12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майорова Мария Александровна1977
По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Россия, Ярославская обл., Ярославль

t1612765591aa.jpg ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯРОСЛАВСКИЙ ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»

 

 

Согласована:

Методический совет

от 30.01.2019

Протокол №2

 

Принята на заседании педагогического совета 30.01.2019.

Протокол №2

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ ДО «Детский морской центр»

 

__________________Б.В. Везденко

30.01.2019г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ВЫБИРАЮ МОРЕ!»

Возраст учащихся: от 9 до 16 лет

Срок реализации: 1 год

 

Авторы-составители:

Акимова Лариса Александровна, методист

Майорова Мария Александровна, педагог дополнительного образования

 

Ярославль

2019 г.

 

 

Оглавление

 

Аннотация к программе: Целью национального проекта «Успех каждого ребенка» является «обеспечение … доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем … обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей». То есть, в первую очередь мы должны разрабатывать программы, отвечающие современным требованиям. Одной из таких программ стала дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я выбираю море».

Основная идея проекта «Успех каждого ребенка» – создание условий для поддержки талантливых детей, не зависимо от их особенностей. Каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх.

Программа «Я выбираю море» создает равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, а так же создает фундамент для развития детей с особыми образовательными потребностями. Тематический раздел «Адьюнктура» для юных моряков» позволяет реализовать образовательные потребности практически всех обучающихся, так как его основа – проектная деятельность. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися в интересующих их сферах , помощи, наставничества. Индивидуальный подход в процессе реализации ДООП, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Данная программа так же дает возможность сориентироваться в выборе будущей профессии. Большое внимание уделяется ранней профориентации. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее» и др. Работа в данном направлении позволяет, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.

Вывод.

Программа «Я выбираю море» направлена на решение основной задачи национального проекта «Успех каждого ребенка»: создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках реализации ДООП (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей и т.д.) и, в частности, создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выраженной собственной познавательной потребностью в какой-либо области. Даже самые маленькие успехи не остаются незамеченными, что является результатом работы всех участников учебно-воспитательного процесса

 

Пояснительная записка.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я выбираю море!» знакомит обучающихся с увлекательным миром речных и морских профессий, позволяет провести так называемую «пробу пера», открывает новые горизонты, способствуя осознанному выбору жизненного пути юными гражданами нашей страны.

Создать единое образовательное и воспитательное пространство – одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Все годы своей работы МОУ ДО «Детский морской центр» популяризирует искусство морского и речного судовождения, занимается специальной подготовкой обучающихся для поступления в военно-морские и гражданские морские и речные учебные заведения. Здесь обучающиеся знакомятся с основами профессии моряка и речника, с устройством шлюпок, кораблей, основами лоции и навигации, историей Российского морского флота, великими географическими открытиями. Многие выпускники Центра становятся морскими специалистами: капитанами, штурманами, механиками, мотористами на морских и речных судах, служат в военно-морском флоте России.

Юные моряки получают хорошую предпрофессиональную подготовку, проходят практику на учебных судах Детского морского центра и формирует знания, умения и навыки в морском, речном деле.

 

Нормативной базой дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Я выбираю море!» является комплекс документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-p;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

Разработка программ дополнительного образования детей. Часть I. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: методические рекомендации - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. - 60 с. (Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей);

Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации внутреннего контроля образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования муниципальной системы образования г. Ярославля [Текст] / под редакцией Е.Г. Абрамовой, И.В. Лаврентьевой. – Ярославль: МОУ ДО Детский центр «Восхождение», 2017. – 44 с.

Устав МОУ ДО «Детский морской центр»;

Образовательная программа МОУ ДО «Детский морской центр»;

Программа развития МОУ ДО «Детский морской центр».

Вид программы: модифицированная, краткосрочная, модульная. Учебная программа «Я выбираю море!» составлена на основе типовой государственной программы «Юный моряк» и типовой программы обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной Инспекции по Маломерным Судам МЧС России (Москва, 2005 г.) и представляет собой систему начальной допрофессиональной подготовки по морской и речной специальностям.

 

Актуальность.

Каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок. Успех дает уверенность в своих силах. Успех побеждает страх.

Программа «Я выбираю море» создает равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития, а так же создает фундамент для развития детей с особыми образовательными потребностями. Тематический раздел «Адьюнктура» для юных моряков» позволяет реализовать образовательные потребности практически всех обучающихся, так как его основа – проектная деятельность. В основе выявления и развития талантливых учащихся лежат принципы «ситуации успеха», свободы выбора учащимися в интересующих их сферах , помощи, наставничества. Индивидуальный подход в процессе реализации ДООП, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы. Данная программа так же дает возможность сориентироваться в выборе будущей профессии. Большое внимание уделяется ранней профориентации. Проводятся встречи с представителями учебных заведений (СУЗов, ВУЗов), участие в Днях открытых дверей, участие в онлайн уроках, в реализации проектов «Билет в будущее» и др. Работа в данном направлении позволяет, во-первых, попробовать свои силы в конкретной специальности. Во-вторых, получить информацию о ней непосредственно из уст представителей профессионального сообщества, понять, как устроена отрасль и увидеть перспективы карьерного роста.

