В.А.Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Тема моего выступления не нова, и ничего особенно нового я не открою. Но, как говорится, опыт каждого педагога важен. И пусть это будут мои мысли вслух.
Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одарённость – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Школа сегодня мало ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала ученика. Размышляя над требованиями, предъявляемыми Рособрнадзором, создается впечатление, что чиновникам нет дела до души ребенка, их мало заботят нераскрытые таланты, склонность к изобретательству или художественные возможности учащихся. Стандарты ограничивают внимание педагога программами или, в лучшем случае, компетенциями, обусловленными требованиями социума. Учитель оказывается рабом нормативных документов.
Между тем, миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового. Если обратиться к христианским догматам, то Бог – это творец, поэтому миссия человека, который создан по Его образу и подобию – быть творцом, и даром Божьим наделен каждый. Именно в творчестве проявляется и развивается одаренность. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности – это творчество. Недаром говорится: есть три профессии от Бога: учитель, врач и судия.
Моя педагогическая судьба сложилась так, что я работала и с малышами, и со старшеклассниками, все 39 лет – в Покровской средней школе. И самыми счастливыми для меня были моменты, когда мои ученики проявляли себя творчески: это могло быть мастерское чтение, рисунок, сочинение, доклад, пересказ, выступление, художественная фотография, презентация, пение, танец. Я рада, что таких учеников на моем пути было много. Осмысливая собственный опыт, пришла к выводу, что именно работа с одаренными детьми питает энергией, дает возможность не стоять на месте, развивать свой потенциал, получать моральное удовлетворение от труда (материальный стимул невелик), и, в конце концов, просто испытывать моменты радости, гордости за своих учеников.
Одиннадцать лет я была классным руководителем и учителем одного класса. Случилось так, что, работая в начальной школе, я учила этих детей с 1 по 4 класс, а когда они перешли в 5-й, и я вместе с ними перешла на постоянную работу в среднюю школу (раньше в старших классах преподавала по совместительству). Вспоминаю сейчас, как открывался в каждом ребенке свой, особенный талант. И все эти годы я не уставала им говорить: «Вы умные, способные, я люблю вас. У вас все получится! Но любой талант требует трудолюбия. Где труд – там успех ». Годы показали, что я права. Ребята этого класса всегда были опорой педагогов. Они участники различных конкурсов и олимпиад, чтецы и ведущие на всевозможных мероприятиях, хорошие спортсмены, лидеры в общественной жизни. Результаты ГИА И ЕГЭ подтверждают их успехи в учебе.
Давайте вдумаемся в эти слова:
«Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением названо быть не может… Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».
Постановление Совета Европы №1248, 1994 г.
Кому как не нам, учителям, близки и понятны эти слова? И можно, конечно, отмахнуться: «Повыше нас рангом есть люди, вот пусть они и заботятся о подрастающем поколении!» Ну, а кто, если не мы? Нам жить в этой стране, среди этих людей, которые станут взрослыми, а мы – старыми, и, в конечном счете, именно от них будет зависеть будущее государства и наше личное будущее. Поэтому именно мы, учителя, в меру сил должны работать с детьми, открывая их таланты, развивая способности, творческий потенциал ребят.
Какие же они, одаренные дети? Существует мнение, что работа с одаренными детьми, создание различных условий для развития одаренности личности - все это не что иное, как формирование элиты, индивидуальная работа с узким кругом избранных детей. По моему мнению, это в корне неверный подход. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Одарен каким-либо талантом, способностями каждый, каждый многогранен от природы, нужно лишь помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани». Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.
Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.
Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
1. Любознательность.
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
3. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
4 Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
5. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
6 Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
7. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу;
б) в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
8. Отличная память.
9. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
10. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
11. Самостоятельность, которая предполагает: а) независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.
Непременная отличительная черта одаренной личности – оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения, способности к творчеству. Недаром среди концепции одарённости популярной является теория известного американского специалиста в области обучения одарённых детей Джозефа Рензули. Он считает, что одарённые дети имеют общие или специальные способности на среднем уровне, однако для них характерен высокий уровень включённости в задачу, повышенный интерес к обучению, высокий уровень креативности. Поэтому особенно важно использовать такие методы и формы работы, которые позволят ребенку проявить креативность мышления, будут способствовать развитию его интереса и мотивации.
