Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Видеотеатр»
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО на Методическом совете Протокол № 3 от 25.05.2023г. ПРИНЯТО Решением Педагогического совета Протокол №2 от 25.05.2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор АОУ УР «РОЦОД» ________________Р.Р. Бякова Приказ № 95 от 25.05.2023г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВИДЕОТЕАТР»
Возраст детей: 8-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик: Трищенкова Ольга Борисовна,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
Консультант: Чупрынина Ирина Владимировна, методист высшей квалификационной категории
Ижевск
2023
Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Видеотеатр» базового уровня имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Видеотеатр» составлена на основании Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе АОУ УР «РОЦОД».
Программа предназначена для детей, прошедших программу «Театрология».
Точка удивления, мизансцена, этюд, предлагаемые обстоятельства... Оказывается, эти термины из мира театра позволяют сделать дополнительное образование увлекательным и человечным. Сегодня дети мало общаются, много времени проводят за компьютером, часто пребывают в виртуальном мире. Как помочь и заинтересовать школьников «живым» общением?
На занятиях по Программе «Видеотеатр» создается необходимость максимального личного включения всех и каждого в процесс театрального действия. Театральная педагогика (как часть педагогики искусства) предлагает создание открытой творческой среды для живого общения. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до космоса), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей ученика.
Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Отличительные особенности данной программы состоят в следующем:
преемственность с ранее пройденными курсами театрального мастерства. Дети знают основы театрального творчества, умеют импровизировать и работать в коллективе;
привязка работы по настоящей программе к активному использованию средств технического, прежде всего визуального контроля;
дети знакомятся со спецификой видеофиксации театральных постановок, получают знания о специфических приемах взаимодействия сцены и технических средств.
дети начинают активно использовать технические средства видеоконтроля для саморазвития и создания сетевого видеоконтента.
Новизна данной программы в том, что программа ориентирована на связь технических возможностей современной видеотехники и творческих возможностей обучаемых.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что дети учатся воспринимать сущность ситуации создания видеоконтента изнутри, что актуально в связи с развитием культуры сетевого общения и массовым созданием обучающего, общекультурного и развивающего видеоконтента, без которого современная Сети системы «Интернет» сейчас попросту невозможна. Соответственно, детям полезно иметь основы знаний по этой тематике.
Отличительные особенности обучения по программе:
• Осуществлению поставленных в программе задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр - средств театральной педагогики. Через любимую деятельность детей - игру можно помочь ребёнку сформироваться интересной и неординарной личностью.
• Занятия формируют в ребёнке смелость публичного выступления, готовность выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребёнок становится раскрепощённым, контактным, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции.
Занятия объединения аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием.
Вариативность содержания программы представлена в следующих аспектах ее реализации:
• Занятия носят комплексный характер, поэтому на каждом конкретном занятии используются элементы из нескольких разделов программы. Педагог может варьировать занятия в зависимости от освоения группой определённых навыков. Это способствует более гармоничному формированию восприятия учебного материала.
• На занятиях используются элементы системы профессиональной подготовки актёра, адаптированные к возрастным и психофизическим особенностям младшего школьника.
• Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации индивидуализации обучения является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, цель которых – предоставление обучающемуся свободу выбора своей образовательной траектории в достижении успеха в данной образовательной деятельности (Приложение 1).
При работе по индивидуальному маршруту применяется метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. При этом основная работа при создании проекта (в нашем случае тематического видеоролика) проводится самим ребёнком – автором проекта. Педагог же выступает как помощник-консультант.
• Программа учитывает взаимосвязь и преемственность содержания с предметными областями начального общего образования (в рамках ФГОС).
Предметная область | Требования ФГОС | Дополнительность программы |
Музыка | - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности - умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению | Формируется умение работать с музыкальными образами при выполнении упражнений. Формируется умение использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций |
Изобразительное искусство | - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека - сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; | Через изучение взаимодействия театрального и изобразительного искусства формируются навыки работы с изобразительными материалами при оформлении театральных постановок (декорации, эскизы костюмов); |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) | - сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории культуры, природе нашей страны, её современной жизни; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - осознание ценности человеческой жизни | На занятиях изучается игровая культура разных народов, что способствует осознанию влияния исторических факторов на развитие традиционной культуры народов, проживающих на территории России. |
Литература | - осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий | При знакомстве с малыми литературными формами, особенностями драматургического материала, обогащается понятийный словарь. Увеличивается словарный запас, логический разбор текста позволяет выработать умение определять причинно-следственные связи. |
Филология | - сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - владение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; | Формируются навыки выступления перед аудиторией Формируется умение свободно владеть речевым аппаратом, использовать диапазон и силу голоса. Формируется умение высказывать своё мнение в корректной форме, умение решать конфликты адекватными способами. |
Адресаты программы - дети младшего школьного возраста (8-10 лет) с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки.
Критерии отбора:
- желание ребёнка заниматься театральной деятельностью;
- отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья.
Состав группы. Группы могут быть одно- и разновозрастными, смешанными или однополыми. Для более успешного усвоения курса желательно количество детей в группе до 12-15 человек
Объем программы – 144 часа.
Срок освоения программы - 1 год обучения.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа
Формы обучения:
- индивидуально-групповые.
Виды занятий по программе:
- практические занятия, мастер-классы, мастерские, ролевые игры, тренинги, творческое задание, концерты, творческие отчеты
По окончании обучения по программе обучающиеся могут продолжить обучение по другим программам художественной и социально-педагогической направленности (сценическая речь, сценическое движение и пластика, ораторское искусство и другие).
Форма обучения по программе - очно, с применением элементов дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения:
- словесные (беседы, диалог, рассказ, консультация, дискуссия);
- наглядные (наблюдения и освоение театральных навыков в ходе театрального занятия, демонстрации кинофильмов, рисунков, фотографий и т.п.);
- экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- проблемное обучение.
Используемые в программе педагогические технологии
Технология коллективно-творческой деятельности - это технология, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе технологии лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых; романтизм и творчество. Основные задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (в данной программе – постановка и демонстрация спектакля.)
- воспитать общественно-активную творческую личность
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела (в данной программе – постановка и демонстрация спектакля.). Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Технология коллективно-творческой деятельности: раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности.
Игровая технология: включение обучающихся в творческие игры, в ходе которых происходит нестандартное обучение и воспитание, социальная адаптация, активизация деятельности обучающихся.
Технологии дифференцированного обучения: обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей; на занятиях происходит адаптация различных форм, методов и средств обучения к особенностям группы.
Виды и периодичность контроля – стартовая диагностика, промежуточная и итоговая диагностика (зачеты, практические работы).
2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование общей культуры и развитие творческих способностей у обучающихся средствами театральной педагогики с использованием многообразия форм театральной деятельности.
Задачи программы:
- создать открытую творческую среду для живого общения, коллективного взаимодействия и эффективного сотрудничества;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные способности обучающихся;
- развивать художественный вкус и сценическую культуру;
- совершенствовать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;
- научить владеть навыком декламации и публичного выступления;
- воспитывать чувство ответственности перед коллективом.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы (аттестации) контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1 | Театральная игра | 30 | 4 | 26 | Практическое задание
|
1.1 | Игры на зрительное и произвольное внимание | 4 | 1 | 3 | |
1.2 | Игры на физическое раскрепощение, снятие зажимов | 6 | 1 | 5 | |
1.3 | Игры на взаимодействие | 10 | 1 | 9 | |
1.4 | Игры на развитие произвольного внимания | 10 | 1 | 9 | |
2 | Ритмопластика | 20 | 1 | 19 | Практическое, творческое задание |
2.1 | Упражнения на развитие умения пользоваться жестами | 5 | 1 | 4 | |
2.2 | Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности. | 5 | - | 5 | |
2.3 | Упражнения на расслабление-напряжение различных групп мышц. | 5 | - | 4 | |
2.4 | Свободная импровизация с музыкальным сопровождением | 5 | - | 5 | |
3 | Культура и техника речи | 18 | 2 | 16 | Практическое Задание |
3.1 | Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции. | 8 | 1 | 7 | |
3.2 | Построение диалога | 10 | 1 | 9 | |
4 | Основы театральной культуры | 6 | 2 | 4 | Тестирование, кроссворд. Промежуточная аттестация |
4.1 | Знакомство с создателями спектакля | 2 | 2 | - | |
4.2 | Развитие театрального искусства в Удмуртии | 4 | - | 4 | |
5. | Основы работы с видеоконтентом | 16 | 12 | 4 | |
5.1 | Контроль визуального и аудиального впечатления от собственной работы при помощи средств видеозаписи и аудиозаписи. | 8 | 4 | 4 | |
5.2 | Отличия визуальных впечатлений от спектакля в театре и на видеоматериале. Специфика «взгляда оператора», его приемы. | 4 | 4 | | |
5.3 | Видеоконтент. Его производство и размещение. Проблемы массовых впечатлений от визуализаций в Сети. | 4 | 4 | | |
6 | Работа над спектаклем | 44 | 4 | 40 | |
6.1 | Выбор пьесы | 2 | 2 | - | Наблюдение, сценическое выступление. |
6.2 | Сценический образ. Работа над ролью | 9 | 1 | 8 | |
6.3 | Этюдная работа в постановке спектакля | 3 | 1 | 2 | |
6.4 | Репетиции спектакля | 24 | - | 24 | |
6.5 | Показ спектакля | 6 | - | 6 | |
7 | Подведение итогов. Воспитательно-развивающие мероприятия | 8 | - | 8 | Итоговая аттестация в форме показа спектакля |
| Итого за год | 144 | 30 | 114 | |
4. Содержание программы
Вводное занятие: Правила техники безопасности, правила поведения, игровое занятие.
1-й раздел - «Театральная игра»
1.1 Игры на зрительное и произвольное внимание
Теория: Внимание и наблюдательность - обязательные условия для развития творческой фантазии
Практика: Игры, направленные на развитие зрительного и произвольного внимания: «Летает – не летает», «Внимательные матрешки» и т.д. (см. Приложение)
1.2 Игры на физическое раскрепощение, снятие зажимов
Теория: Что такое зажимы, и как от них избавиться
Практика: Игры на преодоление зажатости и скованности: «Вышивание», «Веселые обезьянки», «Что мы делали, не скажем» и др. (см. Приложение)
1.3 Игры на взаимодействие
Теория: Необходимость умение общаться и взаимодействовать друг с другом в жизни и в театре. Необходимость доброжелательности и контактности в общении с другими людьми.
Практика: Игры, направленные на работу в парах: « Передай позу», «Зеркало» и т.д. Упражнения, направленные на отработку навыков работы в группах; «Дружные звери», «Отражения» и т.д. (см. Приложение)
1.4 Игры на развитие произвольного внимания
Теория: Умение четко и быстро реагировать на команду или музыкальный сигнал
Практика: Игры на внимание и выполнения команд: «Живая геометрия», «Волна» и т.д. (см. Приложение)
2-й раздел - «Ритмопластика»
2.1 Упражнения на развитие умения пользоваться жестами
Теория: Жесты в повседневной жизни и в театре
Практика: Упражнения на выражение своих мыслей и эмоций при помощи жестов: «Добрый - злой», «Помоги мне», и т.д. (см. Приложение)
2.2 Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности
Практика: Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности: «Муравьи», «Огонь и лед», «Мокрые котята» и т.д. (см. Приложение)
2.3 Упражнения на расслабление-напряжение различных групп мышц
Теория: Способы расслабления и напряжения различных групп мышц. Для чего это важно знать.
Практика: Упражнения на напряжение и расслабление: «Галерея», «Снежная королева» и т.д. (см. Приложение)
2.4 Свободная импровизация на музыкальные фрагменты
Практика: Упражнения на пластические импровизации, создание образов живых существ с помощью выразительных пластических движений (см. Приложение)
3-й раздел - «Культура, техника речи»
3.1 Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции
Теория: Строение дыхательного и речевого аппарата.
Необходимость речевого дыхания и правильной артикуляции в театральном искусстве
Практика: Артикуляционные упражнения, дыхательные тренинги. «Фыркающая лошадка», «Веселый пятачок», «Жало змеи» и т.д. Дикционные тренинги: «Зоопарк», «Птичий двор» и т. д. (см. Приложение) Упражнения на развитие дикции с помощью скороговорок и стихов.
3.2 Построение диалога
Теория: Понятие диалога. Явление диалога в жизни и в театре.
Практика: Игры со словами, Задания и игры на развитие связной образной речи:, «Вкусные слова» «Сочини предложение», «Фраза по кругу» и т.д. Составление предложений с заданными словами. Построение диалога, самостоятельно выбирая партнера.
4-й раздел - «Основы театральной культуры»
4.1 Знакомство с создателями спектакля
Теория: Рассказ о людях, без которых было бы не возможно создание спектакля. Театральные профессии: актер, режиссер, гример, бутафор, драматург и др.
4.2 Развитие театрального искусства в Удмуртии
История развития театрального искусства от ритуальных инсценировок до профессиональных театров XX – XXI веков.
Значение театров в районах и городах Республики. Ведущие актеры, их творческая судьба.
5-й раздел - «Основы работы с видеоконтентом»
5.1 Контроль визуального и аудиального впечатления от собственной работы при помощи средств видеозаписи и аудиозаписи.
Технические средства, обеспечивающие запись видео и звука, их развитие. Работа с современными цифровыми средствами видео и звукозаписи. Отличие «селфи» от работы по видеоконтролю своего выступления.
5.2 Отличия визуальных впечатлений от спектакля в театре и на видеоматериале. Специфика «взгляда оператора», его приемы.
Специфика визуального впечатления из зала от работы актеров на сцене. Разница театра Станиславского и Мейерхольда в подходе к эффекту «четвертой стены». Особенности «взгляда оператора», от первых киносъемок до развитой системы динамики «углубления кадра» и других техник «игры пространством» из арсенала современного видеооператора. Теория работы с комбинированными съемками и «дополняющей реальностью» при помощи съемок на макетах и вставки цифровых видеоэффектов.
5.3 Видеоконтент. Его производство и размещение. Проблемы массовых впечатлений от визуализаций в Сети.
Система «Интернет» и серверные хранилища видеконтента. «Заливка» видео в социальные сети. Возможности распространения видео через ссылки на исходный контент и перезагрузки. Проблема «хайпа» и ограничения распространения видеоконтента по моральным и юридическим соображениям.
6-й раздел - «Работа над спектаклем»
На основе полученных знаний и умений, индивидуальных особенностей участников группы создаётся небольшой по объёму спектакль, продолжительностью 20-35 мин.
6.1 Выбор пьесы
Теория: Беседа о жизни и событиях в исторический период времени пьесы. Рассматривание художественных иллюстраций, слушание музыки. Просмотр кинофрагментов.
6.2 Сценический образ. Работа над ролью
Теория: Беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться. Рассуждение – почему персонаж «ведёт себя» так или иначе?
Практика: Этюды на создание образа, пластика образа с учетом характера героя, его манеры двигаться, говорить. Работа над речью.
6.3. Этюдная работа в постановке спектакля
Теория: Понятие импровизации. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Практика: Этюдная работа по отдельным эпизодам пьесы.
6.4 Контроль визуального и аудиального впечатления от собственной работы при помощи средств видеозаписи и аудиозаписи.
Технические записывающие средства и их особенности. Основы работы с кадром и общая специфика построения видеоряда. Специфика восприятия зафиксированной визуализации как «фиксированного взгляда» и отличие восприятия видеозаписи от восприятия сценической работы.
6.5 Репетиции спектакля
Практика: Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
Проработка отдельных групп эпизодов (картин) с элементами декораций и реквизита.
Репетиция всей пьесы целиком - прогон (декорация, реквизит, костюм).
6.6. Показ спектакля
Практика: Творческий показ – важная часть театральной деятельности, где ярко проявляется индивидуальность, мобилизуются творческие и специальные способности юного актера (концентрация внимания, умения работать в команде и свободно выражать свои эмоции). Обязательным элементом показа является рефлексия его участников, совместное обсуждение постановки.
7. Воспитательно-развивающие мероприятия
Практика: Программа предполагает использование активных форм обучения: проведение экскурсий, посещение спектаклей театров города, участие в театральных фестивалях и конкурсов, мероприятиях на уровне образовательной организации, города и республики.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметные
Познавательные:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении произведений (пьес, рассказов, сказок, сценариев и т.д.) и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения и поступков героев;
Коммуникативные:
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
Регулятивные:
- владеть длительным выдохом при коротком вдохе;
- выполнять дыхательные упражнения;
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой
Предметные:
- владеть информацией по видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
- уметь работать со средствами аудио и видеоконтроля своего сценического образа
К концу освоения программы обучающийся будет знать:
- основы актерской грамоты,
- первичные теоретические знания, в том числе театральную терминологию,
- основные элементы актерского «языка»
- основы теории работы видеооператора
- основы теории впечатлений от разных категорий визуализаций
К концу освоения программы обучающийся будет уметь:
- размещать свое тело в пространстве сценической площадки.
- анализировать работу свою и партнеров с точки зрения реализации замысла.
- вносить коррективы в исполнение своей роли.
- записывать себя на видео для контроля сценического образа.
Комплекс организационно-педагогических условий
6. Календарный учебный график
Год обучения | I полугодие | II полугодие | Всего учебных недель | ||||
Начало учебного года (дата) | 17 недель | 19 недель | Окончание учебного года (дата) | ||||
1 год | 1 сентября | У | П | У | И | 31 мая | 36 |
Условные обозначения:
У-учебные занятия;
К- каникулярный период;
П – промежуточная аттестация;
И – итоговая аттестация
Выходные праздничные дни
Нерабочие праздничные дни в России (ст. 112 Трудового кодекса РФ):
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8, 9 января – Новогодние каникулы
7 января – Рождество Христово
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
1 мая – Праздник Весны и Труда
9 мая – День Победы
12 июня – День России
4 ноября – День народного единства
7. Условия реализации программы
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале с невысокой сценической площадкой. Необходимо также наличие аудиотехники.
Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая балетная обувь или чешки.
Репетиционная работа ведется по мере накопления репертуара.
Занятия могут проводиться в форме игры, наблюдения, беседы, выступления, выполнения групповых парных и индивидуальных заданий.
Ребята включаются в активные формы деятельности, учатся управлять собой, оценивать свои возможности.
Материально-техническое оснащение программы
- наличие кабинета, стульев,
- наличие звуковой и музыкальной аппаратуры, проектора для просмотра видео материалов и презентаций;
- возможность пошива костюмов и изготовления реквизита.
- средства видеозаписи
- ноутбук.
Информационное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы «Видеотеатр»
Щербакова Е. А. Обучение детей основам фото и видеомонтажного искусства URL:
https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-scherbakova/obuchenie-osnovam-foto-i-videomontazhnogo-iskustva.html (Дата обращения: 15.05.2023).
Курс видеосъемки для детей URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLxZatZkii5UGnq95Ku5LDoow_n_WI-YcZ
(Дата обращения: 10.05.2023).
Программы саморазвития. Система ТРИЗ [сайт]. - URL: https://4brain.ru/triz/. (Дата обращения: 15.05.2023).
1. http://pedsovet.su/publ/
2. Слайд-фильмы по темам занятий.
Кадровое обеспечение: занятия ведет педагог, образование которого соответствует профилю программы.
Требования к педагогу:
- высокий уровень квалификации и педагогического мастерства педагога;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
-владение современными педагогическими технологиями, обеспечивающими познавательную активность учащихся.
8. Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется стартовая, промежуточная и итоговая диагностика.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
В соответствии с учебно-тематическим планом предусмотрены формы контроля, позволяющие отследить динамику приобретения и закрепления навыков и умений обучающимися, в частности, открытые занятия и участие в мероприятиях РОЦОД.
Формой итогового контроля является творческий отчёт в виде спектакля. В организации и проведении этого учебного мероприятия задействована вся учебная группа.
Формы аттестации:
стартовая | промежуточная | итоговая |
наблюдение собеседование анкетирование | наблюдение совместное занятие со старшей группой основного состава, анализ | открытое занятие для родителей |
Критерии оценивания результатов обучения
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Учащийся демонстрирует устойчивый интерес к театральному творчеству, трудолюбие, выполняет творческие задания преподавателя с желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет творческую инициативу; Умеет концентрировать внимание на поставленной актерской задаче длительное время. Выполняет актерские задачи в полном объеме | Существует интерес к театральному творчеству, имеются некоторые неточности и погрешности в выполнении творческих заданий преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить; Умеет частично концентрировать внимание на поставленной актерской задаче. Выполняет актерские задачи частично. | Работа выполняется исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен, неряшлив, интерес к театральному творчеству выражен слабо. Не умеет сконцентрироваться на поставленной актерской задаче. Не выполняет актерские задачи. |
Оценочные материалы
Протокол промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
№ группы - Год обучения - 1 Форма аттестации: контрольное занятие (творческое практическое задание, анкетирование)
ФИО педагога: Трищенкова Ольга Борисовна
Программа « »
Дата: «__» ___________ 20___ г. Время проведения: __________ Место проведения занятия: ______________
Результаты аттестации оцениваются (распределяются) по трем уровням:
▪ высокий уровень - показатель проявляется отчетливо, в полной мере (5 баллов); (25-30)
▪ средний уровень – показатель проявляется менее отчетливо (3-4 балла); (13-24)
▪ уровень ниже среднего - показатель проявляется слабо или отсутствует (0-2 балла); (0-12)
№ п/п | Параметры отслеживания образовательных результатов | ||||||||
Фамилия, имя обучающегося | Основы сценического мастерства | Личностные результаты | Уровень | ||||||
Уровень теоретической подготовки | Уровень практической подготовки | ||||||||
| | Знание театральных терминов, основ театральной культуры | Владение выразительной устной речью | Умение выполнять дыхательные и речевые упражнения | Владение средствами пластической выразительности | Знание уровней сценического внимания, умение их различать | Владение артикуляционным аппаратом | Наличие мотивация к данному виду деятельности | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Педагог дополнительного образования: __________________ /________________/
Председатель аттестационной комиссии (для итоговой аттестации): __________________ /________________/
Члены комиссии (для итоговой аттестации):__________________ /________________/
__________________ /________________/
Оценочные материалы
Параметр | Форма контроля | КИМы |
Сформированная мотивация к данному (подобному) виду деятельности | Беседа Наблюдение | Беседа на заданную тему Игра «Театр изнутри» |
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме; | Беседа | Методика «Закончи фразу» Методика «Логическая цепочка» Методика «Что будет если…» |
Умение придумывать и объяснять правила игры; | Наблюдение Этюдная работа на заданную тему | Игра «Роботы и манипуляторы» Критерии оценки творческого задания |
- обладать волевой саморегуляцией; - владеть навыками освобождения дыхательных мышц; - выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложнённые незначительной физической нагрузкой; | Наблюдение Творческое задание | Критерии оценки творческого задания |
- знать о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать их в сценическом действии; - знать культуру сцены, костюма, азбуку театра (театральные термины); - уметь выразительно декламировать текст; - владеть средствами пластической выразительности; - уверенно владеть артикуляционным аппаратом; - участвовать в итоговом спектакле | Тестирование, практическое задание, наблюдение | Тест, критерии оценки практического задания |
Беседа «Удивительный мир театра»
Информационный источник:
- «Сборник диагностических методик для начальной школы» – URL https://infourok.ru/sbornik-diagnosticheskih-metodik-dlya-nachalnoy-shkoli-2242281.html- (дата посещения 05.05 2023)
Работа в микро-группах
Цель: Выявить сформированность мотивации ребёнка к театральной деятельности. Определить, какой именно раздел театральной деятельности интересует ребёнка
Педагог начинает беседу, предлагает детям вспомнить виды театральной деятельности, рассказать об этих видах.
В ходе беседы дети рассказывают, какие виды театральной деятельности их наиболее интересуют.
После беседы педагог предлагает детям сыграть этюд на тему «театр изнутри», где каждый ребёнок выбирает сам, кем бы он хотел быть в театре (актёром, режиссёром, гримёром, костюмером, кассиром, билетёром или зрителем) На основе выбранных ролей можно судить о том, насколько ребёнок замотивирован к театральной деятельности
Актёр и режиссёр – мотивация устойчивая, сформированная
Гримёр, костюмер – специальности хоть и приближенные к сценическому действию, но могут рассматриваться и как отдельные от театра специальности – мотивация не вполне сформированная
Кассир, билетёр, уборщица и др. – специальности, которые встречаются в различных сферах. Мотивация к театральной деятельности не сформирована.
Методика «Закончи фразу»
Информационный источник:
«Сборник диагностических методик для начальной школы» – URL https://infourok.ru/sbornik-diagnosticheskih-metodik-dlya-nachalnoy-shkoli-2242281.html- (дата посещения 05.05 2023)
Индивидуальная работа
Цель: выявить, насколько ребёнок готов осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме
Педагог предлагает детям закончить начатое предложение. Предложение должно быть развёрнутым, со множеством второстепенных членов и логичным.
По тому, как дети заканчивают предложение, делается вывод об их способности осознано выстраивать речевое высказывание в устной форме.
Пример:
Педагог: На лужайке расцвели одуванчики…..
Девочка, …..я собрала их и сплела венок (средний уровень)
Мальчик:….мы идём играть в футбол (низкий уровень)
Девочка…..Очень интересно наблюдать, как они поворачивают свои головки вслед за солнцем (высокий уровень)
Методика «Логическая цепочка»
Информационный источник:
- «Сборник диагностических методик для начальной школы» – URL https://infourok.ru/sbornik-diagnosticheskih-metodik-dlya-nachalnoy-shkoli-2242281.html- (дата посещения 05.05 2023)
Цель: выявить, насколько ребенок умеет анализировать объекты.
Работа в группе
Педагог предлагает детям дать характеристики предметам и действиям. Начиная, произвольно, с того ребенка, который отвечает первым, после чего его ответ и ответы последующих собеседников становятся основой для очередного вопроса, логическим продолжением предыдущего.
Пример:
Вопрос: Какая сегодня погода?
Ответ: Холодно и дует ветер (высокий уровень, ответ точный и адекватный)
Вопрос: Почему дует ветер?
Ответ: Даже не знаю. Я не вижу, как он выглядит (средний уровень. Ответ неточный, но нацелен на активизацию познания)
Вопрос: Почему ты его не видишь?
Ответ: Ветер из воздуха. Воздух я не вижу (низкий уровень, ответ неточный, ребенок отвечает уклончиво или сбивчиво)
Методика «Что будет если…»
Информационный источник:
«Сборник диагностических методик для начальной школы» – URL https://infourok.ru/sbornik-diagnosticheskih-metodik-dlya-nachalnoy-shkoli-2242281.html- (дата посещения 05.05 2023)
Индивидуальная работа
Цель: проверить, насколько ребенок может выстраивать логические цепи поведения.
Педагог предлагает пофантазировать. Задача ребёнка продумать различные варианты развития событий исходя из заданной темы:
Что будет, если люди будут уметь летать?
Что будет, если не выучить уроки?
Что будет, если Серый волк не съест Бабушку?
Оцениваются развёрнутые ответы.
Высокий уровень - ребёнок составит небольшой связный, логичный рассказ.
Средний уровень - характеризуется неточностями и отдельными нелогичностями.
Рассказ низкого уровня характеризуется разрывами логики развития сюжета.
Игра «Роботы и манипуляторы»
Информационный источник:
- «Сборник диагностических методик для начальной школы» – URL https://infourok.ru/sbornik-diagnosticheskih-metodik-dlya-nachalnoy-shkoli-2242281.html- (дата посещения 05.05 2023)
Работа в парах.
Цель: проверить способность ребенка управлять действиями партнера (оценка, коррекция);
Один ребёнок исполняет роль робота. Другой словесно управляет им. Педагог оценивает их совместную работу.
Высокий уровень: команды подаются четко, и выполнять их не составляет труда.
Средний уровень: команды нечеткие, исполнять их сложно.
Низкий уровень: взаимодействие участников не сложилось.
Проверка специальных физических возможностей
Индивидуальная работа
Цель: проверка обладания волевой саморегуляцией и владения приемами освобождения дыхательных мышц, владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполнение дыхательных и речевые упражнений, усложненных незначительной физической нагрузкой;
В ходе контрольных занятий дети выполняют тренинги на голосовые и дыхательные упражнения.
Они отрабатывают аспекты волевой саморегуляции на предмет освобождения дыхательных мышц. Учащиеся показывают уровень владения приемами улучшения осанки и звучания голоса, приемами улучшения произношения, выполняют дыхательные и речевые упражнения, усложненные незначительной физической нагрузкой на предмет владения артикуляционным аппаратом.
Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.
Средний уровень: для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.
Низкий уровень: обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
Практическое задание
Цель: проверка знаний обучаемых о разных уровнях сценического внимания и уметь разграничивать их в сценическом действии, о культуре сцены, костюма, азбуке театра (театральные термины).
Проверка умения выразительно декламировать текст, владения средствами пластической выразительности;
Комплексный показ умений детей, необходимых для сценической работы, в том числе владения артикуляционным аппаратом для показа индивидуального этюда на заданную тему и участия в итоговом спектакле.
В ходе контрольных занятий дети показывают свои знания о разных уровнях сценического внимания и умение разграничивать их в сценическом действии, свое знание культуры сцены, костюма, азбуки театра (театральные термины), выразительно декламируют текст. Кроме того, дети показывают индивидуальный этюд на заданную тему с применением средств пластической выразительности.
В конце периода обучения дети участвуют в итоговом спектакле.
Работа каждого ребенка оценивается по критериям.
Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Вносит в выполнение задания элемент творчества.
Средний уровень: для выполнения задания обучающемуся необходима более подробная вводная. Требует небольшой помощи.
Низкий уровень: обучающийся выполняет задание только при постоянном контроле педагога и коррекции его действий.
9. Методические материалы
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.
В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С этой же целью можно использовать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда.
С целью отслеживания результатов творческого роста учащихся предполагается проведение концертов, конкурсов, фестивалей, тестирования, анкетирования и т.д.
Методическое обеспечение программы по разделам
№ п/п | Разделы | Методические материалы | Дидактические материалы | Формы занятий | Формы контроля |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по ТБ | - | Беседа, игра | - |
2 | Театральная игра | Приложение 2 | Карточки с различными изображениями, мелкие игрушки Гимнастические коврики Карточки, репродукции различных картин, видео-материалы. Иллюстрации | Беседа, практическая работа | Наблюдение |
2 | Ритмопластика | Приложение 3 | Гимнастические коврики, видео-материалы, аудио-записи, воспроизводящая аппаратура. | Беседа, упражнения, практическая работа | Наблюдение |
3 | Культура и техника речи | Приложение 4, 5 | Карточки с рисунками, цветные иллюстрации | Беседа, упражнения, практическая работа | Практическое задание |
4 | Основы театральной культуры | Приложение 6 | Фотографии театров различных культур и эпох, кроссворды, карточки с изображениями театральных атрибутов | Беседа, упражнения, практическая работа | Тестирование, кроссворд |
5 | Основы работы с видеоконтентом | Приложение 7 | Видеоматериалы, в том числе из сети «Интернет» | Беседа, упражнения, просмотр видеозаписей, практическая работа | Практическое задание |
6 | Работа над спектаклем | Поэтапная работа над спектаклем | Аудио и видео- аппаратура, реквизит | Практическая работа, изготовление декораций, подбор костюмов, репетиции | Показ, наблюдение |
7 | Подведение итогов. Воспитательно-развивающие мероприятия | Проведение экскурсий, посещение спектаклей театров города, участие в театральных фестивалях и конкурсов, мероприятиях на уровне образовательной организации, города и республики. |
№ | Названия разделов и тем | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Комплексный актерский тренинг | Игра Упражнение | Репродуктивный метод Методы эмоционального стимулирования Практические методы Игровой метод Проблемный метод Показ | Наглядные пособия Инструкции Работы учащихся Учебные задания для индивидуальной и групповой работы | Музыкальный центр | Контрольное занятие, показ |
2. | Актерская грамота | Этюд Упражнение Дискуссия Беседа Объяснение Показ | Репродуктивный метод Методы эмоционального стимулирования Практические методы Игровой метод Проблемный метод Показ | Наглядные пособия Инструкции Работы учащихся Учебные задания для индивидуальной и групповой работы | Бутафория, реквизит, элементы выгородок, DVD проигрыватель | Контрольное занятие, показ, выступление |
3. | Сценическая речь | Упражнение Тренинг Объяснение Этюд | Репродуктивный метод Методы эмоционального стимулирования Практические методы Игровой метод Проблемный метод Показ | Наглядные пособия Инструкции Работы учащихся Учебные задания для индивидуальной и групповой работы |
| Контрольное занятие, показ, выступление, конкурсы |
4. | Основы работы с видеоконтентом | Беседа, упражнения, просмотр видеозаписей, практическая работа | Репродуктивный метод Методы эмоционального стимулирования Практические методы Игровой метод Проблемный метод Показ | Видеоматериалы, в том числе из сети «Интернет» | Средства видеозаписи Ноутбук | Практическое задание |
5. | Постановка спектакля | Дискуссия Беседа, Объяснение Этюд Постановка, показ | Репродуктивный метод Методы эмоционального стимулирования Практические методы | Наглядные пособия Инструкции Творческие работы учащихся | Бутафория Реквизит Декорации DVD проигрыватель | Показ, выступление, фестивали, конкурсы |
10. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы
Рабочая программа воспитания направлена на повышение мотивации к познанию и обучению, ценностные установки и социально-значимые качества обучающихся; их активное участие в социально-значимой деятельности АОУ УР «РОЦОД». Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.
Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка, востребованной в современном обществе
Задачи:
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
Организация и проведение воспитательных мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями)
Ожидаемые результаты
Сформирована культура здоровья и здорового образа жизни;
Организованы и проведены воспитательные мероприятия с обучающимися и их родителями (законными представителями)
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направления воспитательной работы (модули) | Срок | Мероприятие |
1 | Работа с родителями и партнерами | В течение года | Родительские собрания, онлайн-встречи, индивидуальное консультирование |
2 | Профориентация | В течение года | Профориентационные игры, деловые игры, квесты, решение кейсов, видеоролики, тематические экскурсии, выставки, ярмарки и т.д. |
4 | Работа с одарёнными детьми | В течение года | Работа в малых группах |
5 | Детские объединения | В течение года | Викторина «Этот день в истории» Бесседа «Театр – это…» |
6 | Проектная деятельность | В течение года | Проекты, отчеты |
7 | Конкурсные мероприятия для детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области науки, спорта и искусства | В течение года | Республиканские конкурсы |
8 | Ключевые дела | В течение года | Досугово-развлекательные мероприятия (Научные киновечера; Квизы; Мероприятия к праздничным датам; Вечерние кванто-игры; Тематические игры; Фестивали, конкурсы, соревнования, праздники; Церемонии награждения; и т.п.) |
9 | Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста | В течение года | Мероприятия способствующие созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в группе |
10 | Развитие личностного потенциала подростков | В течение года | Беседы, наблюдение |
11 | Экскурсии, экспедиции, походы | В течение года | Выходы в театр и на спектакли детских театральных коллективов |
12 | Организация предметно-эстетической среды | В течение года | Работа с интерьером и декорациями |
13 | Экологическое воспитание | В течение года | Беседы с детьми |
Список литературы
для педагога основной:
Булатова О. С. «Педагогический артистизм» М., «Академа», 2001
Воронов В. В. «Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов и учителей» М., “Вагриус”, 2000
Колчеев Ю.В. Колчеева. Н.М.. Театрализованные игры в школе // Воспитание школьников. Библиотека журнала. - 2002 - № 30C.
«Культура русской речи» под ред. Граудина Л. К. М., «Норма», 1999
Чурилова Э. Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» М. Изд. «Владос», 2002
для педагога дополнительный:
Иванова Е. Ю. «100 игр, сценариев и праздников » М., Изд. «Аквариум», 2003
Капица Ф. С. «Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы» М., «Флинта», 2011
Кедрина Т. Я., Гелазония Г. И. «Большая книга игр и развлечений для детей и их родителей» М., «Педагогика», 1999
Куликовская И. Э. «Технология интегрированного праздника» Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003
Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Издательство "Гном", 2018
«Лавренова Л. Е. «Детские праздники в школе и дома» С-П., Изд. «Паритет», 2003
Чурилова Э. Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» М. Изд. «Владос», 2002
Шмаков С. А. «Ее величество – игра» М., «МИП», 1992
Шмаков С. А. «Игры-шутки, игры-минутки» Липецк, 2008
Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры» М., «Новая школа», 1994
Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 110, [1] с.; 20 см. - (Серия "Педагогическое наследие"); ISBN 5-94916-023-1
Шмаков С.А. Учимся, играя… : Метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003 (ГП Владимир. книж. тип.). - 125, [2] с.; 20 см. - (Серия "Педагогическое наследие").; ISBN 5-94916-022-3
Шмаков С.А. Учимся, играя… : Метод. пособие. - М.: ЦГЛ, 2003 (ГП Владимир. книж. тип.). - 125, [2] с.; 20 см. - (Серия "Педагогическое наследие").; ISBN 5-94916-022-3
Яременко Е. О. «Как провести день рождения» М., «Школьная пресса», 2003
для детей:
1. Барто А. Л. «У нас под крылом», М., «Советская Россия», 1993
2. «Культура русской речи» под ред. Граудина Л. К. М., «Норма», 1999
3. Лавренова Л. Е. «Детские праздники в школе и дома» С-П., Изд. «Паритет», 1999
4. Лысаков В. Г. «Тысяча загадок», М., «Сталкер», 2006
5. Остер Г. Б. «Вредные советы», М., АСТ, 2006
6. «Все наоборот», сб., состав. Г. Кружков, М., «Просвещение», 1993
7. Яременко Е. О. «Как провести день рождения» М., «Школьная пресса», 2003
Источники удалённого доступа
Живая мысль, подхваченная словом [сайт]. – URL: http://живая-мысль.рф (Дата обращения: 15.05.2023)
Открытый урок. Первое сентября [сайт]. – URL: http://festival.1september.ru (Дата обращения: 15.05.2023)
Сайт актёрского тренинг центра «Скаена». - URL: http://teatr.scaena.ru (Дата обращения: 15.05.2023)
Программы саморазвития. Система ТРИЗ [сайт]. - URL: https://4brain.ru/triz/. (Дата обращения: 15.05.2023).
Группа В КОНТАКТЕ «Театральный коллектив «Солнышата» РОЦОД» URL: https://vk.com/solnishatatau18 (дата обращения: 05.05.2023)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Учащимся предлагаются три индивидуальные образовательные траектории личностно совершенствования: «Премьер», «Продюсер». Обучающиеся вправе выбрать одну из вариативных траекторий и совершенствоваться в этом направлении включаясь в предложенные пошаговые задания, или на основе траекторий выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут личностного роста (самосовершенствования).
Данный вид работы обеспечивает свободу выбора, определяет сильные стороны личности, учит целенаправленным действиям по достижению результата.
Образовательная траектория «Премьер» рассчитана на тех учащихся, которые хотят развить свои творческие способности, поработать в творческих группах и самореализоваться в индивидуальной или коллективной творческой деятельности.
Успешному продвижению по данной траектории способствуют:
– дополнительные задания в рамках занятий (сообщения, сбор материалов и прочее);
– дополнительные творческие задания, например «Главная роль », «Сочини поэму по данной рифме», «Защити идею своей роли » и др.;
– вариативные упражнения на развитие актерских способностей в рамках занятий, например «Зеркало», «Сообщение через стекло», и др.;
– тренинги развития творческих способностей;
Образовательная траектория «Продюсер» рекомендуется учащимся, которые стремятся развить свои организаторские способности и лидерские качества, Успешному продвижению по данной траектории способствуют:
– вариативные упражнения по развитию организаторских способностей, например, КТД «Придумываем игровую программу», задание «Проведи интересную разминку» и др.;
– тренинг навыков организаторской деятельности;
- Выполнение поручений по организации коллектива для мероприятий;
– работа со специальной литературой;
– участие в мероприятиях и акциях РЦДОД;
– индивидуальные консультации по организации игровых программ.
Для разработки индивидуального образовательного маршрута важны: мозговой штурм, ролевые игры и др. При этом необходимо делать учащихся активными участниками процесса, применять развивающие задания, активные методы обучения, метод конкретных ситуаций.
Приложение 2.
Дидактический материал к разделу «Театральная игра»
1. Вводный урок: Театр – игра!
Знакомство с детьми (контактные, сюжетно-ролевые игры).
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Этика отношений на занятиях. Примерные правила поведения:
- обращаться друг к другу только по имени;
- слушать и не перебивать;
- не опаздывать на занятия;
- приходить в надлежащей форме одежды.
Правила поведения в театре (разыграть стихотворение А. Барто «В театре»).
Рекомендуемые игры для знакомства
«Дружные звери»
Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры: Дети распределяются на три группы – медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог поочерёдно называет одну из команд, а дети должны одновременно выполнить своё движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать новые движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свои движения синхронно, общаясь только взглядом.
«Внимательные Матрешки»
Цель: Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры: Дети сидят на стульях или на полу, педагог показывает карточки с определенным числом. Говорит «Раз, два, три - замри» Стоять должно столько детей, сколько указано на карточке. Упражнение сложно тем. Что в момент выполнения задания никто не знает, какое число будет указано на карточке, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрёшек» не хватает) или сразу же сесть, (если он видит, что вставших больше чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребёнка.
Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
Задание 4: Повторите гласными звуками.
Задания 5: Попробуйте рассказать страшную историю встречи в джунглях с тигром, используя только гласные звуки, либо радостную историю находки сокровищ (банана, апельсина).
Задание 6: Используя язык инопланетян, попробуйте вступить в контакт с землянами. А на каком языке разговаривали пришельцы с других планет? Придумайте язык и от имени инопланетянина вступите в контакт с землянином с целью воздействия – или о чём-то попросить, что-то приказать, признаться в любви к землянам .
