Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Территория творчества»
Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Фаворит» г. Перми
Принято на заседании педагогического совета От «___» августа 2021 г. Протокол № __
|
Утверждаю: директор МАУ ДО ДЮЦ «Фаворит» г. Перми __________Р.Т. Азманов «___» _____________2021 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА»
Социально-гуманитарной направленности
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации 2 года
Автор составитель:
Семенова Александра Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Пермь, 2021
СодержаниеСтр.
Адресат и возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы 7
Объем и срок освоения программы 8
2.1.Календарный учебный график 23
Наше общество переживает период переоценки ценностей, напряженные социально-экономические отношения. На сегодняшний день, мало просто «воспитывать», на основе традиционных ценностных отношениях, ребенок должен сам формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно - эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость современного подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности ребенка.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер учащегося.
Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для учащихся. Народное декоративно - прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки учащегося, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно - прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности. Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой, активной, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. А значит, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Развивать творчество учащихся можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами учащиеся познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у учащихся закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
В разных видах декоративно-прикладного искусства имеются огромные возможности для обучения и воспитания детей заключены. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимся становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов.
Творчество рассматривается как деятельность, включенная в социокультурную среду ребенка, в которой он самореализуется на основании общественных и личностных установок, где результатом становится как созданный продукт, так и развитие самого субъекта творчества.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Территория творчества» имеет социально-гуманитарную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей и проявления себя в социально-значимой деятельности.
Дополнительные общеразвивающая программа «Территория творчества» социально-гуманитарной направленности ориентирована на:
- расширение системы представлений и знаний в области гуманитарных наук;
- развитие социальной одаренности и социальной компетентности как способности к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире;
- развитие «универсальных» компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др; развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (ответственность, инициативность, стремление к саморазвитию и самопознанию, саморегулирование, эмпатийность, мотивации достижений и др.);
- личностное и профессиональное самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует:
Зарождению интереса у учащихся к декоративно-прикладному творчеству;
Развитию их творческой и социальной активности.
В основу общеобразовательной общеразвивающей программы положена идея развития:
Социальной и познавательной активности.
Инициативности, креативного мышления учащихся.
Их способности образно (а иногда, и нестандартно) мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами декоративно-прикладного творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа позволяет учащимся приобрести общекультурный уровень развития в области прикладного творчества. Предполагает овладение навыками работы с различными материалами (бумага, картон, салфетки, тесто, краски и др.)
Новизна и актуальность программы
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно – прикладного искусства как способ сформировать социальную активность.
Совмещение разнообразных изобразительных и декоративных видов деятельности в творческих работах учащихся.
Раскрывает творческий потенциал учащихся.
Программа заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства с художественно - творческими темами.
Актуальность программы - развитие творческих способностей и личностной активности через социальное творчество.
Поиск новых творческих и смелых решений, участие в социальных проектах послужили поводом для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» именно в таком виде.
Создание условий для развития и воспитания учащихся через их практическую, творческую и социально-значимую деятельность.
Использование комплексных методов обучения, направленных на развитие:
общих способностей (способность к обучению и труду);
творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественного восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;
развитие активности, самостоятельности;
развитие ассоциативного и образного мышления учащихся.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, а также их социальной активности и инициативы.
Многообразие материалов, техник, объединение разных видов творчества, участие в социальных и творческих проектах позволят детям осознать свои способности.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» является:
комплексность — сочетание нескольких тематических блоков, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их взаимозаменяемость;
преемственность — взаимодополняемость используемых техник и технологий применения различных материалов, предполагающее их сочетание и совместное применение;
не подражание, а творчество — овладение приемами и техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне повтора и создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла учащихся.
Социально-значимая направленность, участие в акциях и мероприятиях и др.
У подростка за яркими образными представлениями скрываются глубинные понятия, которые подчиняются другим закономерностям, чем запоминание готовых знаний. В этот период происходит уменьшение влечения школьников к изобразительной деятельности, что часто связано с пониманием ими сложности процессов изображения, осознанием несовершенства собственных умений реалистического изображения. Возникает необходимость введения в учебный процесс предметов, требующих логического анализа. Например, практической работы в области отдельных видов декоративно – прикладного искусства, где стилизация и условность изображения воспринимаются естественно, что позволяет на конкретных примерах разъяснять образную условность языка изобразительного искусства, а также изучать основы формальной композиции.
Объем и срок освоения программыПрограмма реализуется в течение двух лет.
На полное освоение программы требуется 288 академических часа.
Формы и методы обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Форма обучения – очная.
Формой представления результатов может быть: учебное занятие (практическое), выставки, проекты, акции и т.д.
