Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Водный туризм» (6–9 классы)
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Протокол от 30.08.2023 № 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» _________________С.В. Родюкова Приказ от 31.08.2023 № 70 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско - краеведческой
направленности
«Водный туризм»
Уровень освоения - базовый
Возраст обучающихся 14-16 лет
Срок реализации 2 года
Автор - составитель:
Буриева Ольга Григорьевна,
педагог дополнительного
образования
Мичуринск, 2023г
1. Учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр краеведения и туризма » г.Мичуринска Тамбовской области |
|
2. Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Водный туризм» |
|
3. Ф.И.О., должность автора |
Буриева Ольга Григорьевна, педагог дополнительного образования |
|
4. Сведения о программе: |
|
|
4.1. Нормативная база |
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения РФ от 3.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении СП от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года |
|
4.2. Вид программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
|
4.3. Направленность |
Туристско-краеведческая |
|
4.4. Уровень программы |
Базовый |
|
4.5. Область применения |
Дополнительное образование |
|
4.6. Продолжительность обучения |
108 часов - 1 год обуч. 108 часов – 2 год обуч. |
|
4.7. Год разработки программы |
2023 год |
|
4.8. Возрастная категория обучающихся |
14-16 лет |
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Блок 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Путешествия на байдарках и других судах занимают все большее место в системе туризма. Число обучающихся, отправляющихся в поход по воде, с каждым годом увеличивается. В водном путешествии прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического воспитания и спорта. Отдых на воде, чистый воздух, купание, рыбная ловля−все это является хорошим средством оздоровления. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу.
Программа «Водный туризм» имеет туристско-краеведческую направленность. Занятия направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, приобщение обучающихся к культурным ценностям, которые могут быть отнесены не только к данному виду деятельности человека. Базовый уровень.
Актуальность программы:
Обусловлена тем, что она отражает, с одной стороны ожидания и устремления детей и молодежи к «настоящим» (не виртуальным) формам жизни, где они могут почувствовать не только пределы своих интеллектуальных, социально-возрастных и физических возможностей, но и могут правильно воспринимать границы личной ответственности за свои действия и возникающие реальные риски для жизни и здоровья, с другой стороны, программа является ответом на развитие актуальных и востребованных в молодежной среде видов спорта.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации происходит комплексное развитие таких сфер как:
- духовная сфера- развитие духовных человеческих качеств необходимых в экстремальных условиях жизни;
- самоутверждение личности включая все личные достижения;
-оздоровительный эффект - естественное благотворное влияние природной среды;
- психологическая сфера- социализация и аддоптация к быстро меняющимся условиям.
Программа разработана на основе педагогических принципов: систематичность, последовательность, преемственность, доступность, соответствие содержания возрастным особенностям.
Новизна программы
Данная программа изучает, не только водный туризм в целом, но и интегрирует темы связанные с экологическим воспитанием и обучением. В водных походах обучающиеся выполняют не только поставленные задачи по изучению водного туризма, но и участвуют в природоохранных акциях, занимаются общественно полезной деятельностью.
Отличительная особенность
данной программы состоит в том, что она является практико-ориентированной, что способствует развитию деятельностных компетенций, социально и личностно значимых в современных условиях.
Адресат программы
Для зачисления в детское объединение специальных знаний и подготовки не требуется: зачисляются все желающие.
Особенности организации образовательной деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем освоения программы – 108 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа каждое, с переменами по 10 минут.
Практические занятия по программе связаны с использованием туристского снаряжения и туристского оборудования.
Формы организации деятельности:
Методы обучения, используемые в ходе реализации программы:
словесный:
объяснение нового материала;
обзорный рассказ для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
наглядный:
применение наглядных пособий, технических средств;
практический:
отработка практических туристских навыков, подготовка к проведению походов, проведение экскурсий;
Формы обучения, используемые в ходе реализации программы: приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий; беседы с учащимися в процессе изучения темы;
заслушивание сообщений обучающихся по определенной теме; самостоятельная работа;
практическая работа;
экскурсии;
походы;
соревнования;
просмотр видеофильмов по изучаемой теме
Срок освоения программы
2 года. Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 часа. Объем – 108 часов в год
Количество обучающихся
В группе 1 года обучения 15 обучающихся. Возраст детей 14 - 16 лет.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Обучить базовым навыкам водного туризма, спортивного ориентирования, содействовать укреплению интереса к изучению родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
познакомить с основными требованиями к организации и проведению пеших и водных походов;
изучить основы спортивного ориентирования;
познакомить со средствами безопасности, используемые при проведении туристских походов и соревнований;
научить формировать походную аптечку;
углублять знания и навыки краеведческой работы в походе;
обучить жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
формировать базовые туристские навыки (работа с веревками, узлами, компасом и картами)
изучить технику преодоления естественных и искусственных препятствий.
