Статья «Творческая личность. Быть или не быть?» (5 класс)
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
«Один человек решил давать своему доберману рыбий жир: ему сказали, что это очень полезно для собаки. Каждый день он зажимал между колен голову вырывающегося пса, насильно раскрывал ему челюсти и проталкивал жир в глотку.
Однажды пёс вырвался и разлил жир по полу. Затем, к великому удивлению хозяина, он вернулся и стал вылизывать лужу. Оказалось, что он противился не самому рыбьему жиру, а способу, каким этот жир ему вливали».[7,16]
Какой метод обучения выбирать, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний? Как в условиях сплошного тестирования и мониторинговых обследований «сохранить живую душу» предмета и самого ученика? Имеем ли мы право лишать ребёнка «радости открытия»? [6, 6] Не потеряет ли он способность к творчеству?
Над этими вопросами хоть раз задумывался каждый педагог. Проблема воспитания творчески активной, самостоятельно мыслящей личности, по нашему мнению, остаётся очень важной.
Развитие интеллектуальных и креативных способностей учащихся, формирование навыков самообразования является одной из целей филологического образования в школе. Личность ученика должна самореализоваться, и задача учителя - помочь ему в этом.
Но полноценная творческая деятельность возможна только на основе широких знаний. Таким образом, важнейшим моментом обучения становится самостоятельное овладение учащимся новыми знаниями, организуемое и руководимое учителем. При этом педагог не только учит, то есть передаёт знания, а помогает учиться и развиваться, является «не источником информации, а организатором мыследеятельности».[5,38]
Чтобы для наших учеников «необходимость мыслить» не являлась «наказанием» (по словам Г. Форда), необходимо использовать в своей деятельности активные формы и методы обучения, с помощью которых каждый из учащихся смог бы реализовывать свои знания и умения, творческие способности.
В условиях профильной школы решить эту задачу, возможно, легче, чем в любой другой. Учащиеся сознательно выбирают профиль «филология», значит, их выбор подкреплён интересом , мотивирован возможным выбором профессии. Педагогу с такими детьми работать интереснее, он и сам получает возможность совершенствовать свои педагогические навыки, расширять и углублять знания, развивать своё творческий потенциал. Ибо, как сказано в одной философской зарисовке: «Дети- наши зеркала» [7,33] Если ученик обучается и воспитывается в атмосфере совместной творческой деятельности, он будет «отражать» её, развиваться, а если сам педагог не обладает способностью к креативу, то тогда и ребёнку просто нечего будет «отражать».
Совместная деятельность учителя и учеников воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты, учит тому, как надо учиться. Именно мыслительная деятельность должна являться основной составляющей урока.
В связи с этим важно обучать наших воспитанников «строгой доказательности суждений и умозаключений, обуславливающих развивающий характер учебного процесса». [4, 63]
В этом отношении, нам кажется, очень полезным является введение в урок литературы сначала элемента диспута, а в старшей школе и целых уроков, построенных в форме дебатов. Называть, впрочем, можно по-разному, но суть остаётся одна: необходимо учить ребёнка строить грамотное монологическое высказывание, обучать культуре полемики, давать возможность совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Мы думаем, не нужно доказывать, что коммуникативная компетентность учащихся является одной из самых важных: она может помочь будущему выпускнику адоптироваться в выбранной им профессии.
Конечно, данная форма урока требует определённых читательских умений, серьёзного знания предмета спора.
Диспут – всегда импровизация, требующая от преподавателя острой реакции. Умения быстро найти нужное решение. При этом важно не навязывать ученикам собственное мнение, уважая мнения других.
Ученик опирается на своё непосредственное читательское восприятие текста, обсуждаемые вопросы требуют от него самостоятельности, мыслительной активности.
Такие уроки требуют особой подготовки. При этом совершенствуются навыки учащихся по работе с дополнительной литературой, умения составлять тезисы, грамотно и целесообразно употреблять цитаты.
В процессе подготовки, возможно, какие-то вопросы вызывают у учеников некоторое интеллектуальное затруднение, но тем активнее их поисковая деятельность и ценнее полученный результат. Очень важен при этом познавательный интерес учащегося к данной проблеме, его эмоциональный настрой. Не менее важным является и уровень межличностных отношений в коллективе: высказывающий своё мнение должен быть уверен, что его выслушают, с уважением отнесутся к его словам.
Приведём некоторые правила для участника спора.
Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума, обдумай главное, что хочешь сказать.
Говори просто, ясно, логично.
Говори то, в чём убеждён, не утверждай того, в чём не разобрался сам.
Не согласен – возражай, возражаешь – доказывай.
Не повышай тона, будь корректен: не искажай мыслей того, с чьим мнением не согласен.
Не повторяй того, что до тебя уже было сказано.
Помни: твоё мнение не обязательно самое важное и самое правильное. Уважай того, с кем споришь, постарайся не обидеть одноклассника, помни, что ты человек воспитанный.
Предлагаем вашему вниманию вопросы к заключительным урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
«Общество готовит преступление, преступник его совершает», - считал английский историк Бакла (1821-1862). Согласны ли вы с ним?
«Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец». Это высказывание принадлежит Л. Н. Толстому. А как считаете вы?
Какое отношение, по вашему мнению, имеют эти высказывания к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Каковы исторические причины возникновения «теории» Раскольникова? Одинок ли он в своей теории?
«Нет малой кражи, нет малого воровства – есть просто воровство и просто кража». Как это высказывание Д. С. Лихачёва нашло отражение в позиции Ф. М. Достоевского?
Пути «выхода» Раскольникова. Как вы понимаете выражение Порфирия Петровича: «Станьте солнцем, и вас заменят»?