Специфика морских профессий как нельзя лучше позволяет учесть тягу детей ко всему необычному и романтическому. И недаром говорят «служу на флоте». Многие морские профессии регламентируются уставом Вооруженных сил. Программа «Я выбираю море!", учитывая все эти особенности, содержит в себе такие разделы, как «Краткая история флота России», «Знакомство с профессией», «Общевойсковая подготовка» и т.д. и предоставляет возможность каждому юному гражданину выбрать жизненный путь, позволяющий наиболее полно реализовать себя на общественно-полезном поприще служения Родине.

 

 

Направленность программы.

 

Программа «Я выбираю море!» имеет социально-педагогическую направленность и профориентационную составляющую.

В ходе реализации программы создаются условия для развития у детей гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нрав­ственных и социальных ценностей, формирования у них профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному про­явлению в различных сферах жизни общества.

Изучая разделы программы («Великие географические открытия», «Краткая история Российского флота» и пр.), принимая участие в Слетах юных моряков, работая над проектами и участвуя в традиционных мероприятиях, обучающиеся узнают о героическом прошлом своего Отечества и ощущают себя гражданами великой, непобедимой страны.

 

Категория учащихся.

 

Возраст учащихся - 9-16 лет.

Условия набора:

Принимаются все желающие.

Специальный отбор детей по уровню их успеваемости в школе и дисциплине не производится.

Начинать обучение детей желательно с возраста 9-13 лет.

В составе группы желательна максимальная разница в возрасте учащихся 4 лет.

 

Цель программы: Формирование интереса к морскому делу, посредством обучения теоретическим знаниям и практическим навыкам из области морских профессий.

 

Задачи 1 модуля программы:

 

Обучающие:

познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории развития флота и мореплавания в России.

организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий.

обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий.

 

 

Развивающие:

развить способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе и формировать коммуникативные компетенции;

формировать и развивать интерес к занятию морским делом;

способствовать развитию способности укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;

формирование навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности;

Воспитательные:

военно-патриотическое воспитание учащихся;

воспитание терпения, наблюдательности, умения доводить работу до конца;

воспитание чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.

 

Ожидаемые (прогнозируемые) 1 модуля результаты

Предметные:

познакомятся с наиболее яркими страницами истории развития флота России;

учащиеся сформируют представления и будут владеть начальными теоретическими знаниями из области морских профессий: основам навигации и лоции, устройству и снабжению шлюпки ЯЛ – 6, правилам поведения на шлюпке, командам при движении шлюпки на вёслах, видам связи на судах морского и речного флота, назначению и устройству пневматической винтовки;

учащиеся сформируют практические умения и навыки из области морских профессий: хождения на шлюпке ЯЛ-6 в и выполнения обязанностей загребного, бакового, кормового, стрельбы из ПВ, вязания морских узлов, метания лёгости, передачи слов с помощью флажного семафора, хождения строем.

Метапредметные результаты:

сформируют умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей, умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, сформируют умение выявлять причинно-следственные связи, разовьют способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

сформируют интерес к занятию морскими дисциплинами;

разовьют способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;

сформированы навыки планирования, сбора и обработки информации, навык составления отчета.

Личностные результаты:

сформируют чувство патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству.

научатся терпению, наблюдательности, умению доводить работу до конца;

будут сформированы навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия, чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом;

 

Задачи 2 модуля программы:

Обучающие:

познакомить учащихся с наиболее яркими страницами истории Великих географических открытий;

организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий.

обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий.

Развивающие:

развить способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе и формировать коммуникативные компетенции;

формировать и развивать интерес к занятию морским делом;

способствовать развитию способности укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;

развитие навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности.

Воспитательные:

военно-патриотическое воспитание учащихся;

воспитание терпения, наблюдательности, умения доводить работу до конца;

воспитание чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.

 

Ожидаемые (прогнозируемые) 2 модуля результаты

Предметные:

познакомятся с наиболее яркими страницами истории Великих географических открытий;

учащиеся сформируют представления и будут владеть начальными теоретическими знаниями из области морских профессий: работе с картами и атласами, устройству кораблей, видам связи на судах морского и речного флота;

учащиеся сформируют практические умения и навыки из области морских профессий: хождения на шлюпке ЯЛ-6 в и выполнения обязанностей загребного, бакового, кормового, рулевого, старшины, стрельбы из ПВ, вязания морских узлов, метания лёгости, передачи слов с помощью флажного семафора, хождения строем.

Метапредметные результаты:

сформируют умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей, умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, сформируют умение выявлять причинно-следственные связи, разовьют способности, мышление, память, внимание, интеллект, а также, способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

сформируют интерес к занятию морскими дисциплинами;

разовьют способность укреплять, сохранять и восстанавливать свое здоровье: духовное, интеллектуальное, физическое, помочь осознать здоровье как одну из главных человеческих ценностей;

сформированы навыки планирования, сбора и обработки информации, навык составления отчета.

Личностные результаты:

сформируют чувство патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству.

научатся терпению, наблюдательности, умению доводить работу до конца;

будут сформированы навыки взаимопонимания, сотрудничества, позитивного взаимодействия, чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом;

 

Особенности программы

Разнообразие форм работы с учащимися дают возможность сориентироваться в жизненных ситуациях, в безбрежном море влияний, помочь личности развивать свои способности, найти свое лицо. Программа решает вопросы ранней диагностики профессиональных данных, осуществляет целевую подготовку обучающихся к выбору профессии.