Развивающие:
развить физическую выносливость;
развитие внимания, памяти, любознательности, познавательной активности;
развить личностные качества: смелость, терпение, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, волю к достижению цели;
развить коммуникативные личностные качества; развить устойчивый интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
сформировать любовь к родному краю, чувство дружбы, взаимопомощи;
сформировать бережное отношение к природным богатствам родного
края;
сформировать чувство гордости за свой край и свою Родину;
воспитать позитивный взгляд на жизнь, стремление к здоровому образу
жизни;
воспитать уважительное отношение к окружающим людям.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Содержание программы
Учебный план (первый год обучения)
№ п\п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
||
|
Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Входная диагностика |
1 |
Раздел 1 Основы туристической подготовки для водных путешествий |
48 |
23 |
25 |
Текущий контроль(опрос, тестирование) |
1.1 |
Особенности водного туризма |
3 |
3 |
- |
Опрос |
1.2 |
Туристские возможности родного края для водных путешествий |
3 |
3 |
- |
Опрос |
1.3 |
Динамика речного потока |
3 |
3 |
- |
Тестирование |
1.4 |
Техника безопасности в водном путешествии |
3 |
3 |
- |
Опрос |
1.5 |
Техника движения |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.6 |
Тактика движения |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.7 |
Преодоление естественных и искусственных препятствий |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
1.8 |
Снаряжение для водного путешествия |
3 |
1 |
2 |
Эстафета |
1.9 |
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
1.10 |
Питание в туристическом походе |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
1.11 |
Типы и функции костров |
3 |
1 |
2 |
Тестирование |
1.12 |
Распределение должностей в походе |
3 |
1 |
2 |
Соревнования |
1.13 |
Устройство байдарок. Типы, назначение |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.14 |
Сборка байдарки |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
1.15 |
Разборка, просушка, упаковка байдарок |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.16 |
Туристские слёты, соревнования |
3 |
- |
3 |
Текущий контроль |
2 |
Раздел 2 Топография и ориентирование |
21 |
9 |
12 |
|
2.1 |
Понятие о топографии. Значение топографии туризме |
3 |
3 |
- |
Викторина |
2.2 |
Топографические и условные знаки |
3 |
1 |
2 |
Диктант |
2.3 |
Рельеф местности, масштаб карты |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
2.4 |
Топографические карты |
3 |
1 |
2 |
Соревнования |
2.5 |
Компас. Работа с компасом |
3 |
1 |
2 |
Зачёт |
2.6 |
Изготовление картосхем маршрута |
3 |
2 |
1 |
Тестирование |
2.7 |
Соревнования по спортивному ориентированию |
3 |
- |
3 |
Текущий контроль |
3 |
Раздел 3 Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
18 |
8 |
10 |
Промежуточныйконтроль |
3.1 |
Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний |
3 |
2 |
1 |
Викторина |
3.2 |
Походная медицинская аптечка |
3 |
2 |
1 |
Самостоятельная работа |
3.3 |
Алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
3.4 |
Виды травм и первая помощь при их появлении |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
3.5 |
Приемы транспортировки пострадавшего |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
3.6 |
Виды носилок и способы их изготовления |
3 |
1 |
2 |
Текущий контроль |
4 |
Раздел 4 Итоговый поход |
18 |
3 |
15 |
|
4.1 |
Изучение района путешествия |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
4.2 |
Составление графика и маршрута путешествия |
3 |
1 |
2 |
Тестирование |
4.3 |
Подготовка к походу |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
4.4 |
Проведение похода |
6 |
0 |
6 |
Практическая работа |
4.5 |
Итоговое занятие. Составление отчетной документации |
3 |
0 |
3 |
Итоговый контроль |
Итого: |
108 |
43 |
65 |
|
Содержание программы.
Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объединения на учебный год, а также с режимом работы объединения.
Практика. Опрос учащихся. Диагностика.
Раздел 1.Основы туристской подготовки для водных путешествий
1.1. Особенности водного туризма
Теория: История развития водного туризма в России. Организация водного туризма в России. Основные виды водного туризма. Разнообразие водоёмов, имеющих свои особенности. Виды лодок используемых в водном туризме.
1.2 Туристские возможности родного края для водных путешествий
Теория: Географическое положение и границы родного края. Основные реки, водоёмы, рельеф, растительный и животный мир, полезные ископаемые.
1.3 Динамика речного потока.
Теория: Основные параметры потока (расход воды, средняя глубина и скорость). Характеристика долины реки, русла (продольный профиль, уклон, падение, извилистость). Основные закономерности потока (силы, действующие на массу воды, закон Бернулли, распределение скоростей по сечению, направлению струн). Работа реки в отношении берега. Действие потока на плывущее тело.
1.4. Техника безопасности в водном путешествии
Теория: Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке. Проверка снаряжения байдарок и профилактический осмотр их в походе. Применение спасательных средств. Значение сработанности группы и роль дисциплины. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Меры безопасности и страховка при преодолении естественных и искусственных препятствий. Спасательные команды при прохождении препятствий. Правила купания в незнакомых водоемах.
1.5 Техника движения
Теория: Элементы гребли. Техника гребли: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход, к берегу, высадка.
Практика: Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
1.6 Тактика движения
Теория: Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Тактика прохождения препятствий.
Практика: Отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов).
1.7 Преодоление естественных и искусственных препятствий
Теория: Способы преодоления естественных препятствий (быстрина, мели, камни, топляки, заросли камыша, тростника, зарастающие водоемы, шиверы, перекаты, несложные пороги, большие плесы, волнение, встречный и боковой ветер). Способы преодоления искусственных препятствий (мосты, паромные переправы, плотины, шлюзы, рыболовные сооружения, молевой сплав). Волок, ход на бечеве. Встреча с самоходным судном. Обеспечение безопасности при прохождении препятствий.
Практика: Отработка элементов гребли, управление судном, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий.
1.8 Снаряжение для водного путешествия.
Теория: Изучение личного и группового снаряжения. Перечень личного снаряжения для водного похода, требования к нему.
Практика: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
1.9 Организация туристического быта. Привалы и ночлеги
Теория: роль привалов и ночлегов в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Практика: Выбор места для привала и ночлега (бивака), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Разжигание костра.
1.10 Питание в туристском походе
Теория: Значение правильного питания в походе. Варианты организации питания в однодневном походе. Составление меню, списка продуктов.
Практика: Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
1.11 Типы и функции костров
Теория: Виды костров их предназначение и разведение.
Практика: Укладка костров по назначению
1.12 Распределение должностей в походе
Теория: Характеристика должностей в группе. Их обязанности.
Практика: Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.
1.13 Устройство байдарок. Типы, назначение
Теория: История возникновения байдарки. Виды и характеристики байдарок. Материалы для изготовления байдарок. Разновидности байдарок по конструкции. Преимущества и недостатки тех или иных видов байдарок.
Практика: Изучение каркаса и шкуры 2-х и 3-х местных байдарок.
1.14 Сборка байдарки
Теория: Детальное изучение частей байдарки
Практика: Сборка байдарки
1.15 Разборка, просушка, упаковка байдарок
Теория: Особенности просушки, упаковки и хранения, байдарок.
