12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Булатова Татьяна Юрьевна168
Живу и работаю в г. Хабаровске методистом, педагогом - психологом в учреждении дополнительного образования ДТДиМ "Северное сияние"
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Управление образования города Хабаровска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние»

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная,

общеразвивающая программа

«Военно-историческая миниатюра»

 

 

Направленность: Художественная

Уровень программы: Базовый

Возраст обучающихся: 9-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Авторы - составители:

Барсук Евгений Анатольевич педагог дополнительного образования, Булатова

 

 

 


 

Хабаровск,

2023

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Цели и задачи программы…………………………………………………8

Учебный план………………………………………………………………9

Содержание программы…………………………………………………..10

Планируемые результаты………………………………………………...19

РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы …………………………………………21

2.2. Формы аттестации ………………………………………………………...22

2.3. Оценочные материалы …………………………………………………….23

2.4. Методическое обеспечение……………………………………………….23

2.5. Список источников………………………………………………………...26


 


РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Дополнительная образовательная программа «Военно-историческая миниатюра» имеет художественную направленность, является авторской приказ 30.05.2017г № 149 П КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ «Об итогах краевого конкурса дополнительных, общеразвивающих программ и учебно- методических материалов по всем направленностям и организации летней занятости детей».

Программа «Военно-историческая миниатюра» разработана в соответствии с нормативными документами:

ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Письмо от 18 ноября 2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «По проектированию дополнительных общеразвивающих программах (включая разноуровневые программы)»;

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования до 2030 года»;

- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. №1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»,

- Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года;

- Постановление администрации г. Хабаровска от.25.10.2019 г. №3501» Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории городского округа «Город Хабаровск»;

- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние».

         Современному обществу и государству необходимы духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитавшие традиции своих дедов, прадедов, готовые в любое время встать на защиту своего Отечества и своего народа. Только непосредственно соприкоснувшись с исторической памятью русского народа, с героическим прошлым страны мы можем помочь подрастающему поколению по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества. Увлекательный способ знакомства с историей, доступный каждому, один из видов художественно - технического творчества военно – историческая миниатюра является одним из эффективных средств воспитания ребенка.

Военно – историческая миниатюра не только зарождает интерес к истории, приобщает к историческому наследию своей страны, но и способствует становлению у подрастающего поколения базовых ценностей, таких, как любовь к Родине, чувство гордости за историческое свершение народа. Программа «Военно- историческая миниатюра» направлена на воспитание и развитие личностных качеств, творческих способностей ребенка в практической деятельности. Опора на богатое культурное и историческое наследие, как источнику важной эмоциональной составляющей, в различных видах творческой деятельности обеспечивает патриотическое, духовно – нравственное, эстетическое и трудовое воспитание ребёнка.

Актуальность программы в том, что она ориентирована на решение вопросов воспитания, стоящих перед государством, современным обществом и образованием в сфере формирования патриотического сознания подрастающего поколения России, как основы духовно-нравственного единства страны. А также обусловлена возросшим интересом детей и родителей к военно - исторической миниатюре как виду художественного творчества, которое все больше пользуется популярностью. Сегодня этот вид творчества перестал быть просто увлечением. История солдатиков становится все сложнее и многообразнее, а также исторически проверенным средством воспитания.

Новизна программы: Применяя проектные, исследовательские технологии, при реализации программы результатом творческой деятельности будет не только получение «продукта» (проекта), но и личностное развитие ребенка через осознание личностного смысла собственной деятельности и выражение своих идей в удобной для них творчески продуманной форме. Практико - ориентированный характер обучения непосредственно связан с самостоятельной деятельностью исследовательского, творческого характера.

Содержание программы включает помимо практической составляющей (создание миниатюр, военной техники, снаряжения, оружия, диорам), но и военную игру с ними, как важное средство обучения, развития и воспитания.

Педагогическая целесообразность программы в том, что ребенок руками и душой прикоснется к настоящему делу, почувствует свою причастность к тому, что делает, наполнит свою жизнь новым творческим опытом, качественно иным знанием и делом. Откроет для себя страницы исторического прошлого страны, российской армии, военной техники, героических подвигов воинов. В процессе разнообразной деятельности ребенок получит яркие впечатления и эмоциональные переживания, что будет способст­вовать развитию у него творческих способностей, личностных качеств. Попробует свои силы в исследовательской, проектной, творческой и игровой деятельности. Проявит самостоятельность, активность, творческую инициативу, ответственность при выполнениях заданий. Получит положительный опыт творческой самореализации, общения и взаимодействия с детьми и педагогом, что способствует их социализации и обретению опыта межличностного взаимодействия.

Отличительной особенностью программы

Выполняемые в ходе реализации программы проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Тематика проекта подбирается с учетом возможностей и интересов, обучающихся и не ограничивается только военно-исторической. Могут быть дополнительные темы: животные, предметы быта, оружие, средств защиты, костюм и много-много других увлекательных тем. Программа предполагает проведение военно-исторической игры. Именно через подготовку и проведение игры у ребят рождается потребность в стремлении к новым творческим достижениям, которая дает возможность ребенку использовать свои результаты работы в увлекательной для них игровой форме.

