Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Есть такая профессия — Родину защищать» лагеря с дневным пребыванием детей «Ромашка»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №11 «Гармония» Октябрьского района
СОГЛАСОВАНО Начальник департамента образования мэрии города Новосибирска _______________________/ Р. М. Ахметгареев «____»________2025г. М.П. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ Гимназия №11 «Гармония» ЛДП «Ромашка» _______________/ И.С. Пархутов «____»________2025г. М.П. | СОГЛАСОВАНО Начальник ЛДП ЛДП «Ромашка» _______________/ Г.А. Лямкина «____»________2025г. М.П. | Программа принята на педагогическом совете, приказ от 18.02.2025 г. № 38-од |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Есть такая профессия — Родину защищать»
лагеря с дневным пребыванием детей
«Ромашка»
для детей от 6 до 11 лет
Срок реализации программы
С «26» мая по «20» июня 2025
Автор программы:
Щербакова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
Новосибирск
2025
Информационная карта программы
Наименование образовательной организации: | МАОУ Гимназия №11 «Гармония» |
Названия лагеря: | Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Ромашка» |
Название программы: | «Есть такая профессия — Родину защищать» |
Направленность: | Социально-гуманитарная |
Продолжительность смены (количество календарных дней): | 26 дней |
Сроки проведения смены: | 26.05.2025г.-20.06.2025г |
Цель программы: | Формирование у учащихся интереса к военным профессиям, развитие патриотизма, личностных качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и осознанного выбора будущей профессии. |
Задачи: | Личностные: -воспитывать чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества. -формировать ответственность, дисциплину и умение следовать правилам. -развивать лидерские качества и способность принимать решения в сложных ситуациях. -прививать уважение к истории своей страны и её военным традициям. -способствовать развитию морально-нравственных качеств: честности, смелости, взаимовыручки. -формировать положительное отношение к труду и службе в армии. -развивать эмоциональную устойчивость и умение преодолевать трудности. -формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности по вопросам деятельности и мероприятиям Движения первых. Метапредметные: -развивать навыки коммуникации и умение работать в команде. -формировать способность ставить цели, планировать и достигать их. -учить анализировать информацию, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. -развивать критическое мышление и умение оценивать свои действия и действия других. -формировать навыки самоорганизации и управления временем. -учить применять полученные знания в практических ситуациях. -развивать творческое мышление и способность находить нестандартные решения. Предметные: -знакомить учащихся с основными военными профессиями. -изучать основы строевой подготовки и дисциплины. -обучать базовым навыкам ориентирования на местности и чтения карт. -рассказывать о военной технике и её роли в современной армии. -знакомить с историей военного дела и выдающимися военачальниками. -развивать физическую выносливость через спортивные и военно-прикладные упражнения. -обучать основам безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях. |
Ожидаемые результаты: | Личностные: -будет воспитываться чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества. -будет формироваться ответственность, дисциплина и умение следовать правилам. -будут развиваться лидерские качества и способность принимать решения в сложных ситуациях. -будет прививаться уважение к истории своей страны и её военным традициям. -будут развиваться морально-нравственные качества: честность, смелость, взаимовыручка. -будет формироваться положительное отношение к труду и службе в армии. -будет развиваться эмоциональная устойчивость и умение преодолевать трудности. -будет формироваться интерес к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся по вопросам деятельности и мероприятиям Движения первых. Метапредметные: -будут развиваться навыки коммуникации и умение работать в команде. -будет формироваться способность ставить цели, планировать и достигать их. - будет формироваться способность анализировать информацию, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. - будет развиваться критическое мышление и умение оценивать свои действия и действия других. - будут формироваться навыки самоорганизации и управления временем. - будет формироваться способность применять полученные знания в практических ситуациях. - будет развиваться творческое мышление и способность находить нестандартные решения. Предметные: - будут знать основные военные профессии. -изучат основы строевой подготовки и дисциплины. -будут владеть базовыми навыками ориентирования на местности и чтения карт. -будут знать о военной технике и её роли в современной армии. -будут знать историю военного дела и выдающихся военачальников. -повысится физическая выносливость через спортивные и военно-прикладные упражнения. -будут знать основы безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях. |
Этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий: | 1.Подготовительный этап /февраль – май/: Цель: подготовка к летнему сезону. 2. Организационный этап /май/1-3 дни смены: Цель: адаптация детей в новом коллективе. 3.Основной этап /май-июнь/4-15 дни смены: Цель: реализация основной программы ЛДП «Ромашка». 4.Аналитический этап /июнь- август/: Цель: подведение итогов реализации смены в ЛДП «Ромашка». |
Информация об участниках смены: | |
Количество детей: | 145 человек |
Возраст детей-участников: | 6-11 лет |
Количество детей ТЖС: | 5 человек |
Кадровое обеспечение: | |
Количество педагогов, организующих смену (согласно штатному расписанию): | 15 человек |
Ф.И.О, должность: | Начальник лагеря: Лямкина Галина Анатольевна Заместитель начальника лагеря: Щербакова Светлана Николаевна Учителя начальных классов: Жемчуева Оксана Анатольевна, Кравцова Татьяна Николаевна, Колмагорова Анна Дмитриевна, Назина Анна Владимировна, Федорова Елена Юрьевна, Линник Светлана Александровна Учитель английского языка: Мастерских Наталья Алексеевна, Лопатченко Екатерина Валерьевна Учитель- логопед: Любова Елена Владимировна Педагог-библиотекарь: Шлапунова Дарья Александровна Педагог дополнительного образования: Незнамова Татьяна Яковлевна Педагог-психолог: Троельникова Татьяна Дмитриевна Учитель физической культуры: Завгородняя Ирина Александровна |
Партнеры программы: | Учреждения науки и культуры (театры, музеи, библиотеки и т.д.) |
Автор(ы) программы: (Ф.И.О., должность): | Щербакова Светлана Николаевна, учитель начальных классов |
Материально-техническая база: | |
Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей на достаточном уровне оснащена современным оборудованием: спортивным, игровым инвентарём, музыкальной аппаратурой, ТСО. В распоряжение лагеря предоставляется учебные кабинеты, столовая, компьютерная и прочая орг. техника. |
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………. 7
1.1 Направленность программы……………………………………….……..7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение…………………………….………..8
1.3 Актуальность программы……………………………………...………..10
1.4 Педагогическая целесообразность……………………………………...10
1.5 Сроки реализации программы…………………………………………..11
1.6 Краткая характеристика участников программы……………………...13
2. Целевой блок программы………………………………………………...13
2.1 Цель и задачи программы………………………………………...……..13
2.2 Ожидаемые результаты …………………………………………………15
3. Основное содержание программы……………………………………….16
3.1 Технологии, формы и методы программы……………………………..19
3.2 Ключевые события смены………………………………………………20
4. Механизм оценки результативности…………………………………….24
5. Кадровое обеспечение программы………………………………………26
6. Материально-техническое обеспечение…………………………………27
7. Список используемой литературы и интернет-ресурсов………………29
8. Приложения……………………………………………………………….30
8.1. Приложение №1 (Режим дня) …………………………………………30
8.2. Приложение №2 (План-сетка) …………………………………………31
8.3. Приложение №3 (Анкета на открытие лагеря) ……………………….36
8.4. Приложение №4 (Анкета на закрытие лагеря) …………… …………38
8.5. Приложение №5 (Примеры методов игровой диагностики детей- участников программы) …………………………………………………….39
8.6. Приложение №6 (Анкета для родителей) …………… ………………42
8.7. Приложение №7 (Минутки безопасности) …………… ……………..43
8.8. Приложение №8 (План работы по ПДД) …………… ……………….45
Пояснительная записка
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».