Особенности организации образовательного процесса программы
Форма реализации программы традиционная с использованием дистационных технологий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий по программе
Режим занятий закреплен в расписании занятий и предусматривает работу в первой половине дня для учащихся, которые в школе учатся во вторую смену и во второй половине дня - для учащихся, которые в школе учатся в первую смену.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Продолжительность занятия 2 часа по 45 минут с обязательным применением физкультминутки (перемена 15 минут). Учитывая возраст учащихся, для успешного освоения программы, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому учащемуся.
Занятия планируются проводить как со всей группой учащихся, так и индивидуально. Индивидуальная работа будет проводиться в период подготовки к различным выставкам, конкурсам, фестивалям и другим мероприятиям.
В организации воспитательно-образовательного процесса используются различные формы работы:
Экскурсии – для сбора природного материала, наблюдений.
Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы (например, по технике безопасности).
Мини-выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы
Мастер-классы
Квест
Чаепитие
Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.
1.2.Цель и задачи программы
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы: создание условий для развития социально-активной и творческой личности посредством декоративно – прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
Познакомить с техниками и приёмами работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок.
Сформировать умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования в декоративно – прикладном творчестве.
Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Сформировать представления о профессии, связанных с декоративно-прикладном искусством.
Развивающие:
Развивать интерес, эмоционально-положительное отношение к художественно-ручному труду, готовность участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям.
Развивать образное мышление и творческое воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Формировать активную жизненную позицию.
Воспитывающие:
Воспитывать трудолюбие, самостоятельность;
Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, бережливость;
Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении результата;
Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план на 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Название раздела, тема |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
Практика |
|
||
1 |
Вводное занятие «Что такое декоративно-прикладное искусство?» |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
2 |
Торцевание «Смешарик Крош» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
3 |
Квиллинг «Зеленый виноград» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
4 |
Оригами «Кувшинка» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
5 |
Плетение из газетных трубочек «Веер» |
6 |
1 |
2 |
Выставка |
6 |
Лепка из соленого теста «Корзинка из соленого теста» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
7 |
Бумагопластика «Торт» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
8 |
Витраж «Фонарики» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
9 |
Папье – маше «Рыбка» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
10 |
Поделка из салфеток «Барашек» |
4 |
1 |
3 |
Выставка |
11 |
Граттаж «Рыбка» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
12 |
Пэчворк «Платочек» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ |
13 |
Айрис фолдинг «Валентинка» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
14 |
Аппликация: «Радуга на полу» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
15 |
Модульное оригами «Заяц» |
3 |
1 |
2 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
16 |
Шкатулка из квиллинга |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
17 |
Вязание крючком «Футляр для очков и телефонов» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
18 |
Ожившие сказки |
8 |
2 |
7 |
наблюдение и анализ работ, мини-спектакль |
19 |
Плетение из атласных лент |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
20 |
Роспись одежды акриловыми красками |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
21 |
Панно «Букет для мамы» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
22 |
«Кольца, сережки, браслеты из бисера» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
23 |
«Бумажный веер» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
24 |
«Щенок на коврике» |
3 |
1 |
2 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
25 |
«Новогодняя маска» |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
26 |
Открытка для мамы |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
27 |
«Театр на пальчиках» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
28 |
«Пасхальное яйцо» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
29 |
Коллективное панно «Птицы прилетели» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
30 |
Веселые гирлянды «Снежинки» |
5 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
31 |
Коллектвное панно на тему: «Веселые снеговики» |
6 |
1 |
5 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
32 |
«Бумажный город» |
5 |
1 |
4 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
33 |
Итоговое занятие |
2
|
2 |
0 |
отчетная выставка |
34 |
Итого: |
144 |
36 |
108 |
|
Содержание программы.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Содержание:
Занятие 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в предмет. Знакомство с программой «креативные истрии», с планом работы объединения на 32 часа. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. (1ч.)
Практика: проведение тестирования. (1ч.)
Занятие 2. Торцевание «Смешарик Крош».
Теория: Знакомство с историей возникновения и особенностями техники торцевания. (1ч.)
Просмотр готовых работ.
Материалы и инструменты для работы с бумагой.
Практика: изготовление панно «Смешарик Крош». (3ч.)
Занятие 3. Квиллинг «Зеленый виноград»
Теория: История квиллинга. Использование бумажной филиграни для украшения различных предметов. Материалы и принадлежности. Как работать с бумагой, ножницами. Техника безопасности. (1ч.)
Практика: выполнение работы «Зеленый виноград». (3ч.)
Занятие 4. Оригами «Кувшинка»
Теория: История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами. (1ч.)
Практика: поэтапное изготовление рамочки, цветов, листьев. Оформление и декорирование изделий. Изготовление коллективной работы. Панно «Кувшинки». (3ч.)
Занятие 5. Плетениапрельььазетных трубочек
Теория: Знакомство с техникой изготовления и плетения из газетных трубочек. Демонстрация разнообразия изделий. Техника кручения газетных трубочек. Подготовка к работе. Окраска. (1ч.)
Практика: плетение веера из газетных трубочек. Изготовление трубочек, окраска. Изготовление цветов для декорирования. Оформление работы. (5ч.)
Занятие 6. «Корзинка из соленого теста»
Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Замешивание и обработка теста подручными средствами. (1ч.)
Практика: приготовление солёного теста, состав, свойства. Разработка эскиза изделия в цвете. Подбор декоративного материала для декорирования готовых сувениров. Лепка деталей. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Оформление работ в рамки. (3ч.)
Занятие 7. Бумагопластика «Торт»
Теория: Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр готовых работ в этой технике. (1ч.)
Практика: изготовление и оформление торта из гофротрубочек. Техника изготовления гофротрубочек. (3ч.)
Занятие 8. Витраж «Фонарики»
Теория: Познакомить с видами и стилями, техниками витража. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: изготовить «Фонарики» в одной из техник витража. (3ч.)
Занятие 9. Папье маше «Рыбка»
Теория: Знакомство с техникой папье маше. Просмотр готовых работ в этой технике. (1ч.)
Практика: Лепка из однородной массы. Изготовление поделки «Рыбка». Лепка, сушка, окраска и декорирование изделия. (4ч.)
Занятие 10. Поделка из салфеток «Барашек»
Теория: Знакомство с данным видом искусства. Просмотр готовых работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала. (1ч.)
Практика: Изготовление поделки из салфетных комочков «Барашек».(3ч)
Занятие 11. Граттаж «Рыбка»
Теория: Знакомство с техникой, видами граттажа. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: изготовление «Рыбки» в технике граттаж. (3ч.)
Занятие 12. Пэчворк «Платочек»
Теория: Знакомство с историей, основами пэчворка. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление платочка в технике пэчворк. (4ч.)
Занятие 13. Айрис фолдинг «Валентинка»
Теория: Знакомство с техникой Айрис фолдинг. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: изготовление «Валентинка». (4ч.)
Занятие 14. Аппликация: «Радуга на полу».
Теория: Освоение приемов плетения по мотивам русского половика. Выбор контрастных и сближенных цветов. Использование простого ритма. (1ч.)
Практика: Плетение коврика из полосок цветной бумаги. (3ч.)
Занятие 15. Модульное оригами «Заяц»
Теория: Знакомство с техникой. История развития. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: изготовление «Заяц» в технике модульное оригами. (2ч.)
Занятие 16. Шкатулка в технике квиллинг.
Теория: Знакомство с техникой квиллинг. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление шкатулки в технике квиллинг. (4ч.)
Занятие 17. Вязание крючком «Футляр для очков и телефонов»
Теория: История возникновения. Приемы работ с крючком. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Вязание крючком футляров. (3ч.)
Занятие 18. Ожившие сказки
Теория: История развития сказок. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление сказочных персонажей из бумаги. (7ч.)
Занятие 19. Плетение из атласных лент.
Теория: Знакомство с историей атласных лент. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление ковра из атласных лент. (3ч.)
Занятие 20. Роспись одежды акриловыми красками
Теория: Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Роспись футболки акриловыми красками. (4ч.)
Занятие 21. Панно «Букет для мамы»
Теория: Знакомство с историей панно. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление панно. (3ч.)
Занятие 22. «Кольца, сережки, браслеты из бисера»
Теория: Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление бижутерии из бисера. (4ч.)
Занятие 23. «Бумажный веер»
Теория: Знакомство с техникой бумагопластика. Просмотр готовых работ.(1ч.)
Теория: Изготовление «Бумажный веер».(3ч.)
Занияе 24. «Щенок на коврике»
Теория. Знакомство с нетрадиционными техниками аппликации. Аппликация из мятой бумаги. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление Щенок на коврике». (2ч.)
Занятие 25. «Новогодняя маска»
Теория: Знакомство с историей масок. Просмотр готовых работ.(1ч.)
Практика: Изготовление «Новогодняя маска». (3ч.)
Занятие 26. Открытка для мамы
Теория: Знакомство с техниками аппликации. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление открытки для мамы. (3ч.)
Занятие 27. «Театр на пальчиках»
Теория: Знакомство с техникой бумагопластика. Просмотр готовых работ.(1ч.)
Практика: Изготовление сказочных героев для театрального пальчикового представления.(3ч.)
Занятие 28. «Пасхальное яйцо»
Теория: Знакомство с техникой папье маше. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Создание пасхальных сувениров в технике папье маше. Развитие фантазии в росписе. (4ч.)
Занятие 29. Коллективное панно «Птицы прилетели»
Теория: Показ, как из отдельных элементов создавать интересные и необычные произведения. Показ готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление панно «Птицы прилетели. (4ч.)
Занятие 30. Веселые гирлянды «Снежинки»
Практика: Знакомство с техникой бумагопластика. Просмотр готовых работ.(1ч.)
Практика: Изготовление веселой гирлянды «Снежинки». (3ч.)
Занятие 31. Коллективное панно: «Веселые снеговики»
Теория:
Знакомство с техникой папье маше. Просмотр готовых работ. (1ч.)
Практика: Изготовление панно «Веселые снеговики». (5ч.)
Занятие 32. «Бумажный город»
Теория: Освоение техники объемного моделирования и конструирования из бумаги и картона. (1ч.)
Практика: Изготовление «Бумажный город». (4ч.)
Отчетная выставка работ детей.
Теория: Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ детей. Организация проведения выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. (2ч.)
Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Название раздела, тема |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
Практика |
|
||
1 |
Заготовки и хранение природного материала |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение |
2 |
Аппликация из засушенных трав и растений |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
3 |
Аппликация из пшена |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
4 |
Изготовление объемных рамок |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ |
5 |
Элементы материаловедения |
6 |
1 |
2 |
Выставка |
6 |
Цветы из ткани, лент |
8 |
2 |
6 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
7 |
Сувениры из природного материала |
8 |
1 |
7 |
наблюдение и анализ работ |
8 |
Поделки из палочек от мороженного |
6 |
1 |
5 |
наблюдение и анализ работ |
9 |
Изделия из фетра |
6 |
1 |
5 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
10 |
Изготовление валентинок |
4 |
1 |
3 |
Выставка |
11 |
Поделки из бросового материала |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ |
12 |
Объемные игрушки из плотного картона |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ |
13 |
Моделирование на плоскости: осенний лес из жатой бумаги |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
14 |
Объемная аппликация: многослойный подсолнух |
8 |
1 |
7 |
наблюдение и анализ работ |
15 |
Моделирование мебели по трафарету |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
16 |
Моделирование строительных сооружений |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
17 |
Моделирование техники |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
18 |
Моделирование из готовых геометрических фигур |
8 |
1 |
7 |
наблюдение и анализ работ, мини-спектакль |
19 |
Моделирование из спичек |
4 |
1 |
3 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
20 |
Изготовление макетов |
10 |
1 |
9 |
наблюдение и анализ работ, мини-выставка |
21 |
Итоговое занятие |
2
|
2 |
0 |
отчетная выставка |
22 |
Итого: |
144 |
36 |
108 |
|
Содержание программы.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Территория творчества» направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Содержание:
Занятие 1. «Заготовки и хранение природного материала»
Теория: Представление об эстетике творчества в работе с природными материалами. Заготовки и применение. Способы засушивания прородного материала. Хранение сухих растений.
Практика: Сбор и подготовка природного материала к работе.
Занятие 2. «Аппликация из засушенных трав и растений»
Теория: Приемы стилизации реальных форм. Сочинение декоративного образа на основе переработки натурального материала. Просмотр готовых работ.
Практика: Выполнение композиций в технике аппликации из растений, из целых форм, из частей растения.
Занятие 3. «Аппликация из пшена»
Теория: Использование пшена в аппликационных работах. Сюжет в аппликации. Перевод рисунка на основу.
Практика: Окраска пшена. Подбор рисунка или схемы для аппликации. Подготовка пшена к работе. Заполнение рисунка аппликации из пшена по схеме для вышивания.
Занятие 4. «Изготовление объемных рамок»
Теория: Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Технология изготовления объемных рамок.
Практика: Изготовление рамок, использование их в организации выставок художественных работ учащихся.
Занятие 5. «Элементы материаловедения»
Теория: Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.
Практика: Определение направления долевой нити в ткани.
Занятие 6. «Цветы из ткани, лент»
Теория: Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие.
Практика: Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани.
Занятие 7. «Сувениры из природного материала»
Теория: Беседы о природных материалах. Способы заготовки природных материалов.
Практика: Изготовление панно из листьев и цветов.
Занятие 8. «Поделки из палочек от мороженного»
Теория: Беседа о свойствах древесины. Способы изготавления сувениров.
Практика: Изготовление фоторамок.