Программа имеет инвариантную и вариативную части: инвариантная основана на овладении учащимися основами исследовательской и проектной деятельности, а также различными техниками работы с определенными материалами (пластилин, текстиль, бумага и т.д.), вариативная – обеспечивается с одной стороны, выбором, учащимся темы проекта и изготавливаемого изделия по желанию (индивидуальный подход), с другой – выполнением работы разного уровня сложности (дифференцированный подход).

В программе представлена интеграция разных направлений: история, военная история, культура, природа, технология, изодеятельность.Воспитательная составляющая программы усиливается посещением музеев, выставок, исторических и памятных мест, связанных с историей Вооруженных Сил, встречами с ветеранами воин, вовлечением учащихся в гражданскую, патриотическую деятельность.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 9 - 14 лет. Набор обучающихся для занятий в творческое объединение происходит на добровольной основе в течение учебного года при наличии свободных мест, а также дополнительный набор на 2-3 год обучения. Для одарённых детей и для детей с ОВЗ возможен выбор индивидуального образовательного маршрута.

Программа построена, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей 9 - 14 лет. 

Объем программы и режим работы:

Период

Продолжительность занятий

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

2 часа

2

4

43

172

2 год обучения

2 часа

2

4

43

172

Итого по программе

344

Во время летних каникул учащиеся имеют возможность не прерывать занятия. Им предлагается летняя смена по программе ««Миниатюра своими руками», где они имеют возможность реализовать свои творческие возможности.

Режим занятий: Продолжительность и количество групповых занятий регулируется Уставом образовательного учреждения. Особенностью комплектования групп является их разновозрастной характер.

Наполняемость учебной группы: от 7 до 12 человек.

Согласно расписанию, проводятся занятия с перерывами на отдых. Время одного занятия 40 - 45 минут, с обязательным 10-минутным перерывом для проведения гимнастики для глаз и рук, а также физминуткой.

Форма организации занятий: групповая, работа в подгруппах, в парах и индивидуальная. Индивидуальная форма работы используется, главным образом, при работе с обучающимися, способными самостоятельно планировать работу и пользоваться литературными и документальными источниками.

Формы проведения занятий: практические, комбинированные занятия, занятие – игра (викторина, путешествие), занятие – соревнование, творческая - мастерская, занятие - инсценировка, занятие - конкурс, занятие презентация проекта, экскурсии.

Формы воспитания: рассказ, беседа, конкурс, игра, КТД, квест.

1.2 Цель:

Формирование патриотического сознания, развитие творческого потенциала ребенка средствами военно-исторической миниатюры.

Задачи:

Создать условия для эмоционального восприятия обучающимися героических событий отечественной истории;

Формировать гражданскую активность и чувства патриотизма, бережное отношение к историческому прошлому нашей страны, уважения к своему народу, к Вооруженным Силам, воинским профессиям, традициям Российской армии.

Способствовать развитию творческих способностей и личностных качеств: самостоятельность, активность, ответственность к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

Развивать интерес к исследовательской, проектной деятельности при изучении исторического прошлого своей Родины;

Формировать умения самостоятельной работы по поиску и обработке информации, решать творческие задачи во время выполнения работы и игры;

Содействовать развитию умения работать в команде, осознанию своей роли, своего вклада в достижении общей цели, результата;

Сформировать знания, умения и навыки работы, применяемые в военно-исторической миниатюре;

Способствовать приобретению знаний в информационных технологиях, умения работать на конечный полезный продукт.

1.3 Учебный план.

Первый год обучения

п/п

 

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

 

1

Вводное занятие

2

2

4

опрос

2

Основы техники безопасности

2

2

4

тест

3

Основы технологии и материаловедения

4

10

14

зачет

4

Настольные игры ВИМ

2

-

2

игра

5

Основы технологии изготовления фигур ВИМ

6

11

17

творческая

работа

6

Основы технологии изготовление костюма ВИМ

7

12

19

творческая

работа

7

Основы композиции диорамы

4

10

14

творческая

работа

8

Введение в историю древних славян

8

10

18

тест

9

Проектная деятельность и создание диорам

4

24

28

проект

10

Создание анимационного фильма

8

42

50

творческая

работа

11

Итоговое занятие

2

-

2

выставка

 

 

Итого:

49

123

172

 

Второй год обучения

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

всего

 

1

Вводное занятие

1

 

1

опрос

2

Техники безопасности

4

1

5

тест

3

Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре

3

1

4

зачет

4

Технология и материаловедение

10

24

34

зачет

5

Разбор и изучение правил игры ВАРТГЕЙМ

8

19

27

игра

6

Политическая и военная история Западной Европы в эпоху средневековья

8

24

32

тест

7

Политическая и военная история Древнерусского государства

8

23

31

тест

8

Проектная деятельность и создание диорам

8

28

36

проект

9

Итоговое занятие

1

1

2

выставка

 

Итого

51

121

172

 

 

1.4 Содержание программы:

Особенности организации образовательного процесса:

Первый год обучения – первый уровень «Младшая дружина». Он направлен на формирование у детей устойчивого интереса к изучаемой теме, создание основ, благоприятных для творческой деятельности. В этот период осваиваются простейшие приемы и навыки работы с материалом и инструментом в области практического воплощения замысла, закладываются основы самостоятельного творческого мышления.