Практика: Разборка байдарки
1.16 Туристские слеты и соревнования
Практика: Участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, в качестве участников.
Раздел 2 . Топография и ориентирование
2.1 Понятие о топографии. Значение топографии туризме
Теория: Виды; карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер. Способы определения расстояний на местности, на воде. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути.
2.2 Топографические и условные знаки
Теория: Понятие о местных предметах и топографических знаках.
Практика: Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты.
2.3 Рельеф местности, масштаб карты
Теория: Масштабы карт. Оформление топографических карт. Содержание топографических карт. Рельеф и его изображение на карте.
Практика: Построение продольного профиля местности по карте
2.4 Топографические карты
Теория: Сущность и элементы топографической карты. Масштаб топографической карты. Измерение расстояний по топографической карте. Методика измерения площадей по топографической карте.
Практика: Измерение расстояний по топографической карте.
2.5 Компас. Работа с компасом
Теория: Работа с компасом Компас. Типы компасов.
Практика: Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка).
2.6. Изготовление картосхем маршрута
Теория: Изготовление карточек топографических знаков. Изготовление схемы маршрута. Проверка компаса. Работа транспортиром, визирной линейкой.
Практика: Разработка нитки маршрута
2.7 Соревнования по спортивному ориентированию
Практика: Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Соревнования по практическому прохождению маршрута, движение по легенде.
Раздел 3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
Теория: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи.
Практика: Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
3.2 Походная медицинская аптечка.
Теория: Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимость от хронических заболеваний.
Практика: Формирование походной медицинской аптечки.
3.3. Алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи
Теория: Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Практика: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
3.4. Виды травм и первая помощь при их появлении
Теория: Классификация травм. Общие принципы диагностики. Этапы оказания помощи.
Практика: Оказание первой доврачебной помощи при различной классификации травм.
3.5 Приемы транспортировки пострадавшего
Теория: Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практика: Изготовление носилок, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
3.6 Виды носилок и способы их изготовления
Теория: Общие правила перемещения пострадавших подручными средствами. Носилки-волокуши из шестов, носилки-волокуши из веток, волокуши из брезента или полипропилена, носилки из курток, верёвочные носилки.
Практика: Изготовление носилок и способы их вязания.
Раздел 4. Итоговый поход 4.1 Изучение района путешествияТеория: Исследование отчетов туристов, сделать выписки в отношении рельефа, гидрографии, климата, растительности, животного мира, истории, экономики и быта населения. Ценные сведения о маршруте и его достопримечательности. Работа с картами. Определение нитки маршрута.
Практика: Беседы с людьми, которые были в месте предпологаемого путешествия.
4.2. Составление графика и маршрута путешествияТеория: Этапы разработки туристического маршрута. Виды маршрутов.
Практика: Составление календарного плана путешествия.
4.3 Подготовка к пешему походу.Теория: Разработка маршрута, графика движения, составление сметы расходов. Комплектование группы и распределение обязанностей.
Практика: Подготовка группового, личного снаряжения, организация питания в походе. Разработка маршрута. Составление сметы расходов.
4.4 Проведение походаПрактика: Движение по маршруту. Преодоление естественных препятствий. Устройство бивуака.
4.5 Итоговое занятие. Составление отчетной документации.Практика: Оформление маршрутного листа. Оформление летописи походов.
1.4. Планируемые/ожидаемые результаты обучения (1 год обучения)Образовательные:
ознакомились с основными требованиями к организации и проведению пеших и водных походов;
изучили основы спортивного ориентирования;
познакомились со средствами безопасности, используемые при проведении туристских походов и соревнований;
научились формировать походную аптечку;
обучились жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
сформировали базовые туристские навыки (работа с веревками, узлами, компасом и картами)
изучили технику преодоления естественных и искусственных препятствий.
Развивающие:
развили физическую выносливость;
развили внимание, память, любознательность, познавательную активность;
развили личностные качества: смелость, терпение, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, волю к достижению цели;
развили коммуникативные личностные качества; развили устойчивый интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
сформировали любовь к родному краю, чувству дружбы, взаимопомощи;
сформировали бережное отношение к природным богатствам родного
края;
сформировали чувство гордости за свой край и свою Родину;
воспитали позитивный взгляд на жизнь, стремление к здоровому образу
жизни;
воспитали уважительное отношение к окружающим людям.
приучатся к безоговорочному выполнению ТБ при работе с турснаряжением.
2 год обученияЗадачи:
Образовательные:
познакомить с требованиями к организации и проведению водных походов;
изучить виды спортивного ориентирования;
познакомить со средствами безопасности, используемые при проведении туристских походов и соревнований регионального уровня;
углубить знания и навыки краеведческой работы в походе;
обучить жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
формировать туристские навыки (работа с веревками, узлами, компасом и картами)
изучить подробную технику преодоления естественных и искусственных препятствий в походах.
Развивающие:
развить физическую выносливость;
развить личностные качества: смелость, терпение, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, волю к достижению цели;
развить коммуникативные личностные качества.
Воспитательные:
сформировать любовь к родному краю, чувство дружбы, взаимопомощи;
сформировать бережное отношение к природным богатствам;
воспитать позитивный взгляд на жизнь, стремление к здоровому образу
жизни;
воспитать уважительное отношение к окружающим людям.