Программа «Я выбираю море!» обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональное самоопределение детей, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры и организацию их содержательного досуга.

Программа составлена таким образом, что в ней органично связаны историческое прошлое нашей Родины, современное состояние нашего флота и непосредственные интересы ребят, пришедших заниматься в МОУ ДО «Детский морской центр».

При организации большей части занятий используется технология проблемного обучения (обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности). Преимущества проблемного обучения - это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Таким образом, можно избежать однообразия и монотонности при изучении при изучении специфических морских тем и повысить интерес ребят к изучению основ морских профессий. В такой, практически игровой обстановке, легче изучать сложную морскую терминологию. Также используется технология проектной деятельности. По аналогии с высшими военно-морскими и военными учреждениями в данной программе эта деятельность получила название «Адъюнктура». Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно педагогических кадров в вузах и научно исследовательских учреждениях Вооруженных Сил. Основное направление деятельности – исследовательская работа. Также, при реализации данной программы используется технология промышленного туризма, актуализирующая профориентационное направление программы, и технология музейной педагогики МОУ ДО «Детский морской центр» функционирует музей военно-морского флота).

 

Режим организации занятий

Программа «Я выбираю море!» является по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации занятий – групповая, по форме содержания и процесса педагогической деятельности – комплексной.

Срок реализации программы – 1 год, 4 часа в неделю, 144 часа в год.

Режим проведения занятий составляется педагогом дополнительного образования учитывая пожелания детей, их родителей (законных представителей), согласовывается с заместителем директора по УВР, должен соответствовать требованиям СанПиН для дополнительного образования. В программе имеются общие темы со школьным курсом математики, физики, географии, истории, что оказывает дополнительную помощь обучающимся в учёбе в общеобразовательной школе. При проведении занятий преподаватель должен стремиться к тому, чтобы выработать у обучающихся необходимый стереотип мышления и личного поведения будущего речника и моряка, обращая особое внимание на вопросы дисциплины, исполнительности, чёткости, аккуратности, добросовестного отношения к труду.

 

Формы проведения занятий:

теоретические занятия

практические занятия

учебно-тренировочные занятия

экскурсии

участие в Слетах юных моряков и других профильных мероприятиях

игры

соревнования

встреча с интересными людьми

смотр-конкурс

круглый стол

мастер-класс

презентация

уроки мужества

 

Форма аттестации

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Я выбираю море!» используются следующие виды контроля:

- начальный контроль;

- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

- текущая диагностика во время проведения соревнований;

- промежуточный контроль (в конце первого модуля программы);

- итоговый контроль (в конце обучения).

 

Формы подведения итогов реализации программы «Я выбираю море!»:

Зачеты по теории, в том числе в форме игры.

Зачеты по знанию техники безопасности.

Круглые столы.

Семинары, конфренции, защита проектов

Сдача нормативов.

Участие в соревнованиях.

Участия в мастер-классах.

Открытые занятия.

Слёты Юных моряков

Летняя плавательная практика.

Участие в мероприятиях.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

1 модуль

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие.

 

1

-

1

 

Краткая история флота России.

 

2

1

3

 

«Адъюнктура» для юных моряков.

1

7

8

 

Участие в традиционных мероприятиях.

-

8

8

 

Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков

-

6

6

 

Знакомство с профессией - лоцман

1

-

1

 

Основы лоции и навигации.

1

4

5

 

Устройство судов.

 

2

1

3

 

Связь на флоте.

 

1

4

5

 

Такелажное дело.

1

5

6

 

Общевойсковая подготовка.

1

3

4

 

Выходы на шлюпке.

1

9

10

Всего

 

11

49

60

 

 

2 модуль

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

 

Вводное занятие.

 

1

-

1

 

Великие географические открытия.

1

1

2

 

«Адъюнктура» для юных моряков.

1

10

11

 

Участие в традиционных мероприятиях.

-

12

12

 

Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков

-

3

3

 

Знакомство с профессией - штурман

1

-

1

 

Работа с картами и атласами.

1

4

5

 

Устройство судов.

 

1

3

4

 

Связь на флоте.

 

1

4

5

 

Такелажное дело.

 

-

11

11

 

Общевойсковая подготовка.

 

1

12

13

 

Выходы на шлюпке.

1

15

16

Всего

 

9

75

84

 

 

 

 

Содержание программы

 

1 модуль

 

Тема I. Вводное занятие (1 ч)

Теория (1 ч): Ознакомление с программой обучения. Инструктаж по технике безопасности.

 

Тема II. Краткая история флота России (3 ч)

Теория (2 ч): Создание регулярного флота России. Первые морские победы. Интереснейшие морские сражения. Великие адмиралы.

Практика (1 ч): Игра «История флота России».

 

Тема III. «Адъюнктура» для юных моряков (8 ч)

Теория (1 ч): Проект – определение, виды, особенности и этапы реализации.

Практика (7 ч): Планирование проектов. Разработка проектов «Флаг над колыбелью» и «Наследники великого адмирала». Работа над проектами. Защита проектов. Анализ и корректировка.

 

Тема IV. Участие в традиционных мероприятиях (8 ч)

Практика (8 ч): Подготовка к участию в мероприятиях:

День открытых дверей;

День первокурсника;

Торжественное мероприятие в селе Хопылево;

Морская смена «Фордевинд»;

День рождения Российского регулярного флота;

Новогодняя сказка.

Участие в мероприятиях.

 

Тема V. Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков (6 ч)

Практика (6 ч): Экскурсия (планируются во время реализации программы с учетом выездных Слетов юных моряков и возможностей принимающих сторон)

 

Тема VI. Знакомство с профессией (1 ч)

Теория (1 ч): Профессия лоцман.

 

Тема VII. Основы лоции и навигации (5 ч)

Теория (1 ч): Река, речная система, русловые образования. Водные пути, основные береговые и плавучие навигационные знаки.

Практика (4 ч): Работа на макете. Зачет по теме «Основы лоции и навигации».

 

Тема VIII. Устройство судов (3 ч)

Теория (2 ч): Устройство корпуса и снабжение шлюпки ЯЛ-6. Парусное вооружение шлюпки ЯЛ-6.

Практика (1 ч): Зачет.

 

Тема IX. Связь на флоте (5 ч)

Теория (1 ч): Визуальная сигнализация.

Практика (4 ч): Изучение знаков флажного семафора: 1 и 2 группа. Изучение знаков флажного семафора: 3 группа и служебные знаки. Практические занятия по приёму и передаче символов флажного семафора. Сдача нормативов.

 

Тема Х. Такелажное дело (6 ч)

Теория (1 ч): Предметы такелажного оборудования. Такелажные работы.

Практика (5 ч): Практические занятия по вязанию морских узлов. Сдача нормативов.

 

Тема XI. Общевойсковая подготовка (4 ч)

Теория (1 ч): Назначение и устройство мелкокалиберной винтовки. Теоретические основы стрельбы. Элементы траектории полёта пули. Определение средней точки попадания. Меры безопасности при стрельбе. Устройство автомата Калашникова. Порядок разборки и сборки АК-74.

Практика (3 ч): Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Инструктаж по технике безопасности при разборке-сборке АК-74. Разборка-сборка АК-74. Выполнение строевых приёмов в составе отделения в одно- и двухшереночном строе. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Перестроение из одношереночного строя в двушереночный и обратно. Выполнение поворотов на месте. Движение в колонне. Движение в колонне по два. Выполнение команд для изменения направления движения («левое (правое) плечо вперёд», «направляющий стой», «отделение (группа) стой». Отработка командных навыков и выполнение команд, строевых приёмов в составе взвода.

 

Тема XII. Инструктаж по технике безопасности на шлюпке, учебном судне. Выходы на шлюпке ЯЛ-6, учебных судах (10 ч)

Теория (1 ч): Рассадка в шлюпке, техника гребли, команды на веслах.

Практика (9 ч): Выход на шлюпке ЯЛ-6.

 

 

2 модуль

 

Тема I. Вводное занятие (1 ч)

Теория (1 ч): Ознакомление с программой обучения. Подведение итогов 1 модуля обучения.

 

Тема II. Великие географические открытия (2 ч)

Теория (1 ч): Великие географические открытия русских землепроходцев и мореплавателей в Арктике и Тихом океане в XVII в. Великая Северная экспедиция В. Беринга и А. Чирикова (открытия северо-западных берегов Америки, пролива между Азией и Америкой и пр.). Первое кругосветное плавание русских моряков под руководством Ф. Крузенштерна. Кругосветное путешествие Беллинсгаузена и Лазарева.

Практика (1 ч): Круглый стол по теме «Великие географические открытия».

 

Тема III. «Адъюнктура» для юных моряков (11 ч)

Теория (1 ч): Анализ и корректировка проектов 1 модуля.

Практика (10 ч): Планирование новых проектов. Разработка проектов «Подводный флот России» и «Адмиральский фарватер». Работа над проектами. Защита проектов.

 

Тема IV. Участие в традиционных мероприятиях (12 ч)

Практика (12 ч): Подготовка к участию в мероприятиях:

День Адмирала;

Межрегиональный Слет юных моряков в г. Ярославль;

День моряка подводника;

Салют, Победа!;

Мероприятия, посвященные Дню Победы;

День Северного флота.

Участие в мероприятиях.

 

 

 

 

Тема V. Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков (3 ч)

Практика (3 ч): Экскурсия (планируются во время реализации программы с учетом выездных Слетов юных моряков и возможностей принимающих сторон)

 

Тема VI. Знакомство с профессией (1 ч)

Теория (1 ч): Профессия штурман.

 

Тема VII. Работа с картами и атласами (5 ч)

Теория (1 ч): Карты и атласы, назначение. Условные обозначения.

Практика (4 ч): «Чтение» карт и атласов. Прокладывание судового пути. Зачет.

 

Тема VIII. Устройство судов (4 ч)

Теория (4 ч): Классификация судов ВМФ России, их назначение и особенности конcтрукции.

Практика (1 ч): Игра «Суда ВМФ».

 

Тема IX. Связь на флоте (5 ч)

Теория (1 ч): Огни и знаки судов. Флаги расцвечивания. Азбука Морзе.

Практика (4 ч): «Чтение» огней и знаков судов, флагов расцвечивания. Передача и прием информации с помощью азбуки Морзе. Практические занятия по приёму и передаче символов флажного семафора. Зачет.

 

Х. Такелажное дело (11 ч)

Практика (11 ч): Практические занятия по вязанию морских узлов. Сдача нормативов.

 

Тема XI. Общевойсковая подготовка (13 ч)

Теория (1 ч): Строевой устав.

Практика (12 ч): Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Инструктаж по технике безопасности при разборке-сборке АК-74. Разборка-сборка АК-74. Выполнение строевых приёмов в составе отделения в одно- и двухшереночном строе. Выполнение команд: «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно». Перестроение из одношереночного строя в двушереночный и обратно. Выполнение поворотов на месте. Движение в колонне. Движение в колонне по два. Выполнение команд для изменения направления движения («левое (правое) плечо вперёд», «направляющий стой», «отделение (группа) стой». Отработка командных навыков и выполнение команд, строевых приёмов в составе взвода.

 

Тема XII. Выходы на учебных судах (16 ч)

Теория (1 час): Инструктаж по технике безопасности на шлюпке.

Практика (15 ч): Подготовка учебных судов к прохождению практики. Инструктаж по технике безопасности на шлюпке, учебном судне. Выходы на шлюпке ЯЛ-6.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание инструктажей по технике безопасности

 

Инструкция по технике безопасности при эксплуатации шлюпок

 

Каждый обучающийся по программе «Я выбираю море» должен знать и выполнять следующие требования:

 

1. Надводный борт шлюпки (лодки) при полной нагрузке должен составлять не менее 0,3 высоты борта.

2. Перед каждым спуском шлюпки на воду нужно установить на место спускную пробку, осмотреть корпус и убедиться в отсутствии водотечности.

3. Спуск шлюпок на воду и отход от берега (борта судна) должен производиться только с разрешения педагога. Обучающиеся, находящиеся в шлюпке, должны быть в спасательных жилетах.

4. Перед посадкой и высадкой педагог должен установить очередность посадки (высадки) пассажиров (гребцов), предупредить их об осторожности и каждому при посадке указать место.

5. Посадка – высадка обучающихся разрешается после того, как шлюпка будет надежно ошвартована. Запрещается прыгать с борта в шлюпку.

6. Запрещается перевозить людей и груз, превышающий установленные нормы пассажировместимости и грузоподъемности для данной шлюпки, а также укладывать груз на банки и выше их уровня.

7. Обучающиеся должны размещаться в шлюпке так, чтобы не создавать крена или дифферента.

8. В шлюпке З А П Р Е Щ А Е Т С Я:

Стоять, сидеть на бортах и транцевой доске;

Ходить по банкам;

Держать руки на планшире при стоянке, подходе или отходе ее от борта судна или причала;

Перемещаться или меняться местами без разрешения педагога;

Наваливаться корпусом тела на румпель;

Ставить паруса, если шлюпка для этого не приспособлена или перегружена для плавания под парусом;

Допускать скопления воды;

Пользоваться открытым огнем.

9. Выход на шлюпке в штормовую погоду (при большой волне) разрешается только в исключительных случаях (оказание помощи судам, терпящим бедствие, спасение утопающих и т.д.);

10. Движение шлюпки должно осуществляться по возможности за пределами судового хода. Движение шлюпки в районе буксирных, якорных и швартовых канатов запрещается. Не разрешается также пересекать курс идущих судов или следовать параллельным курсом на близком расстоянии. Пересекать судовую волну на шлюпке следует курсом, перпендикулярным к фронту волны.

11. Во время буксировки шлюпки за судном руль должен быть вынут и закреплен в шлюпке, при этом находиться людям в шлюпке запрещается.

12. Каждый обучающийся (член экипажа) должен знать свое место и обязанности по тревоге «Человек за бортом», уметь грести, а также плавать.

13. В случае падения человека за борт ему надо немедленно бросить спасательный круг или нагрудник. Поднимать из воды человека в шлюпку следует с носа или кормы. При невозможности поднять человека без риска опрокидывания шлюпки следует, приняв все меры предосторожности отношении утопающего, отбуксировать его в ближайшее удобное место, где извлечь из воды.

 

Инструкция по технике безопасности при проведении стрельб

из пневматического оружия

 

Всегда обращайтесь с пневматическим оружием, как с заряженным и взведённым.

Никогда не направляйте оружие на то, во что не собираетесь стрелять. Ни в коем случае не направляйте оружие на людей!

Оружие всегда должно быть направлено стволом в сторону мишеней, при переноске - стволом вверх.

Никогда не держите палец на спусковом крючке, даже если оружие разряжено и не взведено. Палец касается спуска только после прицеливания. До этого его можно держать на предохранительной скобе.

Заряжать и взводить оружие можно только на огневом рубеже.

Контролируйте территорию на которой ведётся стрельба. При стрельбе в группе не допускайте, чтобы участники заходили за линию огневого рубежа (либо за линию дульного среза оружия, перпендикулярную линии стрельбы).

Не передавайте друг другу заряженное и (или) взведённое оружие.

Не оставляйте заряженное и (или) взведённое оружие.

Старайтесь не оставлять оружие без присмотра.

Не прикасайтесь к чужому оружию без разрешения владельца.

Не трогайте оружие, если в районе мишеней находятся люди. Даже если оружие не взведено и не заряжено.

Когда стрельба не ведётся (при перемещениях по стрельбищу) держите оружие открытым (с открытым затвором, с переломленным стволом), но не взведённым и не заряженным.

Перед стрельбой проверяйте техническое состояние оружия, затяжку крепёжных винтов.

Ремонт, настройка и проверка работоспособности оружия производится в специально отведённом месте с соблюдением всех мер безопасности.

Стрельбами руководит педагог, обучающиеся беспрекословно выполняют его команды, в противном случае отстраняются от стрельбы.

После окончания стрельб следует разрядить оружие и сдать его педагогу.

 

 

Инструкция по технике безопасности

при неполной разборке-сборке автомата Калашникова

 

Настоящая инструкция устанавливает правила техники безопасности при неполной разборке-сборке макета автомата Калашникова. В инструктаж включены пункты, которые применяются при разборке-сборке боевого автомата Калашникова для отрабатывания навыков, которые пригодятся обучающимся впоследствии, на службе в армии и флоте, либо при прохождении срочной службы в Российской Армии.

Перед началом соревнований убедиться в том, что автомат не заряжен.

В процессе разборки-сборки оружие не направлять на людей, независимо от того, заряжено оно или нет.

Немедленно прекратить разборку-сборку автомата по команде педагога.

Разборку-сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ним осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.

После отделения магазина, убедиться в отсутствие патрона в патроннике, для этого отвести рукоятку затворной рамы назад и осмотреть патронник.

При отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой.

Замыкатель газовой трубки поворачивать пеналом, надетым на выступ замыкателя газовой трубки.

По окончании разборки-сборки автомата, а также при передаче оружия другому человеку необходимо, прежде всего, убедиться в том, что оно не заряжено.

 

Обеспечение программы

 

п/п

Названия разделов и тем

Формы занятий

Приёмы и мето­ды организации образовательно­го процесса (в рамках занятия)

 

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Групповое, теоретическое

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение)

 

 

 

2

Краткая история флота России

Групповые, теоретические и практические занятия

Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций, демонстрация учебных фильмов.

Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал

Экран, проектор, компьютер.

Игра

3

Великие географические открытия

Групповые, теоретические и практические занятия

Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций, демонстрация учебных фильмов.

Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал

Экран, проектор, компьютер.

Круглый стол

4

«Адъюнктура» для юных моряков

Групповые и индивидуальные занятия

Проектная деятельность

 

Экран, проектор, компьютер.

Защита проекта

5

Участие в традиционных мероприятиях

Групповые и индивидуальные занятия, репетиции

Методы обучения действиям, репетиции.

Презентации, аудио и видеоматериалы,

Экран, проектор, компьютер, колонки

Участие в мероприятии

6

Экскурсии в профильные учебные заведения и на предприятия, в том числе в рамках Слетов юных моряков

Групповые

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение), технологии промышленного туризма и музейной педагогики.

Материалы, предоставленные принимающей стороной

Оснащение, предоставленное принимающей стороной

Рефлексия,

наблюдение

7

Знакомство с профессией

Групповое, теоретическое

Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций.

 

Презентация

Экран, проектор, компьютер.

Опрос

8

Основы лоции и навигации

Групповые, теоретические и практические занятия

Рассказ, дискуссии, объяснение, представление презентаций.

Плакаты, презентация, раздаточный материал

Экран, проектор, компьютер.

Зачет

9

Работа с картами и атласами

Групповые, теоретические и практические занятия

Технология проблемного обучения

Плакаты, презентация, раздаточный материал, карты, атласы

Экран, проектор, компьютер.

Зачет

10

Устройство судов

Групповые, теоретические и практические занятия

Рассказ, объяснение, представление презентаций, технология музейной педагогики

Плакаты, видеоматериалы, презентация, раздаточный материал, ресурсы музея МОУ ДО «Детский морской центр»

Экран, проектор, компьютер, ЯЛ-6, учебные суда, модель ЯЛ-6, модели судов.

Зачет, игра

11

Связь на флоте

Групповые практические и учебно-тренировочные занятия

Методы обучения действиям, игровой метод, технология проблемного обучения

 

Презентации, видеоматериалы,раздаточный материал, плакаты, билеты, тексты

 

Флажки, зеркало, телеграфный ключ, экран, проектор, компьютер

Сдача нормативов, зачет

12

Такелажное дело

Групповые практические и учебно-тренировочные занятия

 

Методы обучения действиям, игровой метод.

 

Плакаты

 

Штерты, банки

Сдача нормативов

13

Общевойсковая подготовка

Групповые практические и учебно-тренировочные занятия

Методы обучения двигательным действиям.

Плакаты

 

Тир, макет автомата Калашникова,пневматическое оружие,

Сдача нормативов, смотр

14

Выходы на учебных судах.

Групповые практические и учебно-тренировочные занятия

Методы обучения действиям, тренировочные занятия.

 

ЯЛ-6

 

15

Инструктажи по технике безопасности.

Групповые теоретические учебно-тренировочные занятия.

Методы обучения действиям, тренировочные занятия.

Плакаты

 

Зачет

 

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный моряк»

 

Контрольно-измерительные материалы

 

Мониторинг образовательных результатов

 

Задача

Критерий

Показатель

Метод

Познакомить обучающихся с наиболее яркими страницами истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий

Уровень знаний в области истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий

Степень развития знаний в области истории развития флота и мореплавания в России, Великих географических открытий

Тест, кроссворд, опрос, интерактивная игра, круглый стол

Организовать усвоение специфических знаний из области морских профессий; обучить практическим умениям и сформировать навыки из области морских профессий.

Уровень знаний, умений и навыков в области морских профессий.

Степень развития знаний, умений и навыков в области морских профессий.

Тест, кроссворд, опрос, интерактивная игра, сдача нормативов, мастер-классы.

Количество соревнований по морскому многоборью, в которых обучающийся принял участие.

Соревнование.

Степень осознанного применения на практике полученных знаний.

Наблюдение. Проблемные ситуации.

Формировать и развивать интерес к занятию морским делом.

Уровень сформированности интереса к занятию морским делом.

Степень сформированности интереса к занятию морским делом.

Наблюдение.

Количество мероприятий морской направленности, в которых обучающийся принял участие.

Учет посещаемости.

 

Развивать мышления, памяти, внимания.

Уровень развитие мышления, памяти, внимания.

Степень развития мышления, памяти, внимания.

Тест, кроссворд, опрос, викторина, интерактивная игра.

Степень осознанного применения на практике полученных знаний.

Наблюдение. Проблемные ситуации.

Военно-патриотическое воспитание обучающихся.

Уровень сформированности военно-патриотической позиции обучающихся.

Количество военно-патриотических мероприятий, в которых обучающийся принял участие.

Учет посещаемости.

Степень развития военно-патриотической позиции обучающихся.

Наблюдение, проблемные ситуации, сюжетные и ролевые игры.

Воспитывать у обучающихся чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.

Уровень сформированности чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.

Степень развития чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом.

Наблюдение, проблемные ситуации, сюжетные и ролевые игры.

Количество мероприятий направленных на формирование чувства долга и ответственности перед товарищами и обществом, в которых обучающийся принял участие.

Учет посещаемости.

Формировать навыки планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности

Уровень сформированности навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности

Степень сформированности навыков планирования, сбора и обработки информации, навыка составления отчета посредством проектной деятельности

Наблюдение в ходе реализации проектной деятельности. Продукт и защита проекта.

В ходе реализации программы возникает необходимость определять степень усвоения детьми каждого из разделов программы. Принята следующая шкала оценок при проведении зачетов по видам многоборья:

 

По вязанию морских узлов:

В конце 1 модуля

«отлично» - правильно вяжет 6 морских узлов за 35 секунд

«хорошо» - правильно вяжет 6 морских узлов за 40 секунд

«удовлетворительно» - правильно вяжет 6 морских узлов за 45 секунд

«неудовлетворительно» - вяжет 6 морских узлов более чем 45 секунд

В конце 2 модуля

«отлично» - правильно вяжет 6 морских узлов за 30 секунд

«хорошо» - правильно вяжет 6 морских узлов за 35 секунд

«удовлетворительно» - правильно вяжет 6 морских узлов за 40 секунд

«неудовлетворительно» - вяжет 6 морских узлов более чем 40 секунд

За каждый неправильно завязанный узел оценка снижается на 1 балл.

 

По флажному семафору:

В конце 1 модуля

«отлично» - правильно принял 40 символов из 40 переданных.

«хорошо» - правильно принял 30 символов из 40 переданных.

«удовлетворительно» - правильно принял 20 символов из 40 переданных.

«неудовлетворительно» - правильно принял менее 20 символов из 40 переданных.

В конце 2 модуля

«отлично» - правильно принял 50 символов из 50 переданных.

«хорошо» - правильно принял 45 символов из 50 переданных.

«удовлетворительно» - правильно принял 40 символов из 50 переданных.

«неудовлетворительно» - правильно принял менее 40 символов из 50 переданных.

 

По стрельбе из пневматической винтовки:

В конце 1 модуля

«отлично» - выбивает 30 и более очков из 50.

«хорошо» - от 20 до 30 очков из 50.

«удовлетворительно» - от 10 до 20 очков из 50.

«неудовлетворительно» - менее 10 очков из 50.

В конце 2 модуля

«отлично» - выбивает 40 и более очков из 50.

«хорошо» - от 25 до 40 очков из 50.

«удовлетворительно» - от 15 до 25 очков из 50.

«неудовлетворительно» - менее 15 очков из 50.

 

По истории Российского флота:

«усвоил» - может участвовать в беседе по изученным темам. Приводит конкретные факты, называет даты, персоналии.

«не усвоил» - не может участвовать в беседе по ранее пройденным темам.

 

По устройству шлюпки (корабля):

«отлично» - правильно показать 50 элементов их устройства из 50 заданных.

«хорошо» - 40 элементов из 50.

«удовлетворительно» - 25 элементов.

«неудовлетворительно» - менее 25 элементов.

По истории великих географических открытий:

«усвоил» - может участвовать в беседе по изученным темам. Приводит конкретные факты, называет даты, персоналии.

«не усвоил» - не может участвовать в беседе по ранее пройденным темам.

 

По строевой подготовке:

«удовлетворительно» - умеет выполнять простейшие команды в строю, на месте и в движении, соблюдает дисциплину строя.

«неудовлетворительно» - не умеет выполнять команды, не соблюдает дисциплину строя.

 

Предложенная шкала оценок предназначена для преподавателя. С её помощью он может определить результативность своей деятельности в ходе реализации программы «Юный моряк». При объявлении результатов обучаемым он может корректировать уровни этой шкалы в ту или иную сторону с учётом воспитательного эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников.

 

Список литературы, использованной при написании программы и рекомендованной педагогам:

 

Афанасьев, И.И. Морская практика [Текст] / И.И. Афанасьев - Морской транспорт,1986. – 723с.

Барбашев, Н.И. К истории мореходного образования в России [Текст] / Н.И. Барбашев -   М.: Акад. наук СССР, 1959. - 216 с.

Белавин, Н.И. Авианесущие корабли [Текст] / Н.И. Белавин – М.: Патриот, 1990. – 216 с.

Военно-морской словарь [Текст] / - М.: ВИ, 1990. – 542 с.

Вьюненко, Н.П. Военно-морской флот: роль, перспективы развития, использования [Текст] / Н.П. Вьюненко, Б.Н. Макеев, В.Д. Скугарев - М.: ВИ, 1988. – 272 с.

Грищук, П.А. Военно-морской словарь для юношества [Текст] / П.А. Грищук - ДОСААФ, 1988. – 624 с.

Доценко, В.Д. История военно-морского искусства [Текст] / В.Д. Доценко - М.: Эксмо, 2005. – 841, [2] с.

Дыгало, В.А. Откуда что на флоте пошло [Текст] / В.А. Дыгало - М.: Прогресс, 1993. – 105 с.

Дыгало, В.А. Российский флот: три века на службе Отечеству [Текст] / В.А. Дыгало – М.: Вече, 2007 – 368 с.

Замоткин, А.П. Морская практика для матроса [Текст] / А.П. Замоткин - М.: Транспорт, 1993 – 282 с.

Золотарев, В.А. Российский военный флот на Черном море и в Восточном Средиземноморье [Текст] / В.А. Золотарев, И.А. Козлов - М.: Наука, 1988 – 208 с.

Золотарев, В.А. Флотоводцы России [Текст] / В.А. Золотарев, И.А. Козлов – М.: Терра, 1998 – 464 с.

Иванов, Л.Н. Шлюпка [Текст] / Л.Н. Иванов,  И.И. Хомяков, Н.П. Вдовиченко, И.А. Загарин  - М.: ВИ,1976 – 184 с.

История Российского флота [Текст] / М.: Эксмо, 2015 - 672 с.

Корабельный Устав ВМФ [Текст] / ВИ, 1978

Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусом [Текст] / Судостроение, Л., 1989

Морской энциклопедический справочник, ч. 1, II. Под редакцией академика Исанина Н.Н. [Текст] / Судостроение, Л., 1986

Новожилов В.А. Морская педагогика [Текст] / Военная книга, 1956

Нужнов Е.И., Сидоренко А.В. МППС-72 и извещения мореплавателям в вопросах и ответах [Текст] / Транспорт, М, 1984

Петров Н.И. История военно-морского флота России [Текст] / Воениздат, Л., 1973

Порецкая Р.Э. Орфографический морской словарь [Текст] // ВИ, 1984

Правила плавания по внутренним водным путям РФ [Текст] // М, 2002

Серебряный Н.С. Справочник сигнальщика [Текст] // ВИ, 1987

Серков В.А. и др. Военно-морской протокол и церемониал [Текст] // ВИ, М.,1986

Скрягин Л.Н. Морские узлы [Текст] // Транспорт, М, 1994

Типовая программа обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной Инспекции по Маломерным Судам МЧС России [Текст] // М, 2005 г.

Фирсов И.И. Петра творенье [Текст] //Молодая гвардия, М, 1992

Шапиро Л.С. Самые быстрые корабли [Текст] // Судостроение, Л., 1989

Шнейдер И.Г., Белицкий Ю.Г. Модели Советских парусных судов [Текст] // Судостроение, Л., 1990

Эссен А.Э. Памятка юного моряка [Текст] // Воениздат, 1977

Юный моряк- типовая государственная программа [Текст] М., 1978

Яковлев И.И. Корабли и верфи (Очерки истории Отечественного судостроения) [Текст] // Судостроение, Л., 1970

Яковлев И.И. Морские сражения русского флота [Текст] // ВИ, 1994

 

Список литературы, рекомендованной учащимся:

 

Вершинин Н.А. Юному моряку о подводной лодке: ООО Бизнес-пресс, - 92 с.

Грищук П.А. Военно-морской словарь для юношества: ДОСААФ, 1988 – 544 с.

Доценко В.Д. История военно-морского искусства: Эксмо, М, 2005 – 1642 с.

Дыгало В.А. Откуда что на флоте пошло: Прогресс, М, 1993 – 352 с.

Золотарев В.А., Козлов И.А. Флотоводцы России: Терра, М, 1998 – 464 с.

Иванов Л.Н. и др. Шлюпка: ВИ, М.,1976 – 230 с.

История Российского флота: Эксмо, М, 2015 – 697 с.

Овчинников В.Д. В служении отечеству: Дебют, Ярославль, 1993. – 96с.

Скрягин Л.Н. Морские узлы: Транспорт, М, 1994 – 134 с.

 

Список литературы, рекомендованной родителям:

 

Военно-морской словарь: ВИ, М.1990 – 558 с.

Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусом: Судостроение, Л., 1989 – 232 с.

Морской энциклопедический справочник, ч. 1, II. Под редакцией академика Исанина Н.Н.: Судостроение, Л., 1986 – 512 с.

 

Интернет-ресурсы

 

http://coollib.net/b/249700/read

http://brvo.narod.ru

 

 

15

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.