Второй год обучения – второй уровень «Старшая дружина», где подготовка учащихся является достаточно глубокой и позволяет самостоятельно выполнять задания средней сложности, самостоятельно решать стандартные игровые задачи.

Первый год обучения

Вводное занятие.

Теория: Понятие военно-историческая миниатюра. Масштабы ВИМ. Виды ВИМ.

Практика: Выявление первичных навыков у ребят в лепке ВИМ.

2.Основы техники безопасности.

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места при работе с различными материалами.

Правила пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфилями, пинцетом, кисточкой.

Правила и техника безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

Электробезопасность: точильный станок и электролобзик.

Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре.

Зачет: теоретический зачет: проверка знаний в виде опроса, практический зачет: оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Кроссворд.

Практика: Оказания первой медицинской помощи при порезах, попадании химических веществ на кожу, в глаза, внутрь организма.

3. Основы технологии и материаловедения.

Теория: Виды материалов. Их свойства и возможности применения.

Методы работы с ними.

Практика: Способы ручной обработки пластилина. Изготовление не сложных аксессуаров из ткани, кожи, пластилина. Технология склеивания пластиковых, деревянных и металлических деталей. Технология обработки швов и стыков на фигурах и элементов костюмов. Техника и технология работы с различными видами краски: тушью, гуашью, акварелью, акриловыми красками.

Зачет: теоретический зачет: проверка знаний в виде теста, практически в виде выполнение одного или нескольких видов практических работ, рассматриваемых в этом блоке.

4. Настольные игры ВИМ.

Теория: Разбор и изучение правил игры ВИМ. Правила первого года. Боевые единицы, виды построения. Фронт, тыл, правый и левый фланги. Зона видимости. Расстановки войск, выделение резервного полка. Характеристики полка – подвижность, мощь, атака, защита, стрельба, движение, рукопашный бой.

Практика: 1 этап передвижение подразделения и отдельных фигур на игровом поле. Виды построения - в шеренгу, в ряд, в колонну, в линию, шаг с помощью кубика. Маневр на поле боя. Проведение атаки. Атаки: фронтальная, фланговая, неудавшаяся атака. 2 этап Стрельба. Определение попадания и пробивания доспехов. Ответная стрельба. Рукопашный бой. Определение победителя. Разбор игровых ситуаций.

5. Основы технологии изготовления фигур ВИМ.

Теория: Основы работы с скульптурным пластилином. Изготовление каркаса для композиции ВИМ. Работа с проволокой и инструментами.

Практика: Изготовление человеческого тела, природного ландшафта в миниатюре.

6. Основы технологии изготовление костюма ВИМ

Теория: Пошив костюма для ВИМ. Техника работы с инструментом.

Практика: Изготовление деталей ВИМ.

7. Основы композиции диорамы.

Теория: Диарама. Соотношение частей диорамы. Пропорции. Соответствие формы и содержания композиции. Соответствие выбранной тематике. Планирование сюжета. Изготовление основы диорамы ВИМ. Изготовление деталей общей диорамы. Установка фигур ВИМ на диораму. Изготовление ландшафта (поверхности), полевых фортификационных сооружений и моделей военной техники и фигур воинов в разных масштабах. Постановка композиции в общую диораму

Практика: Видео, презентация. Просмотр фото и видеоматериалов. Просмотр журналов, чтение литературы. «Экскурсия» по Интернет-сайтам для моделистов.

8. Введение в историю древних славян.

Теория: Изучение истории древних славян (политическая, экономическая, социальная, религиозная и военная сторона жизни славянских племен). Изучение истории военного дела древних славян. Борьба славян с нашествием готов и гуннов. Изучение военного костюма древних славян.

Практика: Работа с историческими документами, литературой, энциклопедических материалов (Интернет-ресурсы). Просмотр фото и видеоматериалов. Создание презентаций в программе Power Point, защита учащимися презентаций по выбранным темам.

Игра модель с известными историческими фактами: Участие славян в войске гуннов и поход в Римскую империю, Военные контакты славян с Византией и кочевыми народами Азии. Разыгрывание ситуации из походов древних славян.

Зачет: теоретический зачет: тестирование.

9.Проектная деятельность и создание диорам.

Теория: Выбор композиции каждым участником коллектива или группой в зависимости от темы будущего проекта. Обучение проектированию. Составление плана проектирование диорамы.

Практика: Подготовка к выполнению работ. Выбор масштаба миниатюры. Изготовление моделей. Окраска элементов диорамы. Защита проектов.

10. Создание анимационного фильма.

Теория: Сюжет для будущего анимационного фильма.

Практика: Фотопробы композиционный выбор. Пробы динамики фигур ВИМ. Съемки анимационного фильма. Работа с фигурами ВИМ. Монтаж и обработка снятого материала.