Занятие 9. «Изделия из фетра»
Теория: Способы получения фетра. Особенности обработки фетра.
Практика: Изготовление брелков, украшение для кружки, валентинок, декоративных элементов для праздничного стола.
Занятие 10. «Изготовление валентинок»
Теория: История возникновения праздника день святого Валентина. Схемы для изготовления валентинок из бумаги.
Практика: Изготовление валентинок из цветной бумаги и картона.
Занятие 11. «Поделки из бросового материала»
Теория: Материалы для изготовления поделок. Техника выполнения. Инструменты и приспособления.
Практика: Выполнение вазы из пластиковой бутылки.
Занятие 12. «Объемные игрушки из плотного картона»
Теория: Знакомство с историей. Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление объемных игрушек из плотного картона.
Занятие 13. «Моделирование на плоскости: осенний лес из жатой бумаги»
Теория: Знакомство с историей. Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление осенний лес из сжатой бумаги.
Занятие 14. Объемная аппликация: многослойный подсолнух
Теория: История возникновения объемной аппликации.
Практика: Изготовление объемной аппликации.
Занятие 15. «Моделирование мебели по трафарету»
Теория: История возникновения мебели. Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление мебели по трафарету.
Занятие 16. «Моделирование строительных сооружений»
Теория: История развития моделирования.
Практика: Изготовление строительных сооружений из картона с помощью шаблонов.
Занятие 17. «Моделирование техники»
Теория: История возникновения. Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление техники по шаблону.
Занятие 18. «Моделирование из готовых геометрических фигур»
Теория: Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление различных работ, с помощью геометрических фигур.
Занятие 19. «Моделирование из спичек»
Теория: Знакомство с историей спичек. Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление лавочек, мостов, домиков из спичек.
Занятие 20. «Изготовление макетов»
Теория: Просмотр готовых работ.
Практика: Изготовление простых макетов.
Занятие 21. «Итоговое занятие»
Теория: Отчетная выставка
Отчетная выставка работ детей.
Теория: Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ детей. Организация проведения выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
1.4. Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
Знать виды и техники декоративно-прикладного искусства.
Знать навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
Иметь представление о профессиях в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся будут уметь:
Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
Уметь стилизовать природные формы.
Уметь декорировать формы, предметы.
Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь различать виды художественного творчества.
Стилизовать природные формы.
Декорировать формы, предметы.
Разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
Применять полученные знания на практике.
Метапредметные результаты:
Уметь работать команде.
Уметь презентовать свой творческий продукт.
Уметь самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность.
Личностные результаты:
Быть самостоятельным, трудолюбивым, дисциплинированным, аккуратным, бережливым;
Проявлять аккуратность, бережливость.
Проявлять уважение к старшим
Знать и уважать традиции страны.
Раздел 2. Описание организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Количество учебных недель |
Количество учебных часов |
Начало учебного периода |
Окончание учебного периода |
72 |
288 |
1 сентября |
31 мая |
2.2. Условия реализации программы
Внутренние условия:
1. Наличие материально – технической базы: природные материалы, ткани, мука, соль, клей, кисти, газеты, витражные краски, лоскутки ткани, салфетки, набор для творчества «Квиллинг».
2. Наглядно-плоскостные ресурсы: технологические карты, образцы, наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски.
3. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
4. Одежда: фартуки.
5. Инструкции.
Основной формой творческой работы являются учебные (практические) занятия. Они проводятся 2 раза в неделю.
2.3. Формы аттестации
Контроль усвоения программы осуществляется методами и формами:
- стартовый контроль;
- текущий контроль (по результатам изучения тем, разделов) в форме опросов, наблюдения, взаимоконтроля;
- промежуточный контроль (в середине учебного года);
- итоговый контроль (по результатам изучения программы) в форме мониторинга.
Контроль осуществляется посредством ведения мониторинга результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей образовательной программе, мониторинга личностного развития ребенка. Предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого учащегося на занятии, самоконтроль.
Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы учающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность учащихся самостоятельно выполнить практические задания. Работы учащихся оцениваются не только педагогом, но и самими учащимися по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.
В конце года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – учащиеся получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.
2.4. Оценочные материалы
Диагностика знаний о декоративно-прикладном искусстве
Тест «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?».
Возраст: для учащихся IV класса.
Источник: В. В. Буткевич, Б.С. Любимова. Методика организации эстетического воспитания младших школьников. - Мн.: Пачатковая школа, 2008. 144с. (с.128-129). (Приложение 1)
Методика ранжирования (А.А Андреев)
Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников. (Приложение 2)
Методика «Недописанный тезис» (Семенова Л.П)
Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.
Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. (Приложение 3)
На каждом занятии происходит процесс наблюдения и оценка работы учащихся.
2.5. Методичесдие материалы
Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.
Каждое занятие содержит теоретический материал, который отрабатывается на практических занятиях. Теоретические сведенья сообщаются, постепенно переходя от одной темы к другой, используются такие методы работы как беседа, лекция, рассказ, практикумы проходят при изучении каждой темы и заканчиваются просмотром, анализом и оценкой работ всех учащихся группы.
Для реализации программы используются следующие методы:
наглядность (готовые работы, схемы);
словесные (беседа, рассказ, сообщение, диалог);
наблюдения (зарисовки, фотографии, шаблоны);
практические (изготовление различных поделок);
стимулирования и мотивации (убеждение, поощрение, размещение работ учеников на сайте учреждения, в сетевых региональных конкурсах).
оценивания процесса выполнения (подведение итогов работы).
творческие
игровые
анализ и оценка работы - проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.
метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, подбор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы).
Форма работы: групповая, коллективная, самостоятельная работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
групповой - организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции учащиеся работают все вместе, не разделяя обязанностей.
2.6. Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год
1. Особенности организуемого воспитательного процесса. Характеристика объединения «Территория творчества»
Объединение сформировано в сентябре 2021 года, на базе МАОУ «Лицея № 5»
Деятельность объединения «Территория творчества» имеет социально - гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Территория творчества» составляет 30 человек. Из них мальчиков 8, девочек –22. Учащиеся объединения активно участвуют в лицея. Административная команда лицея и классные руководители поддерживают и помогают в воспитательной работе. При организации и проведении мероприятий используется актовый зал и пришкольная территория. Для презентации творческих работ учащихся имеется школьное выставочное пространство.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственной личности.
Задачи воспитания:
способствовать развитию личности учащегося с позитивным отношением к себе;
формировать систему отношений в коллективе через КТД декоративно – прикладного творчества;
способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
развивать нравственно - духовные качества (доброта, уважение к старшим), любовь к Родине;
развивать умения работать в команде, презентовать себя и творческий продукт, планировать и анализировать свою творческую деятельность;
воспитывать трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, бережливость;
Результат воспитания
учащиеся проявляют позитивное отношение к себе;
умеют работать в команде, презентовать свой творческий продукт,
уметь самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность;
проявляют уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе;
проявляют трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность;
знают и любят свою Родину;
стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.
имеют представление о профессиях в декоративно-прнкладном искусстве
Способом получения информации о результатах воспитания является педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы.
Общецентровские мероприятия: социальные проекты, акции, конкурсы, фестивали, соревнования, сборы, праздники, церемонии награждения, выставки.
Работа с коллективом
В коллективе поддерживается инициирование и участия детей в общеучрежденских мероприятиях, оказывается помощь детям в их подготовке, проведении и анализе. Организуются интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Сплочение коллектива происходит через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в объединении дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
Индивидуальная работа с учащимися:
Наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам.
Осуществление поддержки ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.).
Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями и с другими учащимися
Учебное занятие
На учебных занятиях внимание фокусируется на соблюдении общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.
Работа с классными руководителями
Классные руководители привлекаются к участию в мероприятиях объединения, дающих педагогам, возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной учебной обстановке.
Работа с родителями учащихся
Систематическое информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом через консультации и родительские встречи
Внеурочная деятельность предполагает участие детей в мероприятиях, акциях, соревнованиях, проектах и т.д. что позволяет детям самореализоваться и приобрести социально значимые знания, развить в себе, получить опыт участия в социально значимых делах. Считаю важным создание в детском объединении своих традиций и поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Профориентация
Одна из задач совместной деятельности педагога и ребенка – это подготовка школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Для этого в объединении проводятся: профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
2.7. Календарный план воспитательной работы детского объединения «Территория творчества» на 2021 - 2022 учебный год
№ пп |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
День здоровья «Время движения» Посвящение в мир творчества и спорта. |
Туристический поход |
Сентябрь |
2 |
Познавательная программа «Веселый светофор» Цикл мероприятий «Спешите делать добро» |
Игровая программа Акция |
Октябрь |
3 |
Акция ко Дню Матери |
Выставка «Шкатулка для мамы» |
28 ноября – День Матери |
4 |
Новогодние театрализованные представления Новогоднее оформление учреждения
|
Выставка-конкурс «Новогодний чемоданчик» |
Декабрь |
5 |
День защитника отечества |
Выставка «Открытка для папы и дедушки» |
Февраль |
6 |
Международный женский день |
Выставка «Открытка» |
Март |
7 |
«Театральный переполох» |
Кукольный театр |
27 марта - Всемирный день театра
|
8 |
Профориентационный квест «Я в профессии» |
Квест |
Март |
8 |
День космонавтики |
Викторина |
Апрель |
9 |
Итоговая выставка |
Выставка «Территория творчества» |
Май |
Рабочая программа воспитания на 2022-2023 учебный год
1. Особенности организуемого воспитательного процесса. Характеристика объединения «Территория творчества»
Объединение сформировано в сентябре 2021 года, на базе МАОУ «Лицея № 5» и в 2022 году на базе Лобвинская 12
Деятельность объединения «Территория творчества» имеет социально - гуманитарную направленность.
