Домашние задания: быть или не быть?
Домашние задания: быть или не быть? Автор : Драчёв Матвей, ученик 2 «Б» класса МОБУ СОШ №3 Руководитель: Скирюха Л.Ш., учитель начальных классов Муниципальное образовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 городского округа город Якутск"
Предмет исследования: Необходимость домашнего задания в развитии школьника Цель: - собрать информацию о домашнем задании, об её целях, задачах и необходимости, Для достижения целей были выполнены следующие задачи: - проведен анализ противоположных взглядов необходимости домашнего задания; - проведен опрос среди учителей и учеников школы насколько эффективны домашние задания
Домашние задания в обучении известны с 16 века, а обязательным компонентом учебной работы они становятся в 1786 году. Тогда наряду с положительными моментами использования домашних заданий возникали и негативные моменты. Обучение превращалось в механическое выучивание учебника наизусть, бессмысленную зубрежку текстов, вызывающую перегрузку учащихся.
Немного истории… Первые домашние задания появились в 16 веке с появлением доступности источников информации. Уже к концу 19 века домашние задания становятся предметом педагогических дискуссий, начинают обсуждаться вопросы, касающиеся определения целей домашних заданий, их функций и объема. После 1917 года домашние задания отменяются. С начала 30-ых годов домашние задания уже сводились к зубрежке, ученик должен был только воспроизводить знания. С 60-ых годов 20 века домашние задания стали рассматриваться как средство подготовки к самообразования, к развитию самостоятельности , творчества.
Быть или не быть? «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями». Н.Г. Чернышевский. ЗА
«Ни один день юношество не должно заниматься более шести часов, и притом только в классе; на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям и домашним услугам». Я. А. Коменский ПРОТИВ
Домашние задания и их объем – предмет жарких дискуссий и в настоящее время. Домашние задания и их объем – предмет жарких дискуссий и в настоящее время. Немного статистики: В школах Японии нет домашней работы только у начальных классов. В Израиле ничего не задают на дом, ученикам с первого по шестой класс. В Канаде и Финляндии считают, что домашняя работа - не так обязательна и поэтому, задают ее там очень редко. В Испании же вообще отказались от домашних заданий. Так же сделали и в Италии.
Интересный факт Интересный факт В США долгое время к домашним заданиям относились как к обузе. Реформа образования неожиданно произошла только тогда, когда в СССР в 1957 году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли. Сейчас объем заданий для американских школьников продолжает расти. Сегодня, согласно исследованию университета штата Мичиган, американские школьники 6-9 лет делают домашние задания в среднем 2,5 часа.
Из социальных опросов детей и взрослых… - Как Вы относились к домашнему заданию в школе? - Как к чему-то неизбежному - что ни говори, а делать все равно придется... Тоска, особенно в воскресенье ! Это очень полезно, особенно когда на уроках не все успеваешь! Терпеть не могу, иногда даже игнорирую… Никак. Сажусь за стол и выполняю… - С большой ответственностью! Честно, честно! - Не понимаю для кого задают домашнее задание, по-моему, для родителей... - Снисходительно!
Домашнее задание = высокая успеваемость
Сколько? В пункте 10.30 раздела 10 СанПиН 2.4.2821 сказано: объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): - во 2-3-х классах - 1,5 часа; - в 4-5-х классах - 2 часа; - в 6-8-х - 2,5 часа; - в 9-11-х классах - 3,5 часа. Новые нормы СанПиН для школьников:
Для чего? Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.
Учебная самостоятельность включает: Способность к обнаружению учебной задачи Умение сделать выбор Способность планировать Способность обобщать Творческую направленность Познавательную активность Развитие речевых умений Самоконтроль
Цели домашних заданий Усвоение фактического материала. Усвоение знаний в системе. Формирование обобщения. Применение знаний. Контроль знаний учащихся.
Когда? В начале урока В конце урока В середине урока
Как? Виды домашней работы: индивидуальная; групповая; творческая; дифференцированная; одна на весь класс; составление для соседа по парте.
Домашние задания должны: 1. Развивать определенные качества личности: любознательность, интерес к учебе, творческие способности и др.; 2. Составлять 1/3 части классной работы; 3. Быть разнообразны и конкретизированы; 4. Записаны в дневник; 5. Быть проверены и оценены.
Что за наказание домашнее заданье! Я учу ведь целый день Мне не скучно, мне не лень! Телевизор я смотрю, сочинение пишу. Новости смотреть не забываю И задачки все решаю. Очень сильно я устал. Все писал, читал, решал. Переделал много дел, А решить все не успел Ну что за наказанье Домашнее задание!