Задание 7: Далее комплекс упражнений и этюдов, требующих целенаправленного словесного воздействия на несуществующем, «забытом» языке предков. Например, попросить конфету, потребовать уйти с дороги, попросить о помощи.
Задание 8: Игры, направленные на развитие творческой активности, инициативы, воображения.
Приложение 3.
Дидактический материал к разделу «Ритмопластика» (игры и упражнения)
«Беби-степ» – первый шаг ребенка на пути к слагаемым выразительности маленького актера. Знакомство с правилами игры для юного актера. Этика поведения на сцене. Знакомство с такими понятиями выразительности как «жест», «мимика», «слово». Важно научить ребёнка понятно объяснять жестами свои желания.
«Угадай» Ребёнок жестами объясняет остальным детям свои желания (пойти гулять, купить газированной воды, кушать, спать, играть и т.д.) Учащиеся продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показывает, какие позы, жесты, походка, характерны для неуверенного или уверенного поведения, для грубого и воспитанного человека, а вся группа отгадывает.
Приложение 4.
Дидактический материал по разделу «Культура и техника речи»
Игры и упражнения
Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чём говориться, расширить словарный запас, сделать речь ярче и образнее. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывания начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса.
Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте ещё не окончательно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актёра должна быть четкой, звучной и выразительной – необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.
Упражнения на речевое дыхание: «Надувная кукла»
Цель: Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнёром, тренировать три вида дыхания, артикулировать звуки «с» и «ш», действовать с воображаемым предметом
Ход игры: Дети распределяются на пары. Один ребёнок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены. Второй «накачивает» воздух с помощью насоса. Наклоняясь вперёд, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (брюшное дыхание) при вдохе выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны, ноги на ширине плеч. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (грудное дыхание). Кукла сдувается – вновь опускается на корточки, расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро «С!С!С!С!» (грудобрюшное дыхание)
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой
«Медвежонок»
Маленький медвежонок повредил лапку и, постанывая, укачивает её (звук м-м-м) Губы слегка сомкнуты, мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Капризуля»
Дети изображают капризного ребёнка, который ноет требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н-н-н-н», не завышая и не занижая звука, на котором ровно и свободно звучит голос.
Игры на расширение диапазона голоса
«Колокол»
Исходное положение: Ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок, вытянуты перед собой. Движения, как будто раскачивают тяжёлый язык колокола, влево - вправо. На каждое раскачивание произносится слово, каждый раз повышая тон голоса.
Звон! Медный! Несётся! Гудит! Над землёй!!!
Приложение 5
Творческие игры со словом
«Волшебная корзинка»
Цель: Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление
Ход игры: Дети сидят в кругу; педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает или то, что ползает, и т.д. Дети могут самостоятельно придумать, где можно искать слова для волшебной корзинки. Со временем задания усложняются: например, сложить слова, имеющие отношение к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, ритм, песня и т.д.) или к театру (занавес, афиша, сцена, актёр, репетиция, антракт и т.п.). После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращение».
Приложение 6
Упражнение «Соблюдение этикета в театре»
Содержание. Подготовка к посещению театра. Перед спектаклем. Во время спектакля. В антракте. Хороший зритель – радость актерам. Цветы и аплодисменты. После спектакля.
Основные понятия: театр, фойе, театральный буфет, зрительный зал, театральная программка, бинокль, третий звонок, спектакль, театральное действие, антракт, премьера, аплодисменты.
Театральный словарик
Аплодисменты – рукоплескания, т.е. хлопки в ладоши, в знак одобрения или приветствия.
Антракт – перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта.
Премьера – первое представление спектакля, фильма.
Фойе – зал для нахождения зрителей перед началом спектакля или фильма и во время антракта.
Вопросы темы.
1. Что такое «театр»? В каком театре вы были?
2. Как мы готовимся к посещению театра?
3. Можно ли в театр опоздать?
4. С кем из работников театра мы встречаемся до спектакля? Какие слова мы им говорим и почему?
5. Какие правила поведения надо соблюдать в театральном буфете?
6. Какие правила поведения соблюдаются в зрительном зале до начала спектакля? во время спектакля?
7. Можно ли во время театрального действия разговаривать, пересаживаться на другое место, выходить из зрительного зала?
8. Как мы выражаем благодарность актерам?
«Театральные задачи»
1. Катя и мама сидели за столиком в театральном буфете. Они купили фанту, пирожные и мороженое. Катя ела медленно и рассматривала окружающих. Но мама сказала: «Катюша, ...»
Как вы думаете, что сказала мама? Закончите мамину фразу.
2. Стихотворение А.Л. Барто «В театре». Какую страшную ошибку допустили девочки во время спектакля?
3. Игорь уселся в театральное кресло и начал рассматривать в бинокль зрителей. Когда ему это надоело, он положил руки на подлокотники, задрал голову и стал рассматривать плафон потолка.
В зале погас свет. Игорь вспомнил, что у него в кармане лежит шоколадка, достал ее, развернул обертку и начал есть. Как вы думаете, можно ли назвать Игоря хорошим зрителем?
Оборудование. Театральный билет, программка, бинокль.
Кроссворд по театральной терминологии:
https://kupidonia.ru/crossword/krossvord-teatr
Информационные источники:
- А.Л. Барто: «В театре» в кн. «Стихи и поэмы: Собрание сочинений в 3-х т.», Т. 2;
- В.Д. Берестов: «Кукольный театр» в кн. «Лето, лето к нам пришло»;
- Н.Н. Носов: гл. «В театре» в кн. «Незнайка в Солнечном городе»;
- Г.Б. Остер: «Посещайте почаще /Театральный буфет...» в кн. «Вредные советы».
- Живопись. П. Сезанн: «Пьеро и Арлекин» (театральные герои).
Музыка:
- Д.Б. Кабалевский: «Клоуны»;
- С. Майкапар «Танец марионеток».
Приложение 7
Щербакова Е. А. Обучение детей основам фото и видеомонтажного искусства
Курс видеосъемки для детей
https://www.youtube.com/playlist?list=PLxZatZkii5UGnq95Ku5LDoow_n_WI-YcZ