Управление образования акимата Жамбылской области
Областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
Доклад
Начальные классы
Из опыта работы
Выполнила: Раимбердиева Г.Е
учитель начальных классов
Тараз 2009
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "талантливый" следующим образом "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель должен верить, что каждый его подопечный по-своему одарён.
И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Создать условия для раскрытия этих способностей и является одной из задач, которые я ставлю в своей работе.
Определение своих педагогических целей я начинаю с уточнения
представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.
“Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”.
Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как «опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.» (А. Савенков)
Как не потерять таких детей?
Как различить их в классе?
Мне ближе, понятнее и кажется более приемлемым определение различий, которые изложены психологом Калмыковой З.И. в ее работе “Продуктивное мышление, как основа обучаемости”. Она считает, что дети, прежде всего, различаются:
различным объемом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала;
уровнем работоспособности;
различным типом мышления;
обучаемостью.
Работая более 15 лет в инновационных учреждениях, я, педагог с 31 летним стажем, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что даже в гимназических классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо создать банк данных по каждому предмету. Опираясь на банк данных и результаты диагностики (память, внимание, мышление, креативность), можно строить работу по выявлению одарённости у учащихся.
И так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу, выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в среднем звене, сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала развивающим компонентом, ввела элементы опережения, большее количество теоретического материала, дополняя учебник гос. стандарта дидактическим материалом развивающего обучения. Подготовила УМК по всему курсу, а также составила УМК по работе с одаренными детьми. Планирование каждой темы начинаю с постановки задач. Остановлюсь на общих задачах (учебных, развивающих и воспитательных).
В учебные задачи ввожу формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе. Это знакомство с терминами, правилами, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы.
Развивающие задачи: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка), интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.
Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков развивающего обучения:
урок «открытия» нового знания;
урок общеметодологической направленности;
урок развивающего контроля;
урок- практикум;
интегрированный и т.д.
Изменения в программе, содержании уроков сказались на развитии детей. У четырех из семи учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность. У одного ученика наблюдается завышенная самооценка и недооценивание результатов труда своих товарищей.
Уместно привести в качестве примера проявление высокой творческой активности учащихся на интегрированных уроках: литературы и познания мира, риторики и познания мира, математики и познания мира и т.д. Стараюсь интегрировать все предметы, по возможности, с познанием мира, так как он является самым любимым предметом детей в школе. На данных уроках предлагается расширить кругозор учащихся по определённой тематике, и каждый учащийся старается подготовиться к уроку творчески, индивидуально. В результате использования технологии деятельностного метода появляются творческие и исследовательские работы детей. Например: по валеологии, изучая тему «Вредные привычки», было предложено детям провести практическую работу по влиянию алкоголя на развитие живого организма (нужно было прорастить семена фасоли и луковицу, поливая одни водой, а другую спиртными напитками. Проведя исследование, ученики наглядно убедились в отрицательном влиянии алкоголя на живой организм.
На таких уроках дети выполняют проекты, рефераты, рисунки, представляя и защищая их, пишут отзывы о прочитанных произведениях, эссе и т.д.
В результате творческой работы учителя дети усваивают новый материал, развивая свои психологические составляющие (память, внимание, речь, эмоции и т.д.), творческие возможности, а также развиваясь и воздействуя на своих одноклассников.
Используя инновационные технологии обучения, элективные курсы, нестандартный подход к делу, привлекая к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Одновременно являюсь научным консультантом и руководителем творческих групп. Итоги представляю на выставках, олимпиадах, родительских собраниях, праздниках, конкурсах:
2006 год - фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио», город Москва (Совместную работу учителя и ученицы представляла Диханбаева Диана). Результат: дипломы, статья в печатном издании, работа помещена на сайт фестиваля, для руководителя на сайте создан личный кабинет;
2006 год – городская олимпиада – 3 место, областная – 2 место (Диханбаева Диана)
2007 год – создан порфель творческих работ первоклассников на основе гербария: оформление, литературная часть, представление;
2008 год – проект «Загадки имени существительного» (работу всего класса представляли Середа Виктор и Лаикова Зарина)
Год |
Учащиеся |
Результат |
2008 |
Корчемный Владислав – 2 «А» класс |
1 место в интеллектуальном игровом конкурсе «Золотое руно» |
2008 |
Харитонов Владимир- 2 «А» класс |
1 место в Международном игровом конкурсе «Кенгуру - лингвист» |
2008 |
Корчемный Владислав – 2 «А» класс |
2 место в Международном игровом конкурсе «Кенгуру - лингвист» |
2008 |
Полуэктов Богдан – 2 «А» класс |
2 место в Международном игровом конкурсе «Кенгуру - лингвист» |
2009 |
Бармина Арина – 3 «А» класс |
2 место в Международном игровом конкурсе «Кенгуру» |
Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, составила технологическую карту работы с одаренными детьми, (Приложение 1) куда включила разделы:
работа на уроке;
внеурочная деятельность;
работа с родителями.
Внеурочная деятельность осуществляется на занятиях кружков «Занимательная математика и грамматика», НОУ «Искорка», где отрабатывается мышление, внимание, креативность. Большое место занимают “проекты” - ситуации из современной жизни, рассматриваемые с математической точки зрения; например, о современных и старинных деньгах, о почте, о человеке, о планетах Солнечной системы и т.д. Данные занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На занятиях вводится много материала, имеющего отношение к истории (запись чисел римской и египетской нумерации); к познанию мира (сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физиологией и анатомией); к охране окружающей среды. В деятельности развивающих курсов предусмотрены разные виды групповой и индивидуальной работы. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; осознания процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Нестандартность мышления.
Одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов (например, А.С. Пушкин, которому тяжело давалась математика).
Одержимость в определенной области знания.
Талантливый ребенок должен иметь положительную познавательную мотивацию и быть готовым к самостоятельной серьезной умственной нагрузке.
Достижение высоких результатов в одной или более областях.
Участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Результаты педагогического наблюдения за характером действий
ребенка (любознательность, предрасположенность к усвоению языков, специфические познавательные способности, креативность и яркость фантазии).
Не нужно никого убеждать, что каждый ребенок - личность, обладающая неповторимыми индивидуальными особенностями.
Потенциально - почти каждый талантлив, чем-то одарен природой. Сколько их - ребят, которые не смогли реализовать свои природные способности? Не оказалось рядом учителя, которому удалось бы выявить дремлющий в ребенке талант. Насколько больше возможностей проявить себя у ученика хорошей гимназии, чем у его сверстника из глубинки! Современной школе нужны яркие, талантливые личности. Да, хорошее образование всегда было и остается дорогостоящим, но разве дешевле обходится образование дешевое? Хорошее образование - это серьезная материально-техническая база, высоко оплачиваемые педагоги и т.д.
Легко заметить: все взаимосвязано.
Серость рождает серость. Талант зажигает талант.
Талант явление не массовое. В средней школе, среди обычных детей найти "алмаз" очень трудно, но еще труднее огранить и превратить в "бриллиант"! И только талантливый учитель способен воспитать талантливого ученика!
Когда я начинала работу по данной теме, мне казалось, что я о ребенке знаю все. Когда пишу последние строчки, осознала, нет, я не знаю почти ничего.
Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
“Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.
“Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997
“Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
“Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
“Продуктивное мышление, как основа обучаемости” Калмыкова З.И.
Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми
Виды работ |
Когда? |
Зачем? |
Что? |
Как? |
Работа на уроке |
При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики. |
Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению. |
Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности. |
Пересмотр содержания в соответствии с потребностями учащихся. Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение развивающего компонента, элементов опережения. |
Внеурочная деятельность |
На занятиях кружков, на занятиях НОУ «Искорка». |
Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей, для создания эталонов на основе понятий идеального конечного результата. |
Внеклассная индивидуализация с преобладанием заданий на повышенном уровне сложности. |
НОУ «Искорка», олимпиады, интеллектуальные марафоны. |
Работа с родителями |
Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные. |
Для создания единого образовательного пространства. Для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей. Проведение микроисследований по теме. |
Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность. |
Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании клуба, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных. |