Кто есть Раскольников, по-вашему, «недочеловек», «сверхчеловек» или кто-то другой?
Какие уроки может извлечь современный читатель из романа «Преступление и наказание»?
В подготовке к данным урокам ребятам помогают знания, полученные на уроках истории и обществознания .
Совместная деятельность филологов и историков приносит заметные результаты. Учащиеся умеют связывать исторические и литературные факты, учатся понимать литературное произведение в контексте исторических событий.
Овладение навыками ведения дискуссии помогает молодому гражданину отстаивать свою позицию, формировать независимое мнение и в результате утвердиться в обществе как самодостаточная личность.
«Формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества» [1, 32] – является главной задачей уроков-семинаров, без которых невозможна работа в старших классах. Эта форма урока создаёт возможности для реализации способностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества, а также активизирует мышление учащихся, помогает созданию атмосферы творческого общения.
Участвуя в семинарских занятиях спецкурса по литературе, старшеклассники используют весь свой творческий потенциал. Так, например, на занятиях, посвящённых литературе о Великой Отечественной войне, а также на семинаре «Любовные мотивы в творчестве поэтов ХХ века» звучат песни, стихи, в том числе и сочинённые самими учащимися. Авторы песен и стихов, активные участники таких семинаров выбирают для дальнейшего обучения филологические факультеты вузов. Мы думаем, что выбор ими в своё время спецкурсов гуманитарного цикла во многом помог в определении будущей профессии.
С целью расширения образовательного пространства гимназистов, углубления их знаний об устном народном творчестве и его связи с русской литературой, проводим семинары «Русская народная сказочная традиция в сказке В. И. Даля «Сказка об Иване Молодом Сержанте Удалой голове, без роду, без племени, спроста без прозвища», «Фольклорные жанры в творчестве пермского писателя Л. И. Кузьмина».
Подготовка к семинарам ведётся по группам, каждая из которых получает задания на карточках. Приведём примеры таких заданий ( по сказке В. И. Даля).
1 группа.
Найдите в сказке черты волшебной сказки и сказки бытовой. Как мы определим жанр данной сказки?
2 группа.
Проанализируйте композицию сказки. Соблюдает ли автор в построении своего произведения народную сказочную традицию?
3 группа.
Проанализируйте сюжетные элементы сказки: сказочное пространство, сказочное время, сказочный конфликт.
4 группа.
Герои сказки. Как отражается народная сказочная традиция в изображении положительных и отрицательных героев сказки?
5 группа.
Проанализируйте языковые средства сказки (использование традиционных «срединных формул», пословиц и поговорок; другие языковые средства сказки)
В 10 классе, изучая пьесу А. Н. Островского «Гроза», учащиеся «выводят» законы, по которым живёт большинство обывателей города Калинова:
Не обманешь – не проживёшь.
Всё покупается, всё продаётся. Деньги решают всё.
Человек человеку волк.
До моей семьи тебе дела нет. Мой дом – моя крепость.
Страх–всему голова.
Это задание позволяет понять, каким видят старшеклассники «тёмное царство». Опираясь на составленные законы, они рассказывают о жизни города Калинова, его жителях, нравах, царящих в обществе.
Творческая личность не формируется сама по себе. Работу над её формированием нужно начинать чем раньше, тем лучше. Очень важно развивать воображение детей, воспитывать у них любовь к прекрасному.
Можем предложить некоторые варианты заданий, используемых нами с целью развития креативных способностей учащихся в средней школе, например в 5 классе.
Ограничимся темой «Устное народное творчество».
Разнообразны могут быть задания при изучении загадок. Загадки учат детей неожиданности сопоставления, нестандартности мышления. Знание загадок не только развивает память, но и «воспитывает эстетическое чувство, подготавливает к восприятию классической литературы»[3,158]
Найдите загадки, связанные с внешностью человека. Попробуйте составить портрет человека с помощью загадок.
У одной из групп получится вот такой портрет:
Горошек умён
Семь дырочек в нём.(Голова)
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают.(Волосы)
Под мостком, мостком
Две бадеечки с медком.(Брови, глаза)
Две печки- одно полотенце.(Нос)
В тёмном подвале
Лежит мокрый телёнок,
Всё время ворочается, а встать не может.
(Рот, язык)
Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся представляют сказки. Приведём несколько примеров заданий по этой теме.
Ученики пятых классов с удовольствием составляют и оформляют Словарик сказочных существ, составляют коллекцию волшебных предметом.
Особенно интересными бывают путешествия по Волшебным странам, придуманным ребятами (рисуют карту, составляют рассказ).
Были мы приглашены в гости в страну Наоборотку, Циферландию, Цветочную, Кондитерскую, Шахматную и в другие.
При изучении былин ученики составляют своеобразный «Кодекс былинного богатыря»
Сегодня, в век «компьютерного рабства», учителей-филологов особенно волнует отчуждение молодёжи от многих художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению. Поэтому работа по развитию у учащихся познавательной активности, воображения, образного мышления, грамотной связанной речи является чрезвычайно нужной. И на вопрос «Быть или не быть творческой личности?» - Мы отвечаем: «Конечно, БЫТЬ!»
Литература:
Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары в старших классах/
Сост. Р. И. Альбеткова. –М.,1991.
Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании// Педагогические технологии, №1, 1997.
Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова.- М., 1992.
Махмутов М. И. Современный урок. – М., 1985.
МееровичМ. И. , Шрагина Л. И. Педагогика творчества: возможности ТРИЗ как образовательной технологии// Педагогические технологии, №1, 1997.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.
Энтони де Мелло Когда Бог смеётся: Сборник рассказов –медитаций.- М., 2004.