№ п\п
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|
||
|
Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности |
3 |
1 |
2 |
Опрос. Входная диагностика |
1 |
Раздел 1 Туристическая подготовки для водных путешествий |
48 |
16 |
32 |
Текущий контроль(опрос, тестирование) |
1.1 |
Особенности водного туризма |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
1.2 |
Общая техника безопасности в водном путешествии |
3 |
2 |
1 |
Опрос |
1.3 |
Страховка и самостраховка |
3 |
1 |
2 |
Зачёт |
1.4 |
Спасательный конец Александрова, работа с ним |
3 |
1 |
2 |
Соревнования |
1.5 |
Техника движения в водном путешествии |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.6 |
Тактика движения в водном путешествии |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.7 |
Преодоление естественных и искусственных препятствий при проведении похода и соревнований по водному туризму |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
1.8 |
Специальное снаряжение для водного путешествия |
3 |
1 |
2 |
Эстафета |
1.9 |
Организация туристического быта в водном путешествии. Привалы и ночлеги |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
1.10 |
Виды плавательных средств для путешествия |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
1.11 |
Схема сборки и разборки байдарок |
3 |
1 |
2 |
Тестирование |
1.12 |
Сборка байдарки |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.13 |
Разборка байдарки |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.14 |
Ремонт и эксплуатация байдарок |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
1.15 |
Чалка, работа с веслом |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.16 |
Туристские слёты, соревнования |
3 |
- |
3 |
Текущий контроль |
2 |
Раздел 2 Топография и ориентирование в спортивном туризме |
18 |
6 |
12 |
|
2.1 |
Значение топографии в спортивном туризме |
3 |
2 |
1 |
Викторина |
2.2 |
Топографическая карта. План местности. Схема |
3 |
1 |
2 |
Диктант |
2.3 |
Способы определения расстояний по карте |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
2.4 |
Компас. |
3 |
1 |
2 |
Зачёт |
2.5 |
Азимутальный ход |
3 |
1 |
2 |
Соревнования |
2.6 |
Соревнования по спортивному ориентированию |
3 |
- |
3 |
Текущий контроль |
3 |
Раздел 3 Краеведение |
24 |
10 |
14 |
Промежуточныйконтроль |
3.1 |
История родного края |
3 |
2 |
1 |
Викторина |
3.2 |
Заповедники Тамбовщины |
3 |
2 |
1 |
Опрос |
3.3 |
Природные зоны Тамбовской области |
3 |
1 |
2 |
Тестирование |
3.4 |
Водные ресурсы Тамбовского края |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
3.5 |
Климат и климатические ресурсы родного края |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
3.6 |
Изучение и охрана исторических и культурных объектов |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
3.7 |
Планирование маршрута с учётом посещения интерестных и памятных мест |
3 |
1 |
2 |
Текущий контроль |
3.8 |
Сбор краеведческих сведений о районе похода |
3 |
1 |
2 |
Опрос |
4 |
Раздел 4 Итоговый поход |
15 |
3 |
12 |
|
4.1 |
Составление нитки маршрута |
3 |
1 |
2 |
Зачёт |
4.2 |
Подготовка к походу |
3 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа |
4.3 |
Проведение похода |
6 |
0 |
6 |
Практическая работа |
4.4 |
Итоговое занятие. Составление отчетной документации |
3 |
1 |
2 |
Итоговый контроль |
Итого: |
108 |
36 |
72 |
|
Содержание программы (2 год обучения)
Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление учащихся объединения с их правами и обязанностями, с планом работы объединения на учебный год, а также с режимом работы объединения.
Практика. Опрос учащихся. Диагностика.
Раздел 1.Основы туристской подготовки для водных путешествий
1.1. Особенности водного туризма
Теория: История развития водного туризма в России и мире. Организация водного туризма в России и мире. Виды водного туризма. Разнообразие водоёмов, имеющих свои особенности. Виды лодок используемых в водном туризме.
1.2 Общая техника безопасности в водном путешествии
Теория: Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке.
Практика: Поведение участников группы в байдарке.
1.3 Страховка и самостраховка
Применение спасательных средств. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Меры безопасности и страховка при преодолении естественных и искусственных препятствий. Спасательные команды при прохождении препятствий. Правила купания в незнакомых водоемах.
Практика: Правила подъема человека из воды на судно.
1.4 Спасательный конец Александрова, работа с ним
Теория: История создания. Внешний вид. Правила заброски
Практика: Работа со спасательным концом
1.5 Техника движения в водном путешествии
Теория: Элементы гребли. Техника гребли: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход, к берегу, высадка.
Практика: Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
1.6 Тактика движения в водном путешествии
Теория: Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Тактика прохождения препятствий.
Практика: Отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов).
1.7 Преодоление естественных и искусственных препятствий при проведении походов и соревнований по водному туризму
Теория: Способы преодоления естественных препятствий (быстрина, мели, камни, топляки, заросли камыша, тростника, зарастающие водоемы, шиверы, перекаты, несложные пороги, большие плесы, волнение, встречный и боковой ветер). Способы преодоления искусственных препятствий (мосты, паромные переправы, плотины, шлюзы, рыболовные сооружения, молевой сплав). Волок, ход на бечеве. Встреча с самоходным судном. Обеспечение безопасности при прохождении препятствий.
Практика: Отработка элементов гребли, управление судном, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий.
1.8 Специальное снаряжение для водного путешествия.
Теория: Специальное снаряжение для водного путешествия. Групповое общетуристическое снаряжение для водного похода, требования к нему.
Практика: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
1.9 Организация туристического быта в водном путешествии. Привалы и ночлеги
Теория: Роль привалов и ночлегов в водном походе. Продолжительность и периодичность привалов в водном походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.).
Практика: Выбор места для привала и ночлега (бивака), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Разжигание костра.
1.10 Виды плавательных средств для путешествий
Теория: Типы и виды плавательных средств для водных путешествий. Отличительные особенности различных видов судов, свои недостатки и преимущества
Практика: Просмотр видео, обсуждение видеоролика
1.11 Схема сборки и разборки байдарок
Теория: Ознакомление с различными схемами сборки и разборки байдарки. Изучение основных деталей корпуса
Практика: Соединение и разъединение основных деталей корпуса байдарки
1.12 Сборка байдарки
Теория: Детальное изучение частей байдарки
Практика: Сборка байдарки
1.13 Разборка байдарок
Теория: Особенности разборки, упаковки и хранения, байдарок.
