ДООП «Я выбираю море»
ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»
Согласована: Методический совет от 30.01.2019 Протокол №2
Принята на заседании педагогического совета 30.01.2019. Протокол №2 |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДО «Детский морской центр»
__________________Б.В. Везденко 30.01.2019г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ВЫБИРАЮ МОРЕ!»
Возраст учащихся: от 9 до 16 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Акимова Лариса Александровна, методист
Майорова Мария Александровна, педагог дополнительного образования
Ярославль
2019 г.
Оглавление
«ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА» 1
Содержание инструктажей по технике безопасности 13
Аннотация к программе: Целью национального проекта «Успех каждого ребенка» является «обеспечение … доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем … обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей». То есть, в первую очередь мы должны разрабатывать программы, отвечающие современным требованиям. Одной из таких программ стала дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я выбираю море».
Основная идея проекта «Успех каждого ребенка» – создание условий для поддержки талантливых детей, не зависимо от их особенностей. Каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх.
Программа «Я выбираю море» создает равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, а так же создает фундамент для развития детей с особыми образовательными потребностями. Тематический раздел «Адьюнктура» для юных моряков» позволяет реализовать образовательные потребности практически всех обучающихся, так как его основа – проектная деятельность. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися в интересующих их сферах , помощи, наставничества. Индивидуальный подход в процессе реализации ДООП, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Данная программа так же дает возможность сориентироваться в выборе будущей профессии. Большое внимание уделяется ранней профориентации. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее» и др. Работа в данном направлении позволяет, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.
Вывод.
Программа «Я выбираю море» направлена на решение основной задачи национального проекта «Успех каждого ребенка»: создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках реализации ДООП (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей и т.д.) и, в частности, создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выраженной собственной познавательной потребностью в какой-либо области. Даже самые маленькие успехи не остаются незамеченными, что является результатом работы всех участников учебно-воспитательного процесса
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я выбираю море!» знакомит обучающихся с увлекательным миром речных и морских профессий, позволяет провести так называемую «пробу пера», открывает новые горизонты, способствуя осознанному выбору жизненного пути юными гражданами нашей страны.
Создать единое образовательное и воспитательное пространство – одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Все годы своей работы МОУ ДО «Детский морской центр» популяризирует искусство морского и речного судовождения, занимается специальной подготовкой обучающихся для поступления в военно-морские и гражданские морские и речные учебные заведения. Здесь обучающиеся знакомятся с основами профессии моряка и речника, с устройством шлюпок, кораблей, основами лоции и навигации, историей Российского морского флота, великими географическими открытиями. Многие выпускники Центра становятся морскими специалистами: капитанами, штурманами, механиками, мотористами на морских и речных судах, служат в военно-морском флоте России.
Юные моряки получают хорошую предпрофессиональную подготовку, проходят практику на учебных судах Детского морского центра и формирует знания, умения и навыки в морском, речном деле.
Нормативной базой дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Я выбираю море!» является комплекс документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-p;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Разработка программ дополнительного образования детей. Часть I. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: методические рекомендации - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 60 с. (Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей);
Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст] / под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ ДО Детский центр «Восхождение», 2017. – 44 с.
Устав МОУ ДО «Детский морской центр»;
Образовательная программа МОУ ДО «Детский морской центр»;
Программа развития МОУ ДО «Детский морской центр».
Вид программы: модифицированная, краткосрочная, модульная. Учебная программа «Я выбираю море!» составлена на основе типовой государственной программы «Юный моряк» и типовой программы обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной Инспекции по Маломерным Судам МЧС России (Москва, 2005 г.) и представляет собой систему начальной допрофессиональной подготовки по морской и речной специальностям.
Актуальность.
Каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх.
Программа «Я выбираю море» создает равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, а так же создает фундамент для развития детей с особыми образовательными потребностями. Тематический раздел «Адьюнктура» для юных моряков» позволяет реализовать образовательные потребности практически всех обучающихся, так как его основа – проектная деятельность. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися в интересующих их сферах , помощи, наставничества. Индивидуальный подход в процессе реализации ДООП, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Данная программа так же дает возможность сориентироваться в выборе будущей профессии. Большое внимание уделяется ранней профориентации. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее» и др. Работа в данном направлении позволяет, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.
Специфика морских профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей ко всему необычному и романтическому. И недаром говорят «служу на флоте». Многие морские профессии регламентируются уставом Вооруженных сил. Программа «Я выбираю море!", учитывая все эти особенности, содержит в себе такие разделы, как «Краткая история флота России», «Знакомство с профессией», «Общевойсковая подготовка» и т.д. и предоставляет возможность каждому юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.
Направленность программы.
Программа «Я выбираю море!» имеет социально-педагогическую направленность и профориентационную составляющую.
В ходе реализации программы создаются условия для развития у детей гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирования у них профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Изучая разделы программы («Великие географические открытия», «Краткая история Российского флота» и пр.), принимая участие в Слетах юных моряков, работая над проектами и участвуя в традиционных мероприятиях, обучающиеся узнают о героическом прошлом своего Отечества и ощущают себя гражданами великой, непобедимой страны.