Существует множество методик определения одаренности детей, и я ими тоже пользовалась, особенно в младших и средних классах, но никакая методика не заменит живого постоянного общения педагога с ребенком, желания с ним работать, интереса к нему. И, главное, не надо жалеть времени на такое общение
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 5-10 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение, в основном, индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; понять, что только систематическая самостоятельная работа может принести успех. После этого начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Я начинала с маленьких проектов в начальной школе, затем эти проекты ребята защищали на открытых занятиях с присутствием родителей. Это было интересно детям. Проводила всегда много нетрадиционных уроков, праздников, давала возможность проявить самостоятельность, все время им предлагала заняться чем-то новым, учила не бояться выступать в различных аудиториях, пробовать свои силы в новых делах. Помню наши первые успехи, которые окрылили ребят. Я прочитала в газете о краевом конкурсе сочинений о мамах и предложила им написать их, нарисовать своих мам. Отправили целый пакет работ, а в ответ получили большую посылку с мягкими игрушками для каждого ребенка и настенные календари. Сколько было радости! Затем мы написали коллективное письмо Деду Морозу, там были такие строчки: «Любим мы плясать и петь, караоке бы иметь!» И получили главный приз – караоке в класс. Ребята загорелись. Они поняли, что если захотеть, если, как говорится, «долго мучиться, что-нибудь получится…» Каждый почувствовал свою значимость. Несколько лет подряд мы проводили классный конкурс «Ученик года». И главным критерием было участие в школьных делах, конкурсах и олимпиадах, соревнованиях, а не только оценки в дневнике. У нас был «Экран» с разработанными условиями соревнования и результатами участников ,мы проводили собрания , на которых подводили итоги, обсуждали успехи и неудачи, каждый ученик имел портфолио, где хранилось множество грамот и благодарностей. Победитель получал в конце учебного года приз. В классе сложилась творческая атмосфера, ребята тянулись один за другим, престижным стало быть лучше, успешнее. Дети научились ценить и уважать себя и других. Конечно, природные способности давали о себе знать, кому-то было легче, кому-то труднее, но главное, ребята поверили в себя.
Легко ли работать учителю с одаренными детьми? Я считаю, легче, чем со слабыми. Но особенности все-таки есть. Надо быть интересным этим детям, найти с ними контакт и постоянно предлагать новое, не стоять на месте самому. А для этого учителю необходимо постоянно учиться, быть, как говорится, «на одной волне» со своими воспитанниками, много знать и уметь «заразить» учеников новыми идеями , планами.
Каждый учитель выбирает наиболее подходящие формы работы с учениками. Я чаще всего пользуюсь следующими: на уроках и во внеурочной деятельности использую разнообразные задания повышенной сложности. Приведу ряд примеров.
Творческие задания:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию творчества писателя.
-Подготовить инсценировку эпизода литературного произведения .
- Составить кроссворд, вопросы викторины, тестовые задания.
- Разработать сценарий мероприятия, подготовить вопросы для дискуссии.
2) Исследовательские:
- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.
- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.
3) Информационные:
- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя архивные документы.
4) Игровые:
- Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
- Написать сценарий ролевой игры.
5) Практико-ориентированные:
- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.
- Выпустить “Словарь диалектных слов села Покровки”.
- Разработать страницу рабочих тетрадей по русскому языку и литературе для обучающихся 5-8 классов.
- Подготовить альманах, презентацию “Алтайские писатели и поэты”.
Использую в качестве заданий повышенного уровня сложности:
творческие диктанты;
комплексный анализ текста;
лингвистический (языковой) анализ текста;
литературоведческий анализ текста;
работу по карточкам, с перфокартами;
конкурсные работы.
При подготовке к олимпиадам занимаюсь с детьми индивидуально. В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы, Интернета. При планировании занятий разбиваю материал на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделяю особый цикл занятий, который считаю первостепенно важным. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Подбор олимпиадных заданий у меня накапливается годами, но все время стараюсь найти что-то новое.
При работе над проектами и исследованиями деятельность ученика и учителя можно представить в виде следующей таблицы:
Ученик |
Учитель |
Проявляет индивидуальный запрос |
Мотивирует исследовательскую деятельность учащихся |
Выполняет исследование |
Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует школьников |
Устраняет недостатки в исследовательском проекте, предоставляет работу |
Анализирует проект, дает рекомендации |
Еще одна новая технология - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭВРИСТИКА – ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Автор - Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ИСМО РАО (Москва, Россия)
Подробное описание этих технологий есть в методической литературе.
Хорошо, если уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность будут направлены на реализацию программы “Одаренные дети”. В сельской местности есть такой потенциал, значит, и у страны есть будущее.