Дополнительная программа художественной направленности «Волшебная кисть» для детей с ОВЗ и инвалидностью
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» (Мир правополушарного рисования) относится к художественной направленности программ дополнительного образования детей. Программа составлена на основе нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
-Федеральный проект: «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ( протокол от 3 сентября 2018г. №10);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.»;
-Стратегия развития и воспитания Российской Федерации на период до 2025г, утвержденная Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09 – 3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
-Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015г. №535;
-Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 30.08.2019г. №1283 «об утверждении методических рекомендаций « Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Алтайском крае»»;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам «утв. приказом Министерства РФ от 27.07.2022 года №629»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р);
-Письмо министерства просвещения РФ от 19 августа 2022 года №06-1129 «Об адаптивных дополнительных общеразвивающих программах»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 года № ВК – 641/09 «О направлении методических рекомендаций»;
-Закон Алтайского края от 04 сентября 2013 года №56-ЗС об образовании в Алтайском крае (с изменениями на 31 октября 2022года);
- Устав МБУ ДО «Баевский ЦДТ и ПО»;
- Основная образовательная программа дополнительного образования МБУ ДО «Баевский ЦДТ и ПО».
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. В нашем обществе основными критериями отношения к труду, людям, окружающему миру всегда были, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящую оценку даже самому яркому профессиональному мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
Образовательная деятельность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебная кисть» (Мир правополушарного рисования) направлена на:
Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
Удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на организацию свободного времени обучающихся;
Адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
Профессиональную ориентацию обучающихся;
Выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
В работе при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Личностно-ориентированный подход:
Гуманистическая направленность образования выражается идеями:
Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;
Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Уровень освоения программы: стартовый
Направленность программы: художественная
Дополнительность программы заключается в использовании методики нетрадиционной изобразительной деятельности, не применяемой в качестве отдельного предмета в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.
Актуальность программы заключается в создании условий для проведенимя занятий, на которых дети с ОВЗ смогут притворить в жизнь собственный творческий потенциал, выявление и развитие творческих способностей ребенка не зависимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и не традиционных техник рисования. Данные занятия помогут развить воображение, любознательность, а так стимулируют творчества. Это способствует развитию речи, произвольного внимания памяти, что очень важно для детей с нарушение речи, задержкой развития.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития.
Инновационность программы заключается в возможности быстрый – уже с первых занятий — положительный результат в развитии творческих изобразительных способностей.
Отличительная особенность. Программа имеет модульную структуру. Состоит из двух модулей.
1-ый модуль «Воспоминания о лете» включает разделы: «Введение в мир правополушарного рисования» (10 часа), «Воспоминания о лете» (20 часов), «Краски осени» (34 часов), «Зимняя сказка» (32 часов). Всего —96 учебных часов.
2-ой модуль «Как прекрасен этот мир, посмотри!» включает разделы: «Виды фонов в правополушарном рисовании» (10 часа), «Как прекрасен этот мир, посмотри!» (32 учебных часов), «Весна-красна» (58 часов), «Это – Родина моя» (20 часов). Всего — 120 учебных часов.
Каждый из модулей Программы может использоваться в качестве самостоятельной краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы или как составная часть программ дополнительного образования художественной направленности.
Деление учебного плана каждого модуля на разделы позволяет совершать добор обучающихся (при наличии вакантных мест) на любой стадии реализации обучения без опасения, что обучающийся не освоит материал программы. Пропущенный материал программы может быть разработан отдельно для ребенка, с целью освоения полного курса (модуля) программы.
Педагогическая целесообразность.
Все большей популярностью в практике с изобразительной деятельностью в последнее время пользуются не традиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью, но, как правило, система образования сформировано так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которая, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки, является результатом такого интуитивного метода творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование, используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» (Мир правополушарного рисования) включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.
Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе.
Адресат программы: дополнительная адаптированная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» (Мир правополушарного рисования) предназначена для постоянного контингента смешанного типа, детей школьного возраста 7-14 лет, включая детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ, детей инвалидов).