Категория учащихся.
Возраст учащихся - 9-16 лет.
Условия набора:
Принимаются все желающие.
Специальный отбор детей по уровню их успеваемости в школе и дисциплине не производится.
Начинать обучение детей желательно с возраста 9-13 лет.
В составе группы желательна максимальная разница в возрасте учащихся 4 лет.
Цель программы: Формирование интереса к морскому делу, посредством обучения теоретическим знаниям и практическим навыкам из области морских профессий.
Задачи 1 модуля программы:
Обучающие:
познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития флота и мореплавания в России.
организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий.
обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий.
Развивающие:
развить способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе и формировать коммуникативные компетенции;
формировать и развивать интерес к занятию морским делом;
способствовать развитию способности укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;
формирование навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности;
Воспитательные:
военно-патриотическое воспитание учащихся;
воспитание терпения, наблюдательности, умения доводить работу до конца;
воспитание чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.
Ожидаемые (прогнозируемые) 1 модуля результаты
Предметные:
познакомятся с наиболее яркими страницами истории развития флота России;
учащиеся сформируют представления и будут владеть начальными теоретическими знаниями из области морских профессий: основам навигации и лоции, устройству и снабжению шлюпки ЯЛ – 6, правилам поведения на шлюпке, командам при движении шлюпки на вёслах, видам связи на судах морского и речного флота, назначению и устройству пневматической винтовки;
учащиеся сформируют практические умения и навыки из области морских профессий: хождения на шлюпке ЯЛ-6 в и выполнения обязанностей загребного, бакового, кормового, стрельбы из ПВ, вязания морских узлов, метания лёгости, передачи слов с помощью флажного семафора, хождения строем.
Метапредметные результаты:
сформируют умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей, умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, сформируют умение выявлять причинно-следственные связи, разовьют способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
сформируют интерес к занятию морскими дисциплинами;
разовьют способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;
сформированы навыки планирования, сбора и обработки информации, навык составления отчета.
Личностные результаты:
сформируют чувство патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству.
научатся терпению, наблюдательности, умению доводить работу до конца;
будут сформированы навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия, чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом;
Задачи 2 модуля программы:
Обучающие:
познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории Великих географических открытий;
организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий.
обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий.
Развивающие:
развить способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе и формировать коммуникативные компетенции;
формировать и развивать интерес к занятию морским делом;
способствовать развитию способности укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;
развитие навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности.
Воспитательные:
военно-патриотическое воспитание учащихся;
воспитание терпения, наблюдательности, умения доводить работу до конца;
воспитание чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.
Ожидаемые (прогнозируемые) 2 модуля результаты
Предметные:
познакомятся с наиболее яркими страницами истории Великих географических открытий;
учащиеся сформируют представления и будут владеть начальными теоретическими знаниями из области морских профессий: работе с картами и атласами, устройству кораблей, видам связи на судах морского и речного флота;
учащиеся сформируют практические умения и навыки из области морских профессий: хождения на шлюпке ЯЛ-6 в и выполнения обязанностей загребного, бакового, кормового, рулевого, старшины, стрельбы из ПВ, вязания морских узлов, метания лёгости, передачи слов с помощью флажного семафора, хождения строем.
Метапредметные результаты:
сформируют умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей, умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, сформируют умение выявлять причинно-следственные связи, разовьют способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
сформируют интерес к занятию морскими дисциплинами;
разовьют способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;
сформированы навыки планирования, сбора и обработки информации, навык составления отчета.
Личностные результаты:
сформируют чувство патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству.
научатся терпению, наблюдательности, умению доводить работу до конца;
будут сформированы навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия, чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом;
Особенности программы
Разнообразие форм работы с учащимися дают возможность сориентироваться в жизненных ситуациях, в безбрежном море влияний, помочь личности развивать свои способности, найти свое лицо. Программа решает вопросы ранней диагностики профессиональных данных, осуществляет целевую подготовку обучающихся к выбору профессии.
Программа «Я выбираю море!» обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональное самоопределение детей, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры и организацию их содержательного досуга.
Программа составлена таким образом, что в ней органично связаны историческое прошлое нашей Родины, современное состояние нашего флота и непосредственные интересы ребят, пришедших заниматься в МОУ ДО «Детский морской центр».
При организации большей части занятий используется технология проблемного обучения (обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности). Преимущества проблемного обучения - это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Таким образом, можно избежать однообразия и монотонности при изучении при изучении специфических морских тем и повысить интерес ребят к изучению основ морских профессий. В такой, практически игровой обстановке, легче изучать сложную морскую терминологию. Также используется технология проектной деятельности. По аналогии с высшими военно-морскими и военными учреждениями в данной программе эта деятельность получила название «Адъюнктура». Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно педагогических кадров в вузах и научно исследовательских учреждениях Вооруженных Сил. Основное направление деятельности – исследовательская работа. Также, при реализации данной программы используется технология промышленного туризма, актуализирующая профориентационное направление программы, и технология музейной педагогики (в МОУ ДО «Детский морской центр» функционирует музей военно-морского флота).
Режим организации занятий
Программа «Я выбираю море!» является по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации занятий – групповая, по форме содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной.
Срок реализации программы – 1 год, 4 часа в неделю, 144 часа в год.
Режим проведения занятий составляется педагогом дополнительного образования учитывая пожелания детей, их родителей (законных представителей), согласовывается с заместителем директора по УВР, должен соответствовать требованиям СанПиН для дополнительного образования. В программе имеются общие темы со школьным курсом математики, физики, географии, истории, что оказывает дополнительную помощь обучающимся в учёбе в общеобразовательной школе. При проведении занятий преподаватель должен стремиться к тому, чтобы выработать у обучающихся необходимый стереотип мышления и личного поведения будущего речника и моряка, обращая особое внимание на вопросы дисциплины, исполнительности, чёткости, аккуратности, добросовестного отношения к труду.
Формы проведения занятий:
теоретические занятия
практические занятия
учебно-тренировочные занятия
экскурсии
участие в Слетах юных моряков и других профильных мероприятиях
игры
соревнования
встреча с интересными людьми
смотр-конкурс
круглый стол
мастер-класс
презентация
уроки мужества
Форма аттестации
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Я выбираю море!» используются следующие виды контроля:
- начальный контроль;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- текущая диагностика во время проведения соревнований;
- промежуточный контроль (в конце первого модуля программы);
- итоговый контроль (в конце обучения).
Формы подведения итогов реализации программы «Я выбираю море!»:
Зачеты по теории, в том числе в форме игры.
Зачеты по знанию техники безопасности.
Круглые столы.
Семинары, конфренции, защита проектов
Сдача нормативов.
Участие в соревнованиях.
Участия в мастер-классах.
Открытые занятия.
Слёты Юных моряков
Летняя плавательная практика.
Участие в мероприятиях.
Рефлексия.
Учебно – тематический план
1 модуль
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
|
Вводное занятие.
|
1 |
- |
1 |
|
Краткая история флота России.
|
2 |
1 |
3 |
|
«Адъюнктура» для юных моряков. |
1 |
7 |
8 |
|
Участие в традиционных мероприятиях. |
- |
8 |
8 |
|
Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков |
- |
6 |
6 |
|
Знакомство с профессией - лоцман |
1 |
- |
1 |
|
Основы лоции и навигации. |
1 |
4 |
5 |
|
Устройство судов.
|
2 |
1 |
3 |
|
Связь на флоте.
|
1 |
4 |
5 |
|
Такелажное дело. |
1 |
5 |
6 |
|
Общевойсковая подготовка. |
1 |
3 |
4 |
|
Выходы на шлюпке. |
1 |
9 |
10 |
Всего
|
11 |
49 |
60 |
2 модуль
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
|
Вводное занятие.
|
1 |
- |
1 |
|
Великие географические открытия. |
1 |
1 |
2 |
|
«Адъюнктура» для юных моряков. |
1 |
10 |
11 |
|
Участие в традиционных мероприятиях. |
- |
12 |
12 |
|
Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков |
- |
3 |
3 |
|
Знакомство с профессией - штурман |
1 |
- |
1 |
|
Работа с картами и атласами. |
1 |
4 |
5 |
|
Устройство судов.
|
1 |
3 |
4 |
|
Связь на флоте.
|
1 |
4 |
5 |
|
Такелажное дело.
|
- |
11 |
11 |
|
Общевойсковая подготовка.
|
1 |
12 |
13 |
|
Выходы на шлюпке. |
1 |
15 |
16 |
Всего
|
9 |
75 |
84 |
Содержание программы
1 модуль
Тема I. Вводное занятие (1 ч)
Теория (1 ч): Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Тема II. Краткая история флота России (3 ч)
Теория (2 ч): Создание регулярного флота России. Первые морские победы. Интереснейшие морские сражения. Великие адмиралы.
Практика (1 ч): Игра «История флота России».
Тема III. «Адъюнктура» для юных моряков (8 ч)
Теория (1 ч): Проект – определение, виды, особенности и этапы реализации.
Практика (7 ч): Планирование проектов. Разработка проектов «Флаг над колыбелью» и «Наследники великого адмирала». Работа над проектами. Защита проектов. Анализ и корректировка.
Тема IV. Участие в традиционных мероприятиях (8 ч)
Практика (8 ч): Подготовка к участию в мероприятиях:
День открытых дверей;
День первокурсника;
Торжественное мероприятие в селе Хопылево;
Морская смена «Фордевинд»;
День рождения Российского регулярного флота;
Новогодняя сказка.
Участие в мероприятиях.
Тема V. Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков (6 ч)
Практика (6 ч): Экскурсия (планируются во время реализации программы с учетом выездных Слетов юных моряков и возможностей принимающих сторон)
Тема VI. Знакомство с профессией (1 ч)
Теория (1 ч): Профессия лоцман.
Тема VII. Основы лоции и навигации (5 ч)
Теория (1 ч): Река, речная система, русловые образования. Водные пути, основные береговые и плавучие навигационные знаки.
Практика (4 ч): Работа на макете. Зачет по теме «Основы лоции и навигации».
Тема VIII. Устройство судов (3 ч)
Теория (2 ч): Устройство корпуса и снабжение шлюпки ЯЛ-6. Парусное вооружение шлюпки ЯЛ-6.
Практика (1 ч): Зачет.
Тема IX. Связь на флоте (5 ч)
Теория (1 ч): Визуальная сигнализация.
Практика (4 ч): Изучение знаков флажного семафора: 1 и 2 группа. Изучение знаков флажного семафора: 3 группа и служебные знаки. Практические занятия по приёму и передаче символов флажного семафора. Сдача нормативов.
Тема Х. Такелажное дело (6 ч)
Теория (1 ч): Предметы такелажного оборудования. Такелажные работы.
Практика (5 ч): Практические занятия по вязанию морских узлов. Сдача нормативов.
Тема XI. Общевойсковая подготовка (4 ч)
Теория (1 ч): Назначение и устройство мелкокалиберной винтовки. Теоретические основы стрельбы. Элементы траектории полёта пули. Определение средней точки попадания. Меры безопасности при стрельбе. Устройство автомата Калашникова. Порядок разборки и сборки АК-74.
Практика (3 ч): Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Инструктаж по технике безопасности при разборке-сборке АК-74. Разборка-сборка АК-74. Выполнение строевых приёмов в составе отделения в одно- и двухшереночном строе. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Перестроение из одношереночного строя в двушереночный и обратно. Выполнение поворотов на месте. Движение в колонне. Движение в колонне по два. Выполнение команд для изменения направления движения («левое (правое) плечо вперёд», «направляющий стой», «отделение (группа) стой». Отработка командных навыков и выполнение команд, строевых приёмов в составе взвода.
Тема XII. Инструктаж по технике безопасности на шлюпке, учебном судне. Выходы на шлюпке ЯЛ-6, учебных судах (10 ч)
Теория (1 ч): Рассадка в шлюпке, техника гребли, команды на веслах.
Практика (9 ч): Выход на шлюпке ЯЛ-6.
2 модуль
Тема I. Вводное занятие (1 ч)
Теория (1 ч): Ознакомление с программой обучения. Подведение итогов 1 модуля обучения.
Тема II. Великие географические открытия (2 ч)
Теория (1 ч): Великие географические открытия русских землепроходцев и мореплавателей в Арктике и Тихом океане в XVII в. Великая Северная экспедиция В. Беринга и А. Чирикова (открытия северо-западных берегов Америки, пролива между Азией и Америкой и пр.). Первое кругосветное плавание русских моряков под руководством Ф. Крузенштерна. Кругосветное путешествие Беллинсгаузена и Лазарева.
Практика (1 ч): Круглый стол по теме «Великие географические открытия».
Тема III. «Адъюнктура» для юных моряков (11 ч)
Теория (1 ч): Анализ и корректировка проектов 1 модуля.
Практика (10 ч): Планирование новых проектов. Разработка проектов «Подводный флот России» и «Адмиральский фарватер». Работа над проектами. Защита проектов.
Тема IV. Участие в традиционных мероприятиях (12 ч)
Практика (12 ч): Подготовка к участию в мероприятиях:
День Адмирала;
Межрегиональный Слет юных моряков в г. Ярославль;
День моряка подводника;
Салют, Победа!;
Мероприятия, посвященные Дню Победы;
День Северного флота.
Участие в мероприятиях.
Тема V. Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков (3 ч)
Практика (3 ч): Экскурсия (планируются во время реализации программы с учетом выездных Слетов юных моряков и возможностей принимающих сторон)
Тема VI. Знакомство с профессией (1 ч)
Теория (1 ч): Профессия штурман.
Тема VII. Работа с картами и атласами (5 ч)
Теория (1 ч): Карты и атласы, назначение. Условные обозначения.
Практика (4 ч): «Чтение» карт и атласов. Прокладывание судового пути. Зачет.
Тема VIII. Устройство судов (4 ч)
Теория (4 ч): Классификация судов ВМФ России, их назначение и особенности конcтрукции.
Практика (1 ч): Игра «Суда ВМФ».
Тема IX. Связь на флоте (5 ч)
Теория (1 ч): Огни и знаки судов. Флаги расцвечивания. Азбука Морзе.
Практика (4 ч): «Чтение» огней и знаков судов, флагов расцвечивания. Передача и прием информации с помощью азбуки Морзе. Практические занятия по приёму и передаче символов флажного семафора. Зачет.
Х. Такелажное дело (11 ч)
Практика (11 ч): Практические занятия по вязанию морских узлов. Сдача нормативов.
Тема XI. Общевойсковая подготовка (13 ч)
Теория (1 ч): Строевой устав.
Практика (12 ч): Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Инструктаж по технике безопасности при разборке-сборке АК-74. Разборка-сборка АК-74. Выполнение строевых приёмов в составе отделения в одно- и двухшереночном строе. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Перестроение из одношереночного строя в двушереночный и обратно. Выполнение поворотов на месте. Движение в колонне. Движение в колонне по два. Выполнение команд для изменения направления движения («левое (правое) плечо вперёд», «направляющий стой», «отделение (группа) стой». Отработка командных навыков и выполнение команд, строевых приёмов в составе взвода.
Тема XII. Выходы на учебных судах (16 ч)
Теория (1 час): Инструктаж по технике безопасности на шлюпке.
Практика (15 ч): Подготовка учебных судов к прохождению практики. Инструктаж по технике безопасности на шлюпке, учебном судне. Выходы на шлюпке ЯЛ-6.
Содержание инструктажей по технике безопасности
Инструкция по технике безопасности при эксплуатации шлюпок
Каждый обучающийся по программе «Я выбираю море» должен знать и выполнять следующие требования:
1. Надводный борт шлюпки (лодки) при полной нагрузке должен составлять не менее 0,3 высоты борта.
2. Перед каждым спуском шлюпки на воду нужно установить на место спускную пробку, осмотреть корпус и убедиться в отсутствии водотечности.
3. Спуск шлюпок на воду и отход от берега (борта судна) должен производиться только с разрешения педагога. Обучающиеся, находящиеся в шлюпке, должны быть в спасательных жилетах.
4. Перед посадкой и высадкой педагог должен установить очередность посадки (высадки) пассажиров (гребцов), предупредить их об осторожности и каждому при посадке указать место.
5. Посадка – высадка обучающихся разрешается после того, как шлюпка будет надежно ошвартована. Запрещается прыгать с борта в шлюпку.
6. Запрещается перевозить людей и груз, превышающий установленные нормы пассажировместимости и грузоподъемности для данной шлюпки, а также укладывать груз на банки и выше их уровня.
7. Обучающиеся должны размещаться в шлюпке так, чтобы не создавать крена или дифферента.
8. В шлюпке З А П Р Е Щ А Е Т С Я:
Стоять, сидеть на бортах и транцевой доске;
Ходить по банкам;
Держать руки на планшире при стоянке, подходе или отходе ее от борта судна или причала;
Перемещаться или меняться местами без разрешения педагога;
Наваливаться корпусом тела на румпель;
Ставить паруса, если шлюпка для этого не приспособлена или перегружена для плавания под парусом;
Допускать скопления воды;
Пользоваться открытым огнем.
9. Выход на шлюпке в штормовую погоду (при большой волне) разрешается только в исключительных случаях (оказание помощи судам, терпящим бедствие, спасение утопающих и т.д.);
10. Движение шлюпки должно осуществляться по возможности за пределами судового хода. Движение шлюпки в районе буксирных, якорных и швартовых канатов запрещается. Не разрешается также пересекать курс идущих судов или следовать параллельным курсом на близком расстоянии. Пересекать судовую волну на шлюпке следует курсом, перпендикулярным к фронту волны.
11. Во время буксировки шлюпки за судном руль должен быть вынут и закреплен в шлюпке, при этом находиться людям в шлюпке запрещается.
12. Каждый обучающийся (член экипажа) должен знать свое место и обязанности по тревоге «Человек за бортом», уметь грести, а также плавать.
13. В случае падения человека за борт ему надо немедленно бросить спасательный круг или нагрудник. Поднимать из воды человека в шлюпку следует с носа или кормы. При невозможности поднять человека без риска опрокидывания шлюпки следует, приняв все меры предосторожности отношении утопающего, отбуксировать его в ближайшее удобное место, где извлечь из воды.
Инструкция по технике безопасности при проведении стрельб
из пневматического оружия
Всегда обращайтесь с пневматическим оружием, как с заряженным и взведённым.
Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!
Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске - стволом вверх.
Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено. Палец касается спуска только после прицеливания. До этого его можно держать на предохранительной скобе.
Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже.
Контролируйте территорию на которой ведётся стрельба. При стрельбе в группе не допускайте, чтобы участники заходили за линию огневого рубежа (либо за линию дульного среза оружия, перпендикулярную линии стрельбы).
Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.
Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.
Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.
Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения владельца.
Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди. Даже если оружие не взведено и не заряжено.
Когда стрельба не ведётся (при перемещениях по стрельбищу) держите оружие открытым (с открытым затвором, с переломленным стволом), но не взведённым и не заряженным.
Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.
Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.
Стрельбами руководит педагог, обучающиеся беспрекословно выполняют его команды, в противном случае отстраняются от стрельбы.
После окончания стрельб следует разрядить оружие и сдать его педагогу.
Инструкция по технике безопасности
при неполной разборке-сборке автомата Калашникова
Настоящая инструкция устанавливает правила техники безопасности при неполной разборке-сборке макета автомата Калашникова. В инструктаж включены пункты, которые применяются при разборке-сборке боевого автомата Калашникова для отрабатывания навыков, которые пригодятся обучающимся впоследствии, на службе в армии и флоте, либо при прохождении срочной службы в Российской Армии.
Перед началом соревнований убедиться в том, что автомат не заряжен.
В процессе разборки-сборки оружие не направлять на людей, независимо от того, заряжено оно или нет.
Немедленно прекратить разборку-сборку автомата по команде педагога.
Разборку-сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ним осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.
После отделения магазина, убедиться в отсутствие патрона в патроннике, для этого отвести рукоятку затворной рамы назад и осмотреть патронник.
При отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой.
Замыкатель газовой трубки поворачивать пеналом, надетым на выступ замыкателя газовой трубки.
По окончании разборки-сборки автомата, а также при передаче оружия другому человеку необходимо, прежде всего, убедиться в том, что оно не заряжено.
Обеспечение программы
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Формы занятий |
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)
|
Дидактические материалы |
Техническое оснащение |
Формы подведения итогов |
1 |
Вводное занятие |
Групповое, теоретическое |
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение) |
|
|
|
2 |
Краткая история флота России |
Групповые, теоретические и практические занятия |
Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций, демонстрация учебных фильмов. |
Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал |
Экран, проектор, компьютер. |
Игра |
3 |
Великие географические открытия |
Групповые, теоретические и практические занятия |
Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций, демонстрация учебных фильмов. |
Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал |
Экран, проектор, компьютер. |
Круглый стол |
4 |
«Адъюнктура» для юных моряков |
Групповые и индивидуальные занятия |
Проектная деятельность |
|
Экран, проектор, компьютер. |
Защита проекта |
5 |
Участие в традиционных мероприятиях |
Групповые и индивидуальные занятия, репетиции |
Методы обучения действиям, репетиции. |
Презентации, аудио и видеоматериалы, |
Экран, проектор, компьютер, колонки |
Участие в мероприятии |
6 |
Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков |
Групповые |
Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение), технологии промышленного туризма и музейной педагогики. |
Материалы, предоставленные принимающей стороной |
Оснащение, предоставленное принимающей стороной |
Рефлексия, наблюдение |
7 |
Знакомство с профессией |
Групповое, теоретическое |
Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций.
|
Презентация |
Экран, проектор, компьютер. |
Опрос |
8 |
Основы лоции и навигации |
Групповые, теоретические и практические занятия |
Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций. |
Плакаты, презентация, раздаточный материал |
Экран, проектор, компьютер. |
Зачет |
9 |
Работа с картами и атласами |
Групповые, теоретические и практические занятия |
Технология проблемного обучения |
Плакаты, презентация, раздаточный материал, карты, атласы |
Экран, проектор, компьютер. |
Зачет |
10 |
Устройство судов |
Групповые, теоретические и практические занятия |
Рассказ, объяснение, представление презентаций, технология музейной педагогики |
Плакаты, видеоматериалы, презентация, раздаточный материал, ресурсы музея МОУ ДО «Детский морской центр» |
Экран, проектор, компьютер, ЯЛ-6, учебные суда, модель ЯЛ-6, модели судов. |
Зачет, игра |
11 |
Связь на флоте |
Групповые практические и учебно-тренировочные занятия |
Методы обучения действиям, игровой метод, технология проблемного обучения
|
Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал, плакаты, билеты, тексты
|
Флажки, зеркало, телеграфный ключ, экран, проектор, компьютер |
Сдача нормативов, зачет |
12 |
Такелажное дело |
Групповые практические и учебно-тренировочные занятия
|
Методы обучения действиям, игровой метод.
|
Плакаты
|
Штерты, банки |
Сдача нормативов |
13 |
Общевойсковая подготовка |
Групповые практические и учебно-тренировочные занятия |
Методы обучения двигательным действиям. |
Плакаты
|
Тир, макет автомата Калашникова,пневматическое оружие, |
Сдача нормативов, смотр |
14 |
Выходы на учебных судах. |
Групповые практические и учебно-тренировочные занятия |
Методы обучения действиям, тренировочные занятия. |
|
ЯЛ-6 |
|
15 |
Инструктажи по технике безопасности. |
Групповые теоретические учебно-тренировочные занятия. |
Методы обучения действиям, тренировочные занятия. |
Плакаты |
|
Зачет |
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный моряк»
Контрольно-измерительные материалы
Мониторинг образовательных результатов
Задача |
Критерий |
Показатель |
Метод |
Познакомить обучающихся с наиболее яркими страницами истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий |
Уровень знаний в области истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий |
Степень развития знаний в области истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий |
Тест, кроссворд, опрос, интерактивная игра, круглый стол |
Организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий; обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий. |
Уровень знаний, умений и навыков в области морских профессий. |
Степень развития знаний, умений и навыков в области морских профессий. |
Тест, кроссворд, опрос, интерактивная игра, сдача нормативов, мастер-классы. |
Количество соревнований по морскому многоборью, в которых обучающийся принял участие. |
Соревнование. |
||
Степень осознанного применения на практике полученных знаний. |
Наблюдение. Проблемные ситуации. |
||
Формировать и развивать интерес к занятию морским делом. |
Уровень сформированности интереса к занятию морским делом. |
Степень сформированности интереса к занятию морским делом. |
Наблюдение. |
Количество мероприятий морской направленности, в которых обучающийся принял участие. |
Учет посещаемости.
|
||
Развивать мышления, памяти, внимания. |
Уровень развитие мышления, памяти, внимания. |
Степень развития мышления, памяти, внимания. |
Тест, кроссворд, опрос, викторина, интерактивная игра. |
Степень осознанного применения на практике полученных знаний. |
Наблюдение. Проблемные ситуации. |
||
Военно-патриотическое воспитание обучающихся. |
Уровень сформированности военно-патриотической позиции обучающихся. |
Количество военно-патриотических мероприятий, в которых обучающийся принял участие. |
Учет посещаемости. |
Степень развития военно-патриотической позиции обучающихся. |
Наблюдение, проблемные ситуации, сюжетные и ролевые игры. |
||
Воспитывать у обучающихся чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом. |
Уровень сформированности чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом. |
Степень развития чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом. |
Наблюдение, проблемные ситуации, сюжетные и ролевые игры. |
Количество мероприятий направленных на формирование чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом, в которых обучающийся принял участие. |
Учет посещаемости. |
||
Формировать навыки планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности |
Уровень сформированности навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности |
Степень сформированности навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности |
Наблюдение в ходе реализации проектной деятельности. Продукт и защита проекта. |
В ходе реализации программы возникает необходимость определять степень усвоения детьми каждого из разделов программы. Принята следующая шкала оценок при проведении зачетов по видам многоборья:
По вязанию морских узлов:
В конце 1 модуля
«отлично» - правильно вяжет 6 морских узлов за 35 секунд
«хорошо» - правильно вяжет 6 морских узлов за 40 секунд
«удовлетворительно» - правильно вяжет 6 морских узлов за 45 секунд
«неудовлетворительно» - вяжет 6 морских узлов более чем 45 секунд
В конце 2 модуля
«отлично» - правильно вяжет 6 морских узлов за 30 секунд
«хорошо» - правильно вяжет 6 морских узлов за 35 секунд
«удовлетворительно» - правильно вяжет 6 морских узлов за 40 секунд
«неудовлетворительно» - вяжет 6 морских узлов более чем 40 секунд
За каждый неправильно завязанный узел оценка снижается на 1 балл.
По флажному семафору:
В конце 1 модуля
«отлично» - правильно принял 40 символов из 40 переданных.
«хорошо» - правильно принял 30 символов из 40 переданных.
«удовлетворительно» - правильно принял 20 символов из 40 переданных.
«неудовлетворительно» - правильно принял менее 20 символов из 40 переданных.
В конце 2 модуля
«отлично» - правильно принял 50 символов из 50 переданных.
«хорошо» - правильно принял 45 символов из 50 переданных.
«удовлетворительно» - правильно принял 40 символов из 50 переданных.
«неудовлетворительно» - правильно принял менее 40 символов из 50 переданных.
По стрельбе из пневматической винтовки:
В конце 1 модуля
«отлично» - выбивает 30 и более очков из 50.
«хорошо» - от 20 до 30 очков из 50.
«удовлетворительно» - от 10 до 20 очков из 50.
«неудовлетворительно» - менее 10 очков из 50.
В конце 2 модуля
«отлично» - выбивает 40 и более очков из 50.
«хорошо» - от 25 до 40 очков из 50.
«удовлетворительно» - от 15 до 25 очков из 50.
«неудовлетворительно» - менее 15 очков из 50.
По истории Российского флота:
«усвоил» - может участвовать в беседе по изученным темам. Приводит конкретные факты, называет даты, персоналии.
«не усвоил» - не может участвовать в беседе по ранее пройденным темам.
По устройству шлюпки (корабля):
«отлично» - правильно показать 50 элементов их устройства из 50 заданных.
«хорошо» - 40 элементов из 50.
«удовлетворительно» - 25 элементов.
«неудовлетворительно» - менее 25 элементов.
По истории великих географических открытий:
«усвоил» - может участвовать в беседе по изученным темам. Приводит конкретные факты, называет даты, персоналии.
«не усвоил» - не может участвовать в беседе по ранее пройденным темам.
По строевой подготовке:
«удовлетворительно» - умеет выполнять простейшие команды в строю, на месте и в движении, соблюдает дисциплину строя.
«неудовлетворительно» - не умеет выполнять команды, не соблюдает дисциплину строя.
Предложенная шкала оценок предназначена для преподавателя. С её помощью он может определить результативность своей деятельности в ходе реализации программы «Юный моряк». При объявлении результатов обучаемым он может корректировать уровни этой шкалы в ту или иную сторону с учётом воспитательного эффекта.
Список информационных источников.
Список литературы, использованной при написании программы и рекомендованной педагогам:
Афанасьев, И.И. Морская практика [Текст] / И.И. Афанасьев - Морской транспорт,1986. – 723с.
Барбашев, Н.И. К истории мореходного образования в России [Текст] / Н.И. Барбашев - М.: Акад. наук СССР, 1959. - 216 с.
Белавин, Н.И. Авианесущие корабли [Текст] / Н.И. Белавин – М.: Патриот, 1990. – 216 с.
Военно-морской словарь [Текст] / - М.: ВИ, 1990. – 542 с.
Вьюненко, Н.П. Военно-морской флот: роль, перспективы развития, использования [Текст] / Н.П. Вьюненко, Б.Н. Макеев, В.Д. Скугарев - М.: ВИ, 1988. – 272 с.
Грищук, П.А. Военно-морской словарь для юношества [Текст] / П.А. Грищук - ДОСААФ, 1988. – 624 с.
Доценко, В.Д. История военно-морского искусства [Текст] / В.Д. Доценко - М.: Эксмо, 2005. – 841, [2] с.
Дыгало, В.А. Откуда что на флоте пошло [Текст] / В.А. Дыгало - М.: Прогресс, 1993. – 105 с.
Дыгало, В.А. Российский флот: три века на службе Отечеству [Текст] / В.А. Дыгало – М.: Вече, 2007 – 368 с.
Замоткин, А.П. Морская практика для матроса [Текст] / А.П. Замоткин - М.: Транспорт, 1993 – 282 с.
Золотарев, В.А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье [Текст] / В.А. Золотарев, И.А. Козлов - М.: Наука, 1988 – 208 с.
Золотарев, В.А. Флотоводцы России [Текст] / В.А. Золотарев, И.А. Козлов – М.: Терра, 1998 – 464 с.
Иванов, Л.Н. Шлюпка [Текст] / Л.Н. Иванов, И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин - М.: ВИ,1976 – 184 с.
История Российского флота [Текст] / М.: Эксмо, 2015 - 672 с.
Корабельный Устав ВМФ [Текст] / ВИ, 1978
Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусом [Текст] / Судостроение, Л., 1989
Морской энциклопедический справочник, ч. 1, II. Под редакцией академика Исанина Н.Н. [Текст] / Судостроение, Л., 1986
Новожилов В.А. Морская педагогика [Текст] / Военная книга, 1956
Нужнов Е.И., Сидоренко А.В. МППС-72 и извещения мореплавателям в вопросах и ответах [Текст] / Транспорт, М, 1984
Петров Н.И. История военно-морского флота России [Текст] / Воениздат, Л., 1973
Порецкая Р.Э. Орфографический морской словарь [Текст] // ВИ, 1984
Правила плавания по внутренним водным путям РФ [Текст] // М, 2002
Серебряный Н.С. Справочник сигнальщика [Текст] // ВИ, 1987
Серков В.А. и др. Военно-морской протокол и церемониал [Текст] // ВИ, М.,1986
Скрягин Л.Н. Морские узлы [Текст] // Транспорт, М, 1994
Типовая программа обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной Инспекции по Маломерным Судам МЧС России [Текст] // М, 2005 г.
Фирсов И.И. Петра творенье [Текст] //Молодая гвардия, М, 1992
Шапиро Л.С. Самые быстрые корабли [Текст] // Судостроение, Л., 1989
Шнейдер И.Г., Белицкий Ю.Г. Модели Советских парусных судов [Текст] // Судостроение, Л., 1990
Эссен А.Э. Памятка юного моряка [Текст] // Воениздат, 1977
Юный моряк- типовая государственная программа [Текст] М., 1978
Яковлев И.И. Корабли и верфи (Очерки истории Отечественного судостроения) [Текст] // Судостроение, Л., 1970
Яковлев И.И. Морские сражения русского флота [Текст] // ВИ, 1994
Список литературы, рекомендованной учащимся:
Вершинин Н.А. Юному моряку о подводной лодке: ООО Бизнес-пресс, - 92 с.
Грищук П.А. Военно-морской словарь для юношества: ДОСААФ, 1988 – 544 с.
Доценко В.Д. История военно-морского искусства: Эксмо, М, 2005 – 1642 с.
Дыгало В.А. Откуда что на флоте пошло: Прогресс, М, 1993 – 352 с.
Золотарев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России: Терра, М, 1998 – 464 с.
Иванов Л.Н. и др. Шлюпка: ВИ, М.,1976 – 230 с.
История Российского флота: Эксмо, М, 2015 – 697 с.
Овчинников В.Д. В служении отечеству: Дебют, Ярославль, 1993. – 96с.
Скрягин Л.Н. Морские узлы: Транспорт, М, 1994 – 134 с.
Список литературы, рекомендованной родителям:
Военно-морской словарь: ВИ, М.1990 – 558 с.
Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусом: Судостроение, Л., 1989 – 232 с.
Морской энциклопедический справочник, ч. 1, II. Под редакцией академика Исанина Н.Н.: Судостроение, Л., 1986 – 512 с.
Интернет-ресурсы
http://coollib.net/b/249700/read
http://brvo.narod.ru
15