А.С. Макаренко
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.
Программа лагеря дневного пребывания «Ромашка» имеет социально-гуманитарную направленность. Она включает в себя разноплановую деятельность (оздоровление, отдых, воспитание, дополнительное образование), направленную на развитие детской социальной и творческой активности, воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения и способностью мыслить и действовать творчески.
Новизна программы заключается в том, что 2025-ый год объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным - Годом защитника Отечества. Игровая модель и основные события смены направлены на приобретение учащимися нравственных, морально- психологических и физических качеств, а также специализированных знаний, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту, а также на мотивацию учащихся к профессиональной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Педагогами лагеря дневного пребывания создаются условия для организации следующих видов деятельности детей:
коллективно-творческая деятельность
гражданско- патриотическая деятельность
культурно-историческая деятельность
досуговая деятельность
образовательная деятельность
физкультурно-оздоровительная деятельность
психолого-педагогическая деятельность
индивидуальная воспитательная работа с детьми.
Программа организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996ф «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 «678-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Минпросвящения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 30.11.2015 № 09-3388 «Методические рекомендации по организации лагеря и форумов, предусматривающих совместное пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья»;
8. Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;
9. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 "О методических рекомендациях по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны";
10. Постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2017 № 123-п «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей на территории Новосибирской области»;
11. Постановление мэрии города Новосибирска от 18.04.2014 № 3311 «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков города Новосибирска»;
14. Нормативные правовые акты по обеспечению антитерростической защищенности;
15. Нормы и правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
16. Устав МАОУ Гимназия №11 «Гармония»;
17. Положение о лагере с дневным пребыванием детей «Ромашка».
Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет познакомить обучающихся с военными профессиями, а также подготовить их в будущем к осознанному профессиональному самоопределению по отношению к военной службе и военной профессии через направления РДДМ "Движение первых". Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Деятельность в рамках программы направлена на воспитание и развитие у подрастающего поколения лучших человеческих качеств, формирование мировоззрения, социально-нравственных ценностей, норм поведения. Содержание данной программы ориентировано на воспитание у детей и подростков уважения и любви к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.
Всё это делает программу значимой и актуальной.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха.
Педагогическая целесообразность программы объясняется ее направленностью на выявление талантливых детей, развитие мотивации личности ребенка к познанию, раскрытие его способности к творчеству, находить варианты решения стоящих перед ним задач, прогнозировать возможные ситуации и получать желаемый результат. Содержание программы строится с учётом возрастных и психологических особенностей и возможностей детей.
Программа является по продолжительности оперативной, реализуется с 26.05.25 -20.06.25 года. (18 рабочих дней);
Сроки реализации программы
Этапы реализации программы
Реализация программы планируется в 4 этапа: подготовительный, организационный, основной и аналитический.
Подготовительный этап /февраль – май/:
Цель: подготовка к летнему сезону.
Основной деятельностью этого этапа является:
- рассмотрение вопроса организации летней оздоровительной кампании на заседании штаба;
- утверждение программы ЛДП детей «Ромашка» на педсовете;
- подготовка методического материала для воспитателей лагеря;
- подбор кадров для работы ЛДП «Ромашка»;
- рассмотрение вопроса организации летней оздоровительной кампании на родительских собраниях;
- формирование списков участников летней смены, комплектование отрядов;
- подготовка необходимой материально-технической базы, санитарно-эпидемиологических условий;
- утверждение на Совете гимназии сметы расходов на различные мероприятия, реализуемые на смене;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (программа, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
Организационный этап /май/ 1-3 дни смены:
Цель: адаптация детей в новом коллективе.
Основной деятельностью этого этапа является:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов; - знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Основной этап /май-июнь/4-15 дни смены:
Цель: реализация основной программы ЛДП «Ромашка».
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
- формирование потребности здорового образа жизни;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- поднятие самооценки каждого участника и значимости для него жизни в коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
- выездные мероприятия;
- работа творческих мастерских;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения;
В данный период дети:
- познают, отдыхают, трудятся;
- участвуют в воспитательном процессе, помогают в проведении лагерных мероприятий;
-учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
-делают открытия в себе, в окружающем мире;
-пытаются самореализоваться;
-развивают способность доверять себе и другим;
-укрепляют здоровье.
Аналитический этап /июнь- август/
Цель: подведение итогов реализации смены в ЛДП «Ромашка».
Основной деятельностью этого этапа является:
-педагогический анализ результатов летнего отдыха;
- подведение итогов смены; сбор отчетного материала;
- проведение анкетирования родителей воспитанников лагеря на предмет реализации их запросов и желаний работы лагеря;
-использование отзывов и предложений педагогического коллектива, родителей и воспитанников лагеря при планировании организации лагеря дневного пребывания на следующий год.
Краткая характеристика участников программы
Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, воспитания активных граждан общества. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Лагерь дневного пребывания размещается на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №11 «Гармония».
В нем отдыхают дети гимназии и будущие первоклассники, в том числе дети из малообеспеченных, многодетных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети, требующие педагогического внимания. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием от 6 до 11 лет включительно. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием имеют дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей и находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Количество участников 145 детей, из них 5 детей из семьи, находящийся в трудной жизненной ситуации.
