Домашнее задание по теме «Литература II половины XX века. Экологическая проблематика в повести А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине"» (11 класс)
Домашнее задание по теме «Литература II половины XX века. Экологическая проблематика в повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» (11 класс)
… в процессе развития ребенок начинает применять
по отношению к себе те самые формы поведения,
которые первоначально другие применяли
по отношению к нему.
Л.С. Выготский
Домашнее задание по литературе чаще всего выглядит как стандартное, потому что обычно начинается глаголом «Прочитать…» Однако сделать работу дома необычной, занимательной и посильной каждому ученику можно, если «спрятать» этот императив в формулировку, начинающуюся словами «выяснить», «доказать», «разработать», «придумать», «опровергнуть», «исправить». Такого рода инструкции предполагают выявление позиции ученика по проблеме, вынесенной в тему урока, и автоматически – знание текста произведения.
Нестандартных заданий по литературе предлагается много, а в качестве признаков нестандартности выделяются продуктивная, творческая деятельность, необычные формы работы, активное воспроизведение знаний в незнакомых условиях (см. https://pandia.ru/text/78/269/67517.php).
Домашнее задание может выполнять разные функции: традиционные (приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков), инновационные, в соответствии с ФГОС: «овладение способами учебной деятельности; формирование информационной культуры; развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности» (см. Котовская О.И. Цели домашнего задания (требования ФГОС) http://taitschool.uoura.ru/index.php).
Идеальное домашнее задание интегрирует все цели и может быть предложено в форме подготовки к дебатам.
Дебаты – современная образовательная технология (см. https://infopedia.su/9x4314.html). Подготовка к модифицированным дебатам –оптимальный способ организации выполнения домашнего задания, потому что позволяет
- сократить регламент выступлений,
- увеличить число игроков в командах,
- допустить вопросы из аудитории,
- создать группу экспертов, которая осуществит функции судейства и подведет итог игры, анализируя выступления спикеров.
Такая форма предполагает выбор деятельности (учащиеся самостоятельно определяют для себя уровень сложности работы); она ориентирована на учащихся с различной учебной мотивацией по предмету «Литература»: домашнее задание будет интересно тем, кто с особым интересом изучает гуманитарные, или естественнонаучные, или технические дисциплины.
В начале урока (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) по произведению братьев Стругацких «Пикник на обочине», которое, как и фильм А. Тарковского «Сталкер», вызывает повышенный интерес современных молодых людей, логично предложить домашнее задание, которое не только мотивирует к активной познавательной деятельности в классе и дома, но и предопределяет нестандартную форму следующего урока.
Цели домашнего задания:
обучающая: актуализация и углубление знаний по теме «Экологическая проблематика в повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине»;
развивающая: мотивация познавательной деятельности, развитие творческих способностей и аналитических навыков учащихся;
воспитательная: воспитание ответственности, самостоятельности, учащихся, активной жизненной позиции.
Основной вопрос, поставленный на уроке, посвященном экологической проблематике в произведении об инопланетном посещении Земли, выражен в размышлениях одного из героев Ричарда Нунана: «Чем это кончится для человечества?»
Домашнее задание по теме «Встреча с инопланетной цивилизацией кончится для человечества глобальной экологической катастрофой» предполагает две позиции: утверждающая сторона будет доказывать предложенный тезис, отрицающая сторона будет его опровергать, переформулировав следующим образом: «Встреча с инопланетной цивилизацией кончится для человечества «счастьем для всех». Эта формулировка логично вытекает из анализа повести на уроке, потому что именно этой молитвой главного героя заканчивается текст: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» Учащиеся должны, опираясь на свое понимание идейного содержания повести «Пикник на обочине», выразить согласие с одной из позиций, подготовить ответ в соответствии с выбранным уровнем сложности работы.
Домашнее задание объясняется не только в начале урока. В Электронном дневнике учитель размещает инструкцию и способы оценки (самооценка, оценка «экспертов», оценка учителя – по выбору учащегося). Степень самостоятельности в домашней работе определяется каждым учеником. Консультации учителя, одноклассников осуществляются через почту или на форуме в ЭД.
Предлагая такое домашнее задание, учитель работает в зоне ближайшего развития ученика, т.е. процесс обучения, не исключая самостоятельности одиннадцатиклассника, строится на том, чтобы опережать его развитие: уже имеющиеся достижения помогут формированию новых умений.
