12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Эллина Карасаева240
Казахстан, Актобе

Пояснительная записка к домашнему заданию по русскому языку

Домашнее задание к уроку русского языка «Малахитовая шкатулка» (по сказам П. П. Бажова) (Лексикография)

Домашнее задание было разработано для студентов1 курса на базе 9 классов по специальности «Начальное образование» в Актюбинском гуманитарном колледже для группы БК-101

Домашнее задание было дано к уроку по изучению темы «Лексикография», после изучения тем: Лексика русского языка. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Этимология слова.

Лексическая тема была выбрана не случайно. По предмету «Детская литература» параллельно изучается тема: «П. П. Бажов. Сказы». Выполнение подобного рода заданий с учетом межпредметных связей дает возможность активно включаться в работу на уроках и углублять свои знания по лингвистическому и литературоведческому анализу.

На уроке русского языка, где запланировано данное домашнее задание, целью было показать и доказать, что весь словарный состав русского языка и есть большая сокровищница, шкатулка, где спрятаны несметные богатства языка. Текстовый материал урока включал не только сказы П. П. Бажова, но и других писателей. Эпиграфом прозвучали слова К. Паустовского о русском языке. В системе уроков по данному разделу этот урок был последним, тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний.


Из предложенных двух заданий каждого уровня студенты могут выбрать одно, оценка при этом не снижается. Кроме того, любое одно правильно выполненное задание добавляет студенту балл в рейтинге ЗУН по данному разделу.(после изучения каждого раздела составляется рейтингЗУН по изученным темам, здесь имеет место саморегуляция обучения)

Каждый уровень предлагается всем студентам, оценка от выбранного уровня не зависит. Каждый вправе выбрать "свое" задание, оценивая свои силы и возможности. Но перед выбором заданий дается инструктаж. Очень часто бывает, что студенты выбирают тот уровень, с которым им справиться трудно, и работа получается не самого лучшего качества, или, наоборот, сильные учащиеся выбирают задания уровня С, если хотят выполнить его машинально, особо не вдумываясь и не напрягая свои силы. Для этого используется самый простой метод: студента нужно похвалить, если он хорошо справился с выбранным заданием, и дать повод задуматься, если работа была выполнена недостаточно хорошо или выбран заведомо "не тот" уровень. Обычно, это действует, и на следующий урок ситуация выправляется. Но нужно заметить, что выбранный уровень не есть нечто закрепленное за учащимся, каждый должен осознавать свой рост, свое развитие, в том числе и на уроках русского языка. Поэтому вполне закономерно, если студент, выбиравший сначала задания уровня С, постепенно начнет присматриваться к заданиям более высокого порядка. (Обычно это происходит, если есть личная мотивация студента).

Домашнее задание дифференцировано по уровням. Уровень А рассчитан на высокий уровень понимания темы, большой словарный запас, творческий подход к выполнению заданий, уверенное пользование различными видами лингвистических словарей; в ходе заданий исследовательского характера студенты развивают навык работы с первоисточником, созданием классификаций, совершенствуют «языковое чутье», обогащают свой словарный запас. Задание № 2 этого уровня также ценно в плане реализации социокультурного принципа обучения русскому языку.


 

Задания уровня В предполагают хорошее знание темы, умение находить в тексте изученные лексические единицы, определять их виды, пользоваться словарями, по образцу составлять словарные статьи к найденным в тексте словам и выражениям, обогащая тем самым свою речь, пополняя словарный запас. Задания этого уровня включают элементы исследовательской работы, так, например, в предложении текста: «Только оно тоже с подводом» над подчеркнутым словом студентам придется поразмышлять, так как в этимологических словарях контекстного значения слова нет, но, выполняя словообразовательный анализ, они придут к выводу, что слово «подвод» образовано от слова «подвести» в значении «не оправдать ожиданий, надежд, причинив таким образом неприятность». (подвод-подвох)


 

Задания уровня С предполагают работу на списывание, осложненное списывание (вставить пропущенные буквы, подходящие по смыслу слова). Из предложенных в скобках слов студентам предлагается выбрать один вариант слова, объяснив при этом свой выбор (при проверке). Данная работа развивает «языковое чутье» студентов, воспитывает культуру речи. Первое задание этого уровня формирует умение работы студентов со словарями, обогащает словарный запас, развивает творческое мышление.

Выполнять исследовательскую работу (составить сборник, словарик)желательно в микрогруппах или парах, распределив работу: один отвечает за содержание, другой - за оформление; остальные виды работ выполняются индивидуально.
 

На выполнение заданий каждого уровня предположительно отводится по 20-30 минут (кроме исследовательских заданий уровня А и В).

Форма проверки заданий зависит от выбранного уровня и заданий. Устные можно прочитать выборочно вслух, письменные – проверить в тетрадях.

Также можно использовать взаимопроверку или самопроверку, разработав для этого определенные критерии. Так, например, критерии для словариков или сборников:

      1. Соблюдение алфавитного порядка

        Достаточная информативность, содержательность

        Грамотность как в выборе слов и словосочетаний, так и в оформлении

        Соответствие полученного результата заявленной форме: словарик или сборник (наличие пояснительной записки, страниц, списка использованной литературы)

        Эстетический вид

Каждый критерий оценивается в 1 балл.

Письменные работы для самопроверки даются в выполненном виде. Студенты подсчитывают ошибки (если есть) и сами себя оценивают. Без ошибок -«отлично»;1 -2 «хорошо» и т.д.


 

Домашнее задание к уроку русского языка «Малахитовая шкатулка» (по сказам П. П. Бажова) (Лексикография)

(1 курс на базе 9 классов Специальность «Начальное образование». Группа БК-101)

 

Уровень А

Напишите рассказ «Сколько человеку «золота» нужно» с использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов (в соответствии с идеей сказов П. Бажова). Слово " золото" в названии используется в значении "материальный достаток, роскошь, богатство.

Составьте иллюстрированный сборник народных выражений по сказам Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка- Поскакушка», «Живинка в деле». Выпишите предложения с ними.

Например: любо поглядеть, рада-радехонька, сказки сказывать, поперек горла стал и др.

 

Уровень В

Прочитайте текст. Выпишите антонимы. Укажите вид антонимов (языковые- контекстуальные, однокорневые- разнокорневые). Пользуясь этимологическим словарем, определите происхождение подчеркнутых слов.

Есть в наших краях маленькая голубенькая змейка. Ростом не больше четверти и до того легонькая, будто в ней никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не погнется. Змейка эта не ползает, как другие, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь её. Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево чёрная – пречёрная.

Одному увидеть голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. Поверху большими кусками лежит. Только оно тоже с подводом. Если лишку захватишь да хоть капельку сбросишь, все в простой камень повернется… Ну, а когда змейка двоим – троим либо целой артели покажется, тогда вовсе черная беда.

Составьте словарик фразеологизмов и устойчивых выражений со словом «дело» по сказам П. П. Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка- Поскакушка», «Живинка в деле».

 

Уровень С

Выпишите название профессий, указанных в сказе П. П. Бажова «Живинка в деле». Пользуясь Толковым словарём Ожегова, дайте им значение, подготовьте рисунки к ним.

Прочитайте, выберите подходящий по смыслу синоним, перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Вдруг из самой середины вынырнула (махонькая, низенькая)девч.ночка. Поглядела девч.нка веселыми глазками… и пошла (танцевать, плясать, вальсировать). Такую (громкую, звонкую, шумную) кошку не взять – дураком остат(ь)ся. Только к утру-то снег (большой, огромный, могучий) выпал. Если девч.ночка по родителям пойдет, (не жалобно, не горько, не тоскливо) с ней в избе будет. Хотела спать ложит.(ь)ся – вдруг по стенектопотокпрош.л… негромко, будто кто легонький да (стремительный, быстрый) прош.л.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.