Домашнее задание «Сравнительный анализ "Письма Татьяны к Онегину" и "Письма Онегина к Татьяне"» (9 класс)
Пояснительная записка
Класс: 9
Тема урока: «Сравнительный анализ двух писем в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (развитие речи)
Цели: завершить анализ писем и сравнительную характеристику героев; подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
Уровень сложности: средний.
Предлагаемое на конкурс домашнее задание представляет собой тестовые задания в формате ОГЭ по русскому языку (2020), предполагающие комплексный анализ «Письма Онегина к Татьяне» и «Письма Татьяны к Онегину» и план сочинения-рассуждения по данным текстам.
Тестовые задания даны в двух вариантах. Вариант 1 - по письму Онегина - предлагается мальчикам, а вариант 2 – по письму Татьяны – девочкам. Задания максимально приближены к формату ОГЭ. Сочинение-рассуждение соответствует сочинению 9.1 в экзаменационной работе и предполагает размышления девятиклассников о красоте русского языка на примере языка Пушкина, развивает умение находить средства языковой выразительности речи и объяснять их роль в тексте.
Тестовые задания могут быть даны учителем как в печатном, так и в электронном виде. План работы над сочинением может быть представлен вниманию учеников в классе или также передан в электронном виде.
Объём домашнего задания достаточно большой, поэтому, в зависимости от расписания уроков и количества дней между ними, оно может быть разделено на две части: тестовую и сочинение.
Проверка также может осуществляться разными способами: индивидуально учителем, само- и взаимопроверка на уроке с объяснением учителем выявленных ошибочных ответов, что представляется более эффективным.
Данное задание может быть дано и как предварительная работа к уроку по данной теме.
Вариант 1
2. Выполните орфографический анализ слов
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово(слова), написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется две буквы НН». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) отсчита(н,нн)ые (дни) 2) соверше(н,нн)ый (человек) 3) обозначе(н,нн)ый (на карте)
4) краше(н,нн)ые (стены) 5) стекля(н,нн) ые (двери)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В чем причина того (1) что это событие (2)так сильно взбудоражило Россию(3) и отозвалось повсюду? В том(4) что погиб не только гениальный художник слова(5) но и виднейший выразитель передового общественного мнения(6) тот (7) кто был властителем дум(8) кто отражал настроения той части общества(9) которая была подавлена террористическим режимом(10) но продолжала мечтать(11) надеяться(12) ненавидя весь уклад николаевской монархии.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание « жаждою любви», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Выпишите грамматические основы предложений.
1)Боюсь: в мольбе моей смиренной | 2)И я лишен того: для вас |
Прочтите текст письма и выполните задания 6-9.
6. Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.Онегин не мог ответить на любовь Татьяны, потому что был другом Ленского.
2.Герой считает возлюбленную совершенством.
3.Татьяна была замужем, поэтому не могла ответить взаимностью Онегину.
4.Герою приходится притворяться холодным и спокойным.
5.Онегин думал, что покой может заменить счастье.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1.Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
2.Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.
3.Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я…
8. Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте и запишите антоним к слову ПОКОЙ.
Вариант 2
2. Выполните орфографический анализ слов
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово(а), написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Приставка ПРИ- обозначает приближение, присоединение». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
1) приусадебный (парк) 2) признание ( в любви) 3) примчаться (к обеду)
4) приникнуть (к изголовью) 5) приоткрыть (двери)
3. Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Она глубже Онегина(1) и (2) конечно(3) умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует(4) где и в чем правда(5) что и выразилось в финале поэмы. Может быть(6) Пушкин даже лучше бы сделал(7) если бы назвал свою поэму именем Татьяны(8) а не Онегина(9) ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип(10) а не отрицательный(11) это тип положительной красоты(12) это апофеоз русской женщины(13) и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «молча гибнуть», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Выпишите грамматические основы предложений.
1) Вообрази: я здесь одна, | 2) Вся жизнь моя была залогом |
Прочтите текст письма и выполните задания 6-9.
6. Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Татьяна не надеется на благородство Евгения.
2. Героиня просит возлюбленного бывать у них почаще.
3. Татьяна вспоминает в письме о тайном ночном свидании с Онегиным.
4. Героиня пишет о том, что всегда ждала появления Онегина.
5. Татьяна мечтает быть верной супругой и добродетельной матерью.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.
2.Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
3.Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
4.Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю…
8. Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте и выпишите синоним к слову УПРЁК.
Сочинение-рассуждение по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
План сочинения-рассуждения.
1.Тезис (утверждение, требующее доказательств). Вам необходимо объяснить смысл предложенного высказывания своими словами. Используйте выражения: «Не могу не согласиться со словами А.И.Куприна о том, что…», «Я понимаю слова А.И.Куприна так:…»
2.Первый аргумент (доказательство тезиса). Так как в тезисе используется высказывание о богатстве и выразительности русского языка, о мастерстве писателя, надо найти в тексте наиболее выразительные, по вашему мнению, предложения, процитировать их и объяснить, как они служат для раскрытия характера героя, передачи его чувств и мыслей. Укажите конкретное средство речевой выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора и т.д.)
3.Второй аргумент. Другой средство речевой выразительности или иное лингвистическое явление, которое необходимо назвать, процитировать и указать его роль в тексте.
4.Вывод. В результате вашего рассуждения вы должны прийти к логическому заключению, подтверждающему верность тезиса. Используйте выражения: «Таким образом, мы доказали…», «Мы пришли к выводу о том, что…»
Приложение 1
Ответы:
№ задания | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вариант 1 | 1 3 | 1456789 10 11 12 | любовною жаждою //любовной жаждой | 1)Боюсь и слышу; увидит взор 2)я лишён; тащусь; дорог день; дорог час; я трачу | 245 | 13 | волнение |
Вариант 2 | 34 | 2345678910111213 | гибнуть в молчании | 1)Вообрази; я одна; никто не понимает; рассудок изнемогает; гибнуть я должна 2)Жизнь была залогом; я знаю; ты послан; ты хранитель | 4 | 34 | укор |
Приложение 2
Александр Сергеевич Пушкин
«Письмо Онегина к Татьяне» (Вариант 1)
Предвижу всё: вас оскорбит Случайно вас когда-то встретя, Нет, поминутно видеть вас, | И я лишен того: для вас Боюсь: в мольбе моей смиренной Но так и быть: я сам себе |
Приложение 3
Александр Сергеевич Пушкин
«Письмо Татьяны к Онегину» (Вариант 2)
Я к вам пишу – чего же боле? Зачем вы посетили нас? Другой!.. Нет, никому на свете | Ты в сновиденьях мне являлся, Кончаю! Страшно перечесть… |
Селиванова Галина Геннадьевна