Язык обучения: русский.
Объём программы: 216 часов.
Формы обучения и виды занятий: Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на развитие правого полушария головного мозга.
Формы и методы обучения:
словесный – подача нового материала;
наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
демонстрационный – показ моделей, предметов;
метод стимулирования познавательного интереса;
наблюдение и анализ;
иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Сроки и объем освоения программы: 216 учебных часов, 9 месяцев.
1-ый модуль —96 учебных часов, 4 месяца.
2-ой модуль —120 учебных часов, 5 месяцев.
Режим проведения занятий. Занятия с детьми проходят три раза в неделю по 2 академических часа (продолжительность 1 академического часа составляет 40 минут).
Зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам.
Наполняемость группы до 12 человек.
В случае пропуска занятий по причине производственной необходимости (праздничные дни, карантин) программа может быть выполнена за счёт корректировки календарного учебного графика (уплотнения тем).
ЦЕЛЬ — развитие художественно-творческих способностей обучающихся с ЗПР посредством изобразительной деятельности путем овладения приёмами правополушарного рисования.
ЗАДАЧИ:
Предметные задачи:
1) формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
4) развивать визуально — пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные задачи:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Личностные задачи:
1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
5) развивать природные возможности ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей и интересов;
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения дети должны владеть следующими компетенциями:
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
— основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
— основы цветоведения;
— основные и дополнительные цвета;
— цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
— контрасты форм;
— азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
— гармонию цвета;
— русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
Метапредметные
Обучающиеся будут уметь:
—смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
— соблюдать последовательность в работе;
— владеть основами перспективы основами цветоведения;
— правильно расположить предмет на листе;
— самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
— работать в технике правополушарного рисования;
Личностные:
Обучающиеся научатся:
— творчески подходить к выполнению работы;
— грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
— работать самостоятельно и в коллективе;
— организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
— радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий потенциал.
Коррекционные:
• будет сформировано умение контролировать собственное эмоциональное состояние; адекватно оценивать свои достижения;
• будет улучшение качеств познавательной сферы: внимания, памяти,
мышления, эмоционально-волевой сферы; улучшение мелкой моторики
и тактильного восприятия;
• будут сформированы коммуникативные навыки, позволяющие
успешно взаимодействовать с другими людьми, делиться своими мыслями,
эмоциями, впечатлениями.
Критерии оценки достижений воспитанников
Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
— высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период,
употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
— низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
—высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);
—низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Критерии оценки достижений обучающихся:
—высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);
—средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);
—низкий уровень — являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Модуль программы | Часы | Часы | Часы | Форма аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика | |||
1 | 1 модуль «Воспоминания о лете» | 96 | 32,5 | 63,5 | Выставка учебных и творческих работ обучающихся |
2 | 2 модуль«Как прекрасен этот мир, посмотри!» | 120 | 41 | 79 | Выставка учебных и творческих работ обучающихся |
| Всего | 216 | 73,5 | 142,5 | |
1 МОДУЛЬ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ»
«Введение в мир правополушарного рисования»
Учебный план первого модуля программы.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации/ контроля | ||||||
Всего | Теория | Прак тика | ||||||||
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (10 часа) | ||||||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 2 | 2 | | Беседа | Наблюдение, опрос | ||||
2 | Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) | 8 | 2 | 6 | Виртуальная экскурсия | Наблюдение, опрос. | ||||
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (20 часов) | ||||||||||
1 | Основные цвета. Фон вертикальный. Рисуем облака. | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
2 | Дополнительные цвета. Фон круговой «на лугу» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
3 | Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
4 | Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
5 | Радужный фон картины. «В горах» | 6 | 2 | 4 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
6 | «Дельфины» | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (34 часов) | ||||||||||
1 | Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
2 | Дары осени | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
3 | Грибное царство | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
4 | Создание вертикального фона. «Под дождём». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
5 | Создание кругового фона. «Таинственная ночь». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
6 | Осенний пейзаж (сельский и городской) | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
7 | Горный пейзаж | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
8 | Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
9 | Круговой фон. «Совушка». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
10 | Народное творчество «Хохлома» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
11 | Народное творчество «Гжель» | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
12 | Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (32 часов) | ||||||||||
1 | Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
2 | «Зимний лес» | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
3 | Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
4 | Рисуем ёлочку разными способами | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
5 | Ёлочные игрушки | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
6 | «Снегирь». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
7 | «Новогодняя открытка» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
8 | «Новый год». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
9 | «Северное сияние» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
10 | «Рождество» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||||
| Всего | 96 | 32,5 | 63,5 | | |
Ожидаемые результаты
К концу первого модуля обучения дети должны владеть:
— основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
— основы цветоведения;
— основные и дополнительные цвета;
— цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
— контрасты форм;
— азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
— гармонию цвета;
— русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
2 МОДУЛЬ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ!»