За и против домашних заданий Преимущество домашних заданий Близкая работа ученика и учителя: в случае, когда учитель и ученик обсуждают выполненное задание (делают работу над ошибками) можно выявить пробелы в знаниях. Домашняя работа может объединить семью, так как ученики, особенно младших классов, зачастую просят помощи с заданиями у родителей или братьев и сестер. Контролируя выполнение ДЗ, родители могут самостоятельно убедиться, в каком предмете их ребенок одарен или, же наоборот имеет проблемы. Подготавливает учеников к итоговому тесту. И в случае неудовлетворительного промежуточного результата, ученики уже самостоятельно будут способны изучить тот материал самостоятельно.
Потенциальный вред от домашнего задания Потенциальный вред от домашнего задания 1. Детям необходимо время на «перезагрузку», отдохнуть от учебного процесса. Напряжение и незавершенное дело может пагубно влиять на психологическое здоровье ребенка. 2. Сокращение времени пребывания со своей семьей. 3. Конфликт между детьми и родителями. В тот момент, когда родители требуют от ребенка выполнения домашнего задания они могут встретить сопротивление со стороны ребенка, который не желает выполнять все нескончаемые задания.
Практическая часть. Анкетирование одноклассников Опрошено 28 учеников Сколько времени ты тратишь на выполнение ДЗ Менее 1 часа – 5 человек. 1-2 часа - 13 человек 2ч.-2.30 – 8 2.30 -3час – 2 Более 3 ч. – 0 2. Обращаешься ли ты за помощью к родителям при выполнении ДЗ? Нет, выполняю самостоятельно – 7 человек. Ингда - 15 человек Часто – 6 3. Кто помогает тебе в выполнении ДЗ? Мама, папа, бабушка, дедушка – 19 человек. Друг, одноклассники - 2 человек Никто – 7
4. Проверяют ли у тебя родители выполнение ДЗ? Да, проверяют – 26 человек. Нет, не проверяют - 2 человека 5. Назови причины, по которым ты не выполняешь ДЗ? Забываю выполнить – 10 человек. Забываю записать в дневник - 3 человек Не успеваю – 3 Не хочу -0 Нехватка времени- 3 человека Лень- 3 человека Большой обьем-1 человек Неинтересно-1 человек Не понимаю-4 человека 6. Всегда ли ты понимаешь , как надо выполнять ДЗ? ДА -19 человек НЕТ – 9 человек В основном, дети понимают, как выполнять домашнее задание!!!
7.Бывают ли случаи, когда ты списываешь задание перед уроком у своих товарищей? 7.Бывают ли случаи, когда ты списываешь задание перед уроком у своих товарищей? ДА- 2 человека НЕТ- 18 человек ИНОГДА – 8 человек Большинство детей делают сами ДЗ! 8. Какие домашние задания тебе нравятся? МАТЕМАТИКА -16 человек Литературное чтение- 9 человек Русский язык- 1 человек ИЗО – 1 человек Другие предметы дети не указали, больше всего нравится математика:) ДА -18 человек НЕТ- 1 человек НЕ ЗНАЮ- 9 человек Большинство детей проголосовало против ДЗ! При этом у 9 человек нет определённого желания. 9. Ты хотел бы , чтобы тебе не задавали ДЗ?
Вывод: ученикам нравится домашняя работа. В основном по предмету математика, но в то же время 18 человек из 28 не хотят чтобы задавали ДЗ. Некоторые советы учителям ! отводить на объяснение не менее 1-2 минут от урока; осуществлять инструктаж по его выполнению; предупреждать учащихся о возможных затруднениях; осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; проверять наличие записей домашнего задания в дневниках; давать задания на дом, подобные классным; продумывать оптимальный объем; учитывать нормы продолжительности домашней подготовки домашнего задания; проверять систематически домашнюю работу учащихся.
Все сколько-нибудь ценное, чему можно научиться, приобретается путем самообразования… Чарлз Дарвин.
Выводы Домашнее задание формирует навык самостоятельной работы над материалом, умение самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы, самостоятельно мыслить, а не просто повторять что-то, списывая с доски в классе, планировать свое время. Сегодня в мире ежедневно появляется много нового - технологический бум, обмен информацией в глобальном масштабе. Успешными в будущем станут те дети, которые самостоятельно способны работать с информацией, выбирать из всего потока ценное и интересное для себя, расставлять приоритеты.