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.
Программа летнего школьного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника.
Цели и задачи программы:
Цель: формирование у учащихся интереса к военным профессиям, развитие патриотизма, личностных качеств и навыков, необходимых для успешной социализации и осознанного выбора будущей профессии.
Задачи:
Личностные:
воспитывать чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества.
формировать ответственность, дисциплину и умение следовать правилам.
развивать лидерские качества и способность принимать решения в сложных ситуациях.
прививать уважение к истории своей страны и её военным традициям.
способствовать развитию морально-нравственных качеств: честности, смелости, взаимовыручки.
формировать положительное отношение к труду и службе в армии.
развивать эмоциональную устойчивость и умение преодолевать трудности.
формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности по вопросам деятельности и мероприятиям Движения первых.
Метапредметные:
развивать навыки коммуникации и умение работать в команде.
Формировать способность ставить цели, планировать и достигать их.
учить анализировать информацию, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.
развивать критическое мышление и умение оценивать свои действия и действия других.
формировать навыки самоорганизации и управления временем.
учить применять полученные знания в практических ситуациях.
развивать творческое мышление и способность находить нестандартные решения.
Предметные:
знакомить учащихся с основными военными профессиями.
изучать основы строевой подготовки и дисциплины.
обучать базовым навыкам ориентирования на местности и чтения карт.
рассказывать о военной технике и её роли в современной армии.
знакомить с историей военного дела и выдающимися военачальниками.
развивать физическую выносливость через спортивные и военно-прикладные упражнения.
обучать основам безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
у учащихся будет воспитываться чувство патриотизма и уважения к защитникам Отечества.
у учащихся будет формироваться ответственность, дисциплина и умение следовать правилам.
у учащихся будут развиваться лидерские качества и способность принимать решения в сложных ситуациях.
у учащихся будет прививаться уважение к истории своей страны и её военным традициям.
у учащихся будут развиваться морально-нравственные качества: честность, смелость, взаимовыручка.
у учащихся будет формироваться положительное отношение к труду и службе в армии.
у учащихся будет развиваться эмоциональная устойчивость и умение преодолевать трудности.
у учащихся будет формироваться интерес к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся по вопросам деятельности и мероприятиям Движения первых.
Метапредметные:
у учащихся будут развиваться навыки коммуникации и умение работать в команде.
у учащихся будет формироваться способность ставить цели, планировать и достигать их.
у учащихся будет формироваться способность анализировать информацию, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.
у учащихся будет развиваться критическое мышление и умение оценивать свои действия и действия других.
у учащихся будет формироваться навыки самоорганизации и управления временем.
у учащихся будет формироваться способность применять полученные знания в практических ситуациях.
у учащихся будет развиваться творческое мышление и способность находить нестандартные решения.
Предметные:
учащиеся будут знать основные военные профессии.
учащиеся изучат основы строевой подготовки и дисциплины.
учащиеся будут владеть базовыми навыками ориентирования на местности и чтения карт.
учащиеся будут знать о военной технике и её роли в современной армии.
учащиеся будут знать историю военного дела и выдающихся военачальников.
у учащихся повысится физическая выносливость через спортивные и военно-прикладные упражнения.
учащиеся будут знать основы безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Содержание программы
Название сюжета: "18 дней к званию Героя первых"
Легенда: в далёкие времена, когда наша страна нуждалась в защитниках, было создано "Движение первых" — сообщество смелых, умных и преданных Родине людей. Они были первыми во всём: первыми в бою, первыми в науке, первыми в дружбе и взаимовыручке. Их девиз был: "Быть первым — значит быть примером!"
Участники этого движения получали особое звание — "Герой первых". Но чтобы его заслужить, нужно было пройти 18 испытаний, каждое из которых проверяло силу, ум, смекалку и готовность прийти на помощь другим. Сейчас, спустя много лет, у вас, участников лагеря, есть шанс продолжить традиции "Движения первых" и доказать, что вы достойны звания "Героя первых"!
Сюжет смены: Каждый день смены — это новое испытание, связанное с военными профессиями, историей и современными достижениями нашей страны. Участники становятся членами "Движения первых" и проходят путь от новичков до настоящих героев.
Этапы легенды:
1. Этап
Дни 1-3: "Вступление в Движение первых" (направления РДДМ "Движение первых" – "Умей дружить!", "Расскажи о главном!", "Открывай страну!")
Легенда: Вы — новички, которые хотят стать частью легендарного движения.
2. Этап
Дни 4-9: "Испытания военных профессий" (направления РДДМ "Движение первых" – "Учись и познавай!", "Дерзай и открывай!")
Легенда: Чтобы стать героем, нужно освоить навыки разных военных профессий. Знакомства с родом и видом войск.
Награда: За каждое выполненное задание отряды получают фрагменты карты, которая приведёт к званию "Героя первых".
3. Этап
Дни 10-15: "Тропа героев" (направления РДДМ "Движение первых" – "Будь здоров!", "Найди призвание!", " Достигай и побеждай!")
Легенда: Теперь, когда вы освоили военные профессии, вас ждут испытания на силу духа и командный дух.
Награда: Новые подсказки, которые приближают к званию "Героя первых".
4. Этап
Дни 16-17: "Последний рубеж" (направления РДДМ "Движение первых" – "Создавай и вдохновляй!", "Береги планету!")
Легенда: Вы близки к цели, но последние испытания самые сложные.
Рефлексия: обсуждение пройденного пути и подготовка к финалу.
5. Этап
День 18: "Награждение званием Героя первых" (направления РДДМ "Движение первых" – "Служи Отечеству!", " Благо твори!")
Легенда: Вы прошли все испытания и доказали, что достойны звания "Героя первых".
Игровая модель программы. Система мотивации и стимулирования детей.
Дети погружаются в легенду, которая делает каждый день смены увлекательным.
Участники осваивают навыки военных профессий, учатся работать в команде и преодолевать трудности.
Развиваются патриотические чувства, уважение к истории и традициям России.
Дети получают яркие эмоции, новые знания и друзей, а знак "Героя первых" становится символом их достижений.
В финале все фрагменты собираются в один большой Знак Героя первых, который становится символом нашей дружбы, смелости и патриотизма.
Символы и ритуалы: Знак Героя первых: Главный символ смены, который собирается из фрагментов, полученных за испытания.
Флаг отряда: Каждый отряд создаёт свой флаг, который становится символом их единства.
