Выход из изоляции или как не просто быть родителем
Ещё недавно, живя в идеалистических представлениях о неисчерпаемой силе психологии, её закономерностях и правилах, я думала, как и большинство молодых специалистов, что развитие ребёнка подвержено простом принципу детерминизма, например, если родитель откажется от физического наказания и будет чаще хвалить ребёнка, то тот в свою очередь непременно вырастет гармоничной, здоровой личностью, вплоть до "гладкого" прохождения пубертата.
На практике всё оказалось гораздо сложнее. Чем дольше работаешь в помогающей профессии, тем чаще встречаешь родителей, у которых уже опускаются руки, или которых наши бесконечные правила и требования просто раздражают, но большая часть тех, кто говорит: "головой то я понимаю, но сделать не могу".
И все эти мамы и папы, уставшие от бесконечных требований педагогов, психологов, общественников, и главное от требований своего "идеального родителя", очень любят своих детей, но не умеют по-другому.
Например, кто знает, сколько моральных сил нужно матери, чтобы на замечание посторонней тёти в магазине о том, что ваш ребёнок слишком сильно шумит (бегает, смеётся, поёт песни), не начать "цыкать" и кричать на ребёнка: "Стой рядом, не шуми, не бегай, успокойся".
Тогда чему всё-таки приходится каждый день, ежечасно противостоять нашим родителям? Детскому непослушанию, гиперактивности, неуспеваемости, задержке в развитии, подростковому кризису или своим комплексам, установкам, мифическим правилам, доставшимся всем нам из детства, собственным недостаткам характера.
В практике я встречала очень много мам, которые всю жизнь винят себя за то, что кричали на ребёнка или ударили, которые, ещё раз повторюсь, прекрасно знают, что так нельзя, причём большая часть знает не из книг и выступлений психологов, а потому что сами несут эту боль всю жизнь из своего детства.
И если такую маму пригласить в кабинет классного руководителя (врача, психолога, социального педагога, председателя КДН и ЗП) и сказать: "Я понимаю, Марья Ивановна, как вам сложно, но разве так можно относиться к ребёнку, вам ничего не надо, мы пытаемся вам помочь, кем ваш ребёнок вырастет, если так дальше пойдёт", — то это вызовет только злость и недоумение.
Я уверена, что у любого родителя есть в памяти такая фраза. Мне, например, очень запомнилась фраза врача, которая листая медицинскую карту приговаривала: "Ну разве так можно, у вас ребёнок в 4 месяца болел, вы что за ним совсем не следили". И никто не знает, сколько вины и отчаянья живёт в сердце матери, у которой болеет ребёнок. И что заболел он, как раз потому, что за ним очень хорошо следили — обеспечив, по требованию бабушки, перегрев.
Каждому родителю с момента появления на свет ребёнка приходится регулярно делать выбор против "чудовищ" общественных стереотипов и собственных проблем в пользу ребёнка. И этот выбор как бесконечная борьба. Как не обращать внимания на укоризненные взгляды в автобусе матери гиперактивного ребёнка? Как сказать классному руководителю, что вы против того, чтобы оценки вашего ребёнка озвучивали при всех на родительском собрании? Как найти в себе силы противостоять усталости и провести время с ребёнком? Как заставить ребёнка отвлечься от компьютера, если сам не в силах противостоять силе "гаджета"?
Кто-то может подумать, что эта статья о том, что бедный и несчастный родитель не способен справиться с этой горой проблем в воспитании ребёнка, или о том, что во всём виноваты наши дисфункциональные родители, которые не научили нас любить, или даже о том, что бесполезно бороться с педагогической системой, в которой на первом месте оценки.
Но статья прежде всего о том, что родитель несёт ответственность за себя и свою жизнь, за благополучие и развитие ребёнка, но он не обязан бороться в одиночку со всеми проблемами.
Существующий эффективный зарубежный опыт говорит не о том, что нужно сделать доступнее психологическую помощь или бесконечно усиливать социальные гарантии, а о том, что все, кто сталкиваются с проблемами, способны решать их практически без поддержки государства, объединяя опыт и знания самих людей в группах самопомощи. Ребёнок начал употреблять — работает группа для родителей наркоманов, ребёнок с синдромом Дауна — группы для родителей "даунят", чувствуешь себя одиноко — иди в группу, чувствуешь нежелание жить — иди в группу, ведёшь себя компульсивно — иди в группу.
Группы есть в твоём городе, районе. Не берут денег. Не требуют назвать свою должность, фамилию, не заключают договоров. В нашем городе существуют группы для поддержки родителей, для созависимых (друзей и родственников наркоманов), группы для помощи взрослым из дисфункциональных семей и семей алкоголиков и т.д.
Например, рабочее сообщество Германии по группам самопомощи даёт следующую характеристику этим группам.
Группы самопомощи представляют собой добровольные, в большинстве своём свободные объединения людей, активность которых направлена на совместное преодоление болезней, психических или социальных проблем, выпавших на их долю, или родственников пострадавших. Их работа не преследует цели получения дохода. Их целью является изменение личных жизненных обстоятельств, а также оказание воздействия на свои социальные и политические условия.
Путём систематической, зачастую проходящей с недельной периодичностью групповой работы, они выдвигают на передний план аутентичность, равноправие, общность проводимых бесед и оказание взаимной помощи. Такая группа является в данном случае средством, служащим для устранения чувства внешней (социальная, общественная) и внутренней (личная, душевная) изоляции.
Задачи группы самопомощи направлены в первую очередь на её членов, а не на посторонних; что и отличает её от других форм гражданских инициатив. Группы самопомощи не работают под руководством профессиональных помощников; однако некоторые из них иногда привлекают экспертов применительно к отдельным проблемам.
Самая старая, самая крупная и наиболее известная из существующих терапевтических групп самопомощи — общество Анонимных алкоголиков (АА). Основана в 1935 г. алкоголиками для помощи алкоголикам, оно имеет филиалы Аl-Anon и Al-Ateen для их родственников и друзей. На данный момент в него входит св. 1 млн чел. в 92 странах.
Со скрипом приживается в нашей культуре идея о том, что справляться и бороться с жизненными трудностями не обязательно в одиночку или ждать, что государство окажет самую эффективную помощь.
Объединяясь в группы, родители по всему миру делятся "силой и надеждой". На своих собраниях представители 12-шаговых программ говорят: "Каковы бы ни были ваши проблемы, среди нас есть те, у кого они тоже есть". И они правы. Кто может понять, что чувствует мать ребёнка-наркомана, когда рука сама тянется к кошельку за деньгами, хотя она прекрасно знает, что так нельзя. Кто лучше всего поймёт чувства родителей, потерявших ребёнка в результате самоубийства? Кто имеет право дать совет матери, чей ребёнок серьёзно болен?
Неважно, какое у вас образование, какой статус, какие амбиции, сталкиваясь с проблемой, важно признать, что вам нужна помощь, важно выйти из изоляции. Для кого-то таким выходом является посещение психотерапевта, для кого-то участие в группах самопомощи, тренингах, лекциях. Самое главное — не оставаться один на один с проблемой. Перестать бегать по замкнутому кругу своих же стереотипов.
В заключение, хотелось бы сказать, что идея не в том, что "хорошо там, где нас нет", а в том, что при желании получить помощь можно и у нас, в нашем городе. Вот лишь некоторые названия мест, где вам могут помочь: "Выбираем жизнь" (Архангельская региональная общественная организация профилактики зависимостей), "Школа любящих родителей" (Программа профилактической и психокоррекционной работы с родителями детей группы риска по развитию зависимости от алкоголя и наркотиков), "Родительский клуб" (Программа тренингов на базе центра Надежда), "Родительское кафе" (группы самопомощи для родителей) и многие другие. Практически при каждом учреждении, в каждом городе нашей области есть группы, если их нет, то есть группы по Интернету — доступные жителям самых отдалённых районов.
Дорогие родители, наши клиенты и друзья, начните решение проблем с выхода из изоляции.
Список использованной литературы:
- Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Учебное пособие.
- Лапина Ю. Родители, с которыми невыносимо.
- Эволюция идеологии групп самопомощи Масленцева Н.Ю. Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. 2016. №5. С. 151–156.
- Группы самопомощи: недооценённый ресурс деятельности социальных служб. Масленцева Н.Ю. В сборнике: Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии Министерство образования и науки РФ; ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"; Центр исследований социально-трудовой сферы Социологического института РАН; Межрегиональная общественная организация "Академия Гуманитарных Наук". 2016. С. 621–624.
- Группы самопомощи как инновационные формы социальной работы с населением. Куприна Н.К., Блягоз Н.Ш. Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, республика Адыгея, Россия.
- Опыт организации групп самопомощи родителей в рамках российско-германского проекта "родительское кафе". Патрова Н.А., Булыгина Т.Б. Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, 17.