12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Elena1042
педагог-дефектолог 1 категория, ГКУЗ "КСДР №2" государственное казенное учреждение здравоохранения "краевой специализированный дом ребенка №2"
Россия, Забайкальский край, Чита

Авторы:

Педагоги-дефектологи ГКУЗ «КСДР№2»

Костригина Наталья Сергеевна

I квалификационная категория

Сажина Елена Викторовна

I квалификационная категория

Дом, в котором живет счастье

В данной статье описывается работа педагогического коллектива с детьми раннего возраста с ОВЗ в условиях специализированого учреждения

Дом ребенка - это учреждение, где воспитываются дети первых трёх лет жизни.

Контингент детей отличается определенной спецификой. Чаще всего, это недоношенные дети, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность. Многие дети, поступающие из  неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом.

Особенности работы такого учреждения тесно связаны с особенностями развития детей раннего возраста. Период раннего детства выделяется, как особый период становления органов и систем, и прежде всего, функций мозга. Одна из основных особенностей развития ребенка раннего возраста быстрый темп. Быстрый темп развития требует специального воздействия взрослого с первых дней жизни ребенка, определенных условий воспитания.

Дом ребенка работает по общеобразовательной программе Дома ребенка, разработанной коллективом педагогов на основе программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы с использованием методики М. Монтесори.

Коллектив состоит из следующих специалистов:

·     Старший воспитатель 

·     Дефектолог

·     Воспитатель

·     Музыкальный руководитель

·     Педагог – психолог

Педагогический коллектив владеет методикой работы с детьми раннего возраста. Педагоги обладают индивидуальным стилем общения с ребенком. Учитывают индивидуальный подход в воспитании детей, владеют набором вариативных программ и технологий, осуществляют их подбор применительно к имеющимся условиям, вносят творческие коррективы в имеющуюся среду развития ребенка, его воспитания, создают и обобщают свой опыт. Хорошо владеют диагностикой нервно-психического развития детей до 3- детей, и на ее основе грамотно планируют педагогические воздействия на каждого ребенка.

Цель и задачи воспитания и обучения.

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физическими качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; реализует следующие задачи:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей:

обеспечение познавательно - речевого, социально - личностного, художественно – эстетического и физического развития детей;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

введение ФГОС;

определение статуса ребенка для устройства в семью.

В учреждении работает 8 групп в возрасте от рождения  и до достижения  3 лет. Воспитательные  группы сформированы по принципу совместного проживания и пребывания  в группе детей  разного возраста и состояния здоровья, с учетом полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей – членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Имеются: 2 группы грудного возраста, где находятся дети с 1-2 месяцев до одного года, 1 группа от 1 года до 2- х лет, остальные группы разновозрастные от 1,6 до 3-х лет.

Наши воспитатели ориентируются на физическую подготовленность малышей, учитывают имеющиеся отклонения в состоянии здоровья, результаты комплексного обследования детей; результаты диагностики уровня их психического и физического развития, медицинские показатели здоровья ребёнка, психофизиологические особенности темперамента, склонности и интересы.

Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Системная работа по физическому воспитанию включает:

гимнастику после сна;

физкультурные занятия с корригирующими компонентами ;

занятия по ритмике;

подвижные игры и упражнения.

Педагоги и медицинский персонал работают в тесном контакте. Они осуществляют различные виды закаливания, обеспечивая тренировку защитных сил организма. Закаливающие воздействия прослеживаются в каждом элементе режима дня и проводятся на положительном эмоциональном фоне, с согласия врачей.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в доме ребенка: изучение нормативной и методической документации по вопросам образования и социально-эмоционального воспитания детей младенческого и раннего возраста; анализ комплексных программ, авторских программ и методик; взаимопосещение занятий по познавательному развитию детей с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов; организация открытых занятий по социально-эмоциональному развитию с целью ознакомления с методическими разработками; организация и проведение тематических недель (декад и т. д.) в учреждении; укрепление материальной базы и приведение средств обучения и воспитания, в том числе учебно-наглядных пособий для занятий, к соответствию современным требованиям к образованию детей раннего возраста.