Книга героев: Дети записывают свои впечатления и достижения, чтобы оставить память о смене.
Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды получают дипломы и грамоты, сладкие призы. Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. (похвала, благодарность, одобрение и т.д.)
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. На торжественной церемонии закрытия смены все участники получают грамоты, памятные сувениры, свидетельствующие о том, что они проявили себя в каком –либо виде деятельности. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, смотрят фильм «18 дней к званию Героя первых» в лагере «Ромашка».
Ведущая технология программы - игровая. Она предполагает развитие творческого потенциала детей, их интеллектуальных способностей. Технология формирует навыки позитивного общения со сверстниками, мотивирует ребят узнавать что-то новое в игровой форме.
В процессе игры ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, развивают свои способности и помогают в развитии другим, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Здесь одновременно идут два важных процесса формирование личности воспитанника и формирование сплоченности коллектива.
Формы и методы реализации программы
Данная программа реализуется через использование групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, которые осуществляются с использованием традиционных методов: конкурсы, игры, соревнования, праздники, экскурсии, прогулки, мастер-класс, анкетирование. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, принятия решений и его самореализации.
С целью создания условий для расширения творческих способностей в течение лагерной смены будут работать мастерские: «Вокально-хоровая студия» (Незнамова Т.Я.); «Спортландия» (Завгородняя И.А.)
Кружок «Спортландия»
Цель: Оздоровление и приобщение детей к миру здоровья.
Задачи: Укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому здоровью; содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Вокально-хоровая студия «Поем все вместе»
Цель: обучение основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
Задачи: формировать основы сценической культуры; развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения; развивать творческую активность детей; воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Организация профилактических мероприятий и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период. Запланированы ежедневные инструктажи для детей по темам: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и др. Интерактивные занятия по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Меры доврачебной помощи».
Ключевые события смены
Формы ключевых событий и дел | Краткое описание | | ||
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов. (направление РДДМ "Движение первых" "Расскажи о главном!") | | |||
Знакомство ребят в отрядах «Первая Встреча» | Включает в себя проведение игр на взаимодействие, командообразование, сплочение, выявление лидера, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе; | | ||
Общий сбор участников «Здравствуй, лагерь» | Официальное открытие смены с поднятием Государственного флага РФ, и исполнением Государственного гимна РФ, и приветственной речью начальника лагеря. Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены. | | ||
2-й день смены. Тематический день «День дружбы» (направление РДДМ "Движение первых" "Умей дружить!") | | |||
Время отрядного творчества «Мы будущие России!» | Направлено на знакомство детей с национальным и играми, и забавами России/региона Российской Федерации. В рамках дела ребята рассматривают спектр национальных игр и забав. | | ||
3-й день смены. Тематический день «Знакомьтесь, это-мы!» (направление РДДМ "Движение первых" "Открывай страну!") | | |||
Создание отрядных символов (флаг, девиз, эмблема) | | |||
Квест "Тайна первого знака" — поиск символа движения, который станет началом вашего пути. | Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, наставников-старшеклассников. | | ||
Беседа о структуре Вооруженных сил РФ (вид и род войск) | ВС РФ делятся на виды войск: Сухопутные войска, Военно-морской флот и Воздушно-космические силы. Роды войск: Ракетные войска стратегического назначения и Воздушно-десантные войска. Кроме того, Вооруженные силы включают в себя тыл. | | ||
4-й день смены. Тематический день «Сухопутные войска РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Учись и познавай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Игра-квест, посвященная Дню Сухопутных войск России. | Участники делятся на команды и проходят через различные станции, выполняя задания, связанные с историей, стратегией и физическими испытаниями. В конце мероприятия подводятся итоги и проводятся награждения. | | ||
5-й день смены. Тематический день «Военно-морской флот РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Учись и познавай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Конкурс знатоков «История военно-морского флота» | Этот конкурс направлен на расширение знаний участников о славной истории российского флота, его героях, кораблях и великих сражениях. | | ||
6-й день смены. Тематический день «Воздушно-космические силы РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Учись и познавай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Спортивные соревнования "Лётная подготовка" | Этот день посвящён знакомству с историей, современными достижениями и героями Воздушно-космических сил России. Мероприятия направлены на развитие интереса к авиации и космонавтике, воспитание патриотизма и гордости за достижения страны. | | ||
7-й день смены. Тематический день «Ракетные войска стратегического назначения РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Дерзай и открывай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Квест "Тайны ракетных войск" | Расшифровать "секретное сообщение" с использованием шифров. Собрать пазл с изображением ракетного комплекса. Ответить на вопросы викторины о РВСН. Пройти полосу препятствий, имитирующую подготовку ракетчиков. | | ||
8-й день смены. Тематический день «Воздушно-десантные войска РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Дерзай и открывай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Творческий конкурс "Десантник — это звучит гордо" | Участники рисуют, создают поделки или пишут рассказы на тему ВДВ. (Лучшие работы представляются на выставке. | | ||
9-й день смены. Тематический день «ТЫЛ РФ» (направление РДДМ "Движение первых" -"Дерзай и открывай!") "Испытания военных профессий" | | |||
Интерактивная лекция «История тыла» | Рассказ о роли тыла в Великой Отечественной войне и современных военных операциях. Показ видеороликов о работе тыловиков. Вопросы и ответы с участниками. | | ||
10-й день смены. Тематический день «Пушкинский день» (направление РДДМ "Движение первых" -"Найди призвание!") Тропа героев" | | |||
Театральный час «Там, на неведомых дорожках» | Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку А.С. Пушкина, которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют, после чего начинаются представления отрядов. Далее участников ждёт сюрприз – экспромт на сцене от вожатых. | | ||
11-й день смены. Тематический день «Всемирный день музыки» (направление РДДМ "Движение первых" -"Найди призвание!") Тропа героев" | | |||
Конкурс патриотической песни и строевой подготовки. | Участники демонстрируют чёткость выполнения строевых команд, синхронность и дисциплину. Команды исполняют песню на военно-патриотическую тематику. | | ||
12-й день смены. Тематический день «День здоровья» (направление РДДМ "Движение первых" -" Будь здоров!") Тропа героев" | | |||
Военно-спортивная игра "Зарница". | Строевая подготовка, полоса препятствий, стрельба, метание мячей, ориентирование, медицинская подготовка, викторина, вопросы на военную тематику. | | ||
13-й день смены. Тематический день «Здоровье-стиль жизни» (направление РДДМ "Движение первых" -" Будь здоров!") Тропа героев" | | |||
Большая командная игра «ФизкультУРА!» | Прохождение коллективом спортивных испытаний, где они могут показать себя как настоящая команда, которая уважает и поддерживает каждого. | | ||
Творческий проект "Военная база будущего". | Команды создают макет базы из подручных материалов (картон, бумага, пластилин и т.д.) | | ||
14-й день смены. Тематический день «День героев» (направление РДДМ "Движение первых" -"Достигай и побеждай!") Тропа героев" | | |||
Мастер-класс «Сбор-разбор оружия» | Познакомить с основами обращения с оружием (на макетах или учебных образцах). | | ||
15-й день смены. Тематический день «День памяти и скорби» (направление РДДМ "Движение первых" -"Достигай и побеждай!") Тропа героев" | | |||
Квест "Тропа военных профессий" | Команды проходят станции, каждая из которых посвящена определённой военной профессии. | | ||
16-й день смены. Тематический день «День волонтера» (направление РДДМ "Движение первых" -"Создавай и вдохновляй!") "Последний рубеж" | | |||
Квест "Тайна последнего ключа" | Участники ищут подсказки, спрятанные на территории лагеря. Команды находят "последний ключ", который открывает финальный сундук с сюрпризом. | | ||
17-й день смены. Тематический день «Сыны Отечества» (направление РДДМ "Движение первых" -" Береги планету!) "Последний рубеж" | | |||
Командное задание "Штурм крепости" | Участники преодолевают препятствия (лабиринты, стены, переправы). | | ||
Итоговый сбор участников | Анализ реализованного коллективно-творческого дела и подведение итогов. | | ||
18-й день смены. Тематический день «День закрытия лагеря» (направление РДДМ "Движение первых" -" "Служи Отечеству!", " Благо твори!") "Награждение званием Героя первых" | | |||
Линейка закрытия смены «Есть такая профессия -Родину защищать» | Официальное завершение смены и награждение её участников. линейки может содержит творческие номера (флэшмоб, песни отрядов), ответное слово детей и напутствия педагогов. Просмотр фильма жизни в лагере Ромашка. | |
Критерии эффективности программы
Для того, чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Критерии эффективности | Показатель эффективности |
Постановка реальных целей и планирование результатов программы | Достижение поставленной цели, выполнение задач программы. |
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат. | Подведение итогов после мероприятия и в конце рабочего дня на линейке. Поощрение всех учащихся. |
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы. | Анкетирование учащихся, родителей и педагогов по информационной культуре и удовлетворенности лагерной смены. |
Творческое сотрудничество взрослых и детей. | Участие взрослых и детей в мероприятиях. |
Развитие личности ребенка. | Участие воспитанников в обще лагерных мероприятиях. Награждение каждого воспитанника в конце лагерной смены. |
Укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. | Наблюдение за здоровьем детей в течение лагерной смены медицинским работником, анализ результатов. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Система диагностики результатов программы состоит из мнения педагогов, непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:
проявление ценностного отношения к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;
проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;
приобретение ребёнком знаний и социального опыта;
положительное эмоциональное состояние детей;
позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Предполагается поэтапное отслеживание эффективности педагогических воздействий. Прежде всего, в рамках ежедневных планерок и летучек (раз в неделю). Обязательны рефлексия мероприятий;
На подготовительном этапе проводится опрос родителей на выявление желающих на посещение детей детского лагеря.
На организационном этапе – это анкета, которую заполняют учащиеся, проводят в отрядах воспитатели: ожидания, готовность личного участия (см. Приложение №3)
В период основного этапа для оценки программы со стороны детей применяются методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребёнком знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации. (см. Приложение № 5) А также в течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, (Экран настроения) и мониторинг здоровья детей.
На заключительном этапе– это анкета, которую проводят в отрядах воспитатели: оправдались ли ожидания участника Программы, личные приращения (см. Приложение №4). Также запланировано онлайн-анкетирование родителей с размещением ссылок на анкету через Google форму (см.Приложение №6).
Посредством предыдущих наблюдений, опросов и итоговых анкетирований показало, что более 90% детей и родителей остались довольны летним лагерем и активно высказывали предложения по организации мероприятий на будущие года. Данные наблюдения при реализации программ, свидетельствует о том, что выбранные направление работы лагеря, отвечает современным потребностям детей и родителей.
Степень уровня удовлетворенности жизнью в лагере | |
Высокий уровень удовлетворенности | 87% |
Средний уровень удовлетворенности | 11% |
Низкий уровень удовлетворенности | 2% |
Кадровое обеспечение
Важнейшим условием проведения лагеря является безопасность участников, поэтому кадровый состав должен иметь соответствующий педагогический и организаторский опыт.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
заместитель директора по ВР;
начальник лагеря (определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность);
заместитель начальника лагеря (организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность детей, следят за исполнением программы смены лагеря;
воспитатели отрядов (10 человек из числа педагогов гимназии, обеспечивают и отвечают за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдают распорядка дня, санитарно – гигиенические нормы);
педагог-психолог (психолого-педагогическое сопровождение);
социальный педагог (создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе);
учитель физической культуры (проведение спортивных мероприятий);
педагог дополнительного образования- музыкальный работник (занимается развитием эмоциональной сферы и музыкальным просвещением);
медицинский работник (Организует и проводит оздоровительную работу в лагере, осуществляют контроль над питанием, за соблюдением санитарно – гигиенических норм, осуществляет медицинский осмотр детей, проводит мониторинг здоровья, по мере необходимости оказывает медицинскую помощь воспитанникам);
вожатые - ученики педагогического класса (помогают воспитателям в выполнении воспитательной функции, организуют и проводят игры с детьми);
административно-хозяйственный персонал (обязанности обслуживающего персонала определяются должностными инструкциями);
Весь педагогический коллектив отвечает за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Организация и взаимодействие с учреждениями науки и культуры –проводятся с целью расширения кругозора детей. Запланированы экскурсии и походы в различные театры, музеи, библиотеки.