Инструкция по выполнению домашнего задания |
Оценивание домашнего задания |
Уровень сложности минимальный (время выполнения – 30 минут) |
|
«Консультант» присоединяется к одной из позиций, готовит письменное доказательство тезиса: приводит эпизод из текста повести и его интерпретацию. Способ оформления: - работа может быть черновиком, если материал прозвучит в устном выступлении на уроке во время дебатов, - текст может быть аккуратно написан или напечатан, если ученик хочет, чтобы его домашнее задание проверил учитель или одноклассник. * Может случиться так, что никто не выберет минимальный уровень сложности: все захотят быть спикерами, или «экспертами», или задавать вопросы оппонентам. В этом случае можно дать время на обсуждение спикерам, чтобы они выбрали 4-5 лучших. По выступлениям лучших во время дебатов оценить и остальных или предложить сдать письменную работу. |
Отметка «5»: приведенный из текста произведения эпизод (самостоятельно найденный учащимся) и его оригинальная интерпретация доказывают выбранную позицию. Композиция рассуждения выдержана. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности (особенно грубыми считаются орфоэпические ошибки, употребление просторечной и жаргонной лексики, ошибки в управлении). Отметка «4»: приведенный из текста произведения эпизод (может быть из числа рассмотренных на уроке) и его интерпретация доказывают выбранную позицию. Композиция рассуждения выдержана. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «3»: приведенный из текста произведения эпизод (может быть из числа рассмотренных на уроке) и его интерпретация доказывают выбранную позицию. Есть нарушения в композиции рассуждения. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «2»: приведенный из текста произведения эпизод и его интерпретация не доказывают выбранную позицию, или работа не выполнена. |
Уровень сложности средний (время выполнения – 50 минут) |
|
Спикер присоединяется к одной из позиций, дает определение основным понятиям в тезисе, готовит письменное доказательство тезиса: приводит эпизод из текста повести и его интерпретацию. Способ оформления: - работа может быть черновиком, если материал прозвучит в устном выступлении на уроке во время дебатов, - текст может быть аккуратно написан или напечатан, если ученик хочет, чтобы его домашнее задание проверил учитель или одноклассник. |
Отметка «5»: определения корректны, приведенный из текста произведения эпизод (самостоятельно найденный учащимся) и его оригинальная интерпретация доказывают выбранную позицию. Композиция рассуждения выдержана. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «4»: определения корректны, приведенный из текста произведения эпизод (может быть из числа рассмотренных на уроке) и его интерпретация доказывают выбранную позицию. Композиция рассуждения выдержана. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «3»: определения не корректны, приведенный из текста произведения эпизод (может быть из числа рассмотренных на уроке) и его интерпретация доказывают выбранную позицию. Есть нарушения в композиции рассуждения. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «2»: определения не корректны, приведенный из текста произведения эпизод и его интерпретация не доказывают выбранную позицию, или работа не выполнена. |
Эксперт разрабатывает протокол (письменно) оценки выступлений спикеров на дебатах, прогнозируя логику выступления каждой стороны (устно). В качестве члена жюри оценивает игру. Комментирует речи спикеров в конце дебатов в устном выступлении или в письменном виде (если ученик хочет, чтобы его работу: протокол, выставленные баллы и комментарий игры – проверил учитель или одноклассник). |
Отметка «5»: правила оценки дебатов изучены по различным источникам, протокол разработан в соответствии с правилами дебатов, баллы во время игры проставлены аргументированно, дан комментарий игры. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «4»: правила оценки дебатов изучены по различным источникам, протокол разработан в соответствии с правилами дебатов, но баллы во время игры проставлены недостаточно аргументированно или не дан комментарий игры. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «3»: правила оценки дебатов изучены по различным источникам, протокол разработан в соответствии с правилами дебатов, баллы во время игры проставлены не аргументированно, не дан комментарий игры. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «2»: правила оценки дебатов не изучены, протокол не соответствует правилам дебатов, или работа не выполнена. |
Уровень сложности максимальный (время выполнения – 60 минут) |
|
Учащийся выбирает одну из предложенных позиций, продумывает возможные варианты аргументации, которые предложит противоположная сторона (устно), и составляет блок вопросов к оппонентам (письменно). |
Отметка «5»: не менее 5 вопросов к оппонентам составлены логично, не являются замаскированными под вопрос утверждениями, направлены на уточнение и выявление позиции противоположной стороны. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «4»: не менее 5 вопросов к оппонентам составлены логично, но 1-2 из них являются замаскированными под вопрос утверждениями, а значит, не направлены на уточнение и выявление позиции противоположной стороны. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «3»: не менее 5 вопросов к оппонентам составлены логично, но 3-4 из них являются замаскированными под вопрос утверждениями, а значит, не направлены на уточнение и выявление позиции противоположной стороны. Учащийся соблюдает основные нормы речевой грамотности. Отметка «2»: составлено менее 3 вопросов к оппонентам, или все 5 вопросов являются замаскированными под вопрос утверждениями, а значит, не направлены на уточнение и выявление позиции противоположной стороны, или работа не выполнена. |
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
1) выявлять в художественном тексте образы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
2) учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
3) анализировать художественное произведение с учетом жанрово-родовой специфики; осознавать художественную картину жизни, созданную в произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
1) получать необходимую информацию из словарей разных типов, ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
2) анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; выбирать успешные стратегии в заданной ситуации;
3) представлять собственные тексты в различных видах;
4) уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
1) самостоятельно определять цели деятельности, прогнозировать ее результат;
2) мобилизовать силы и энергию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;
3) самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
1) продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
4) с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями коммуникации, с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
1) занимать гражданскую позицию; испытывать чувство ответственности перед человечеством;
2) осознавать своё место, проявлять толерантность в поликультурном мире;
3) проявлять готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
4) понимать влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
5) оценивать свою учебную деятельность по результатам работы.
Каждый ученик, выполняющий предложенный вид домашнего задания, – «сталкер», потому что становится исследователем судьбы планеты, человечества, своей судьбы.
7