Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аккорд» (9–11 класс)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Болотнинский педагогический колледж»
Рассмотрена на заседании
педагогического (методического)
совета "__" _________202_ г.,
протокол № ________
УТВЕРЖДЕНА
приказом от _____202_ г. № ____
Директор ГАПОУ НСО «БПК»
________________ В.С. Грибовский
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
«Аккорд»
(базовый уровень)
Уровень освоения программы: базовый
Адресат программы: 16-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воробьева Марина Николаевна,
преподаватель профессиональных модулей
первой квалификационной категории
Болотное, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 « Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка…………….………………………………...…3-5
Цель и задачи программы…………………………………………..…5-6
Содержание учебно - тематического плана………………………..….6-7
Планируемые результаты освоения программы…………………...…7-8
Раздел № 2 « Комплекс организационно – педагогических условий»
Условия реализации образовательной программы………………...…..9
Методическое обеспечение………………………….............................9
Кадровое обеспечение…………………………………………….........10
Отслеживание и диагностика результата……………………………....10
Формы организации учебного занятия………………………….….10-11
Алгоритм организации учебного занятия……………………………...11
Рабочая программа воспитания ………………………………….…11-13
3. Список литературы
4. Приложения
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Аккорд» (далее - Программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой самореализации обучающихся с учетом их возможностей и мотивации.
Нормативно-правовую основу программы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Региональные нормативные акты:
Паспорт проекта «Успех каждого ребенка» на территории Новосибирской области» (утвержден 01.10.2018 г.).
Локальные акты:
Устав ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж»;
Положение о разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО ДДЮ Болотнинского района Новосибирской области (Приказ №12 от 11.01.2020г, педагогический совет №2 от 28.12.2020г).
На современном этапе музыкального образования детей особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.
В основу программы «Аккорд» заложено гармоничное воспитание личности, думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии студентов, мы должны понимать, что душу человека можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.
Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.
Музыка – искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Занятия дают студенту возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре, знакомят с лучшими образцами классической, народной и современной музыки, с творчеством композиторов разных эпох, с музыкальными стилями и жанрами.
Актуальность программы заключается в том, что при повышенном интересе студентов к этому популярному инструменту, они получают реальную возможность, через знакомство с широким и разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной школе. Данная программа направлена на приобщение студентов к музыке, на предоставление возможности их музыкального развития.
Новизна программы заключается в возможности обучения студентов в малых группах, с разными музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план программы предполагает учет индивидуальных возможностей каждого студента, его возрастных и психологических особенностей.
Отличительной особенностью программы от других программ по игре на гитаре, например, программы «Музыкальный инструмент», шестиструнная гитара, автор – составитель, преподаватель отделения народных инструментов Романова Т.Х., 2019г., является то, что занятия проходят в малых группах и включают в себя освоение одного предмета – гитара. Кроме того, студенты изучают основы игры на гитаре, ориентируясь на аккорды, а не на нотные записи, что в свою очередь обеспечивает лучшему усвоению музыкальных навыков учащихся, ранее не занимающихся игрой на гитаре.
По уровню освоения программа является базовой.
Условиями успешного освоения всего объема материала программы являются:
системный подход к организации образовательного процесса, позволяющего повысить познавательный интерес к игре на шестиструнной гитаре, на основе индивидуального, дифференцированного подхода с учетом психофизических, художественных и личностных особенностей студентов;
комплексно-интегративный подход, учет межпредметных связей в освоении шестиструнной гитары;
создание эмоционально комфортной атмосферы на занятиях, активизирующей музыкальную деятельность студентов, способствующей эффективному формированию музыкальной культуры.
Программа адресована для студентов 16-18 лет. Ориентирована на обучение группы юношей и девушек, которые увлечены музыкой.
Учет возрастных особенностей.
Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Занятия игре на гитаре способствуют в юношеском возрасте развитию навыков усидчивости, целеустремленности, позволяют найти друзей по музыкальным интересам.