Практика: Разборка байдарки
1.14 Ремонт и эксплуатация байдарок
Теория: Особенности ремонта байдарок. Уход за плавсредством. Комплектование ремнабора.
Практика: Устронение мелких царапин, трещин, порезов. Наложение латок.
1.15 Чалка, работа с веслом
Теория: Работа с веслом, правильное положение весла при причаливании к берегу плавательного средства.
Практика: Отработка техники работы с веслом
1.16 Туристские слеты и соревнования
Практика: Участие в туристских соревнованиях муниципального и регионального уровня
Раздел 2 . Топография и ориентирование в спортивном туризме
2.1 Значение топографии в спортивном туризме
Теория: Масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Составление схем. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер.
2.2 Топографическая карта. План местности. Схема
Теория: Масштаб карты, фрагмент карты. Топографические планы и схемы местности.
Практика: Расшифровка фрагмента карты.
2.3 Способы определения расстояний по карте
Теория: Понятие масштаба. Понятие системы координат. Географическая система координат. Система плоских прямоугольных координат.
Практика: Решение примеров с географическими координатами условных знаков.
2.4 Компас.
Теория: Устройство компаса. Виды компаса.
Практика: Ориентирование карты по компасу. Знакомство с разными видами компасов.
2.5 Азимутальный ход
Теория: Определение азимута на объек, обратный азимут, определение направления по азимуту. Определения направления движенияпо карте при помощи компаса.
Практика: Движение по дистанции азимутом. Азимутальный ход.
2.6 Соревнования по спортивному ориентированию
Практика: Муниципальные соревнования по практическому прохождению маршрута, движение по легенде или в заданном направлении. Соревнования по спортивному ориентированию (по выбору)
Раздел 3. Краеведение
3.1. История родного края
Теория: Географическое положение и границы родного края. Основные реки, водоёмы, рельеф, растительный и животный мир, полезные ископаемые.
Практика: Рекомендуемые маршруты для водных путешествий. Совместная работа по разработке маршрута выходного дня.
3.2 Заповедники Тамбовщины
Теория: Вороненский заповедник. История, климат, растения, животные, достопримечательности и т.д.
Практика: Работа с туристическими маршрутами.
3.3 Природные зоны Тамбовской области
Теория: Особенности природы и экологии Тамбовского края. Красная книга Тамбовской области. Флора и фауна.
Практика: Выход на природу, ознакомление с флорой и фауной родного края
3.4 Водные ресурсы Тамбовского края
Теория: Речная сеть Тамбовской области.
Практика: Фильтрация воды в походных условиях
3.5 Климат и климатические ресурсы родного края
Теория: Климат и агроклиматические ресурсы Тамбовской области.
Практика: Составление графика температур в городе Мичуринск.
3.6 Изучение и охрана исторических и культурных объектов
Теория: Объекты культурного наследия. Территория объектов культурного наследия. Охранные зоны объектов культурного наследия.
Практика: Выход к памятникам культурного наследия.
3.7 Планирование маршрута с учётом посещения интересных и памятных мест
Теория: Памятники культуры, архитектуры г. Мичуринска. Экскурсионные объекты г. Мичуринска.
Практика: Составление туристско-краеведческого маршрута.
3.8 Сбор краеведческих сведений о районе похода
Теория: Встреча с интересными людьми. Виртуальная экскурсия.
Практика: Беседа со старожилами, экскурсоводами и т.д.
Раздел 4. Итоговый поход
Теория: Исследование отчетов туристов. Ценные сведения о маршруте и его достопримечательности. Работа с картами.
Практика: Беседы с людьми, которые были в месте предпологаемого путешествия.
4.2. Подготовка к походуТеория: Этапы разработки туристического маршрута. Виды маршрутов.
Практика: Закупка продуктов питания, для предстоящего путешествия. Проверка снаряжения.
4.3 Проведение походаПрактика: Движение по маршруту. Преодоление естественных препятствий. Устройство бивуака.
4.5 Итоговое занятие. Составление отчетной документации.Практика: Оформление маршрутного листа и летописи похода.
1.5 Планируемые/ожидаемые результаты обучения (2 год обучения)
Образовательные:
познакомились с требованиями к организации и проведению водных походов;
изучили виды спортивного ориентирования;
ознакомились со средствами безопасности, используемых при проведении туристских походов и соревнований регионального уровня;
углубили знания и навыки краеведческой работы в походе;
обучили жизненно важные умения и навыки, необходимые для выживания в экстремальных условиях;
сформировали туристские навыки (работа с веревками, узлами, компасом и картами);
изучили подробную технику преодоления естественных и искусственных препятствий в походах.
Развивающие:
развили физическую выносливость;
развили личностные качества: смелость, терпение, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, волю к достижению цели;
развили коммуникативные личностные качества.
Воспитательные:
сформировали любовь к родному краю, чувство дружбы, взаимопомощи;
сформировали бережное отношение к природным богатствам;
воспитали позитивный взгляд на жизнь, стремление к здоровому образу
жизни;
воспитали уважительное отношение к окружающим людям.
БЛОК № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»
2.1. Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28 «Об утверждении СП от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Всего учебных недель – 36.
Количество учебных часов: 108 ч.
Учебный период - с 1 сентября по 31 мая.
I. Личные вещи (помимо одежды)
1. Рюкзак (Объем до 90л)
2. Нож в ножнах
3. Мыло, полотенце, щетка, зубная паста
4. Крем для рук и лица
5. Иголки, нитки
6. Часы
7. Компас
8. Деньги
9. Туалетная бумага
10. Фляга 1л
11. Паспорт (документ) заклеенный или в герме
12. Карты, схемы, блокнот, карандаш, ручка
13. Спички и зажигалка в упаковке – держать их лучше в анораке
14. Большая герма (вкладыш в рюкзак) или накидка на рюкзак от дождя
15. Веревки (можно моток синтетических)
16. Личная аптечка
17. Налобный фонарик + запасные батарейки
18. Фотоаппарат + запасная флешка + батарейки
II. Личные вещи (одежда и обувь)
1. Спальник
2. Коврик теплоизолирующий
3. Ботинки (треккинг или кроссовки)
4. Анорак (или любая непромокаемая куртка)
5. Перчатки
6. Шапочка шерстяная
7. Плавки, трусы
8. Флиска – 2шт (теплая и холодная)
9. Термобелье комлпект (теплый и холодный)
10. Брюки основные штормовые
11. Кепка
12. Носки легкие – 1 пары
13. Носки толстые треккинговые или флисовые – 2 пары
14. Платок носовой – 1шт
III. Костровой набор
1.Котлы – 4шт
2.Рюкзачок для котлов
3.Сковородка – 1шт
4.Лопатка – 1шт
5.Крючки – 4шт
6.Тренога – 2шт
7.Перчатки – 2шт
8.Скатерть
9.Дощечка
10.Ложка большая деревянная
11.Миска, ложка, кружка
12.Сухой спирт или иная растопка
13.Специи
14.Спички + 2 зажигалки
15.Мочалка
16.Сода
IV. Спальный набор
1.Палатка, тент, колышки в чехле
2.Топор с чехлом
3.Ножовка с чехлом или большая пила на группу
4.Общественный тент
V. Сплавное личное
1. Спасжилет V>20л со стропорезом
2. Защитный костюм
3. Гидрокостюм (неопрен или сухая гидра)
4. Неопреновые носки
5. Кеды или неопреновые ботинки
6. Каска
7. Перчатки неопреновые или обычные
VI. Сплавное общественное (на примере 2ки)
1. Байдарка (внутренние и внешние баллоны 2шт)
2. Сидения 2шт
3. Надувательный мешок
4. Стропы 10шт + запасная чалка
5. Чалка 15м + карабин
6. Вязки для середков под сиденья 8шт
8. Весла 2шт + 1 запаска
9. Ремнабор
-
- Формы аттестации
Основными формами контроля являются:
Входной контроль, текущий контроль, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений обучающихся. Входной контроль проводится в начале учебного года и осуществляется непосредственно педагогом.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии при выполнении практической работы с целью проверки качества усвоения теоретического и практического материала.
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения обучающимися программы.
-
- Оценочные материалы
Тесты, анкеты, практические и творческие и самостоятельные задания, разработки практических работ, отчёты о походах.
-
- Методическое обеспечение (первый год обучения)
- Методические рекомендации «Организация и проведение туристских слетов и соревнований со школьниками».
- Методические разработки: «Методика организации и проведения соревнований по технике водного туризма»;
- «Организация водных походов с учащейся и студенческой молодежью»;
- «Ремонт туристских спортивных судов в походных условиях»;
- «Правила техники безопасности в водном походе и туристских соревнованиях».
- Отчеты о водных туристских спортивных походах
№ п\п
|
Название раздела |
Форма занятия |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Форма контроля |
|
Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности |
комплексное |
|
Тесты. |
Опрос. Входная диагностика |
1 |
Раздел 1 Основы туристической подготовки для водных путешествий |
|
|
|
Текущий контроль(опрос, тестирование) |
1.1 |
Особенности водного туризма |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Опрос |
1.2 |
Туристские возможности родного края для водных путешествий |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Раздоточный материал, иллюстрации |
Опрос |
1.3 |
Динамика речного потока |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Тестирование |
1.4 |
Техника безопасности в водном путешествии |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Раздоточный материал, иллюстрации |
Опрос |
1.5 |
Техника движения |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран
|
Практическая работа |
1.6 |
Тактика движения |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Презентация |
Практическая работа |
1.7 |
Преодоление естественных и искусственных препятствий |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Условные кочки, веревки, страховочные системы, карабины. |
Самостоятельная работа |
1.8 |
Снаряжение для водного путешествия |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Рюкзак ,личное и групповое снаряжение.Презентация |
Эстафета |
1.9 |
Организация туристического быта. Привалы и ночлеги |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии. |
Самостоятельная работа |
1.10 |
Питание в туристическом походе |
комплексное |
Практический (отработка навыков) |
Учебный фильм. Учебный набор продуктов необходимых для 1 дневного похода. Костровое оборудование. Туристское снаряжение |
Опрос |
1.11 |
Типы и функции костров |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Проектор, ноутбук, экран,фотографии. Костровое оборудование, муляжи для костра |
Тестирование |
1.12 |
Распределение должностей в походе |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Раздоточный материал, иллюстрации |
Соревнования |
1.13 |
Устройство байдарок. Типы, назначение |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии. |
Практическая работа |
1.14 |
Сборка байдарки |
практикум |
Практическая работа |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии, каркас Таймень-2. |
Опрос |
1.15 |
Разборка, просушка, упаковка байдарок |
практикум |
Практическая работа |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран, каркас и чехлы от Таймень-2. |
Практическая работа |
1.16 |
Туристские слёты, соревнования |
практикум |
соревнования |
Страховочные системы, карабины, верёвки |
Текущий контроль |
2 |
Раздел 2 Топография и ориентирование |
|
|
|
|
2.1 |
Понятие о топографии. Значение топографии туризме |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Карты ,компасы,фотографии |
Викторина |
2.2 |
Топографические и условные знаки |
комплексное |
Наглядный материал |
Атласы Тамбовской области ,линейки ,нитки,географические карты.карты |
Диктант |
2.3 |
Рельеф местности, масштаб карты |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Опрос |
2.4 |
Топографические карты |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Топографические карты, литература, картаТамбовской области,карта г.Мичуринска |
Соревнования |
2.5 |
Компас. Работа с компасом |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Компас, линейка, презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Зачёт |
2.6 |
Изготовление картосхем маршрута |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Тестирование |
2.7 |
Соревнования по спортивному ориентированию |
практикум |
соревнования |
Компас, топографическая карта местности |
Текущий контроль |
3 |
Раздел 3 Основы гигиены и первая доврачебная помощь |
|
|
Тесты |
Промежуточныйконтроль |
3.1 |
Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Викторина |
3.2 |
Походная медицинская аптечка |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Самостоятельная работа |
3.3 |
Алгоритм действий при оказании первой доврачебной помощи |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Практическая работа |
