Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аккорд» (9–11 класс)

5
0
Материал опубликован 13 September 2023 в группе

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Болотнинский педагогический колледж»






Рассмотрена на заседании

педагогического (методического)

совета "__" _________202_ г.,

протокол № ________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от _____202_ г. № ____

Директор ГАПОУ НСО «БПК»

________________ В.С. Грибовский




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественной направленности

«Аккорд»

(базовый уровень)


Уровень освоения программы: базовый

Адресат программы: 16-18 лет

Срок реализации: 1 год

 





Автор-составитель:

Воробьева Марина Николаевна,

преподаватель профессиональных модулей

первой квалификационной категории











Болотное, 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка…………….………………………………...…3-5

Цель и задачи программы…………………………………………..5-6

Содержание учебно - тематического плана………………………..….6-7

Планируемые результаты освоения программы…………………...7-8


Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий»

Условия реализации образовательной программы………………...…..9

Методическое обеспечение………………………….............................9

Кадровое обеспечение…………………………………………….........10

Отслеживание и диагностика результата……………………………....10

Формы организации учебного занятия………………………….….10-11

Алгоритм организации учебного занятия……………………………...11

Рабочая программа воспитания ………………………………….…11-13

3. Список литературы

4. Приложения




















Раздел I. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аккорд» (далее - Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой самореализации обучающихся с учетом их возможностей и мотивации.

Нормативно-правовую основу программы составляют:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.

Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

Региональные нормативные акты:

Паспорт проекта «Успех каждого ребенка» на территории Новосибирской области» (утвержден 01.10.2018 г.).

Локальные акты:

Устав ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж»;

Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДЮ Болотнинского района Новосибирской области (Приказ №12 от 11.01.2020г, педагогический совет №2 от 28.12.2020г).

На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент,  как  гитара.

В основу программы «Аккорд» заложено гармоничное воспитание личности, думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии студентов, мы должны понимать, что душу человека можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Музыка – искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Занятия дают студенту возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре, знакомят с лучшими образцами классической, народной и современной музыки, с творчеством композиторов разных эпох, с музыкальными стилями и жанрами.

Актуальность программы    заключается в том, что при повышенном интересе студентов к этому популярному инструменту, они получают реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение студентов к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития.

Новизна программы  заключается  в возможности обучения студентов в малых группах, с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план программы предполагает учет индивидуальных возможностей каждого студента, его возрастных и психологических особенностей.

Отличительной особенностью программы  от других программ по игре на гитаре, например, программы «Музыкальный инструмент», шестиструнная гитара, автор – составитель, преподаватель отделения народных инструментов Романова Т.Х., 2019г., является то, что занятия проходят в малых группах и включают в себя освоение одного предмета – гитара. Кроме того, студенты изучают основы игры на гитаре, ориентируясь на аккорды, а не на нотные записи, что в свою очередь обеспечивает лучшему усвоению музыкальных навыков учащихся, ранее не занимающихся игрой на гитаре.

По уровню освоения программа является базовой.

Условиями успешного освоения всего объема материала программы являются:

системный подход к организации образовательного процесса, позволяющего повысить познавательный интерес к игре на шестиструнной гитаре, на основе индивидуального, дифференцированного подхода с учетом психофизических, художественных и личностных особенностей студентов;

комплексно-интегративный подход, учет межпредметных связей в освоении шестиструнной гитары;

создание эмоционально комфортной атмосферы на занятиях, активизирующей музыкальную деятельность студентов, способствующей эффективному формированию музыкальной культуры.

Программа адресована для студентов 16-18 лет. Ориентирована на обучение группы юношей и девушек, которые увлечены музыкой.

Учет возрастных особенностей.

Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Занятия игре на гитаре способствуют в юношеском возрасте развитию навыков усидчивости, целеустремленности, позволяют найти друзей по музыкальным интересам.

Объём и сроки освоения программы.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, предусматривает 36 учебных недель.

Общий объём программы рассчитан на 144 часа.

Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает очную форму обучения.

Количественный состав группы 10-12 человек, состав группы постоянный.

Режим занятий.

Режим занятий согласуется с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Каждое занятие - 40 мин.

Динамическая пауза между занятиями – 10 минут.

Форма проведения динамических пауз разнообразная - это могут быть подвижные игры, игры на сплочение, игры по желанию студентов.


1.2 Цели и задачи программы.

Цель программы: создание условий для музыкального развития студентов через игру на гитаре.

В ходе реализации этой цели решаются следующие задачи:

Личностные:

Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах бардовских, туристских и современных песен;

Прививать интерес и любовь к музыке;

Стимулировать студентов к созданию собственных песен;

Воспитывать целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительскую волю, артистизм;

Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, труду и искусству.

Метапредметные:

Приобщать студентов к концертной деятельности  посредством их участия в  конкурсах, концертах и фестивалях музыкального творчества;

Формировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека;

Формировать умения объективной оценки своих результатов.

Предметные:

Познакомить студентов с историей, устройством и художественно выразительными возможностями гитары;

Развитие  у  студентов музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);

Сформировать определенный объем музыкальных знаний, умений и навыков владения инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук);

Формирование художественно – образного мышления и музыкально слуховых представлений;

Развитие эмоциональности и выразительности.


1.3 Содержание учебно-тематического плана.

п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Знакомство с музыкальным инструментом.

2

1

1

3.

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

4

1

3

4.

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

10

2

8

5.

Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

30

8

22

6.

Изучение простых и легких песен.

89

10

79

7.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

8

8

-

Всего:

144

31

113


Содержание:

1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство со студентами. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж».

2. Знакомство с музыкальным инструментом (2 часа).

Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (4 часа).

Теория: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Практика: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.

4. Обучение основам техники игры на гитаре (10 часов).

Теория: Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений.

Практика:

1.Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.

2. Положение правой руки при исполнении упражнений.

3. Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата.

5. Учебно-тренировочные задания (30 часов).

Практика:

1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

3. Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

6. Изучение простых и легких песен (89 часов).

Теория:

1.Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.

2. Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Практика:

1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (8 часов).

Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.


1.4 Планируемые результаты освоения программы.

Личностные:

Сформирован ээстетический вкус на лучших образцах бардовских, туристских и современных песен;

Развитый интерес и любовь к музыке;

Умение и желание учащихся к созданию собственных песен;

Сформирована целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская волю, артистизм;

Стремление личности учащегося к познанию, творчеству, труду и искусству.

Метапредметные:

Приобщенность студентов к концертной деятельности  посредством их участия в  конкурсах, концертах и фестивалях музыкального творчества;

Сформированность к потребности в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека;

Сформированность умения объективной оценки своих результатов.

Предметные:

Знание истории, устройства и художественно выразительных возможностей гитары;

Развиты начальные навыки музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);

Сформирован начальный объем музыкальных знаний, умений и навыков владения инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук);

Сформирован начальный объем художественно – образного мышления и музыкально слуховых представлений;

Развиты начальные навыки эмоциональности и выразительности.




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы


2.1 Условия реализации образовательной программы.

Календарный учебный график.

Учебные недели – 36 недель.

Выходные дни – 02.01., 04.01., 08.03., 01.05., 08.05.

Календарный график в Приложении №3.


2.2 Методическое обеспечение.

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.

Кабинет оборудован столами и стульями. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

Материальное обеспечение, имеющееся для успешного проведения занятий:

столы, необходимое количество стульев;

шкафы для хранения методических материалов по игре на шестиструнной гитаре.

Инструменты и материалы:

гитара шестиструнная;

чехол для гитары;

струны (нейлоновые и металлические);

медиаторы;

тетради для записи песен.

Информационное обеспечение:

Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется необходимое количество литературы:

учебно-методические пособия, наглядно-дидактические пособия по игре на гитаре;

тематические папки по разделам программы;

тематические папки-песенники с разным репертуаром бардовских и современных песен;

сетевые образовательные ресурсы;

необходимое количество мультимедийных презентаций по темам программного материала.

internet - ресурсы для педагога (дата последнего обращения 25.08.2023):

«Все о гитаре» - https://pereborom.ru/vse-o-gitare/

«Гитара: строение инструмента, история, виды, техника игры» - https://muzinstru.ru/strunnye/gitara

«Аккорды для гитары» - https://tuneronline.ru/chords/

«Песни под гитару с аккордами»» - https://amdm.ru/

2.3 Кадровое обеспечение.

Реализацию данной образовательной программы осуществляет преподаватель, имеющий навыки игры на гитаре – Воробьева Марина Николаевна.

Воробьева Марина Николаевна является руководителем объединения «Аккорд» в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж". Образование – высшее, ООО «Инфоурок», программа «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых». Присвоенная квалификация «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (270 часов)., 2021 год. Имеется первая квалификационная категория «Преподаватель» (Приказ Минобразования НСО от 15.11.2022 № 2609).