Проводит просветительскую и консультативную работу с педагогами: индивидуальные и групповые консультации, доклады, семинары по вопросам особенностей развития детей, воспитывающихся в учреждении. Проводит тренинги, направленные на улучшение психологического климата в коллективе, повышение психологической грамотности педагогов, формированию навыков конструктивного общения, профилактику профессионального выгорания.

Следующее наше знакомство пройдет с музыкальным руководителем, работа которого заключается в том, чтобы сначала сформировать у детей положительное отношение к игрушке, а затем к игровому образу, т. е. дать возможность превратиться в того персонажа, о котором говорится в музыкальном произведении.

Опыт показывает, что проведение подготовительной работы перед слушанием музыки обеспечивает возникновение внимания у детей к музыкальному звучанию; возможность запоминания и последующего узнавания знакомых песен; понимание связи музыки с событиями или отдельными предметами реальной действительности; формирование самых начальных музыкальных представлений.

На музыкальных занятиях во всех возрастных группах проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление детей с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками. Детей учат различать громкие и тихие звуки; определять на слух, громко или тихо звучат отдельные звуки, музыкальные инструменты.

Музыкальные игры - один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленных на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений.

Так же ведется коррекционно-воспитательная работа с детьми учителями-дефектологами, в которой особое место принадлежит индивидуальным занятиям. Начальным этапом в организации и проведении индивидуальной работы с ребенком является его всестороннее психолого-педагогическое обследование. Оно проводится при поступлении ребенка в учреждение, при переходе в другую группу, в эпикризные сроки и направлено на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществить простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность). В ходе обследования дефектолог анализирует поведение ребенка, оценивает способность к установлению контактов со взрослыми и сверстниками, реакцию на одобрение и порицание, отношение к трудностям, умение воспользоваться предлагаемой помощью, способность к переключению с одного вида деятельности на другой.

Проводя индивидуальные занятия с детьми, учитель-дефектолог развивает у ребенка мелкую и крупную моторику, сенсорику, познавательные процессы.

Дидактический материал, используемый педагогами на занятиях, всегда разнообразен и предъявляется детям в разных ситуациях.

Детский психолог нашего учреждения изучает психологию детского развития: он понимает, какие процессы происходят в психике ребенка в норме и какие могут быть нарушения развития и поведения. Он умеет диагностировать эти нарушения и знает, как наладить процесс развития

Психологическая помощь очень важна для наших детей, так как многие из них не получали должную любовь от своих родителей или было жестокое обращение к ним. Такие дети тяжело проходят адаптацию и тут уже нужна помощь психолога. Работа детского психолога интересна и трудна одновременно. В сферу деятельности специалиста входят преимущественно консультирование биологических и будущих (приемных) родителей, а также работа с детьми по решению локальных проблем: ночные страхи, плохой аппетит, беспокойный сон, смена настроения, боязнь общения, боязни темноты, гиперактивность, замкнутость.

Для снятия эмоционального напряжения у детей, в доме ребенка находиться сенсорная комната, проводится арт-терапия в световой песочнице, так же куклотерапия и сказкотерапия. Очень нравится нашим детям занятия с водой, театрализованные игры. Благодаря работе психолога поведение многих детей улучшилось в лучшую сторону: прошли страхи, появилось желание играть и общаться с другими детьми

Одной из основных задач в своей работе педагоги считают замену ценностей обучения на ценности его развития. Они стараются, чтобы знания, умения и навыки в системе развивающего образования не стали самоцелью, а прежде всего формировали личность ребенка через различные виды деятельности, занимаются обеспечением эмоционального благополучия воспитанников, созданием психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставлением широкого выбора видов деятельности, т.е. опираются на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

Благодаря слаженной работе всего персонала, у детей, имеющих грубые нарушения здоровья, отмечается значительная положительная динамика, и дети, имеющие неблагоприятный прогноз, уходят в семьи и обретают своё счастье.

 

 

 

Список используемой литературы

 

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2015 г.

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. КРОХА: Метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.

Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — В 2 частях. — Учеб.- метод. пособие. — (Воспитание и дополнительное образование детей)

Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких.

Борисенко И.Т., Лукина Н.А. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста (2-3 года). Метод. пособие. Спб.: Паритет, 2005.- 112с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155

Конвенция о правах ребенка

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»,

К.Л.Печора «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста» М-2006г.

Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» М. «Просвещение» - 2019г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.