тоже время сложное занятие. Дети с РАС очень восприимчивы к окружающей действительности, они брезгливо относится к предметам, материалам, которые могут запачкать. Например, при обучении наносить клей на детали аппликации таким детям может очень нравится, но так как во время покрытия деталей клеем, он может пропасть на пальцы, что для них может быть неприятным. Для таких детей необходимо предложить альтернативный способ скрепления деталей, без использования жидкого клея, например клей карандаш.

Одним из вариантов занятий с такими детьми я предлагаю бумагопластику.

Бумагопластика – это, по сути, объемная аппликация, искусство оживлять лист бумаги, создавая из него выразительные образы: цветы, птиц, животных. То есть, различные элементы композиции могут располагаться на разном уровне в трехмерной проекции. Поделки в технике бумагопластики иногда имеют вид картин, открыток, то есть, оформляются на жестком фоне, в рамке или без нее. А иногда такие поделки существуют самостоятельно, без строгой привязки к фону. Например, это могут быть бумажные цветы, собранные в букет, отдельные фигурки и так далее.

Главной целью на занятиях с детьми имеющими расстройство аутистического спектра - это установить эмоциональный контакт с ребенком, научить словесной инструкции «Стоп», «Жди» и вырабатывать доброжелательное отношение к другим детям, взрослым.

Начинать нужно с общей организации поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, внимания.

При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребёнка, а с другой - использовать его интересы для удержания внимания. Начинать работу следует с доступных для ребёнка заданий, создавая ситуацию успеха. Сложность заданий увеличивается постепенно, после того как у ребёнка появилась установка на выполнение задания, причём инструктор на первых порах может действовать за ребёнка, управляя его руками.

Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведение ребёнка, предъявляя разумные требования, ограничивая его лишь в тех случаях, когда это необходимо.

Все требования и указания следует формулировать чётко и кратко. Работа с детьми должна проводиться пошагово. Первым шагом будет постановка конкретной задачи, объяснение того, что ребенок должен сделать. Второй шаг - детальная демонстрация того, что нужно сделать. Третий шаг - выполнить поэтапно все действия вместе с ребенком, при необходимости используя его руку. Сложные операции следует разбивать на простые.

Не стоит повторять просьбу несколько раз, если нет реакции, следует выполнить действие вместе либо управляя руками, либо поручая отдельные операции.

Материалы и инструменты для бумагопластики

Материалом для бумагопластики может стать любой вид бумаги – от самого прочного картона, до тончайших папиросных листов. Чаще всего в одной композиции сочетаются разные бумажные фактуры, которые выгодно оттеняют друг друга. Кроме того, бумага может быть покрашена, затонирована, исходя из плана будущей поделки – зеленые листья, разноцветные лепестки и так далее. Сборка элементов композиции происходит на клей, обычно ПВА, двусторонний скотч.

При создании композиций в технике бумагопластики используются различные инструменты – шило, иглы, макетные ножи, скальпели, ножницы, кисти. Тут нет, и не может быть четких правил – вам пригодится все, что поможет аккуратно затонировать, склеить, разрезать и согнуть бумагу, сообразуясь с вашим желанием.

По своей сути, бумагопластика объединяет все техники складывания объемных фигурок из бумаги. Сюда относится и оригами (классические и модульные), квиллинг, торцевание, и разного рода мозаики). При выполнении фигурок в технике бумагопластика выполняются различные виды складывания и сгибания листов, благодаря чему поделки получаются объемными.

Занятия бумагопластикой подходят для детей любого возраста. Для детей от 3 до 7 лет лучше всего подойдут объемные аппликации, не требующие выполнения большого количества мелких элементов. Тематикой аппликаций могут быть природные явления, праздники или герои любимых сказок. Вообще, тематика природы является универсальной для детских поделок любого вида. Малышам доставляет удовольствие изображать на бумаге то, что они видят за окном или во время прогулки. Тематиками таких открыток могут быть осенний листопад, радуга среди туч, капающий дождик и т. п

Примерная схема работы

Для начала нужно определиться с внешним видом будущей поделки: можно использовать шаблоны, но лучше задействовать собственную фантазию. Затем подбираются необходимые материалы. Не забывайте, что бумага, буквально, окружает нас повсюду: в виде оберток и упаковок, журналов и газет – так что не всегда нужно покупать материал для очередной поделки, стоит просто оглянуться вокруг. Зачастую, красивая бумага слишком тонка, для того, чтобы держать определенную форму. Тогда ее наклеивают на более плотное основание.

Далее, вырезают отдельные элементы и придают им нужную форму, складывая, сминая, скручивая, делая на бумаге надрезы. Завершающим этапом является сборка композиции. Отдельные части поделки приклеивают на клей или двусторонний скотч.

Тематическая бумагопластика к праздникам.

Поделки в технике «бумагопластика» отлично подходят в качестве сувениров ручной работы на различные праздники. На Новый год первое место среди бумажных изображений занимает, конечно же, елка. Всем будет приятно получить в подарок открытку ручной работы, а не просто типовую картинку, купленную в магазине. При этом только фантазия ребенка подскажет, как будет выглядеть его поделка: предлагаем несколько вариантов елки в монохромном исполнении, с использованием бумаги с принтами или фактурной поверхностью.

Самодельные подарки на 8 Марта больше актуальны для детской аудитории, ведь именно открытками малыши спешат поздравить своих любимых мам и бабушек.

Наиболее популярной тематикой для открыток в технике бумагопластика остаются, конечно же, цветы. Их несложно сделать практически из любого подручного материала: цветных салфеток, картона и даже старых обоев. Зато такой букет будет по-настоящему уникальным и единственным в своем роде.

Бумагопластика в виде животных.

Фигурки животных идеально подходят для освоения бумагопластки.

Очень нежно выглядят бабочки, сделанные из плотной однотонной цветной бумаги. Благодаря четким прорезям и изгибам такие фигурки смотрятся объемно и кажутся почти живыми.

Фигурка снегиря как нельзя лучше подходит для изготовления в холодное время года. Чтобы наша птичка получилась наиболее эффектной, понадобится бумага разных оттенков, при этом она должна быть достаточно плотной, чтобы держать форму. Перья нужно сделать изогнутыми, чтобы фигурка получилась объемной.

Одной из наиболее распространенных целей бумагопластики является повышение терпимости к неприятным раздражителям, в то же время направляя самостимулирующее поведение в более творческую деятельность. Так как искусство, доставляет удовольствие почти всем детям, страдающим аутизмом или нет, они с большей вероятностью переносят текстуры и запахи, которых иначе могли бы избежать, когда они являются частью веселого художественного процесса. Ребенок может обнаружить, что он или она действительно может справиться с обработкой скользких, покрытых клеем полосок бумаги, например, когда это является частью забавного занятия бумажного папье-маше. Постоянное противодействие раздражителям, которых они предпочитают избегать, помогает снизить чувствительность к ним, делая их более терпимыми, когда они сталкиваются с этими ощущениями в повседневной жизни. Например, ребенок, который научился обращаться с папье-маше, мог бы обнаружить, что обращение со скользким мылом для рук больше не было таким неприятным.

Сенсорные фиксации - еще одна общая черта аутизма. Некоторые люди могут пристально смотреть на свои пальцы, покачивая их взад-вперед или бесконечно скручивая крошечные полоски бумаги. Повторяющееся участие в таком самостимулирующем поведении (или «стимулирование») может привлечь внимание к детям с аутизмом. С другой стороны, эти ощущения могут вызывать успокаивающие ощущения, когда ребенок взволнован.

В дополнение к своей эффективности в улучшении сенсорного, социального и эмоционального функционирования, бумагопластика является отличным средством коррекции аутизма, потому что она по своей природе укрепляет. Дети получают удовольствие, снимают стресс и повышают свою самооценку, занимаясь художественными проектами или просто изучая художественные материалы. То, что они практикуют жизненные навыки, не приходит им в голову.

Бумагопластика является уникальной формой коррекции аутизма, так как она помогает смягчить симптомы, а также направить аутистическое поведение в творчество. Она способствует общению, эмоциональному росту и сенсорной интеграции, а также способствует социальному взаимодействию в непринужденной обстановке.

Используемая литература:

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С.А. Морозова. М.: 1998. 92 с.

2. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. М.: Просвещение, 1991. 96 с.

3.Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис // Школа здоровья. - 2014. - №3. - С. 23-40.

4.Старцева, О.А. Дети, страдающие аутизмом, или синдром «дырявой кишки» / О. Старцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Коми гос. пед. ин-т. - 3-е изд., перераб. - Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2013. - 60 с.

Источники интернет ресурса:

1.https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-art-terapi-dlja-detei-s-rastroistvami-autisticheskogo-spektra.html

2.https ://ckroir-volkovysk.schools.by/pages/razvitie-sotsialno-bytovyh-navykov-u-detej-s-ras

3.https://yandex.ru/turbo ?text=https%3A%2F%2Fautizmy-net.ru%2Frekomendatsii-po-sotsializatsii-autistov%2F

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.