Статья на тему «Использование инновационной образовательной технологии "Ситуация — ресурс развития" в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
«Использование инновационной образовательной технологии
«Ситуация – ресурс развития»
в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
В своей статье хочу поделиться опытом организации образовательной деятельности для детей такой сложной категории, как дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) с помощью мною разработанной образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития».
Мы знаем, что аутизм - не до конца изученное ментальное нарушение. Это не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать. Социальная инклюзия и программы помощи - два главных принципа работы с такими детьми.
У детей с аутизмом есть проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, повторяют одни и те же действия, не любят изменений в распорядке дня, предпочитают играть в одиночестве.
Для кого-то свет лампы — это просто источник освещения, а для них — взрыв перед глазами. Они воспринимают всё преувеличенно: слишком ярко, слишком громко, слишком кисло, слишком сладко — это пугает.
Прикосновения, звуки часто причиняют им почти физическую боль.
В результате ребёнок, который желает взаимодействовать с миром, может это делать только зажмурившись, заткнувши уши и ни до чего не дотрагиваясь. При этом он всегда будет пытаться контактировать с миром, потому что, как любой человек, он очень этого хочет.
Как научить, социализировать такого ребёнка, оторванного от мира?
В связи с этим особую актуальность приобретает применение мной в педагогической деятельности авторской образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития» с целью налаживания учебного взаимодействия, развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом на уроке и во внеурочное время. Технология включает в себя педагогические приёмы, упражнения, коррекционно-развивающие методики, системное и последовательное использование которых помогает зажечь звезду успеха в ребёнке, веру в свои силы, в своё развитие.
С целью развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности, ответственности ежедневно использую упражнение «Рефлексивный круг».
Мини-технология «Дети – волонтеры» развивает навыки общения в разновозрастном коллективе, когда старшие школьники помогают детям приготовить школьные принадлежности к уроку, переодеться, отвести на мероприятие.
Упражнение «Волшебный телефон» позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства в процессе общения по телефону со сказочными персонажами, а учителю понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
Дети с аутизмом не понимают обращенную речь. Это становится серьезным барьером на пути получения образования.
Что можно сделать для решения данной проблемы?
Нужно помнить, что к такому ребенку необходимо обращаться лично. Бывает достаточно одного слова, взгляда, улыбки и ребенок включается в общую работу. Даю им большее время для обработки информации, не тороплю, поддерживаю инициативу. Избегаю длинных предложений (фразы должны состоять из 2-3 слов, не более).
Как учитель я создаю детям с аутизмом хорошую репутацию в глазах одноклассников. На уроках демонстрирую их сильные стороны, подчеркиваю свою симпатию к ним.
Неформальные контакты на перемене тоже организованы. Дети с аутизмом находятся рядом со сверстниками, наблюдают за их играми, пытаются понять их интересы, отношения.
Ребята участвуют в общих экскурсиях, концертах, праздниках, присутствуют на школьных мероприятиях даже при невозможности активного участия в них.
Карточки «Пекс» |
Использую карточки «Пекс», которые выстраивают деятельность и маршрут ребёнка в школе. В начале урока прикрепляю карточки с изображением тех видов работы, которые буду проводить. Таким образом, на доске наглядно задается план урока. Это создает у детей с РАС ощущение стабильной, без неожиданностей, ситуации, задает алгоритм деятельности. Если на уроке предполагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с самого начала и морально готов к ней. После окончания каждого вида деятельности карточка переворачивается.
Для улучшения взаимодействия, тренировки интерактивных умений и навыков привлекаю детей с аутизмом в проектную деятельность. Участвовали в школьных проектах «Агробизнес школа», «Пани», «Улица профессий», «Мы разные, но мы вместе».
Конечно, не забываю про здоровьесбережение. Делаю паузы между заданиями, разрешаю погулять по коридору, потянуться, просто перестать работать. В классе сделан уголок для “сенсорной разгрузки”, где ребята могут уединиться и восстановить душевное равновесие.
Уголок сенсорной разгрузки |
Учеников с аутизмом успокаивает рутина и предсказуемость. Поручаю им собирать и складывать в шкаф оборудование для уроков труда и физкультуры, прошу разобрать книги в библиотеке класса, полить цветы. Это возможность для развития бытовых навыков и ребята с удовольствием выполняют поручения.
Достичь образовательный результат помогает развивающе - коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», которая содержит интерактивные игры, направленные на развитие моторных и когнитивных способностей ребёнка, включает в себя 3 разноцветных шарика-перчатки, USB камеру, CD-диск с установкой игрового программного обеспечения.
Развивающе - коррекционная |
Для достижения цели по развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка использую игровой набор «Дары Фрёбеля», который состоит из 14 модулей и комплекта методических пособий по использованию игрового набора.
Игровой набор «Дары Фрёбеля». Модуль 5 |
Если в работе делаю акцент на развитие логического мышления, то использую коррекционно-развивающий комплект «Сенсорные пластины». Состоит из набора пластин №1 и №2 с симметричным и хаотичным расположением отверстий, матриц с 11-ю ячейками для пластин, очков для глаз, наушников. Способствует развитию тактильной памяти, воображения, концентрации, переключения и распределения внимания. Обучает ребёнка контролировать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки.
Таким образом, если, придя в 1 класс, дети с аутизмом истерили, отказывались от работы, не умели общаться друг с другом, не умели слушать и слышать то, о чем их спрашивают, не понимали инструкции или вопроса учителя и не могли ответить, то в результате использования инновационной образовательной технологии «Ситуация – ресурс развития» они стали с желанием учиться, играть совместно, общаться, проявлять заботу и оказывать помощь друг другу, делиться. Запас слов, используемых в речи увеличился, ребята умеют вести диалог.
Используя в педагогической деятельности данную технологию мы сможем разжечь искорку в ребёнке с ограниченными возможностями здоровья, сработаем на его социализацию, поможем раскрыться и стать в будущем полезным, полноценным и полноправным членом общества.
Список используемых источников
Наталья Игоревна
Ушакова Радмила Николаевна