Объём и сроки освоения программы.
Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, предусматривает 36 учебных недель.
Общий объём программы рассчитан на 144 часа.
Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает очную форму обучения.
Количественный состав группы 10-12 человек, состав группы постоянный.
Режим занятий.
Режим занятий согласуется с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Каждое занятие - 40 мин.
Динамическая пауза между занятиями – 10 минут.
Форма проведения динамических пауз разнообразная - это могут быть подвижные игры, игры на сплочение, игры по желанию студентов.
1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы: создание условий для музыкального развития студентов через игру на гитаре.
В ходе реализации этой цели решаются следующие задачи:
Личностные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах бардовских, туристских и современных песен;
Прививать интерес и любовь к музыке;
Стимулировать студентов к созданию собственных песен;
Воспитывать целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительскую волю, артистизм;
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, труду и искусству.
Метапредметные:
Приобщать студентов к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях музыкального творчества;
Формировать потребность в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека;
Формировать умения объективной оценки своих результатов.
Предметные:
Познакомить студентов с историей, устройством и художественно выразительными возможностями гитары;
Развитие у студентов музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);
Сформировать определенный объем музыкальных знаний, умений и навыков владения инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук);
Формирование художественно – образного мышления и музыкально слуховых представлений;
Развитие эмоциональности и выразительности.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Знакомство с музыкальным инструментом. | 2 | 1 | 1 |
3. | Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. | 4 | 1 | 3 |
4. | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. | 10 | 2 | 8 |
5. | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). | 30 | 8 | 22 |
6. | Изучение простых и легких песен. | 89 | 10 | 79 |
7. | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 8 | 8 | - |
Всего: | 144 | 31 | 113 |
Содержание:
1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство со студентами. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж».
2. Знакомство с музыкальным инструментом (2 часа).
Теория: Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части.
3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (4 часа).
Теория: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.
Практика: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
4. Обучение основам техники игры на гитаре (10 часов).
Теория: Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений.
Практика:
1.Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2. Положение правой руки при исполнении упражнений.
3. Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата.
5. Учебно-тренировочные задания (30 часов).
Практика:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте.
2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
3. Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма.
6. Изучение простых и легких песен (89 часов).
Теория:
1.Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки.
2. Знакомство с буквенным обозначением аккордов.
Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен.
7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (8 часов).
Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов.
1.4 Планируемые результаты освоения программы.
Личностные:
Сформирован ээстетический вкус на лучших образцах бардовских, туристских и современных песен;
Развитый интерес и любовь к музыке;
Умение и желание учащихся к созданию собственных песен;
Сформирована целеустремленность, работоспособность, самообладание, исполнительская волю, артистизм;
Стремление личности учащегося к познанию, творчеству, труду и искусству.
Метапредметные:
Приобщенность студентов к концертной деятельности посредством их участия в конкурсах, концертах и фестивалях музыкального творчества;
Сформированность к потребности в общении с музыкой, как важной и неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека;
Сформированность умения объективной оценки своих результатов.
Предметные:
Знание истории, устройства и художественно выразительных возможностей гитары;
Развиты начальные навыки музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений);
Сформирован начальный объем музыкальных знаний, умений и навыков владения инструментом (посадка, положение инструмента, постановка рук);
Сформирован начальный объем художественно – образного мышления и музыкально слуховых представлений;
Развиты начальные навыки эмоциональности и выразительности.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
2.1 Условия реализации образовательной программы.
Календарный учебный график.
Учебные недели – 36 недель.
Выходные дни – 02.01., 04.01., 08.03., 01.05., 08.05.
Календарный график в Приложении №3.
2.2 Методическое обеспечение.
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
Кабинет оборудован столами и стульями. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материальное обеспечение, имеющееся для успешного проведения занятий:
столы, необходимое количество стульев;
шкафы для хранения методических материалов по игре на шестиструнной гитаре.