Количество обучающихся объединения «Территория творчества» составляет 45 человек. Из них мальчиков 13, девочек –22. Учащиеся объединения активно участвуют в жизни объединения. Административная команда лицея и классные руководители поддерживают и помогают в воспитательной работе. При организации и проведении мероприятий используется актовый зал и пришкольная территория. Для презентации творческих работ учащихся имеется школьное выставочное пространство.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственной личности.
Задачи воспитания:
способствовать развитию личности учащегося с позитивным отношением к себе;
формировать систему отношений в коллективе через КТД декоративно – прикладного творчества;
способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
развивать нравственно - духовные качества (доброта, уважение к старшим), любовь к Родине;
развивать умения работать в команде, презентовать себя и творческий продукт, планировать и анализировать свою творческую деятельность;
воспитывать трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, бережливость;
Результат воспитания
учащиеся проявляют позитивное отношение к себе;
умеют работать в команде, презентовать свой творческий продукт,
уметь самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность;
проявляют уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе;
проявляют трудолюбие, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность;
знают и любят свою Родину;
стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.
имеют представление о профессиях в декоративно-прнкладном искусстве
Способом получения информации о результатах воспитания является педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы.
Общецентровские мероприятия: социальные проекты, акции, конкурсы, фестивали, соревнования, сборы, праздники, церемонии награждения, выставки.
Работа с коллективом
В коллективе поддерживается инициирование и участия детей в общеучрежденских мероприятиях, оказывается помощь детям в их подготовке, проведении и анализе. Организуются интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Сплочение коллектива происходит через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в объединении дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
Индивидуальная работа с учащимися:
Наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам.
Осуществление поддержки ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.).
Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями и с другими учащимися
Учебное занятие
На учебных занятиях внимание фокусируется на соблюдении общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Используются воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.
Работа с классными руководителями
Классные руководители привлекаются к участию в мероприятиях объединения, дающих педагогам, возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной учебной обстановке.
Работа с родителями учащихся
Систематическое информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом через консультации и родительские встречи
Внеурочная деятельность предполагает участие детей в мероприятиях, акциях, соревнованиях, проектах и т.д. что позволяет детям самореализоваться и приобрести социально значимые знания, развить в себе, получить опыт участия в социально значимых делах. Считаю важным создание в детском объединении своих традиций и поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Профориентация
Одна из задач совместной деятельности педагога и ребенка – это подготовка школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Для этого в объединении проводятся: профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
2.7. Календарный план воспитательной работы детского объединения «Территория творчества» на 2022 - 2023 учебный год
№ пп |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
День здоровья «Время движения» Посвящение в мир творчества и спорта. |
Туристический поход |
Сентябрь |
2 |
Познавательная программа «Правила дорожного движения» Игровая программа «Безопасность» |
Игровая программа
Игровая программа |
Октябрь |
3 |
Акция ко Дню Матери |
Выставка «Моя любимая мама» |
28 ноября – День Матери |
4 |
Новогодние театрализованные представления Новогоднее оформление учреждения
|
Выставка-конкурс «Новогодний карнавал» |
Декабрь |
5 |
День защитника отечества |
Выставка «Открытка для папы и дедушки» |
Февраль |
6 |
Международный женский день |
Выставка «Открытка» |
Март |
7 |
«Театральный переполох» |
Кукольный театр |
27 марта - Всемирный день театра
|
8 |
Профориентационный квест «Я в профессии» |
Квест |
Март |
8 |
День космонавтики |
Викторина |
Апрель |
9 |
Итоговая выставка |
Выставка «Территория творчества» |
Май |
Раздел 3. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р).
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Методические рекомендации:
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);
Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru ).
Литература для педагога
Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Сов. Художник, 1991.- 286с.
Алешкина Т.В. Величайшие творения человечества: энциклопедия [разделы о скульптуре, живописи, архитектуре]. М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.-230.с.
Базанова М.Д. Пленэр: учеб. Практика в худ. уч-ще: учеб пособие. М.: Изобразит. иск-во, 1994.-465с.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.-275с.
Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. М.:ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2001.-320с.
Большой самоучитель рисования. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.- 192с.
Горяева Н.А. и др. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для нач. шк./ под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2001.-64с
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А.Горяевой под ред. Б.М.Неменского. Волгоград: Учитель, 2008.- 171с.
Литература для учащихся
Библиотека программы «Детство». Большое искусство – маленьким. «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с книжной графикой». Из –во «Детство -пресс» 2000.
Ежемесячный журнал Союза художников «Юный художник»
Иванова О.В. Акварель. Практические советы. Москва. АСТ. Астрель 2001
Уроки для начинающих. «Основы цветоведения» Москва АСТ. Астрель 2006
Сокольникова Н.М. «Основы композиции». Из –во Титул. 2000
Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Москва. Изобразительное искусство.
Энциклопедия «500 мастеров зарубежной классики». Москва 1995
Литература для родителей
1. Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.
2.Зиннатуллина, Э. Х. «Волшебное искусство» : (декоратив.- приклад. искусство) для учащихся 1-4-х кл. / Э. Х. Зиннатуллина, И. Ф. Зиннатуллина // Завуч начальной школы. – 2015. – № 3. – С. 83-99.
3.Лукина, А. Эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством / А. Лукина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 2. – С. 33-36
Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2018. - 144 c.
5.С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Раздел 4. Приложения к программе
Приложение 1
Диагностика знаний о декоративно-прикладном искусстве
Тест «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?».
Назначение: тест может быть использован как мини-проверка, после проведения серии уроков. Тест можно проводить как устно, так и письменно. Индивидуально или со всем классом вместе. В процессе проведения педагог может использовать изображения, образцы для показа ребятам и описания предметов ДПИ.
Возраст: для учащихся IV класса.
Источник: В. В. Буткевич, Б.С. Любимова. Методика организации эстетического воспитания младших школьников. - Мн.: Пачатковая школа, 2008. 144с. (с.128-129).
Задания для выполнения:
1. Подчеркни слова, обозначающие виды искусства, которые относятся к народному декоративно-прикладному искусству: живопись; скульптура; роспись; архитектура; графика; соломоплетение; ткачество; вытинанка; гончарство (керамика); вышивание.
2. Подчеркни правильный ответ на вопрос. Что создают мастера народного декоративно-прикладного искусства: иллюстрации; предметы быта; картины; скульптуры.
3. Придумай и нарисуй геометрический или растительный орнамент.
4. Назови свое любимое произведение народного декоративно-прикладного искусства. Напиши, почему оно тебе нравится. Чем отличаются данные произведения от других? Чем привлекательны и полезны для людей?
5. Подчеркни только те виды народного декоративно-прикладного искусства, которые тебе знакомы (которыми тебе доводилось заниматься): соломоплетение; лепка (керамика); аппликация из соломки; изготовление игрушки; вытинанка; резьба по дереву; бисероплетение; роспись пасхальных яиц; вышивание; роспись, составление узоров, плетение, ткачество.
6. Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос. Как можно охарактеризовать произведения народного декоративно-прикладного искусства? Точность и аккуратность; красота и польза; оригинальность и неповторимость.
Правильные ответы: 1 - роспись, ткачество, гончарство (керамика), соломоплетение, вытинанка, вышивание; 2 - предметы быта; 6 - красота и польза.
Дополнительная оценка:
Оценка результатов учащихся проводится по количеству правильных ответов, а также по уровню активности при выполнении заданий, стремлению ребенка рассказать о творчестве, о тех занятиях, которыми он занимался или хочет заняться и т.п
Приложение 2
Методика ранжирования (А.А Андреев)
Предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.
Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.
Расставить слова из предложенного списка в поочередности согласно степени личной значимости: «Музей, кино, театр, зоопарк, картинная галерея, цирк, концерт классической музыки, столовая, дискотека, улица, спортивная секция, кружок по интересам, магазины».
Высокий уровень - дети предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.
Средний уровень - театр, кино, зоопарк, цирк.
Низкий уровень - столовая, дискотека, улица, магазины.
Приложение 3
Методика «Недописанный тезис» (Семенова Л.П)
Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.
Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):
1. Хорошая жизнь - это ….
2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….
3. Мне хорошо, когда вокруг….
4. Мне нравится смотреть на ….
5. Я люблю ходить в ….
6. Мне нравиться на уроках ИЗО….
7. Мне нравится, когда мои работы….
8. Я вижу прекрасное (красивое) в….
Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.
Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности
Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне.