Доклад «Работа с одарёнными детьми»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности младших школьников.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
После окончания университета я начала работать в колледже статистики, информатики и ВТ преподавателем информатики и других спец дисциплин, и как раз в тот год в нашем колледже проходил региональный этап Олимпиады по информатике среди студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Просмотрев задания, я поняла, что не могу решить ни одну задачу. В то время я была куратором группы первого курса, и решила научиться сама и подготовить ребят к олимпиаде, в общем учились мы вместе, чему то меня научили ребята, чему то я их и к 4му курсу один из ребят занял призовое место на региональном этапе.
В школе дело обстоит по другому, дети обучаются не только одной специальности, часов мало, а подготовить хотелось бы. В прошлом году с учениками нашего района я съездила на олимпиаду, познакомилась с учителями республики, и хотела бы поделиться с вами своими наблюдениями и наработками.
Во первых, необходимо выявить одаренного ребенка. Здесь хотелось бы отметить, чтобы было взаимодействие с учителями начальной школой. И готовить учеников уже с пятого класса, так как по нормативам они тоже могут принимать участие во всероссийских олимпиадах, но как правило участвуют в основном ученики 9-11 классов (но ведь они и так заняты подготовкой к ЕГЭ и ГИА). Поэтому советую начинать подготовку с пятого класса - изучением математических основ информатики, изучать разделы алгоритмов и элементарных возможностей сред программирования, т.е. с одаренными учениками проводить опережающее обучение)
Во вторых мы все с вами понимаем, что отлично усвоенная школьная программа это не гарантия успешного участия в олимпиаде, школьная программа только побуждает интерес к олимпиадным задачам, а вся работа по развитию их способностей строится уже в рамках внеурочной деятельности в виде кружков, факультативов и чаще всего на энтузиазме учителя. Роль учителя привлечь к школьному этапу олимпиады, пригласить на кружки, предоставить информацию об интернет-ресурсах и книгах. Здесь на слайде я бы хотела вам представить книги, с которыми работаю еще со времен работы в колледже и рекомендовала бы их вам , лучше этих книг, я пока не встречала. В этих книгах хорошо и доступно изложен теории графов и динамическое программирования.. Если кому нужна электронная версия могу поделиться (с флешками подойдите). Понятно, что факультатив можем и не получить, но всегда есть выход, например, можно организовать в пришкольном лагере группу одаренных детей и заниматься с ними по направлениям матемтика, физика и информатика. В этом году у нас были две группы с которыми мы работали. Обучение можно построить по модели продуктивного обучения. слайд
В работе с учащимися по подготовке к олимпиадам для закрепления навыков требуется многократное решение задач определенного типа. При этом учитель может выдать задание учащимся на дом, а ученики, решив задачи, приносят их решение и рассказывают пути решения задач. На следующих этапах работы идет усложнение заданий, а уже затем дается задание придумать самому задачу, свой оригинальный метод решения.
В третьих каждому ребенку нужен индивидуальный подход, поэтому я предлагаю составить программу подготовки к олимпиаде, хорошая и полная программа олимпиадной информатики изложены в книге Кирюхина и я могу вам дать эту программу в электронном виде. И так необходимо составить индивидуальный план для ученика, в котором учесть еще и самостоятельную работу, выявить пробелы и двигаться поэтапно. В плане предусмотреть, для самостоятельной работы, используемую школьником ресурсы: книги, интернет-ресурсы, подборки олимпиадных задач ( так же могу вам предложить подборку по которой работаю я). При самостоятельной работе обязательно прослеживать полноту решения, скорость ученика и время выполнения программы. В отличие от студентов школьникам сложно, а практически невозможно, в полном объеме освоить теоретические разделы информатики, которые могут использоваться при решении олимпиадных задач, тем более, что алгоритмы и формулы, применяемые прирешении большинства задач, изучаются только в ВУЗах. В этом случае путь от задач к теории для развития одаренности школьников наиболее оправдан, поскольку он стимулирует школьника каждый раз делать новые для себя открытия, что полностью соответствует методам опережающего обучения.
В четвертых рекомендую вести работу с использованием ИТ, таких как электронная почта, чат, систем дистанционного обучения, так как важно, чтобы при самостоятельной работе ученик имел возможность оперативно посоветоваться с наставником и при чем регулярно общаться. В прошлом году готовила ученика к олимпиаде, общались по электронной почте и через дневник.ру. Он мог и поздно вечером прислать решение, когда его осенит и он решал задачи различными способами. Я проверяла полноту решения, экономичность и скорость выполнения. Так же есть много сайтов = систем автоматического тестирования задач - необходимо, чтоб ученик имел к ним доступ, и сам имел полное представление о решенной задаче, чтобы в дальнейшем скорректировать пути решения.
В пятых, не всегда мы сами можем решить олимпиадные задачи, поэтому, необходимо взаимодействие может быть с другими преподавателями, преподавателями ВУЗов, с которыми налажен контакт в школе и т.д., может быть со студентами - бывшими своими учениками, которые достигли определенных высот. Я сама до сих пор общаюсь и с преподавателями и со своими выпускниками, и в прошлом году при подготовке заочно познакомила и они обменивались решениями через социальные сайты. Так же в прошлом году ездила на региональный этап в Уфу и познакомилась там со многими учителями республики и общаюсь с ними.
И наконец, в шестых все учителя-наставники должны знать нормативную базу и ознакомить учеников, чтобы у них не было проблем и они не теряли время на изучение того в какой форме и как нужно сдавать задачи, ознакомить с системой тестирования, с суммированием баллов заранее. Об этом так же написано в книге Кирюхина "Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников".
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».