«Интуитивная живопись»
Учебный план второго модуля программы.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации/ контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (10 часа) | ||||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. | 2 | 2 | | Беседа | Наблюдение, опрос | ||
2 | Виды фонов в правополушарном рисовании. | 8 | 2 | 6 | Практическое занятие | Наблюдение, опрос. | ||
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (32 часов) | ||||||||
1 | Рисуем горы | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
2 | Открытка «Валентинка» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
3 | «Любопытный пингвинёнок». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
4 | Ёжик. Фон от середины | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
5 | «Золотые рыбки» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
6 | Подснежники | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
7 | Рисование смятой бумагой. «Непоседа» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
8 | Рисование отпечатками «Светлячки» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
9 | Поздравительная открытка к 23 февраля | 3 | 1 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
10 | Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
11 | Рисование «Мыльными пузырями» | 1 | 0 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
12 | Набрызг | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
13 | Кляксография | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (58 часов) | ||||||||
1 | «Мартовские котики». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
2 | «Цветы для мамы». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
3 | «Весенние мотивы» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
4 | «Весенние деревья» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
5 | «Сирень в вазе» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
6 | «На пруду». | 4 | 2 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
7 | «Цветущее дерево» | 4 | 2 | 2 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
8 | «Сакура». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
9 | .«Космос». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
10 | «Цветущие сады». | 6 | 2 | 4 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
11 | «Пасхальная открытка» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
12 | «Волшебный луг». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
13 | «Насекомые» | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
14 | «Одуванчики». Рисование ватными палочками. | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (20 часов) | ||||||||
1. | «Любимый край». | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
2 | Рисование «Птиц» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
3 | Рисование «Домашних животных» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
4 | «День Победы». | 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
5 | «Верные друзья» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
6 | Техника «Акварель по сырому» | 2 | 1 | 1 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа | ||
7 | «Лето! Ах, лето!» | 6 | 2 | 4 | Практическое занятие | Наблюдение, творческая работа. Выставка творческих работ. | ||
| Всего | 120 | 41 | 79 | | |
Обучающиеся будут уметь:
К концу второго модуля обучения дети должны уметь:
—смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
— соблюдать последовательность в работе;
— владеть основами перспективы основами цветоведения;
— правильно расположить предмет на листе;
— самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
— работать в технике правополушарного рисования.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Сроки реализации, количество учебных недель | Сроки реализации модуля (предмета), количество часов в неделю | Режим занятий | ||
Модуль 1 «Воспоминания о лете» | Модуль 2 «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | |||
01.09.2023-31.05.2024 36 недель | 01.09.2023-30.12.2023 | 08.01.2024-31.05.2024 | 1 занятие (45 минут) 7-8 лет – 30 минут |
Содержание учебного плана
1 МОДУЛЬ «Воспоминания о лете»
«Введение в мир правополушарного рисования» (96 часов)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (10 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).
Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (20 часов)
Тема 1. Основные цвета. Фон вертикальный. «Рисуем облака».
Теория
Грунтование, правильная компоновка рисунка на листе. Цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Рисуем облака» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Дополнительные цвета. Фон круговой. «На лугу».
Теория
Грунтование, правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «На лугу» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью кистей, работа с дальним и передним планами с помощью кистей.
Тема 3. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Грунтование, правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 4. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 5. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 6. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (34 часа)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. «Дары осени»
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Дары осени» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей.
Тема 3. Грибное царство.
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Грибное царство» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью кистей, работа передним планом с помощью кистей, прорисовка мелких деталей (шляпка, ножка).
Тема 4. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 5. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 6. Осенний пейзаж (сельский и городской)
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей.
Тема 7. Горный пейзаж
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «горный пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью пальцев, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей.
Тема 8. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 9. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 10. Народное творчество. «Хохлома».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Хохлома»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью кистей на листе бумаги, работа с прорисовкой растительного орнамента (травные элементы, растения, птицы, узоры на ветках).
Тема 11. Народное творчество. «Гжель».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание холодных цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Гжель»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью кистей на листе бумаги, работа с прорисовкой деталей.
Тема 12. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки , работа с передним планом с помощью наложения.
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (32 часа)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. «Зимний лес».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимний лес» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью кистей, работа с передним планом с помощью кисти.
Тема 3. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 4. Рисуем ёлочку разными способами.
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Ёлочка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью кистей (тычки), работа с дальним планом, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов, теней пальцами.
Тема 5. «Ёлочные игрушки».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «ёлочные игрушки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (прорисовка деталей) и ватных палочек.
Тема 6. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 7. «Новогодняя открытка».
Теория
Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новогодняя открытка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью широкой кисти, работа с фоном, работа с передним планом кистью (прорисовка деталей).
Тема 8. «Новый год».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).
Тема 9. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью и пальцами.
Тема 10. «Рождество».
Теория
Натюрморт. Круговой фон. Тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Рождество» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом кистью (свечи) и пальцами (игрушки, тени, блики).
2 МОДУЛЬ «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
«Интуитивная живопись» (120 часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (10 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Беседа.
Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория
Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (32 часа)
Тема 1. «Рисуем горы».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Рисуем горы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (горы), работа с передним планом (деревья) с помощью кисти.
Тема 2. «Открытка Валентинка».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Открытка Валентинка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом ( прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Любопытный пингвинёнок».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 4. «Ёжик. Фон от середины».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Ёжик» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона от середины с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища ежа из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 5. «Золотые рыбки».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 6. «Подснежники».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон.
Практика.
Выполнение рисунка «Подснежники» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней, работа с передним планом (рисование подснежников) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 7. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 8. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория
Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).
Тема 9. «Поздравительная открытка к 23 февраля».
Теория
Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «открытка к 23 февраля» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона, прорисовка деталей.
Тема 10. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная семейка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка – от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью).
Тема 11. Рисование мыльными пузырями.
Теория
Техника надува. Цветовые переходы. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка мыльными пузырями гуашью: работа с фигурами трубочками (прорисовка деталей кистью).
Тема 12. Набрызг.
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа кистью.
Тема 13. Кляксография.
Теория
Цветовые переходы. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка в технике кляксографии гуашью: создание рисунка с помощью клякс, прорисовка деталей кистью).
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (58 часов)
Тема 1. «Мартовские котики».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кисти.
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория
Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние мотивы».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние мотивы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев, цветов с помощью тычкования).
Тема 4. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 5. «Сирень в вазе».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
Практика.
Выполнение рисунка «Сирень в вазе» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью кистей, работа с передним планом (рисование кистью сирени, вазу).
Тема 6. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами.
Тема 7. «Цветущее дерево».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущее дерево» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 8. «Сакура».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.
Тема 9. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 10. «Цветущие сады».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 11. «пасхальная открытка».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Пасхальная открытка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки, работа с дальним и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 12. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 13. «Насекомые».
Теория
Круговой фон.
Практика.
Выполнение рисунка «Насекомые» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью кистей и пальцев, работа с передним, прорисовка деталей.
Тема 14. «Одуванчики».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Одуванчики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (20часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
Тема 2. Рисование «Птиц».
Теория
Сюжет. Контраст. Силуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон.
Практика.
Выполнение рисунка «Птицы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение птиц), прорисовывание кистью силуэта птицы.
Тема 3. Рисование «Домашних животных».
Теория
Сюжет. Контраст. Силуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон.
Практика.
Выполнение рисунка «Домашние животные» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение животных), прорисовывание кистью силуэта животных.
Тема 4. «День Победы».
Теория
Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика.
Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.
Тема 5. «Верные друзья».
Теория
Сюжет. Контраст. Силуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.
Практика.
Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 6. Техника «Акварель по сырому».
Теория
Пейзаж. Теплые и холодные цвета.
Практика.
Выполнение рисунка «акварель по сырому» акварелью: нанесение слоя краски на бумагу обильно смачивая водой.
Тема 7. «Лето! Ах, лето!».
Теория
Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.
Условия реализации программы
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:
информационно — методического;
материально — технического.
Информационно – методическое обеспечение.
дополнительная общеразвивающая программа «Правополушарное рисование»;
методические пособия;
конспекты занятий;
дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
презентации;
индивидуальный раздаточный материал;
литература: для педагога, для детей, для родителей.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 12 рабочих посадочных мест);
-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ кисти – 5 шт., (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10), бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения), бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов (3 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт. на весь курс обучения), ватные палочки 91 упаковка), влажные салфетки; малярный скотч (2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.
— работы обучающихся и педагога; иллюстративный материал.
— технические средства обучения: компьютер.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль.
— текущий — в середине учебного года (декабрь-январь),
— итоговый – в мае.
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Итоговая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
Посещаемость занятий в течение отчетного периода — 1-3 балла
Качество исполнения творческих работ — 1-3 балла
Творческий подход — 1-3 балла
Освоение техник рисования — 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-9 баллов
Низкий до 5 баллов
Методические материалы
Программа«Волшебная кисть» (Мир правополушарного рисования) имеет сложную структуру и включает в себя 2 модуля. Продолжительность обучения 72 учебных часа. В основу Программы заложены принципы:
— принцип поэтапности «погружения» в программу (самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);
— принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний));
— принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения);
— принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений);
— связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребѐнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество).
— принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками;
— индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы организации образовательного процесса
— Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
— Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
— На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.
В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.
Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Программой предусмотрено:
социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;
Раннее профессиональное просвещение.
Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника — мастера появляется художественное произведение.
Сотрудничество педагогов.
Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.
Работа с родителями.
Линия воспитания и образования, которая намечена программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для обучающихся дошкольного возраста родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.
Воспитательная деятельность.
Цели, задачи, целевые ориентиры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения;
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания детей заключаются в усвоении ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретении соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Для решения задач воспитания при реализации образовательной программы необходимо создавать
и поддерживать определённые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества.
Ценностно-целевую основу воспитания детей составляют целевые ориентиры воспитания как ожидаемые результаты воспитательной деятельности в процессе реализации программы.
Целевые ориентиры воспитания условно разделяются на две группы: основные и дополнительные.
Основные целевые ориентиры определяются на основе российских базовых конституционных ценностей с учётом целевых ориентиров результатов воспитания обучающихся, что обеспечивает единство содержания воспитания, воспитательной деятельности, воспитательного пространства.
Дополнительные целевые ориентиры воспитания обусловлены содержанием и формами реализации конкретной программы с учётом образовательных потребностей детей, их семей, родителей (законных представителей) в развитии у детей различных способностей и позитивных личностных качеств, особенностей региональных и местных социокультурных условий дополнительного образования детей. Дополнительные целевые ориентиры не должны противоречить основным целевым ориентирам, основанным на российских базовых конституционных ценностях.
Основные целевые ориентиры воспитания на основе российских базовых (конституционных) ценностей направлены на воспитание, формирование:
— для программы художественной направленности: уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства; интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности; опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания.
Дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер и ориентировано на свободный выбор таких видов и форм воспитательной деятельности, которые способствуют формированию и развитию у детей индивидуальных способностей и способов деятельности, объективных представлений о мире, окружающей действительности, внутренней мотивации к творческой деятельности, познанию, нравственному поведению.
В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют
в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке и спорте, о художественных произведениях и архитектуре, о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников, героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения.
Практические занятия детей (тренировки, репетиции, конструирование, подготовка к конкурсам, соревнованиям, туристическим походам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки выступления, презентации проектов и исследований, туристические слёты — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Условия воспитания, анализ результатов
Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция предпрофессинальной и начальной профессиональной подготовки детей.
Главным организующим началом в учреждениях дополнительного образования является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм.
Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки, конкурсы и другие формы.
Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности (техническая модель, исследовательская работа, проект, декоративно-прикладное изделие, сыгранная роль, исполненное произведение и т. д.).
С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка – с другой.
Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими.
Чаще всего педагоги дополнительного образования – творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе.
В личности педагога дополнительного образования, как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами профессионалами.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.
Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие:
- Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов.
- Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях – художественной, музыкальной технической, спортивной, экологической и многих других.
Часто, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, ребенок осознанно выбирает будущую профессию и начинает готовиться к ней. На уровне начальной профессиональной подготовки дети имеют возможность углубления знаний, умений и навыков в конкретной профессии, постепенного приспособления, привыкания новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места. Освоение будущей профессии часто совершенствуется в процессе участия детей в производственной деятельности учреждений дополнительного образования.
Одной из важнейших в деятельности педагога дополнительного образования является задача формирования у учащихся элементов творческого мышления, интеллектуальной активности, творческой фантазии, эмоционального восприятия мира. Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его профессионального самоопределения и саморазвития. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей – включение их в активную творческую деятельность с самого раннего возраста, предоставление им возможности самостоятельного творчества, включение в эксперимент, создание условий для моделирования и конструирования.
Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.
Календарный план воспитательной работы
№ | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения |
1 | День знаний | 1 сентября | Торжественная линейка. Музыкально-поздровительная открытка |
2 | День народного единства | 4 ноября | Участие в конкурсе, мини выставки. |
3 | День матери в России | 28 ноября | Участие в конкурсе, праздничной программе |
4 | День неизвестного солдата | 3 декабря | Участие в конкурсе, выставки творческих работ. |
5 | День Героев Отечества | 9 декабря | Линейка Памяти. Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» |
6 | День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | 27 января | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» |
7 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 15 февраля | Линейка памяти.Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» |
8 | День защитника отечества | 23 февраля | Участие в конкурсе, выставки творческих работ. |
9 | Международный женский день | 8 марта | Участие в конкурсе, праздничной программе, мини выставки. |
10 | День воссоединения Крыма с Россией | 18 марта | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» «0км до Крыма» |
11 | День космонавтики | 12 апреля | Участие в конкурсе, выставки творческих работ. |
12 | Всемирный день Земли | 22 апреля | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» |
13 | Праздник Весны и Труда | 1 мая | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых», в проекте «Сад Памяти» |
14 | День Победы | 9 мая | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых», «Окна Победы». Участие в конкурсе |
15 | Международный день семьи | 15 мая | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых», выставки творческих работ. |
16 | День детских общественных организаций России | 19 мая | Участие в мероприятии РДДМ «Движение Первых» |
17 | День защиты детей | 1 июня | Участие в праздничном концерте. |
Литература:
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005
Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998.
Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.