Урок русского языка в 1 классе на тему «Звуки [б’] – [б], буква Б, б, звуки [п’] – [п], буква П, п»
Тема урока: звуки [б’] [б] буква Бб, звуки [п’] [п] буква Пп.
Цели:
Образовательная: познакомить со звуками [б’] [б] буквой Бб (бэ), звуками [п’] [п] буквой Пп (пэ).
Развивающая: развивать навыки звукового анализа, навыки чтения. Развитие речи, внимания.
Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, стремлению к учению.
Оборудование: букварь, презентация, схемы, лента букв.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, дети, садитесь. Сейчас у вас урок чтения и проведу его у вас я, зовут меня Татьяна Сергеевна.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
Проверка домашнего задания (если оно есть)
Актуализация знаний.
- Скажите на сколько групп делятся звуки? (схема выводится на экран или на доску)
/data/files/x1560865806.png (0x0)
- Какие гласные буквы обозначают мягкость предыдущего согласного?
- Какие гласные буквы обозначают твердость предыдущего согласного?
- Назовите парные согласные по звонкости-глухости?
- А какие не парные согласные по звонкости-глухости?
Выведение проблемы урока.
- Давайте поиграем с вами в игру «Превращение слов»
- Посмотрите, на доске у нас написано слово, давайте все вместе его прочитаем. (Все хором читают слово «Почка»)
- Правильно, это слово «почка».
- Какой звук мы слышим первым?
- Охарактеризуйте этот звук? Он звонкий или глухой? Мягкий или твердый?
- Правильно, звук [п] глухой и твердый.
- А теперь давайте заменим звук [п] звонким «братом», чтобы получилось другое слово.
- Правильно, у нас получилось слово «Бочка».
- Произнесите первые звуки этих слов.
- А какие у нас эти звуки?
- Правильно, звуки [б] [п] являются парными по звонкости-глухости.
- Эти звуки согласные или гласные?
Работа по теме.
- А какие же буквы соответствуют звукам [б] [п]? Поднимите карточки с этими буквами.
- Где чаще всего встречаются в словах?
- На что похожи эти буквы?
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- А нужно ли нам знакомиться с заглавными буквами?
- А для чего нам нужны заглавные буквы?
Закрепление.
Работа с учебником по характеристике звука и буквы.
- Посмотрите на картинку. Кто изображен на этой картинке? (Баран)
- А какой у нас баран? (Белый)
- Рассмотрите схемы и вопросы к ним, как вы считаете какие слова зашифрованы и почему?
- Сколько слогов в этих словах?
- Выделите новый звук в этих словах.
- Что общего между этими схемами?
- Придумайте предложение к этой картинке.
Чтение слогов и слов.
Чтение слов по рядам и по столбикам.
- Прочитайте первый ряд слов.
- Теперь прочитайте второй ряд слов.
- Давайте прочитайте первый, второй и третий столбики слов.
- Объясните значение слов.
- А сейчас давайте прочитаем слова чуть ниже. Сначала читаем по рядам, а затем по столбикам.
- Справа 4 слова, прочитайте их.
- Посмотрите как же изменяются эти слова? Какие буквы в них меняются?
Выделение нового звука из слов
- Сейчас я прочитаю вам предложение, вы должны внимательно слушать. А когда я прочитаю это предложение вы должны сказать в каких словах вы услышали новые звуки и где они находятся. (Белый баран пел и бил в барабан)
- Прочитайте слова, которые написаны ниже.
- Что означают эти слова? Знакомы ли они вам? Для чего нужны эти предметы?
Чтение для читающих.
- Прочитайте текст и подумайте , какое словосочетание или слово нам надо вставить.
- Итак, как вы считаете какое слово туда нужно вставить? Почему?
- В каких словах мы слышим новые звуки? Где они находятся?
Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Чтение слогов и слов.
- Прочитайте первый ряд слов.
- Прочитайте второй ряд слов.
- Как вы считаете, что нужно поменять, чтобы в каждом ряду была закономерность?
- А теперь прочитайте слова по столбикам.
- В каком столбике разные ударные слоги?
- Прочитайте предложение, которое находится под этими словами.
- Какое слово надо вставить в это предложение, чтобы оно подходило по смыслу?
- Почему вы так считаете?
- А что же означают другие слова?
Выделение нового звука из слов
- Прочитайте слова, которые написаны в столбик.
- Встречается ли в этих словах новые звуки? Где они встречаются?
- Чем похожи эти слова?
- Что означают эти слова?
- Прочитайте текст и посмотрите имеются ли на картинке предметы, которые есть в этом тексте.
Чтение для читающих.
- А сейчас у нас будет задание на смекалку. Вы готовы справиться с этим заданием?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, что же в нём не так.
- Какие слова нам надо поменять, чтобы стихотворение приобрело смысл?
- В каких словах вы услышали новые звуки? Где они находятся?
Итог урока. Рефлексия.
- С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
- Какой буквой обозначаются на письме?
- В чем особенности этих звуков?
- Где находятся в ленте букв?
- Что вы еще запомнили на нашем уроке?
Оценить свою работу на уроке.
- Оцените, свою работу на уроке. У каждого на столе лежат по 3 полоски, красная, зеленая, желтая.
Красная- у меня всё получилось, я доволен своей работой.
Зелёная- я хорошо работал на уроке, но можно ещё лучше.
Желтая- я не доволен своей работой на уроке, в следующий раз буду стараться больше отвечать.
- Поднимите, ту полосочку, насколько вы справились с сегодняшней работой на уроке.
Домашнее задание.
- Кто захочет, может дома родителям прочитать про звуки [б] [п] , чтобы родители тоже узнали много интересно про эти звуки и помочь в этом им можете только вы.
- На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо за работу, вы были очень активные. До свидания.