11.Итоговое занятие. Рефлексия. Подведение итогов работы за год и определение направлений деятельности на следующий учебный год.

Выставка.

Второй год обучения

1. Вводное занятие. Основные направления программы.

2. Основы техники безопасности. Изучается по аналогии с первым годом обучения.

3. Масштабы, применяемые в военно-исторической миниатюре.

Теория: Обзор игрового масштаба «40 мм» - его особенности, применение. Обзор фигур диорамного масштаба 1:35 («50 мм»), его особенности, применение.

При масштабе 1:35 фигурка солдат составляет 5 см. Фигурка солдата 1:72 составляет 2,5см. Масштаб 1:35 позволяет более детально рассмотреть экипировку солдата, форму одежды, ордена, медали, погоны, количество пальцев на руках, мимику лица, глаза, нос и т.д. Такой масштаб используют при выполнении миниатюр малого размера. Масштаб 1:72 применим для масштабных больших проектов, где необходимо показать какое-либо сражение.

4. Технология и материаловедение.

Теория: Металлы и сплавы, свойства олова и сплавов. Обработка олова и сплавов на его основе с помощью ручного инструмента. Работа со специальными видами клеев, лаков, красок, шпатлевок. Технология склеивания и шпатлевания стыков и швов деталей оловянных фигурок. Техника работы с эмалью – грунтовка поверхности, разведение эмали с помощью растворителя; Техника смешивания цветов; Технология окрашивания фигур кистью; наложение красок «одна на другую»; Совместимости эмали с другими красками. Составление схем и построение разверток несложных деталей с помощью чертежных инструментов

Практика: Работа с надфилем, наждачной бумагой, ручной дрелью, аппаратом «Гравер».

Изготовление рельефа местности (вместо картонного игрового поля), «посадка травы» на подставки фигур, аксессуары рельефа, посадку деревьев на игровом поле и создание «лесных массивов».

Построение схемы и развертки заготовок элементов рельефа местности.

Работы с линейкой, циркулем, транспортиром, измерителем. Работа с ножовкой, лобзиком, напильником, рубанком, стамеской, молотком.

Работа с проволокой, литниками, поролоном, опилками, разными природными материалами.

Зачет: теоретический зачет в виде тестов и практический в виде контрольного выполнения определенного вида работы.

5. Разбор и изучение правил игры ВАРТГЕЙМ

Теория: Повторение правил игры прошлого года. Правила игры второго года обучения. Понятие «рельеф местности» и его влияние на ведение боевых действий; «холм», «река», «брод», «переправа», «мост», «овраг», «ручей» и другие. Метательные машин на поле боя: баллисты, катапульты. Влияние рельефа местности на движение целых полков и отдельных воинов, влияние холмов, оврагов, ручьев

Практика: Способы преодоления – переправы, брода, наведения понтонных мостов, движения по каменным и деревянным мостам. Движение войск по дороге (марш). Движение по пашне, болоту, через лес, овраги, заросли кустарника и живые изгороди. Движения войск по пересеченной местности.

Использование метательных машин на поле боя. Разбор действий с баллистами, катапультами по алгоритму: передвижение, стрельба, определение потерь противника после залпа, защита метательных машин от действий неприятеля. Действие войск в рассыпном строю – движение атака противника, стрельба, построение войск в походную колону и боевой строй. Обустройство походного лагеря, дополнительные резервы, боезапас и его пополнение.

Зачет: проводится тренировочная игра, в ходе которой проверяется уровень знаний правил игры.

6. Политическая и военная история Западной Европы в эпоху средневековья.

Теория: Средневековье – идея и дух рыцарства. Зарождение и развитие рыцарства, его эволюция, вопросы традиции и обычаев рыцарства, рыцарскую культуру и быт. Понятия как верность присяге, верность Родине, воинский подвиг, героизм, мужество, честь, достоинство, воинский долг, «благородство» и связанный с этим комплекс качеств личности. Обряд посвящения в рыцари, проведение рыцарских турниров, поклонение «прекрасной даме». Феодальная иерархия, феодальная раздробленность, жизнь и быт средневекового замка, титулы и звания, деятельность рыцарских орденов. Призывной возраст и подготовка к службе; способы набора и комплектование армии; особенности военной службы; вооружение, экипировка и амуниция солдат; тактика различных родов и видов войск во время войны и сражений. Военные компании средневековья: походы викингов, завоевание Англии норманнами, междоусобные войны феодалов, крестовые походы, Столетняя война, война Алой и Белой розы.

Практика: Военно-исторической реконструкции: Битва при Гастингсе; битва при Хаттине; сражение у Тивериадского озера; битва при Арсуфе, сражение при Пуатье, битва при Креси; сражение при Азенкуре.

Игры со свободным сценарием, которыми изобилует эпоха.

Зачет: опрос учащихся по вопросам средневековья и рыцарства.

7. Политическая и военная история древнерусского государства.

Теория: Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. Рассказ о военной славе наших предков до того, как образовалось Русское государство. Военное искусство славян. Борьба русского государства с хазарами, печенегами, половцами. Вклад в борьбу с ними князей Святослава, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Борьба русского народа с монгольским нашествием и отражение агрессии европейских феодалов. Оборона русских городов Рязани, Владимира, Москвы, Торжка, Козельска, Киева от войск хана Батыя, Невская битва, Ледовое побоище. Выдающиеся полководцы и герои: Евпатий Коловрат, киевский воевода Дмитрий, князь Данил Галицкий, Александр Невский, Гаврила Алексич и др. Героизм русского народа в годину суровых испытаний. Битва на Куликовом поле.

Практика: Игры по сценарию, составленному детьми. Поход Святослава против хазар, многочисленные бои с печенегами и половцами, походы монголов в страны Европы.

Зачет: опрос учащихся

8. Проектная деятельность по созданию диорам.

Теория: Достоверность истории. Сбор информации: просмотр фотографий, кадров кинохроники, кадров художественных фильмов, где особое внимание обращается на боевую технику, поля сражений, жизнь и быт солдат, время года, форму одежды, фортификационные сооружения. Водные преграды, оружия и т.д.

- Выбор масштаба миниатюры.

- Планирование работы:

1.Вначале определяется время года и местность, где происходит действие. 2.Затем выбирается основание (подставка) под военно-историческую миниатюру.

3.Составление на бумаге схемы будущей военно-исторической миниатюры, где указываются объекты, ландшафт, техника, солдаты. Так как схема примерная, то во время работы она дополняется.

4.Выбор наборов солдат и аксессуаров (канистры, бочки, мешки с песком, стрелковое оружие, противотанковые ежи, противопехотные заграждения и множество других), необходимых для работы, выбор наборов техники и вооружения (танки, пушки, самолеты, полевые кухни и т.д.).

5. Подборка материала для создания поверхности миниатюры.

Практика: Реализация проекта:

1.Создание местности, фортификационные сооружения, блиндажи здания, огневые точки.

2.Определение с расположением обороняющихся и наступающих войск. 3.Окрашивание поверхности.

4.Дополнение деталями (трава, деревья, кустарники), по необходимости устанавливаются светодиодная подсветка для имитации огня.

5.Покраска солдат и боевой техники.

6.Расстановка фигур на заранее подготовленные места, закрепления их на местности с помощью клея, имитации пожаров и взрывов техники и зданий, дополнения миниатюры необходимыми элементами (кустарники, деревья, следы от техники, сугробы, костры и многое другое).

Зачет: творческая работа, проект.

9. Итоговое занятие. Рефлексия. Подведение итогов работы за год и определение направлений деятельности на следующий учебный год.

Выставка.

1.5 План воспитательной работы

Цель: создание условий для личностного развития ребенка.

п/п

Название мероприятия, события

формы воспитан

Сроки

проведен

Планируемый результат

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью

1

Дорога и мы

Беседа

в течение года

Повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.

2

Техника безопасности и правила поведения во время пребывания в учреждении; Правила поведения во время массовых мероприятий

Инструктаж

Сентябрь

Январь

Апрель

Готовность к грамотному поведению

3

Мобильный телефон

Беседа

сентябрь

Повышение уровень знаний о средствах профилактики телефонной зависимости.

4

Путешествие в страну здоровья

Квест–игра

октябрь

Повышение интереса детей к занятиям спорту;

5

Безопасный интернет

http://school34spb.ru/attachments/article/202/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%82%D0%B5.pdf

 

Интерактивная лекция

декабрь

Повышение осведомленности

о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

Духовно-нравственное воспитание

Цель: воспитывать ценностного отношения к себе и другим людям

6

Праздник День народного единства

Разговор

Ноябрь

Активизация личностного сопереживания

7

Библиотека

Экскурсия

январь

Осознание значимости чтения для личного развития

8

День Матери; 8марта

Выставка

Ноябрь,

март

Внимательное отношение к маме и бабушке, стремление им помогать.

9

День семьи

Интерактивная игра

Июнь

Уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношения к старшим и младшим

Эстетическое воспитание

Цель: развивать способность к эмоциональному восприятию прекрасного, эстетических чувств и представлений

10

Подарки к Международному Дню 8 Марта

Совет важных дел

март

Проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Приобретение опыта осуществления социально значимых дел.

11

Новый год у ворот

Праздник

Декабрь

Внимательное отношение ко всем членам семьи, развитие представлений о семейных ценностях и необходимости бережного отношения к традициям празднования Нового года. Уважение к традициям других народностей.

12

Открытие творческого сезона

Выставка

октябрь

Приобщение к историческому наследию

Получение опыта успешности и признания способностей

13

Закрытие творческого сезона ДТДиМ

Выставка

май

Экологическое воспитание

Цель: способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе

14

Парк Северный. Сбор материала для диорамы ВИМ

Поход

сентябрь

Правила поведения в природе. Положительное психоэмоционального состояние у детей.

15

Береги елочку

Беседа

декабрь

Эмоционально-положительное отношение к природе.

Расширение знаний о природоохранной деятельности

16

«Знатоки природы» посвященная Всемирному Дню Земли

Викторина

Апрель

Интерес к окружающему миру и стремление беречь природу

Гражданско- патриотическое воспитание

Цель: формировать патриотические чувства, нравственную и социальную активность на основе исторических ценностей

17

Посещение военно-исторического музея г. Хабаровска.

Экскурсия

ноябрь

Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся.

18

Просмотр патриотических фильмов: «Мой добрый папа»; "Полонез Огинского"; "Зеленые цепочки";

«Смелого пуля боится или Мишка принимает бой» и др.

Обмен мнениями

в течение года

Пробудить интерес к российскому кино, истории России. Сформировать у учащихся образ истинного патриота и защитника Родины. Вызвать эмоциональный отклик.

19

Страницы истории

Викторина

февраль

Интерес к изучению истории ВОВ

20

События Великой Отечественной Войны

кроссворд,

март

Уважительное отношение к героям ВОВ

21

Бессмертный полк

 

Акция

май

Познание своих корней, приучение их к уважительному отношению к старшему поколению и к истории своей семьи.

Приобретение опыта осуществления социально значимых дел

22

День России

Рассказ

июнь

Расширение знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);

Радостное праздничное настроение; Чувство гордости к Родине.

23

Посещение музеев https://rusmuseumvrm.ru/reference/news_category/virtualnie_vistavki/index.php

Выставки онлайн

в течение года

Восприятие музейных предметов как источников знания о прошлом

24

Музей Краснофлотского района

Урок - мужества

февраль

Интерес обучающихся к музею и его деятельности

25

«Государственные символы»

Викторина

июнь

Представления о происхождении государственных символов России, их основных функциях, символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага.

Интерес к истории и культуре родной страны и родного края.

26

Организация выставок, участие в конкурсах на патриотическую тематику

Выставки,

конкурсы

в течение года

Чувство ответственности и гордости за достижения страны, культуру

Трудовое воспитание

Цель: воспитывать желание творчески трудиться

26

Моя будущая профессия

Беседа

ноябрь

Ответственное отношение к труду

27

Наши творческие достижения

Презентация

в течение года

Подведение итогов собственной учебной деятельности, показать свои достижения

 

Работа с родителями

Цель: организовывать взаимодействие с семьей в целях гармоничного развития и воспитания здоровой личности ребенка

28

Тематические собрания для родителей

В течение года (по плану)

29

Регулярное информирование родителей (о успехах)

По плану работы

30

Работа родительского комитета

В течение года

32

Привлечение родителей к организации и проведению дел объединения (праздников, конкурсов, соревнований, акций…)

В течение года

33

«Роль семейного воспитания в формировании мотивации к обучению детей в творческом объединении»

Апрель

1.6 Планируемые результаты

Личностные:

будут проявлять:

Уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;

Ценностное отношение к достижениям культурного и исторического наследия России, к науке, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

Творческую активность, самостоятельность, ответственность при участии в различных мероприятиях военно-патриотической направленности;

Положительное отношение к труду и творчеству;

приобретут:

опыт участия в военно-исторических играх, в социально значимой деятельности;

Метапредметные:

смогут

планировать деятельность, решать творческие задачи и предвидеть результат;

анализировать, обобщать, делать выводы оценивать исторические факты и явления;

высказывать и обосновывать свою точку зрения, взаимодействовать с окружающимися;

применять игровые правила на практике при решении творческих задач

работать в команде, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

показывать результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект);

Предметные:

будут знать:

правила техники безопасности, безопасные приемы работы с инструментами и оборудованием;

требования к организации рабочего места;

основные инструменты, применяемые в работе;

свойства материалов;

основные термины и понятия, употребляющиеся в военно-исторической терминологии

основы технологии и материаловедения;

технические приемы изготовления и сборки аксессуаров и принадлежностей;

военно-исторические факты о деятельности полководцев и героев, знаменитые войны и сражения разных эпох;

правила военно-исторических игр;

будут уметь:

владеть навыками работы ручным инструментом;

владеть технологией покраски военно-исторических миниатюр;

использовать в речи термины, понятия и факты военной истории

собирать военно-исторические миниатюры;

составлять простейший чертеж деталей;

проводить военно-исторические игры с использованием сделанных моделей;

смогут:

осуществлять поисковую работу;

организовать самостоятельную исследовательскую работу;

анализировать собранные материалы в информационных источниках;

применять знания при решении как личностных, так и практических задач повседневной жизни.

 

РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

Занятия проходят на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г.Хабаровска «Дворец творчества детей и молодёжи «Северное сияние».

Материально – техническое обеспечение:

Учебный кабинет с хорошим освещением должен быть оборудован столами. Учитывая специфику деятельности, дети не должны сидеть тесно, чтобы не мешать друг другу во время работы и иметь возможность соблюдать технику безопасности. Столы и стулья должны быть удобны для занятий и сохранения здоровой осанки. Необходимо шкафы для хранения инструментов, заготовок, материалов для работы, место для экспонатов.

Информационное обеспечение:

компьютер 1 шт. 

принтер 1 шт. 

сканер 1 шт.

цифровая фотокамера – 1 шт.