Материально – техническое обеспечение программы
| Применение |
Кабинеты | Спальни |
Холл | Творческие мастерские |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейки (в случае плохой погоды) |
Хореографический зал | Занятия спортом |
Открытая спортивная площадка | Линейка, проведение игр на открытом воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Актовый зал | Проведение познавательно развлекательных мероприятий, шоупрограмм |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия |
Школьная библиотека | Проведение мероприятий библиотекарем |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей |
Столовая | Завтрак, обед, полдник |
Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалка |
Инвентарь | Мячи, скакалки, настольные игры, канцелярия и т.д. |
Техническое оборудование | Телевизор, компьютер, проектор, принтер, экран, фотоаппарат, музыкальный центр |
Информационно-методическое обеспечение программы | Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря; документация по работе лагеря (должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правила безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организация выхода, журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря и т.д.); подбор методических разработок по использованию в лагере; подбор методик для отслеживания результатов; |
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1. Организация и проведение профильной смены «Время Первых» РДДМ «Движение Первых» в организациях отдыха детей и их оздоровления в Российской Федерации: методическое пособие / [Н. Ю. Лесконог, С. Г. Погосян, В. М. Шмелёва и др.] [Электронное издание сетевого распространения]. – Москва: МПГУ, 2023 – 108 с.
2. Организация и проведение профильной смены «Смена Первых: Двигайся вместе с нами» Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» в лагерях с дневным пребыванием в образовательных организациях Российской Федерации: методическое пособие / [М.С. Петрова, А.А. Корсакова] / Под ред. А.Г. Самохваловой, О.Б. Скрябиной [Электронное издание сетевого распространения]. – Кострома: КГУ,2024 –189 с.
3. Алгоритмы лета: сборник информационно-методических материалов в помощь организаторам каникулярного отдыха школьников. – Новосибирск: Изд-во: МАУ ДО ГРЦ ОООД «ФорУс», 2023. – 63 с.
4. Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с.
5. Васильковская Н.И. «Создай команду!»: методическое пособие / Н.И. Васильковская, А.А. Сайфина, Л.Р. Уварова, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с
6. Чукина М.В. «Сказки-подсказки»: методическое пособие / М.В. Чукина, Ю.С. Шатрова. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 64 с
7. Лагерные игры на все вкусы: https://summercamp.ru
8. Вожатский гейм: https://mooc.nspu.ru/course/view.php?id=80
9. https://рдш.рф/competition/2686#educational-resources
10. http://дниединыхдействий.рф/
11. https://xn--90acjqikdacc2m.xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/direction-movement/
14. https://xn--d1abknlude.xn--p1ai/navigator/programmy-profilnykh-smen/
Приложение № 1 Утверждаю
Режим дня Директор МАОУ Гимназия №11 «Гармония»
_______________И.С.Пархутов
«___»__________2025г
1 . Сбор детей, зарядка
8.00-8.30
2. Утренняя линейка
8.30-8.45
3. Свободное время 8.45-9.00
4. Завтрак
9.00- 09.45
5. Инструктаж по ТБ
0 9.45-10.00
6. Работа по плану, культурно- массовые мероприятия, занятия по интересам, общественно-полезный труд
10.00-12.00
7. Спортивный час, оздоровительные процедуры
1 2.00-13.00
8. Обед
13.00-13.45
9. Свободное время 13.45-14.00
1 0. Дневной сон
14.00-15.45
11. Полдник
1 5.45-16.10
12. Прогулка, занятия по интересам
16.10- 17.30
13. Уход домой. ДО СВИДАНИЯ!
17.30-18.00
Приложение № 2. План-сетка
Дата | Название мероприятий |
2 | ЗДРАВСТВУЙ, ЛАГЕРЬ! Прием детей в ЛДП «Ромашка» Оформление отрядных уголков. Беседа по безопасному поведению во время нахождения в ЛДП, ПДД Подвижные игры на свежем воздухе. Официальный старт смены (открытие с поднятием флага и исполнением гимна РФ) |
| ДЕНЬ ДРУЖБЫ Подготовка к открытию смены «Есть такая профессия-Родину защищать» Вокально-хоровая студия «Поем все вместе» Подвижные игры на свежем воздухе Занятие в кружках, мастер-классы, отрядные дела |
28.05 Направление РДДМ "Движение первых" -"Открывай страну!" | ЗНАКОМЬТЕСЬ, ЭТО-МЫ! Открытие смены. Творческое представление отрядов Беседа о структуре Вооруженных сил РФ (вид и род войск) Квест "Тайна первого знака" Театр «Киндер-сюрприз» (Спектакль) Мастер-класс «Танцуйте вместе с нами» |
2 | ДЕНЬ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК Поездка в первый театр на спектакль квест-игра, посвященная дню сухопутных войск Акция письмо солдату |
30.05 Направление РДДМ "Движение первых" -"Учись и познавай!" | ДЕНЬ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Театр «Киндер-сюрприз» (Спектакль) Мастер-класс по вязанию морских узлов и изготовлению корабликов. Конкурс знатоков «История военно-морского флота» |
02.06 Направление РДДМ "Движение первых" -"Учись и познавай!" | ДЕНЬ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ Посещение театра Глобус спектакль «Поллианна» Тренировочная эвакуация Спортивные соревнования "Лётная подготовка" |
03.06 Направление РДДМ "Движение первых" -"Дерзай и открывай!" | РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Квест "Тайны ракетных войск" (эстафеты на свежем воздухе) Ансамбль Родники «Песни лета» Интерактивная лекция "История РВСН" Мастер –класс «Поем все вместе» 3D фильм «Ракетная техника» |
04.06 Направление РДДМ "Движение первых" -"Дерзай и открывай!" | ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА Киносеанс "Легенды ВДВ" (просмотр фильма) Творческий конкурс "Десантник — это звучит гордо" Подвижные игры на свежем воздухе |
0 | ТЫЛ-ОПОРА АРМИИ Поездка в первый театр на спектакль Интерактивная лекция «История тыла» Игра –квест «тыловая операция» |
0 | ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ Поездка в первый театр на спектакль Театральный час «Там, на неведомых дорожках» Поход с элементами ориентирования. |
09.06 Направление РДДМ "Движение первых"- «Найди призвание!» | ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ Мастер –класс «Поем все вместе» Поход в театр Дом актера «Леля и Минька» Подвижные игры на свежем воздухе Конкурс патриотической песни и строевой подготовки. |
| ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ Театр «Киндер-сюрприз» (Спектакль) Военно-спортивная игра "Зарница" Автогородок |
11.06 Направление РДДМ "Движение первых"- «Будь здоров!» | ЗДОРОВЬЕ –ЭТО СТИЛЬ ЖИЗНИ! Музыкальный час «Песни военных лет» Творческий проект "Военная база будущего". Театр иллюзии Азаровых «Магическое шоу» Большая командная игра «ФизкультУРА!» |
16.07 Направление РДДМ "Движение первых"- «Достигай и побеждай!» | ДЕНЬ ГЕРОЕВ Поход в музей Исторический парк «Россия –моя история» Театр «Киндер-сюрприз» (Спектакль) Киносеанс "Герои в погонах" Мастер-класс "Сборка-разборка оружия" |
17.06 Направление РДДМ "Движение первых"- «Достигай и побеждай!» | ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ Спартакиада «Защитники Победы» Ансамбль Родники «Расскажи мне дедушка» Оздоровительная прогулка на свежем воздухе Квест "Тропа военных профессий" |
1 | ДЕНЬ ВОЛОНТЁРА Мастер – класс «Живопись на воде» Квест "Тайна последнего ключа" Подвижные игры на свежем воздухе |
19.06 Направление РДДМ "Движение первых"- «Служу Отечеству!» | СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА Посещение кинотеатра «Кино Сити» Закрытие смены «Есть такая профессия -Родину защищать» Командное задание "Штурм крепости". Праздничная программа |
20.06 До свидания, лагерь! | ДЕНЬ ЗАКРЫТИЯ ЛАГЕРЯ Просмотр фильма смены: «Есть такая профессия -Родину защищать» лагеря Ромашка Отрядные «огоньки»: «Пожелания на летние каникулы». Дискотека Беседа по ПДД «Безопасные каникулы» |
Приложение № 3
Анкета на открытие лагеря
Дорогой друг! Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
I. Чего больше ты ждешь от пребывания в пришкольном лагере “Ромашка”, выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера):
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Поделиться опытом деятельности своей детской организации, узнать о других.
7. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны для людей (не более 6):
1. Любознательность 2. Честность 3. Предприимчивость | 4. Доброта 5. Смелость 6. Дисциплинированность | 7. Трудолюбие 8. Инициативность 9. Справедливость | 10. Честолюбие 11. Милосердие 12. Требовательность к себе |
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)
2. Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)
3. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик
4. Спорт меня не увлекает
IV. Как ты относишься к искусству, творчеству (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок, впиши что
2. Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства
3. Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя
4. Искусство меня мало интересует
V. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Чувствую себя совершенно здоровым
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
3. Здоровье иногда “хромает”, хотя болезненным себя не ощущаю
4. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто
VI. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружком соответствующую цифру, возможно несколько ответов)
Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
Найти интересное для себя дело без помощи других
Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия
Справится с возникающими в жизни сложностями
Довести задуманное дело до конца
Прийти другим на помощь в случае необходимости
Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких
Выступить с каким-либо предложением
Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации
VII. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных областях:
А. В работе детского объединения
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Б. В трудовой деятельности
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
В. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, инвалидам, престарелым
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Г. В занятиях по интересам
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
Д. В отношениях с родителями, в семье
1. Да, довольно часто 2.Да, но редко 3. Не могу вспомнить
VIII. Название детского объединения, членом которого ты являешься
IX. Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год)
X. Место, в котором ты живешь (адрес)
XI. Фамилия, имя
ХII Знаешь ли ты, что такое «Движение первых»?
1. Я не знаю
2. Да, слышал
ХIII Хотел бы ты познакомится с направлениями и возможностями «Движения первых»?
1. Думаю, да
2. Очень хочу
3. Пока не знаю
Приложение № 4
Анкета на закрытие лагеря
АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
Самое яркое впечатление за эти дни у меня
Из проведенных дел, мероприятий мне больше всего понравилось потому что
Больше всего меня радует
Больше всего я разочаровался в
О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать
Хочу предупредить, что мне не нравится, когда
Я буду рад, если
Для своего отряда я хочу предложить
9. Если бы я был вожатым, то я
ну, а если начальником смены, то
10.Что нового я узнал для себя на этой смене «Есть такая профессия- Родину защищать» _______________________________________________________________________________
11. РДДМ(Российское движение детей и молодежи-Движение первых) для меня это(можно выбрать несколько вариантов ответа):
Веселая игра;
Много друзей и единомышленников;
Возможность проявить себя в любимом деле;
Я пока не понял(а);
Другое____________________________________________________________________
12. Больше всего мне понравилось ___________________ _____________________________
Потому что я люблю ___________________________________________________________
Приложение № 5
«Примеры методов игровой диагностики детей-участников программы»
Индикатор | Название и описание методов игровой диагностики | ||||||||||||
Проявление социально значимых качеств ребёнка и его ценностное отношение к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью | «Персонаж» Детям предлагается выбрать себе персонажа из сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор (чем отличаются персонажи, что понравилось в персонаже, на которого хочется равняться) «Цветик-семицветик» Ребятам предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от того, что ребёнок написал, педагог может классифицировать пожелания детей: для себя, для родных и близких, для своих друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень пожеланий, можно определить направленность личности ребёнка. «Одна картинка – два ответа» Детям предлагаются различные картинки с ситуациями (представленные на экране или распечатанные), отражающие качества человека или какие-либо ценности, и варианты ответов: «согласен», «не согласен». После того, как ребята выбрали ответ, педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или иную позицию. | ||||||||||||
Проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности | «Если бы я был волшебником» Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был волшебником», и подумать, какой день или какие события смены они бы хотели прожить ещё раз (вернуться назад и узнать больше). «Интересный вагон» Из бумажных/картонных вагончиков педагог составляет своеобразный поезд. Детям предлагается выбрать персонажа/человечка и прикрепить его к определенному вагончику (как бы поместить его туда). Вагончики подписаны: здесь могут быть спортивные игры и соревнования, изготовление поделок и сувениров, танцевальные мастер-классы, интеллектуальные игры и другие яркие, эмоциональные или содержательные события смены. Таким образом ребята смогут увидеть, у кого из отряда такие же интересы, как и у них, а педагог может зафиксировать наиболее результативные дела как на уровне отряда, так и на уровне лагеря. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» «Живая анкета» Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они могут быть как серьёзные, так и шуточные, с подвохом), на которые можно будет ответить поразному: - 1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не согласен – топают; - 2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из них представляет какой-то определенный ответ на вопрос. Их задача – сосчитать, сколько раз им хлопнули по ладошке. Задача ребят в зале – подбежать и «дать пять» тому человеку, с ответом которого он согласен. | ||||||||||||
Полученные ребёнком знания и социальный опыт | «Чудо-дерево» Детям предлагается создать «чудо-дерево» по итогам прожитого дня. Цвет листьев нужно выбрать в соответствии с теми новыми знаниями, которые они получили.
«Кидаем кубик» Детям предлагается бросить кубик и рассказать, что он запомнил после того или иного дела, используя то число слов/фраз, какое выпало на кубике. «Сто к одному» Дети разбиваются на небольшие команды или играют каждый за себя, если в отряде небольшое количество человек. Педагог задает вопросы по всему пройденному во время смены материалу: правилам, информации, мероприятиям, играм, конкретным ситуациям, творческим делам. Задача участников – как можно точнее вспомнить событие и ответить на вопросы. | ||||||||||||
Эмоциональное состояние детей | «Живая картина» Детям предлагается создать «живую картину» под музыку. Каждый ребёнок пробует изобразить мелодию, как он её чувствует – начинает один, остальные произвольно присоединяются. В итоге получается единый движущийся сюжет, где задействованы все ребята. «Наш отрядный рецепт» Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и каждому внести собственный ингредиент, соответствующий своему эмоциональному состоянию. Ингредиенты могут быть представлены в виде различных картинок, чтобы наглядно продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое, приятное и т.д.). «Цветной сундук» Детям выдается большой лист бумаги с изображением сундука и предлагается его раскрасить. Каждый выбирает для раскраски какой-то элемент изображения и цвет в зависимости от самочувствия. Оранжевый – если они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и готовы принимать участие в событиях; голубой – если всё хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится; фиолетовый – если им скучно и хочется домой. | ||||||||||||
Взаимодействие в команде, коллективе | «Золотая коллекция» Детям предлагают каждому взять по три разных медали и вручить их: - тому, кому хочется сказать спасибо за сегодняшний день; - тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в любой момент. «Кругосветное путешествие» Детям предлагается каждому лично на листочке написать, кого бы из ребят он взял с собой в кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали и какие предметы им бы там пригодились. «Я и моя команда» Детям предлагается на общей картине расположить человечка со своим именем, там, где он считает нужным (с кем-то рядом, в центре событий, или отдельно от всех). Затем ребята могут поделиться своим выбором места. Метод классической социометрии: https://lugovskayashkola.ru/zabolevaniya/sotsiometriyaklassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazets.html |
Приложение № 6
Анкета
Уважаемые родители просим вас заполнить анкету и высказать свое мнение по работе пришкольной площадки.
С каким настроением ребенок идет в лагерь?
А) отличным
Б) хорошим
В) удовлетворительным
2. С удовольствием ли участвует в мероприятиях, проводимых в лагере?
А) Активен
Б) Время от времени
В) другое _____________________________________________________
3. Какие отношения складываются у ребенка в отряде?
А) Доброжелательные
Б) Хорошие
В) Конфликтные
4. С каким настроением приходит ребенок из лагеря?
А) отличным
Б) Хорошим
В) удовлетворительным
5. Как часто Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о лагере?
А) Довольно часто
Б) Время от времени
В) От случая к случаю
Спасибо за участие!
Приложение №7
«МИНУТКИ БЕЗОПАСНОСТИ»
«МИНУТКА» - это кратковременное занятие - напоминание по тематике безопасности движения, которое проводится учителями начальной школы, в конце каждого последнего урока, то есть непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой.
Цель минутки - приобретение навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах города.
«Минутка» проводится ежедневно или не реже одного раза в два дня. Каждый день разбирается новый вопрос из «вопросника» с проставлением даты проведения занятия.
После рассмотрения всех вопросов необходимо, используя имеющуюся литературу по безопасности движения, подготовить новые вопросы.
Проведение «минуток» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, операций и рейдов по безопасности движения, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из школы, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.
Дата | Тема | Отметка о проведении |
26.05 | Улица | |
27.05 | Перекресток | |
28.05 | Мы – пешеходы | |
29.05 | Основные правила для пешеходов | |
30.05 | Мы и транспорт | |
02.06 | Основные правила для пассажиров | |
03.06 | Перекрестки регулируемые и нерегулируемые | |
04.06 | Виды транспорта | |
05.06 | Поведение в транспорте | |
06.06 | Как переходить улицу | |
09.06 | Светофор | |
11.06 | Пешеходный переход | |
19.06 | Дорожные знаки | |
16.06 | Движение по тротуарам | |
17.06 | Главное правило при переходе улицы | |
18.06 | Почему опасно перебегать дорогу | |
19.06 | В чем опасность стоящей у дороги машины? | |
20.06 | Где можно играть во дворе? | |
Приложение №8
План работы по ПДД
в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Ромашка».
№ | Мероприятие | Время | Участники | ответственные |
1. | Создание уголка по ПДД | 26.05.2025 | Отряды школьного лагеря | Ответственный за комплексную безопасность. Воспитатели |
2. | Проведение в игры по станциям по Правилам дорожного движения. | 27.05.2025 | Отряды школьного лагеря | Ответственный за комплексную безопасность. Воспитатели. Организаторы. |
3. | Проведение минуток безопасности. | перед выходом детей из школы на внешкольные мероприятия | Отряды школьного лагеря | Воспитатели. Ответственный за комплексную безопасность. |
4. | Учебно-тренировочная эвакуация из здания школы по сигналу пожарной тревоги. | 03.06.2025 | Отряды школьного лагеря | Воспитатели. Ответственный за комплексную безопасность. Организаторы. |
5. | Конкурс рисунков «Дорогу детям – без опасности» | 09.06.2024 | Отряды школьного лагеря | Воспитатели. Ответственный за комплексную безопасность. Организаторы. |
6. | Конкурс поделок по ПДД «Я и дорога» Автогородок. | 12.06.2024 | Отряды школьного лагеря | Воспитатели. Ответственный за комплексную безопасность. Организаторы. |
7. | Просмотр мультимедийной презентации по ПДД «Правила на дороге для пешеходов» | 16.06.2025 | Отряды школьного лагеря | Ответственный за комплексную безопасность. воспитатели |
8. | День ПДД. Союзмультфильм по ПДД | 18.06.2025 | Отряды школьного лагеря | Ответственный за комплексную безопасность. Воспитатели. Организаторы. |
9. | Профилактика ДТП в летнем школьном лагере. Минутки безопасности. «Час ПДД». | 26.05.2025-20.06.2025 | Отряды школьного лагеря | Ответственный за комплексную безопасность. Воспитатели. Организаторы. |