Инструменты и материалы:
гитара шестиструнная;
чехол для гитары;
струны (нейлоновые и металлические);
медиаторы;
тетради для записи песен.
Информационное обеспечение:
Для проведения занятий, объяснения нового материала имеется необходимое количество литературы:
учебно-методические пособия, наглядно-дидактические пособия по игре на гитаре;
тематические папки по разделам программы;
тематические папки-песенники с разным репертуаром бардовских и современных песен;
сетевые образовательные ресурсы;
необходимое количество мультимедийных презентаций по темам программного материала.
internet - ресурсы для педагога (дата последнего обращения 25.08.2023):
«Все о гитаре» - https://pereborom.ru/vse-o-gitare/
«Гитара: строение инструмента, история, виды, техника игры» - https://muzinstru.ru/strunnye/gitara
«Аккорды для гитары» - https://tuneronline.ru/chords/
«Песни под гитару с аккордами»» - https://amdm.ru/
2.3 Кадровое обеспечение.
Реализацию данной образовательной программы осуществляет преподаватель, имеющий навыки игры на гитаре – Воробьева Марина Николаевна.
Воробьева Марина Николаевна является руководителем объединения «Аккорд» в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж". Образование – высшее, ООО «Инфоурок», программа «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых». Присвоенная квалификация «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (270 часов)., 2021 год. Имеется первая квалификационная категория «Преподаватель» (Приказ Минобразования НСО от 15.11.2022 № 2609).
Педагогический стаж: 10 лет.
Курсы повышения квалификации:
2019 год - ООО «Инфоурок», программа: «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа);
2019 год - ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», программа «Инновационные подходы к организации учебного процесса в образовательных учреждениях СПО в условиях внедрения нового ФГОС» (108 часов);
2022 год – ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», программа «Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России» (36 часов);
2022 год - ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», программа «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» (36 часов);
2023 год – Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования, ВДЦ «СМЕНА», программа «Организация воспитательной работы в образовательных организациях системы СПО 2023», (88 часов).
2.4.Отслеживание и диагностика результата.
Основным условием успешной реализации образовательной программы «Аккорд» является отслеживание её результативности. С этой целью проводятся: вводная диагностика (Приложение №1); итоговая аттестация (Приложения №2).
Целью вводной диагностики является выявление первоначальных умений и навыков студентов. В диагностику включены компоненты, отражающие область образовательной программы.
Итоговая аттестация позволяет подвести итоги обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Аккорд».
Важным показателем эффективности реализации образовательной программы является участие студентов во внутренних, муниципальных и региональных конкурсах музыкального творчества.
2.5.Формы организации учебного занятия.
Основной формой организации учебного процесса является занятие.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (студентам даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
- фронтальная (работа ведётся со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма);
- групповая (разделение студентов на группы для выполнения определённой работы, например: составление экспонатов выставки).
Методы обучения.
Для организации учебного процесса используется ряд методов обучения, которые можно классифицировать:
словесный (рассказ; беседа, объяснение, инструктаж);
наглядный (показ, демонстрация);
практический (выполнение упражнений с применением полученных знаний);
Педагогические технологии.
технология индивидуализации обучения;
групповые технологии.
В программу включены просмотры видео концертов по гитарному творчеству, с исполнением бардовских и современных песен.
2.6 Алгоритм организации учебного занятия.
Занятие в творческом объединении «Аккорд» для студентов СПО представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности участников: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение.
Структура учебного занятия:
Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.
Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса студентов через введении аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
Знакомство с практическими навыками игры на шестиструнной гитаре. Педагог готовит репертуар песен и их аккордное сопровождение.
Отработка практических навыков игры на шестиструнной гитаре.
Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.
Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, студентам предлагается использовать материал, информацию в своей музыкальной деятельности.
Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.
Контрольный опрос студентов по всему ходу занятия.
2.7 Рабочая программа воспитания.
Цель воспитательной работы в рамках данной программы - создание условий для достижения студентов необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого участника объединения.
Задачи:
Формирование дружного коллектива.
Формировать у студентов осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам, к музыкальному искусству.
Воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям.
Воспитательные средства:
высокая организация учебного процесса;
атмосфера взаимопомощи, поддержки;
дружный коллектив;
система морального стимулирования.
Основные воспитательные мероприятия:
соревновательная деятельность студентов и ее анализ;
проведение тематических праздников;
экскурсии и др.
Основными формами воспитательной работы являются:
систематическое привлечение студентов к воспитательным мероприятиям учреждения;
систематическое обсуждение коллективом итогов участия в соревнованиях;
создание традиционных ритуалов творческого объединения (дни именинника, награждение победителей конкурсов, экскурсий и т.п.).
Работа с родителями:
Работа педагога с родителями осуществляется, в основном, в форме родительских собраний и индивидуальных собеседований. По итогам собеседования принимается совместное решение о том, что будет делать педагог, а что будут делать родители для того, чтобы их ребенок мог успешно развиваться дальше и добиваться более высоких результатов.
Помимо этого, родители студентов посещают досуговые мероприятия, проводимых педагогом для творческого объединения. После мероприятий педагог совместно с родителями и студентами проводят анализ выступлений участников объединения.
План воспитательной работы в творческом объединении
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Мини-выступления. | Выступления студентов с песнями под гитару. | В течении года |
2. | «Новый год – 2023» | Выступления студентов с песнями под гитару. | декабрь |
2. | «День Святого Валентина». | Выступления студентов с песнями под гитару ко «Дню Святого Валентина». | февраль |
3. | «День Защитника Отечества». | Выступления студентов с песнями под гитару ко «Дню Защитника Отечества». | февраль |
4. | «Мамочка любимая моя». | Выступления студентов с песнями под гитару к «Международному женскому дню». | март |
5. | «Великая победа». | Выступления студентов с песнями под гитару ко дню Великой Победы. | май |
6. | Отчетный мини-концерт в т.о. «Аккорд». | Выступления студентов с песнями под гитару по итогам 2022-2023 учебного года. | май |
Планируемые результаты воспитательной работы:
студенты активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывают помощь членам коллектива, находят с ними общий язык и общие интересы.
3. Список литературы.
Литература, использованная при составлении программы:
Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011. - 208 c.
Агеев, Дмитрий Рок на акустической гитаре. Основы (+ CD-ROM) / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2013. - 128 c.
Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. - М.: Www.records, 2012. - 371 c.
Джейми, Андреас Гитара. Путь мастерства. Книга 4. Что дальше? / Андреас Джейми. - М.: Креатон, 2011. - 452 c.
Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. - М.: Современная школа, 2008. - 256 c.
Ламзин, Игорь Школа игры на электрогитаре. Самоучитель (+ 3 CD) / Игорь Ламзин, Юрий Пастернак. - М.: Этерна, 2012. - 390 c.
Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011. - 935 c.
Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 273 c.
Лихачев, Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре / Ю.Г. Лихачев. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2014. - 224 c.
Николаев, А. Г. Видеошкола аккомпанемента на шестиструнной гитаре (+ DVD-ROM) / А.Г. Николаев. - М.: Планета музыки, Лань, 2007. - 151 c.
Ноуд, Фредерик Гитара. Самый полный самоучитель / Фредерик Ноуд. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 272 c.
Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. - М.: Феникс, 2008. - 128 c.
Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 772 c.
Петров, П. В. Гитара. Все аккорды / П.В. Петров. - М.: Букмастер, 2012. - 434 c.
Петров, П. В. Как научиться играть на гитаре, зная всего 8 аккордов / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010. - 849 c.
Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 2006. - 192 c.
Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. - М.: Феникс, 2013. - 256 c.
Флеминг, Т. Гитара для начинающих / Т. Флеминг. - М.: Издательство "Аст", 2006. - 144 c.
Фрадд, Дэйл Гитара. Полное пошаговое руководство / Дэйл Фрадд. - М.: Попурри, 2005. - 144 c.
Чавычалов, А. А. Уроки игры на гитаре. Полный курс обучения / А.А. Чавычалов. - М.: Феникс, 2015. - 144 c.
Литература и источники информации для студентов:
Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2012. - 144 c.
Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.: Лань, Планета музыки, 2008. - 809 c.
Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Феникс, 2012. - 605 c.
Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010. - 591 c.
Петров, П. Застольные песни под гитару. Безнотная методика / П. Петров. - М.: АСТ, 2014. - 192 c.
Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006. - 890 c.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. - М.: Рипол Классик, 2014. - 640 c.
Цветков, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Цветков. - М.: Феникс, 2013. - 112 c.
Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" (+ CD) / Джон Чаппел. - М.: Диалектика, 2006. - 368 c.
Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" / Джон Чаппел. - М.: Вильямс, Вильямс, 2015. - 352 c.
Приложение 1
Входящая диагностика обучающихся
Тест “Определение уровня мышления”Цель: Обеспечение развития мышления ребенка.
Задачи:
определить уровень развития мышления у учащихся;
способствовать развитию мышления;
способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.
Инструкция:
3 балла – элементы плохо раскрашены, цвета подобраны не правильно;
4 балла – почти все элементы раскрашены, цвета почти все подобраны правильно;
5 баллов – все элементы раскрашены, цвета подобраны правильно.
Цель: Выявить знания студентов о музыкальных инструментах.
Задачи:
определить уровень знаний студентов о музыкальных инструментах;
способствовать расширению кругозора о видах музыкальных инструментов.
Инструкция:
Вам дан лист, где изображено 5 музыкальных инструментов. Ваша задача – правильно определить и записать название музыкального инструмента.
3 балла – правильно даны названия 3-х музыкальных инструментов;
4 балла – правильно даны названия 4-х музыкальных инструментов;
5 баллов – правильно даны названия всех музыкальных инструментов.
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития ЗУН: 15-13 – высокий, 12-9-средний; 8-0-низкий.
№ п.п. | Ф.И. | «Определение уровня мышления» | «Музыкальный инструмент» | Общее кол-во баллов |
| | | | |
Приложение № 2
Итоговая аттестация Задание “Знаток гитары”Цель: Выявить знания студентов о строении музыкального инструмента - гитара.
Задачи:
определить уровень знаний студентов о строении гитары;
способствовать расширению кругозора о строении гитары и терминологии названий элементов гитары.
Инструкция:
Вам дано изображение гитары, часть элементов музыкального инструмента не имеют названий. Ваша задача – правильно определить и записать в пустых прямоугольниках названия каждой части гитары.
3 балла – правильно даны названия 4-х элементов гитары;
4 балла – правильно даны названия 5-х элементов гитары;
5 баллов – правильно даны названия всех элементов гитары.
Цель: Выявить знания студентов о строении названиях аккордов.
Задачи:
определить уровень знаний студентов о названиях аккордов;
способствовать закреплению теоретических знаний о гитаре.
Инструкция:
Вам даны изображения аккордов. Ваша задача – правильно определить и записать в пустых прямоугольниках названия представленных на изображениях аккордов.
3 балла – правильно даны названия 4-х аккордов;
4 балла – правильно даны названия 5-х аккордов;
5 баллов – правильно даны названия всех аккордов.
Цель: Выявить навыки и знания студентов об игре песен на гитаре.
Задачи:
определить уровень знаний студентов о правильной постановке рук на гитаре;
способствовать закреплению знаний о навыках игры на гитаре;
способствовать закреплению теоретических знаний об аккордах и правилах их постановки на грифе гитары.
