12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нуртдинова Эльвира Галиевна74
Россия, Башкирская респ., Дюртюли

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

 

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.

Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности младших школьников.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

 

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности: 
 

·         принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·         принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·         принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·         принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·         принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

 

 

После окончания университета я начала работать в колледже статистики, информатики и ВТ преподавателем информатики и других спец дисциплин, и как раз в тот год в нашем колледже проходил региональный этап Олимпиады по информатике среди студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Просмотрев задания, я поняла, что не могу решить ни одну задачу. В то время я была куратором группы первого курса, и решила научиться сама и подготовить ребят к олимпиаде, в общем учились мы вместе, чему то меня научили ребята, чему то я их и к 4му курсу один из ребят занял призовое место на региональном этапе.

В школе дело обстоит по другому, дети обучаются не только одной специальности, часов мало, а подготовить хотелось бы. В прошлом году с учениками нашего района я съездила на олимпиаду, познакомилась с учителями республики, и хотела бы поделиться с вами своими наблюдениями и наработками.

Во первых, необходимо выявить одаренного ребенка. Здесь хотелось бы отметить, чтобы было взаимодействие с учителями начальной школой. И готовить учеников уже с пятого класса, так как по нормативам они тоже могут принимать участие во всероссийских олимпиадах, но как правило участвуют в основном ученики 9-11 классов (но ведь они и так заняты подготовкой к ЕГЭ и ГИА). Поэтому советую начинать подготовку с пятого класса - изучением математических основ информатики, изучать разделы алгоритмов и элементарных возможностей сред программирования, т.е. с одаренными учениками проводить опережающее обучение)

Во вторых мы все с вами понимаем, что отлично усвоенная школьная программа это не гарантия успешного участия в олимпиаде, школьная программа только побуждает интерес к олимпиадным задачам, а вся работа по развитию их способностей строится уже в рамках внеурочной деятельности в виде кружков, факультативов и чаще всего на энтузиазме учителя. Роль учителя привлечь к школьному этапу олимпиады, пригласить на кружки, предоставить информацию об интернет-ресурсах и книгах. Здесь на слайде я бы хотела вам представить книги, с которыми работаю еще со времен работы в колледже  и рекомендовала бы их вам , лучше этих книг, я пока не встречала. В этих книгах хорошо и доступно изложен теории графов и динамическое программирования.. Если кому нужна электронная версия могу поделиться (с флешками подойдите). Понятно, что факультатив можем и не получить, но всегда есть выход, например, можно организовать в пришкольном лагере группу одаренных детей и заниматься с ними по направлениям матемтика, физика и информатика. В этом году у нас были две группы с которыми мы работали. Обучение можно построить по модели продуктивного обучения.  слайд

В работе с учащимися по подготовке к олимпиадам для закрепления навыков требуется многократное решение задач определенного типа. При этом учитель может выдать задание учащимся на дом, а ученики, решив задачи, приносят их решение и рассказывают пути решения задач. На следующих этапах работы идет усложнение заданий, а уже затем дается задание придумать самому задачу, свой оригинальный метод решения.

В третьих каждому ребенку нужен индивидуальный подход, поэтому я предлагаю составить программу подготовки к олимпиаде, хорошая и полная программа олимпиадной информатики изложены в книге Кирюхина и я могу вам дать эту программу в электронном виде. И так необходимо составить индивидуальный план для ученика, в котором учесть еще и самостоятельную работу, выявить пробелы и двигаться поэтапно. В плане предусмотреть, для самостоятельной работы, используемую школьником ресурсы: книги, интернет-ресурсы, подборки олимпиадных задач ( так же могу вам предложить подборку по которой работаю я). При самостоятельной работе обязательно прослеживать полноту решения, скорость ученика и время выполнения программы. В отличие от студентов школьникам сложно, а практически невозможно, в полном объеме освоить теоретические разделы информатики, которые могут использоваться при решении олимпиадных задач, тем более, что алгоритмы и формулы, применяемые прирешении большинства задач, изучаются только в ВУЗах. В этом случае путь от задач к теории для развития одаренности школьников наиболее оправдан, поскольку он стимулирует школьника каждый раз делать новые для себя открытия, что полностью соответствует методам опережающего обучения.

 В четвертых рекомендую вести работу с использованием ИТ, таких как электронная почта, чат, систем дистанционного обучения, так как важно, чтобы при самостоятельной работе ученик имел возможность оперативно посоветоваться с наставником и при чем регулярно общаться. В прошлом году готовила ученика к олимпиаде, общались по электронной почте и через дневник.ру. Он мог и поздно вечером прислать решение, когда его осенит и он решал задачи различными способами. Я проверяла полноту решения, экономичность и скорость выполнения. Так же есть много сайтов = систем автоматического тестирования задач - необходимо, чтоб ученик имел к ним доступ, и сам имел полное представление о решенной задаче, чтобы в дальнейшем скорректировать пути решения.

В пятых, не всегда мы сами можем решить олимпиадные задачи, поэтому, необходимо взаимодействие может быть с другими преподавателями, преподавателями ВУЗов, с которыми налажен контакт в школе и т.д., может быть со студентами - бывшими своими учениками, которые достигли определенных высот. Я сама до сих пор общаюсь  и с преподавателями и со своими выпускниками, и в прошлом году при подготовке заочно познакомила и они обменивались решениями через социальные сайты. Так же в прошлом году ездила на региональный этап в Уфу и познакомилась там со многими учителями республики и общаюсь с ними.

И наконец, в шестых все учителя-наставники должны знать нормативную базу и ознакомить учеников, чтобы у них не было проблем и они не теряли время на изучение того в какой форме и как нужно сдавать задачи, ознакомить с системой тестирования, с суммированием баллов заранее. Об этом так же написано в книге Кирюхина "Методика проведения и подготовки к участию в олимпиадах по информатике. Всероссийская олимпиада школьников".

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.