Статья «Особенности работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»
/data/files/n1585828250.jpg (0x0)
Второе апреля - день распространения информации об аутизме. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Учеников-аутистов можно разделить на несколько групп. Так, например, иногда дети, имеющие расстройства аутистического спектра, иногда практически не отличаются от обычных детей. Чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при вашем общении с ними. Так, например, между учителем и учеником может полностью отсутствовать зрительный контакт. Иногда начинает казаться, что ребенок не понимание того, что общаются или обращаются конкретно к нему. Случаются случаи противоположные. Ребенок с РАС может говорить на интересующую его тему и не замечать, что этот разговор не вызывает разговора у собеседника.
Администрация школы, которая принимает положительное решение об обучении таких ребят, должна обладать учителями, которые будут готовы реализовывать данный вид работы. Желательно наличие педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и педагога дополнительного образования.
На начальном этапе обучения ребенка с РАС в средней школе необходимо, чтобы пространство, в котором он будет обучаться, было знакомо и не вызывало боязни. Возможно проведение экскурсии по кабинету, туалету и столовой. Постепенно зону, в которой обучается ребенок с РАС, необходимо увеличивать. Можно познакомить его с спортивным залом, библиотекой и т.д. Если ребенок будет обучать в инклюзивном классе, то необходимо сопровождение взрослого до тех пор, пока он не освоится. Из-за того, что на эмоциональное состояние ребенка может влиять ряд различных факторов, педагогу необходимо внимательно следить за ребенком, реагировать на любые его изменения.
Во время обучения желательно использование демонстрационных материалов (презентация, карточки). При разработке подобных материалов необходимо учитывать особенности развития таких ребят. Возможно применение материалов, представленных на слуховой, зрительной и тактильной основе (услышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.
Необходимо наличие четкого расписания занятий и правил поведения, с которыми должны быть знакомы все участники образовательного процесса. Это не только помощь в организации деятельности детей, но и опоры содержательного плана.
Ребенка нужно хвалить. Делать это необходимо сразу, точно указывая на то, за что он получает похвалу от учителя. Можно использовать смайлы, которые будут выдаваться ребенку за его успехи. Возможно введение системы штрафов. Обратим внимание на то, что выражать свое недовольство отдельными результатами и действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Специалисты, работающие с детьми с РАС, должны постоянно помнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации этой категории учащихся.