Инструкция:
Вам необходимо выбрать одну песню из личного песенника гитариста, исполнить ее на гитаре, учитывая все правила игры на данном музыкальном инструменте.
Список песен гитариста:
Ария «Засыпай»;
Виктор Цой «Кукушка»;
Владимир Ландсберг «Алые паруса»;
Бардовская песня «Люди идут по свету»;
Виктор Цой «Группа крови»;
Ада Якушева «Вечер бродит»;
Юрий Визбор «Милая моя».
3 балла – не точно и не чисто исполнены аккорды песни, игра не уверенная;
4 балла – аккорды песни исполнены четко и чисто, за исключением некоторых недочетов в постановке аккордов, игра не уверенная;
5 баллов – правильно, четко и чисто исполнены все аккорды песни, игра уверенная.
Критерии оценивания.
Оценивание производится по пятибалльной шкале с последующим определением уровня развития ЗУН: 15-13 – высокий, 12-9-средний; 8-0-низкий.
№ п.п. | Ф.И. | «Знаток гитары» | «Аккорд» | «Музыкальный марафон» | Общее кол-во баллов |
| | | | | |
Приложение №3
Календарно-тематический план
№ п/п | месяц | число | время | Тема | Форма занятия | Количество часов | Форма контроля |
1 | | | | Водное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете в ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж». Знакомство с музыкальным инструментом. Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части. | Вводное учебное занятие | 2 | Педагогическое наблюдение, работа со схемой. |
2 | | | | Знакомство с музыкальным инструментом. Истории создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, её составные части. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
3 | | | | Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
4 | | | | Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения. Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте. Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
5 | | | | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Изучить функции правой и левой руки, название струн, расположение соответствующих ладов, диапазон инструмента, изучение условных обозначений. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, работа со схемами. |
6 | | | | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
7 | | | | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Положение правой руки при исполнении упражнений. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
8 | | | | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
9 | | | | Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре. Упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками: игра ровным звуком, свобода исполнительского аппарата. Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
10 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
11 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
12 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
13 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
14 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
15 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
16 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
17 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
18 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Отработка в упражнениях техники простого боя. Отработка правильного ритма. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
19 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
20 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
21 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
22 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
23 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
24 | | | | Учебно-тренировочные задания (упражнения, переборы, аккорды). Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений на инструменте. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре. Изучение простых и легких песен. Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки. Знакомство с буквенным обозначением аккордов. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
25 | | | | Изучение простых и легких песен. Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки. Знакомство с буквенным обозначением аккордов. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, работа со схемой. |
26 | | | | Изучение простых и легких песен. Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки. Знакомство с буквенным обозначением аккордов. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, работа со схемой. |
27 | | | | Изучение простых и легких песен. Определение по слуху направления мелодии, развитие умения определять характер музыки. Знакомство с буквенным обозначением аккордов. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, работа со схемой. |
28 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
29 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
30 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
31 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
32 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
33 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
34 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
35 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
36 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
37 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
38 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
39 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
40 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
41 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
42 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
43 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
44 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
45 | | | | Изучение простых и легких песен. Начальные умения смены аккордов во время исполнения музыкального произведения. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
46 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
47 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
48 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Лекция, практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
49 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
50 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
51 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
52 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
53 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
54 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
55 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
56 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
57 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
58 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
59 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
60 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
61 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
62 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
63 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
64 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
65 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
66 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
67 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
68 | | | | Изучение простых и легких песен. Выразительное исполнение музыкального произведения (в соответствии с индивидуальным планом). Формирование чувства целостности исполняемых песен. | Практикум | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
69 | | | | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов. | Лекция | 2 | Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен. |
70 | | | | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов. | Лекция | 2 | Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен. |
71 | | | | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов. | Лекция | 2 | Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен. |
72 | | | | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений. Видео просмотр музыкальных выступлений, концертов. | Лекция | 2 | Педагогическое наблюдение, работа с текстами песен. |
28