Статья на тему «Из практики работы с подростками с расстройствами аутистического спектра (РАС). Построение работы и мотивация»

4
0
Материал опубликован 13 March 2021

Маркс Екатерина Сергеевна

Учитель английского языка

I квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска "Средняя

общеобразовательная школа №85 "Журавушка"

г. Новосибирск

Из практики работы с подростками с расстройствами аутистического спектра (РАС). Построение работы и мотивация.

В данной статье рассматриваются особенности, присущие подросткам с расстройствами аутистического спектра, общие принципы работы с этой группой учащихся. Также в статье описан конкретный пример работы с мотивацией аутичного подростка с достижением хороших результатов на практике.

Современный подход в школьном образовании предполагает обучение детей с ОВЗ в обычных классах и обычных школах, поэтому каждый педагог должен ознакомиться с особенностями работы с такими детьми, особенно тщательно поработать с заключениями собственных учеников, так как ОВЗ представляет собой очень большое количество видов. Данная статья посвящена детям подросткам с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Сначала рассмотрим общие особенности таких детей, присущие данному виду ОВЗ. Такие особенности хорошо описаны в статье О.С. Никольской.

Стереотипность. Ребенок опирается на стереотипы, потому что может приспосабливаться только к устойчивым формам жизни.

Компенсаторные аутостимуляции. Данное понятие описывает однообразные движения, манипуляции с предметами и объектами, целью которых является воспроизведение одного и того же приятного впечатления.

Моторика. Наблюдается задержка формирования навыков бытовой адаптации, освоение обычных, необходимых для жизни действий с предметами. Ребенок стремится к выполнению стереотипных движений, а именно манипуляций с предметами, которые позволяют получать стимулирующие впечатления, связанные с изменением тела в пространстве, соприкосновением.

Восприятие. Целостность картины реального мира искажена, отмечаются нарушения ориентировки в пространстве. Вычленяются отдельные аффективно значимые ощущения своего тела, форм, звуков, цвета.

Речевое развитие. При общем нарушении развития коммуникативной речи часто наблюдается частое использование отдельных речевых форм, игра слогами, звуками, пение, коверканье слов.

Мышление. Трудности произвольного обучения, также сложности в целенаправленном разрешении возникающих задач.

Однако нельзя не принимать во внимание индивидуальность детей. У каждого аутичного ученика вышеперечисленные особенности проявляются в разной степени. В связи с этим нужно рассматривать комбинацию особенностей конкретного ребенка и выстраивать индивидуальную карту развития.

Существуют определенные принципы работы с детьми, подростками и взрослыми с аутистическими расстройствами. Такие принципы относительно подростков и взрослых описывал С. Гринспен в своих работах.

Первый принцип. Выстраивание базовых элементов развития, основываясь на индивидуальных интересах каждого.

Второй принцип. Продолжение последовательного освоения стадий развития, а именно: пробуждение внимания и налаживание контакта, поощрение двустороннего общения и решения социальных задач, исследование эмоций, развитие логического мышления, развитие абстрактного и рефлексивного мышления.

Третий принцип. Создание эмоционально значимых обучающих ситуаций.

Данные принципы могут быть опорой при составлении индивидуальной карты развития.

Теперь перейдем к практике работы с аутичным подростком. Прежде всего нужно изучить особенности конкретного учащегося. При описании будем придерживаться пунктов, выделенных О.С. Никольской.

Особенность моего подопечного в том, что интеллектуальная составляющая у него абсолютно сохранна. Трудностей произвольного обучения не наблюдается. Родители заинтересованы и способствуют развитию интеллектуальной сферы ребенка. Стереотипность наблюдается, поэтому есть проблемы с воображением, творчеством на занятии. Компенсаторные аутостимуляции выражены неярко на самом уроке, но дома испытывает большие проблемы, так как родители не могут «оторвать» ребенка от деятельности, которой он на тот момент занимается, острее всего проблема с компьютерными играми. Развитие моторики рук – неудовлетворительное. Наблюдается дисграфия, ребенку тяжело выполнять письменные задания. Также страдает ориентировка в пространстве: может забыть, где находится кабинет, требуется сопровождение, чтобы занятие началось вовремя. Речевое развитие на достаточно хорошем уровне. Формулирование предложений корректное, однако, преобладают короткие фразы в речи. И самая большая проблема – общение, взаимодействие с людьми, особенно со сверстниками. У школьника наблюдается отсутствие эмоционального контакта, нераспознавание шуток, иронии и прочих средств вербальной и невербальной речи. При наличии проблемы ребенку сложно обратиться за помощью к одноклассникам или даже к учителю. При столкновении с проблемой он застопорится на одном месте и будет просто сидеть, отвлекаясь на посторонние предметы в классе, разглядывая их. Например, если нужно выполнить задание, где требуется линейка, а у учащегося она отсутствует, он остановит свою деятельность и займется наблюдением за другими учащимися или процессами/предметами в классе.

Что я использую в работе с учащимся с РАС:

В начале занятия используются рутинные, всегда одинаковые вопросы не по теме урока для того, чтобы наладить контакт, расположить к себе. В разговоре обычно использую темы: настроение, погода, новости, новинки в областях, релевантных обучающемуся, например, компьютерные игры.

Далее пытаемся плавно перевести разговор на тему урока (warm-up). Данный этап длится дольше, чем на уроке по данной тематике с полным классом. При долгом молчании или ускользании внимания задаем наводящие вопросы, готовим необычный факт по данной теме. Необычный факт очень эффективно работает, привлекая ученика к работе.

При выполнении заданий обращаем внимание на сложность. Должно выполняться правило: от простого к сложному. Но никогда не останавливаемся только на простом, обязательно пробуем с учащимся РАС выполнять сложные задания. Бывают моменты, когда ребенок выполняет их быстрее и охотнее, чем более простые. Однако если ребенок явно не настроен на выполнение сложного задания, начинает проявлять раздражительность или усталость, лучше отложить его на потом.

При наличии дисграфии необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, ребенок должен тренировать навык письма как бы медленно и нечетко он это не делал. Во-вторых, нельзя весь урок и все задания строить на письме, записях, конспектах и т.д. чтобы ребенок не устал сильно и не потерял интерес, а также, чтобы на уроке успеть закрепить определенный материал. Принимая во внимание данные замечания, я планирую одно задание, которое выполняется письменно в тетради, остальные задания представляют собой формы: соединить, вставить отдельные слова, закрасить и т.д., то есть формы записи, представляющие минимальные затраты времени и сил. Также, возможны формы урока или заданий с выполнением печати на компьютере.

Важно отвлекать ребенка от монотонности для развития различных базовых умений. Учащийся с удовольствием выходит к интерактивной доске. Сначала он выполняет задание молча, но со временем ребенок будет комментировать свои действия. Задания на говорение (обычно в формах опроса) дополняются наличием мячика. Ребенок ловит мяч (работаем над моторикой) и затем дает ответ.

На окончание урока нужно подобрать универсальное задание, которое могло бы варьироваться в зависимости от содержания урока, т.е. задание в конце урока одно и то же, но с разным наполнением. Так учащийся будет настроен на окончание урока.

Также важную роль играет мотивация учащегося. Разных школьников мотивируют разные вещи. Мой ученик мотивируется: 1) при сравнении его работы с остальным классом (в чем он лучше остальных, сколько человек еще нужно превзойти; 2) участвуя в школьных и внешкольных олимпиадах, разбирая ошибки со ссылкой на наличие таких феноменов в олимпиаде; 3) просьбами найти изучаемые феномены в дополнительных, открытых ему источниках (компьютерные образовательные приложения/ телевидение на изучаемом языке), 4) отсутствием письменного домашнего задания. Ученик всю информацию держит в голове, мысль повторения на бумаге (при дисграфии тем более) угнетает ученика, чаще всего при наличии большого письменного задания, он может пропустить занятие, так как он чувствует, что не сможет объясниться с преподавателем об отсутствии домашнего задания, но и делать обдуманное еще раз на бумаге у него нет желания и терпения. Поэтому для таких ребят подходят устные домашние задания.

Результатом такой работы с учащимся с РАС в моей практике является наличие отличных и хороших отметок по моему предмету. Также ученик участвовал в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников и набрал наибольшее количество баллов в своей параллели. Этих баллов не хватило, чтобы пройти в следующий этап, но ребенок получил дополнительную мотивацию к изучению предмета.

Список литературы

1.Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. М.: Теревинф, 2017, 134 с.

 2. Гринспен С., Уидер С. На «ты» с аутизмом. М.: Изд-во «Теревинф», 2016г.

3. Панкова С.Ю. Работа с детьми с ОВЗ. Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2014г.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации