12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лисичкина Марина Геннадьевна92
6

Домашнее задание к уроку литературы в 9 классе по теме "Сравнительный анализ "Письма Татьяны к Онегину" и "Письма Онегина к Татьяне" ( по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Пояснительная записка


Класс: 9


Тема урока: «Сравнительный анализ двух писем в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (развитие речи)


Цели: завершить анализ писем и сравнительную характеристику героев; подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.


Уровень сложности: средний.


Предлагаемое на конкурс домашнее задание представляет собой тестовые задания в формате ОГЭ по русскому языку (2020), предполагающие комплексный анализ «Письма Онегина к Татьяне» и «Письма Татьяны к Онегину» и план сочинения-рассуждения по данным текстам.

Тестовые задания даны в двух вариантах. Вариант 1 - по письму Онегина - предлагается мальчикам, а вариант 2 – по письму Татьяны – девочкам. Задания максимально приближены к формату ОГЭ. Сочинение-рассуждение соответствует сочинению 9.1 в экзаменационной работе и предполагает размышления девятиклассников о красоте русского языка на примере языка Пушкина, развивает умение находить средства языковой выразительности речи и объяснять их роль в тексте.

Тестовые задания могут быть даны учителем как в печатном, так и в электронном виде. План работы над сочинением может быть представлен вниманию учеников в классе или также передан в электронном виде.

Объём домашнего задания достаточно большой, поэтому, в зависимости от расписания уроков и количества дней между ними, оно может быть разделено на две части: тестовую и сочинение.

Проверка также может осуществляться разными способами: индивидуально учителем, само- и взаимопроверка на уроке с объяснением учителем выявленных ошибочных ответов, что представляется более эффективным.

Данное задание может быть дано и как предварительная работа к уроку по данной теме.



Вариант 1        

2. Выполните орфографический анализ слов

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово(слова), написание которого иллюстрирует правило орфографии: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется две буквы НН». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1)     отсчита(н,нн)ые (дни) 2) соверше(н,нн)ый (человек) 3) обозначе(н,нн)ый (на карте)

4)     краше(н,нн)ые (стены) 5)  стекля(н,нн) ые (двери)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В чем причина того (1) что это событие (2)так сильно взбудоражило Россию(3) и отозвалось повсюду? В том(4) что погиб не только гениальный художник слова(5) но и виднейший выразитель передового общественного мнения(6) тот (7) кто был властителем дум(8) кто отражал настроения той части общества(9) которая была подавлена террористическим режимом(10) но продолжала мечтать(11) надеяться(12) ненавидя весь уклад николаевской монархии.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание « жаждою любви», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью со­гласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Выпишите грамматические основы предложений.

1)Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.

2)И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.


Прочтите текст письма и выполните задания 6-9.

6. Проанализируйте содержание текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Ука­жите номера ответов.

1.Онегин не мог ответить на любовь Татьяны, потому что был другом Ленского.

2.Герой считает возлюбленную совершенством.

3.Татьяна была замужем, поэтому не могла ответить взаимностью Онегину.

4.Герою приходится притворяться холодным и спокойным.

5.Онегин думал, что покой может заменить счастье.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительно­сти речи является метафора.

1.Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел.

2.Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.

3.Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я…

8. Выполните лексический анализ слова.

Найдите в тексте и запишите антоним к слову ПОКОЙ.




Вариант 2        

2. Выполните орфографический анализ слов

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово(а), написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Приставка ПРИ- обозначает приближение, присоединение». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1)     приусадебный (парк) 2) признание ( в любви) 3)  примчаться (к обеду)

4)     приникнуть (к изголовью) 5)  приоткрыть (двери)

3. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Она глубже Онегина(1) и (2) конечно(3) умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует(4) где и в чем правда(5) что и выразилось в финале поэмы. Может быть(6) Пушкин даже лучше бы сделал(7) если бы назвал свою поэму именем Татьяны(8) а не Онегина(9) ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип(10) а не отрицательный(11) это тип положительной красоты(12) это апофеоз русской женщины(13) и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным.

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «молча гибнуть», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Выпишите грамматические основы предложений.

1) Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.

2) Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…


Прочтите текст письма и выполните задания 6-9.

6. Проанализируйте содержание текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Ука­жите номера ответов.

1. Татьяна не надеется на благородство Евгения.

2. Героиня просит возлюбленного бывать у них почаще.

3. Татьяна вспоминает в письме о тайном ночном свидании с Онегиным.

4. Героиня пишет о том, что всегда ждала появления Онегина.

5. Татьяна мечтает быть верной супругой и добродетельной матерью.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительно­сти речи является фразеологизм.

1.Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня.

2.Но, говорят, вы нелюдим; В глуши, в деревне всё вам скучно, А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

3.Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.

4.Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью, Твоей защиты умоляю…

8. Выполните лексический анализ слова.

Найдите в тексте и выпишите синоним к слову УПРЁК.


Сочинение-рассуждение по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.



План сочинения-рассуждения.

1.Тезис (утверждение, требующее доказательств). Вам необходимо объяснить смысл предложенного высказывания своими словами. Используйте выражения: «Не могу не согласиться со словами А.И.Куприна о том, что…», «Я понимаю слова А.И.Куприна так:…»


2.Первый аргумент (доказательство тезиса). Так как в тезисе используется высказывание о богатстве и выразительности русского языка, о мастерстве писателя, надо найти в тексте наиболее выразительные, по вашему мнению, предложения, процитировать их и объяснить, как они служат для раскрытия характера героя, передачи его чувств и мыслей. Укажите конкретное средство речевой выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора и т.д.)


3.Второй аргумент. Другой средство речевой выразительности или иное лингвистическое явление, которое необходимо назвать, процитировать и указать его роль в тексте.


4.Вывод. В результате вашего рассуждения вы должны прийти к логическому заключению, подтверждающему верность тезиса. Используйте выражения: «Таким образом, мы доказали…», «Мы пришли к выводу о том, что…»



Приложение 1

Ответы:

задания

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 1

1 3

1456789 10 11 12

любовною жаждою //любовной жаждой

1)Боюсь и слышу; увидит взор

2)я лишён; тащусь; дорог день; дорог час; я трачу

245

13

волнение

Вариант 2

34

2345678910111213

гибнуть в молчании

1)Вообрази; я одна; никто не понимает; рассудок изнемогает; гибнуть я должна

2)Жизнь была залогом; я знаю; ты послан; ты хранитель

4

34

укор

Приложение 2

Александр Сергеевич Пушкин

«Письмо Онегина к Татьяне» (Вариант 1)

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!


Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!


Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!



И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…


Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной —
И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени,
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Всё, всё, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..


Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.



Приложение 3


Александр Сергеевич Пушкин

«Письмо Татьяны к Онегину» (Вариант 2)


Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.


Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.


Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…


Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!


Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 07.01.24 в 19:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо,Марина Геннадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.