телевизор 1 шт. 

интернет.

библиотека с набором популярной и специальной литературы.

видеофильмы и компакт-диски.

Программное обеспечение:

графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных, специализированное ПО для обработки собранного материала

Чертежные инструменты: 

линейка металлическая 1 шт; циркуль 5 шт; измеритель 5 шт; транспортиры 5 шт; рейсшина 2 шт; штангенциркуль 5 шт. 

Инструменты и материалы

аэрограф 4 шт. 

скальпель 15 шт. 

бумага наждачная

компрессор к аэрографу 2 шт. 

пинцеты (различной конфигурации) 20 шт. 

набор сверл от 0,1 – 5 мм 

гравёр 1 шт. 

нож канцелярский

плоскогубцы 5 шт. 

набор надфилей 5 комплектов 

набор резаков по дереву 3 комплекта 

ножовка по дереву ножовка по металлу

дрель ручная 3 шт. 

напильники 5 шт. 

полотно к лобзику и

лобзик 5 шт. 

бокорезы 10 шт. 

полотно к ножовке по металлу

 

 

Пластилин, олово, клей;

 

2.2 Формы аттестации:

Проводится промежуточная (декабрь-январь) и итоговая (апрель- май) диагностика обучающихся с целью определения уровня усвоения образовательной программы, её дальнейшей корректировки, определения путей достижения каждым ребенком максимального творческого и личностного роста.

Формы проведения аттестации: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, защита проектов, открытое занятие.

Оценка результатов освоения программы:

С учетом возможностей и способностей ребенку предоставляется выбор темпа и уровня освоения программы на основе поэтапного планирования и достижения результатов:

- участия в выставках, конкурсах на уровне объединения, образовательного учреждения;

- индивидуальных достижений в проектной, исследовательской деятельности;

- индивидуальных достижений в практической деятельности;

Приложение 3

Формой подведения итогов реализации данной программы является портфолио ребенка, где предусматривается хранение работ, отчетов, грамот, благодарственных писем.

2.3 Оценка результатов итогов работы по программе

Диагностика прогнозируемых результатов представлена в Приложение 4

диагностика

цель

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В. Байбородовой

Уровень мотивации к творческой деятельности;

 

Тест «Репка», или «Что во мне выросло?»

Определить изменения в развитии личностных качеств учащегося;

Педагогическое наблюдение

Позиция активности в обучении и устойчивого интереса ребенка к занятиям; Разнообразие умений и навыков;

Социометрия

Изучение межличностных отношений в ученическом коллективе

Методика личностной самооценки (Дембо-Рубинштейна)

Исследование самооценки

«Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптации Авериной, Щеблановой)

Определения особенностей творческого мышления учащихся

Портфолио достижений

Творческие достижения учащегося (выставки, конкурсы).

Игра «Кто больше запомнит»;

Методика Мюнстенберга;

Тест "Что лишнее?"

 

Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание).

Тест - задания (авторский), Опрос

Глубина и широта знаний по ВИМ;

Методика М.А. Манойловой «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности детей»

Выявление чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; забота об интересах Родины

Холодковой О.Г.«Самооценки нравственных качеств»,

Выявить уровень сформированности патриотического воспитания

 

2.4 Методическое обеспечение программы

Программа опирается на следующие принципы:

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. На занятиях создаются такие условия обучения и воспитания, в которых ребенок максимально реализовал бы себя (целостное развитие личности ребёнка).

Принцип доступности и систематичности обучения. На различных этапах обучения учитываются психологические особенности возраста детей и на этой основе подбор содержания, методов, приёмов и форм работы.

Принцип психологической комфортности. В учебном процессе создается раскованная, стимулирующая творчество атмосфера.

Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения.

Принцип индивидуального подхода. При организации работы с детьми учитываются их индивидуальные особенности: темперамент, характер, способности, склонности, мотивы, интересы.

Принцип от простого к сложному. В соответствии с этим построена вся программа с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному.

Креативный принцип. В процессе обучения педагог инициирует и поощряет потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии-при изучении нового

материала, при выполнении, различных практических работ и заданий;

Технологии развивающего обучения (игровые, проблемные, исследовательские) -– при проведении военно-исторических игр, занятий, викторин, конкурсов, бесед и выставок;

Технология проектного и исследовательского обучения - при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов;

Здоровьесберегающие технологии - создания здоровой атмосферы в объединении, благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха, приемы эмоциональной разгрузки, снятия физического и психического напряжения.

Технология КТД- совместная деятельность детей и взрослых при планировании (выдвижение идей, целей, выбор дела), подготовке (распределении, оформлении творческих сюрпризов), осуществлении(выполнение творческого задания, путешествие, игра), анализе дела (разговор по кругу). Подарок друзьям, трудовой десант, защита фантастических проектов, вечер путешествие, конкурс на лучший коллективный рисунок (на общую или свободную тему); на лучшую подпись под рисунком, спортивная игра.

Методы обучения:

Ведущим в обучении является метод творческих проектов, который и позволяет решать задачи, требующие интегрированного знания, исследовательского поиска.

Проектные методы: создание творческих работ; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

Объяснительно - иллюстративные, направленные на формирование знаний и образа действия (объяснение, беседа, лекция, дискуссия и др.);

Репродуктивный, для формирования умений и навыков, шагов освоения творчества (выполнение практических работ);

Проблемного изложения, эвристический, исследовательский

Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение,

беседа, диалог, инструктаж;

Методы практической работы: практические задания, упражнения (творческого и игрового характера);

Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото;

Исследовательские методы: работа в области военной истории, военного краеведения, истории нашего края, изучения биографий наших земляков, в различные годы оставивших существенный след в истории нашего Отечества; работу с литературой, с книгами, воспоминаниями, газетами, журналами и другими источниками с целью наработки материалов по исследуемой тем

Методы проблемного обучения: эвристическая беседа - постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций - постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися - поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др (необходимы для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполненным трудовым операциям и играм, формирование исследовательских умений, более полного и целостного освоения опыта творчества);

Метод игры: игры - дидактические, развивающие, познавательные,

компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра - конкурс, игра-путешествие, ролевая игра;

 

К программе разработаны:

Презентации «История возникновения военно-исторической миниатюры»; «Эволюция солдатиков»; «История военного костюма»

Тестовые задания

Карточки задания

Викторина «Страницы истории»

Военно-исторический кроссворд, посвящённый событиям Великой Отечественной Войны.

 

2.5 Программа реализуется в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком МАУДО «ДТДиМ» Приложение 1

 

2.6 Список источников:

Литература для педагога:

1. Арсеньев А.К.. Историческая миниатюра. Феникс, 2009.

2. Дэйв Эндрюс, Как делать игровой ландшафт, М., «Game Workshop», 2010г.

3.Концепция развития дополнительного образования детей.

4. Демченко В. Строим диорамы. 3-е издание, исправл. - М.: ООО Издательство "Цейхгауз" 2021.

4. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2015.

5. Ломзин А.Е., Жданкин А.М., Балов В.В., Куликов В.Н.Военно-историческая оловянная миниатюра. Москва, 2002.

6. Леонов О.Г. Русский военный костюм. Фонд «Русские витязи», 2019

7. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-мето-дическое пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.

8. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

9. Образовательная программа «Военно-историческая миниатюра» автор Скидан Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования МОСШ № 10, 2014.

10. Статья. Фестиваль педагогических идей. Методические рекомендации "Занятия в системе дополнительного образования" Максагина Елена Александровназав. методическим отделом

11. Нечволодов А.Д. Сказания о Русской Земле. – М.: «Эксмо», 2007 год.

12. Ряхина Е. Д. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Кучково поле, 2018.

13. Ушкалова А.И. Историческая реконструкция- основа военно-патриотического воспитания.// Дополнительное образование и воспитание, №10, 2014.

14. Епископ Николай (Погребняк). Полководцы Победы. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2020.


Список литературы для учащихся и родителей

1. Ардли Нил. Очевидец. Обо всем на свете. (справочный материал) Москва: Дорлинг Киндерсли, 1995 -2001.

2. Горелик М., Армии монголо-татар X-XIVвека, М., «ТМ», 2013 г.

3. Детская энциклопедия «Что, как, почему», Замки и крепости, М.,

Владис, 2016 г.

4.Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов – коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33, 1998 г.

5.Торопцев А., Киевская Русь.От Руси к России, М., Росмэн, 2018 г.

6. Торопцев. А.; И.Дзысь, И.Савченков, А.Капнинский

Киевская Русь: Исторические рассказы, Росмэн-Пресс, 2003.

7.Эндрю Макнейл перевод Л.Гальперштейн., Рыцарские войны (книга – игра из серии "Играем в сражения), М., Росмэн, 1995 г.

8.Энциклопедия «Древняя Русь». Белый город, под общей ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. 2014 г.

9. Энциклопедия История России Коминфо, 1997 ; 2002..

10. Журнал «Военные игры и миниатюры», М., «ТМ», 2003 – 2006 г.. http://journal.knigka.info/2009/04/25/voennye-igry-i-miniatjury.html 11.Шпаковский В.О. ,Рыцари: школьный путеводитель, С-Пб., «Тимошка», 2017 г.

12. Журнал для моделистов и коллекционеров. Модель – хит. Проект издательского дома «Техника молодежи». Москва, 2002-2008 г.

13. Все танки СССР: 1919-2021. Самая полная иллюстрированная энциклопедия, Эксмо, Редакция 1, 2021.

14. Военная техника. Полная энциклопедия, Эксмо,2017.

 

Электронные источники:

https://doriandecor.ru/drevnerusskie-miniatyury-xvi-xvii-vv-na-temu-gorodskogo-byta/ Древнерусские миниатюры XVI-XVII вв. на тему городского быта

http://www.diorama.ru/ Диорамы

http://www.museum.ru/ музеи России

http://fligel-rota.ru/miniature/ группа военно- исторической реконструкции

http://grandwar.kulichki.net/ Как наши деды воевали

 

 

 

 

 

 

0


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.