3.4 |
Виды травм и первая помощь при их появлении |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Опрос |
3.5 |
Приемы транспортировки пострадавшего |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,оборудование для изготовления носилок |
Практическая работа |
3.6 |
Виды носилок и способы их изготовления |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,оборудование для изготовления носилок |
Текущий контроль |
4 |
Раздел 4 Итоговый поход |
|
|
|
|
4.1 |
Изучение района путешествия |
комплексное |
Наглядный материал |
Атласы Тамбовской области ,линейки ,нитки,географические карты. |
Самостоятельная работа |
4.2 |
Составление графика и маршрута путешествия |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа), наглядный материал |
Топографическая карта места путешествия, линейка, ручка, блокнот |
Тестирование |
4.3 |
Подготовка к походу |
комплексное |
Практическая работа |
Туристское командное и личное снаряжение, необходимое в походе, в зависимости от его вида и сложности |
Практическая работа |
4.4 |
Проведение похода |
практикум |
Практическая работа |
Туристское командное и личное снаряжение, необходимое в походе, в зависимости от его вида и сложности. Карта местности, продукты питания, компас и т.д. |
Практическая работа |
4.5 |
Итоговое занятие. Составление отчетной документации |
комплексное |
Самостоятельная работа |
Блокнот, ручка, карандаш, линейка, карта местности, ноутбук |
Итоговый контроль |
-
- Методическое обеспечение (второй год обучения)
№ п\п
|
Название модуля |
Форма занятия |
Приемы и методы |
Дидактический материал, техническое оснащение |
Форма контроля |
|
Вводное занятие. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности |
комплексное |
|
Тесты. |
Опрос. Входная диагностика |
1 |
Раздел 1 Туристическая подготовки для водных путешествий |
|
|
|
|
1.1 |
Особенности водного туризма |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Опрос |
1.2 |
Общая техника безопасности в водном путешествии |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Раздоточный материал, иллюстрации,презентация, проектор, ноутбук |
Опрос |
1.3 |
Страховка и самостраховка |
практикум |
Практическая работа |
Снаряжение для спас работ, страховочная система, спассконец «Александрова» |
Зачёт |
1.4 |
Спасательный конец Александрова, работа с ним |
практикум |
Практическая работа. |
страховочная система, спассконец «Александрова», обруч |
Соревнования |
1.5 |
Техника движения в водном путешествии |
практикум |
Практическая работа |
Учебный фильм |
Практическая работа |
1.6 |
Тактика движения в водном путешествии |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Учебный фильм, презентация |
Практическая работа |
1.7 |
Преодоление естественных и искусственных препятствий при проведении похода и соревнований по водному туризму |
практикум |
соревнования |
Условные кочки ,веревки ,страховочные системы, карабины. |
Самостоятельная работа |
1.8 |
Специальное снаряжение для водного путешествия |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Презентация, туристское снаряжение |
Эстафета |
1.9 |
Организация туристического быта в водном путешествии. Привалы и ночлеги |
практикум |
Составление отчетов о походе. |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии |
Самостоятельная работа |
1.10 |
Виды плавательных средств для путешествия |
практикум |
Практический (отработка навыков) |
Учебный фильм, презентация, раздаточный материал |
Опрос |
1.11 |
Схема сборки и разборки байдарок |
|
|
Учебный фильм, презентация, раздаточный материал, ноутбук, проектор, фотографии |
Тестирование |
1.12 |
Сборка байдарки |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Байдарка «Таймень-2», ремнабор |
Практическая работа |
1.13 |
Разборка байдарки |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
Байдарка «Таймень-2», ремнабор |
Практическая работа |
1.14 |
Ремонт и эксплуатация байдарок |
практикум |
Практическая работа |
ремнабор |
Опрос |
1.15 |
Чалка, работа с веслом |
практикум |
Практическая работа |
Байдарка «Таймень-2», весло |
Практическая работа |
1.16 |
Туристские слёты, соревнования |
практикум |
Практическая работа |
Байдарка «Таймень-2», ремнабор, спасательный конец «Александрова», спасательные жилеты |
Текущий контроль |
2 |
Раздел 2 Топография и ориентирование в спортивном туризме |
|
|
|
|
2.1 |
Значение топографии в спортивном туризме |
комплексное |
|
Карты, компасы, фотографии |
Викторина |
2.2 |
Топографическая карта. План местности. Схема |
комплексное |
|
Топографическая карта, компас, презентация |
Диктант |
2.3 |
Способы определения расстояний по карте |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Топографическая карта, компас, линейка, карандаш |
Опрос |
2.4 |
Компас. Работа с компасом |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
Топографическая карта, компас, |
Зачёт |
2.5 |
Азимутальный ход |
комплексное |
Практическая работа |
Компас |
Соревнования |
2.6 |
Соревнования по спортивному ориентированию |
практикум |
Практическая работа |
Призмы для ориентирования, карта Панского леса, карандаш, планшет |
Текущий контроль |
3 |
Раздел 3 Краеведение |
|
|
|
Промежуточный контроль |
3.1 |
История родного края |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии. |
Викторина |
3.2 |
Заповедники Тамбовщины |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии |
Опрос |
3.3 |
Природные зоны Тамбовской области |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран, карта Тамбовской области |
Тестирование |
3.4 |
Водные ресурсы Тамбовского края |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран, карта Тамбовской области |
Опрос |
3.5 |
Климат и климатические ресурсы родного края |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Опрос |
3.6 |
Изучение и охрана исторических и культурных объектов |
комплексное |
Словесный (рассказ, беседа) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии |
Опрос |
3.7 |
Планирование маршрута с учётом посещения интерестных и памятных мест |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран |
Текущий контроль |
3.8 |
Сбор краеведческих сведений о районе похода |
комплексное |
Наглядный (презентация) |
презентации и учебные фильмы; проектор, ноутбук, экран,фотографии, карта Тамбовской области |
Опрос |
4 |
Раздел 4 Итоговый поход |
|
|
|
|
4.1 |
Составление нитки маршрута |
комплексное |
Наглядный материал |
Атласы Тамбовской области ,линейки ,нитки,географические карты. |
комплексное |
4.2 |
Подготовка к походу |
практикум |
Практическая работа |
Топографическая карта места путешествия, линейка, ручка, блокнот, командное и личное снаряжение, необходимое в походе, в зависимости от его вида и сложности |
Практическая работа |
4.3 |
Проведение похода |
практикум |
Практическая работа |
Туристское командное и личное снаряжение, необходимое в походе, в зависимости от его вида и сложности. Карта местности, продукты питания, компас и т.д. |
Практическая работа |
4.4 |
Итоговое занятие. Составление отчетной документации |
комплексное |
Самостоятельная работа |
Блокнот, ручка, карандаш, линейка, карта местности, ноутбук |
Итоговый контроль |
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительно образования, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование.
2.8 Дидактическое обеспечение программы
Учебные видеофильмы и слайд фильмы:
«Основы байдарочной и канойной гребли на туристских судах»;
«Введение в водный туризм»;
«Основы водного туризма»;
«Организация спасательных работ силами туристской группы в водных туристских походах»;
«Техника безопасности при посадке в туристские спортивные суда и высадке из них». Плакаты: «Безопасность на воде»,
«Техника гребли веслом на туристской байдарке, катамаране, рафте».
2.9 Список литературы
Для педагога
1. Алексеев, А. «Питание в туристском походе»/ А. Алексеев − М.: Издательство Игоря Балабанова, 2012.
2. Алексеев, А. «Спортивный туризм в СССР и России»/А. Алексеев− М.: «ООО САМ Полиграфист», 2015.
Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий) : учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М.: 2004.
3. Балабанов, И. «Узлы». − М.: Издатель /И.В. Балабанов, 2014. .
4. Белоусов, А.В. Основы спортивного туризма]: учебно- методическое пособие / А.В. Белоусов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
5. Белых М. П. Привет из Козлова (часть первая). /М.П. Белых– Мичуринск,2007.
6.Белых, М. П. Привет из Козлова (часть вторая)/М.П. Белых. – Мичуринск, 2009.
7.Белых, М.П. Однажды в Козлове / М.П. Белых. – Тамбов: ИП Каверин, 2016.
8. Белых, М. Шагая из XVII века…: Козлов-Мичуринск от А до Я / М.П. Белых. – Мичуринск:ИД«Мичуринск»,2008.
9. Водный туризм. - М.: Профиздат, 2016.
10. Вяткин, Л.А Туризм и спортивное ориентирование учебное пособие / Л.А Вяткин. М.: 2003. 154 с.Детско – юношеский туризм. – Калининград, 2016.
11. Ганопольский, В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода : учебное пособие / В. И. Ганопольский. М.: ЦРИБ «Турист», 2006.
12. Дом-музей И.В. Мичурина: Основной питомник: проспект- путеводитель. – Тамбов: ООО «Тамбовский вестник», 2005.
13.Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм./Ю.С.Константинов – Москва, 2018
14. Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся : учебное пособие / С. А. Кошельков. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2007.
15. Кошеваров, .А.В. Пешеходный туризм : учебное пособие / А. В. Кошеваров, Е.
16. Памятники природы Тамбовской области.– Воронеж: Центр.- Черноземн. кн. изд-во, 2009.
17. Сборник нормативных документов по виду спорта «спортивный туризм». − М., 2014.
Для детей и родителей
Белых, М. П. Однажды в Козлове/М.П.Белых – Мичуринск: ОАО Издательский дом Мичуринск, 2010.
Белых, М. П. Привет из Козлова (часть первая)/М.ПБелых. – Мичуринск, 2009.
Белых, М. П. Привет из Козлова (часть вторая)/М.П.Белых. – Мичуринск, 2011.
Белых. М. П. Сказания о Козловских храмах/М.П.Белых. – Мичуринск, 2007.
Белых, М. П. Шагая из XXVII века…/М.П.Белых - Мичуринск, 2008.
Бурцев, В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования/В.П.Бурцев. – Москва, ФЦДТЮиК, 2017.
Воронкевич, И.А. Детские травмы. Профилактика и оказание первой помощи / И.А.Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2011.
Козлов-Мичуринск: Прошлое и настоящее. – Мичуринск, 2010.
Константинов, Ю.С. Словарь юного туриста-краеведа/Ю.СКонстантинов –Москва, 2014
Короткова, М. В. Путешествие в историю русского быта./М.В.Короткова – М.: Русское слово, 2008.
Кострикин, В. К. Город старый, город новый/В.К.Кострикин. – Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во. 2007.
Кострикин, В. К. Крепость Козлов-Мичуринск-наукоград в истории России XVIII-XXI веков/В.К.Кострикин: ИД Мичуринск, 2007.
Краеведение. – М., 2007.Малые жанры русского фольклора. – М.: Высш. шк., 2006.
Мичуринск. – Воронеж: Центр. –Черноз. кн. изд-во, 2009.
Наш край Тамбовский. – Тамбов, 2009.
Памятники природы тамбовской области. – Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 2013
Информационные ресурсы
idod.edu.ru (портал дополнительного образования детей) 2.www.kidsvorld.ru (справочно-информационный портал дополнительного образования)
https://azbyka.ru/zdorovie/okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshhi-detyam Азбука з
здоровья
http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/osnovy-pervoi-pomoshchi-kotorye- nado-znat-detiam/ Здоровая Россия
http://www.turizm.ru/Туризм. ру
http://www.veslo.ru/ клуб хронических водников.
7.http://www.whitewater.ru/ академия белой воды, водный туризм
31
Стовба Оксана Михайловна