Педагогический стаж: 10 лет.

Курсы повышения квалификации:

2019 год - ООО «Инфоурок», программа: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа);

2019 год - ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», программа «Инновационные подходы к организации учебного процесса в образовательных учреждениях СПО в условиях внедрения нового ФГОС» (108 часов);

2022 год – ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», программа «Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России» (36 часов);

2022 год - ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», программа «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (36 часов);

2023 год – Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования, ВДЦ «СМЕНА», программа «Организация воспитательной работы в образовательных организациях системы СПО 2023», (88 часов).


2.4.Отслеживание и диагностика результата.

Основным условием успешной реализации образовательной программы «Аккорд» является отслеживание её результативности. С этой целью проводятся: вводная диагностика (Приложение №1); итоговая аттестация (Приложения №2).

Целью вводной диагностики является выявление первоначальных умений и навыков студентов. В диагностику включены компоненты, отражающие область образовательной программы.

Итоговая аттестация позволяет подвести итоги обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Аккорд».

Важным показателем эффективности реализации образовательной программы является участие студентов во внутренних, муниципальных и региональных конкурсах музыкального творчества.


2.5.Формы организации учебного занятия.

Основной формой организации учебного процесса является занятие.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (студентам даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);

- фронтальная (работа ведётся со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);

- групповая (разделение студентов на группы для выполнения определённой работы, например: составление экспонатов выставки).


Методы обучения.

Для организации учебного процесса используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:

словесный (рассказ; беседа, объяснение, инструктаж);

наглядный (показ, демонстрация);

практический (выполнение упражнений с применением полученных знаний);

Педагогические технологии.

технология индивидуализации обучения;

групповые технологии.

В программу включены просмотры видео концертов по гитарному творчеству, с исполнением бардовских и современных песен.


2.6 Алгоритм организации учебного занятия.

Занятие в творческом объединении «Аккорд» для студентов СПО представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности участников: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение.

Структура учебного занятия:

Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса студентов через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Знакомство с практическими навыками игры на шестиструнной гитаре. Педагог готовит репертуар песен и их аккордное сопровождение.

Отработка практических навыков игры на шестиструнной гитаре.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, студентам предлагается использовать материал, информацию в своей музыкальной деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Контрольный опрос студентов по всему ходу занятия.


2.7 Рабочая программа воспитания.

Цель воспитательной работы в рамках данной программы - создание условий для достижения студентов необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого участника объединения.

Задачи:

Формирование дружного коллектива.

Формировать у студентов осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам, к музыкальному искусству.

Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.

Воспитательные средства:

высокая организация учебного процесса;

атмосфера взаимопомощи, поддержки;

дружный коллектив;

система морального стимулирования.

Основные воспитательные мероприятия:

соревновательная деятельность студентов и ее анализ;

проведение тематических праздников;

экскурсии и др.

Основными формами воспитательной работы являются:

систематическое привлечение студентов к воспитательным мероприятиям учреждения;

систематическое обсуждение коллективом итогов участия в соревнованиях;

создание традиционных ритуалов творческого объединения (дни именинника, награждение победителей конкурсов, экскурсий и т.п.).



Работа с родителями:

Работа педагога с родителями осуществляется, в основном, в форме родительских собраний и индивидуальных собеседований. По итогам собеседования принимается совместное решение о том, что будет делать педагог, а что будут делать родители для того, чтобы их ребенок мог успешно развиваться дальше и добиваться более высоких результатов.

Помимо этого, родители студентов посещают досуговые мероприятия, проводимых педагогом для творческого объединения. После мероприятий педагог совместно с родителями и студентами проводят анализ выступлений участников объединения.


План воспитательной работы в творческом объединении

п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Мини-выступления.

Выступления студентов с песнями под гитару.

В течении года

2.

«Новый год – 2023»

Выступления студентов с песнями под гитару.

декабрь

2.

«День Святого Валентина».

Выступления студентов с песнями под гитару ко «Дню Святого Валентина».

февраль

3.

«День Защитника Отечества».

Выступления студентов с песнями под гитару ко «Дню Защитника Отечества».

февраль

4.

«Мамочка любимая моя».

Выступления студентов с песнями под гитару к «Международному женскому дню».

март

5.

«Великая победа».

Выступления студентов с песнями под гитару ко дню Великой Победы.

май

6.

Отчетный мини-концерт в т.о. «Аккорд».

Выступления студентов с песнями под гитару по итогам 2022-2023 учебного года.

май


Планируемые результаты воспитательной работы:

студенты активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.



3. Список литературы.


Литература, использованная при составлении программы:

Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011. - 208 c.

Агеев, Дмитрий Рок на акустической гитаре. Основы (+ CD-ROM) / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2013. - 128 c.

Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. - М.: Www.records, 2012. - 371 c.

Джейми, Андреас Гитара. Путь мастерства. Книга 4. Что дальше? / Андреас Джейми. - М.: Креатон, 2011. - 452 c.

Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. - М.: Современная школа, 2008. - 256 c.

Ламзин, Игорь Школа игры на электрогитаре. Самоучитель (+ 3 CD) / Игорь Ламзин, Юрий Пастернак. - М.: Этерна, 2012. - 390 c.

Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011. - 935 c.

Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 273 c.

Лихачев, Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре / Ю.Г. Лихачев. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2014. - 224 c.

Николаев, А. Г. Видеошкола аккомпанемента на шестиструнной гитаре (+ DVD-ROM) / А.Г. Николаев. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 151 c.

Ноуд, Фредерик Гитара. Самый полный самоучитель / Фредерик Ноуд. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 272 c.

Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. - М.: Феникс, 2008. - 128 c.

Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 772 c.

Петров, П. В. Гитара. Все аккорды / П.В. Петров. - М.: Букмастер, 2012. - 434 c.

Петров, П. В. Как научиться играть на гитаре, зная всего 8 аккордов / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 849 c.

Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 2006. - 192 c.

Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. - М.: Феникс, 2013. - 256 c.

Флеминг, Т. Гитара для начинающих / Т. Флеминг. - М.: Издательство "Аст", 2006. - 144 c.

Фрадд, Дэйл Гитара. Полное пошаговое руководство / Дэйл Фрадд. - М.: Попурри, 2005. - 144 c.

Чавычалов, А. А. Уроки игры на гитаре. Полный курс обучения / А.А. Чавычалов. - М.: Феникс, 2015. - 144 c.


Литература и источники информации для студентов:

Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2012. - 144 c.

Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.: Лань, Планета музыки, 2008. - 809 c.

Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Феникс, 2012. - 605 c.

Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010. - 591 c.

Петров, П. Застольные песни под гитару. Безнотная методика / П. Петров. - М.: АСТ, 2014. - 192 c.

Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006. - 890 c.

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. - М.: Рипол Классик, 2014. - 640 c.

Цветков, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Цветков. - М.: Феникс, 2013. - 112 c.

Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" (+ CD) / Джон Чаппел. - М.: Диалектика, 2006. - 368 c.

Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" / Джон Чаппел. - М.: Вильямс, Вильямс, 2015. - 352 c.































Приложение 1

Входящая диагностика обучающихся

Тест “Определение уровня мышления”

Цель: Обеспечение развития мышления ребенка.

Задачи:

определить уровень развития мышления у учащихся;

способствовать развитию мышления;

способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

Инструкция:

t1694576614aa.jpg


3 балла – элементы плохо раскрашены, цвета подобраны не правильно;

4 балла – почти все элементы раскрашены, цвета почти все подобраны правильно;

5 баллов – все элементы раскрашены, цвета подобраны правильно.








Задание “Музыкальный инструмент”

Цель: Выявить знания студентов о музыкальных инструментах.

Задачи:

определить уровень знаний студентов о музыкальных инструментах;

способствовать расширению кругозора о видах музыкальных инструментов.

Инструкция:

Вам дан лист, где изображено 5 музыкальных инструментов. Ваша задача – правильно определить и записать название музыкального инструмента.


t1694576614ab.jpg


3 балла – правильно даны названия 3-х музыкальных инструментов;

4 балла – правильно даны названия 4-х музыкальных инструментов;

5 баллов – правильно даны названия всех музыкальных инструментов.


Критерии оценивания.

Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития ЗУН: 15-13 – высокий, 12-9-средний; 8-0-низкий.



п.п.

Ф.И.

«Определение уровня мышления»

«Музыкальный инструмент»

Общее кол-во баллов











Приложение № 2

Итоговая аттестация Задание “Знаток гитары”

Цель: Выявить знания студентов о строении музыкального инструмента - гитара.

Задачи:

определить уровень знаний студентов о строении гитары;

способствовать расширению кругозора о строении гитары и терминологии названий элементов гитары.

Инструкция:

Вам дано изображение гитары, часть элементов музыкального инструмента не имеют названий. Ваша задача – правильно определить и записать в пустых прямоугольниках названия каждой части гитары.

t1694576614ac.gif

t1694576614ad.jpgt1694576614ae.gift1694576614af.gift1694576614ae.gif



3 балла – правильно даны названия 4-х элементов гитары;

4 балла – правильно даны названия 5-х элементов гитары;

5 баллов – правильно даны названия всех элементов гитары.










Задание “Аккорд”

Цель: Выявить знания студентов о строении названиях аккордов.

Задачи:

определить уровень знаний студентов о названиях аккордов;

способствовать закреплению теоретических знаний о гитаре.

Инструкция:

Вам даны изображения аккордов. Ваша задача – правильно определить и записать в пустых прямоугольниках названия представленных на изображениях аккордов.


t1694576614ag.jpgt1694576614ah.gift1694576614ah.gift1694576614ah.gift1694576614ah.gif

t1694576614ah.gift1694576614ah.gift1694576614ah.gift1694576614ah.gif


3 балла – правильно даны названия 4-х аккордов;

4 балла – правильно даны названия 5-х аккордов;

5 баллов – правильно даны названия всех аккордов.















Задание “Музыкальный марафон”

Цель: Выявить навыки и знания студентов об игре песен на гитаре.

Задачи:

определить уровень знаний студентов о правильной постановке рук на гитаре;

способствовать закреплению знаний о навыках игры на гитаре;

способствовать закреплению теоретических знаний об аккордах и правилах их постановки на грифе гитары.

Инструкция:

Вам необходимо выбрать одну песню из личного песенника гитариста, исполнить ее на гитаре, учитывая все правила игры на данном музыкальном инструменте.


Список песен гитариста:

Ария «Засыпай»;

Виктор Цой «Кукушка»;

Владимир Ландсберг «Алые паруса»;

Бардовская песня «Люди идут по свету»;

Виктор Цой «Группа крови»;

Ада Якушева «Вечер бродит»;

Юрий Визбор «Милая моя».


3 балла – не точно и не чисто исполнены аккорды песни, игра не уверенная;

4 балла – аккорды песни исполнены четко и чисто, за исключением некоторых недочетов в постановке аккордов, игра не уверенная;

5 баллов – правильно, четко и чисто исполнены все аккорды песни, игра уверенная.




Критерии оценивания.

Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития ЗУН: 15-13 – высокий, 12-9-средний; 8-0-низкий.



п.п.

Ф.И.

«Знаток гитары»

«Аккорд»

«Музыкальный марафон»

Общее кол-во баллов






















Приложение №3

Календарно-тематический план


п/п

месяц

число

время

Тема

Форма занятия

Количество часов

Форма контроля

1




Водное занятие.

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж».

Знакомство с музыкальным инструментом.

Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.

Вводное учебное занятие

2

Педагогическое наблюдение, работа со схемой.

2




Знакомство с музыкальным инструментом.

Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.

Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.

Лекция, практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

3




Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

4




Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.

Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.

Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

5




Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение,

работа со схемами.

6




Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

7




Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Положение правой руки при исполнении упражнений.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

8




Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

9




Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре.

Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата.

Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

10




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

11




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

12




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

13




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

14




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

15




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

16




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

17




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

18




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

19




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

20




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

21




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

22




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

23




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

24




Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды).

Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.

Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.

Изучение простых и легких песен.

Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.

Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

25




Изучение простых и легких песен.

Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.

Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, работа со схемой.

26




Изучение простых и легких песен.

Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.

Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, работа со схемой.

27




Изучение простых и легких песен.

Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.

Знакомство с буквенным обозначением аккордов.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, работа со схемой.

28




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

29




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

30




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

31




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

32




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

33




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

34




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

35




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

36




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

37




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

38




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

39




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

40




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

41




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

42




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

43




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

44




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

45




Изучение простых и легких песен.

Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

46




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

47




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

48




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Лекция,

практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

49




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

50




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

51




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

52




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

53




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

54




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

55




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

56




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

57




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

58




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

59




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

60




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

61




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

62




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

63




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

64




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

65




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

66




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

67




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

68




Изучение простых и легких песен.

Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.

Практикум

2

Педагогическое наблюдение, практическая работа.

69




Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.

Лекция

2

Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен.

70




Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.

Лекция

2

Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен.

71




Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.

Лекция

2

Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен.

72




Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.

Лекция

2

Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен.





28


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации