Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Виртуальный мир (компьютерная грамотность)»
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Брянской области»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
"Виртуальный мир (компьютерная грамотность)"
Разноуровневая
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Лощекова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования
Брянск 2021
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.2. Цель и задачи программы 8
Учебный план Стартового уровня 11
Содержание учебного плана Стартового уровня 12
Планируемые результаты Стартового уровня. 14
Содержание учебного плана Базового уровня. 18
Планируемые результаты Базового уровня. 25
2. Комплекс организационно – педагогических условий 27
2.1 Тематическое планирование 27
2.2 Условия реализации программы 29
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
Изучение информатики в школьном курсе закладывает основы знаний, умений, навыков работы с компьютерной техникой. Углубить знания, закрепить навыки работы, получить более полный объем знаний, взглянуть на предмет информатики с иной стороны позволяет изучение информационных технологий в компьютерных кружках.
Самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Виртуальный мир (компьютерная грамотность)» имеет техническую направленность.
Программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования (перечень нормативных документов в разделе «Литература») и с учетом опыта работы педагога дополнительного образования. Программа реализуется в системе дополнительного образования детей.
Актуальность программы «Виртуальный мир (компьютерная грамотность)» обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать ее, преобразовывать информацию в структурированную текстовую форму – одно из условий образовательной компетенции обучающегося.
Актуальность программы обусловлена также тем, что информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широком диапазоне науки и техники.
Основное назначение дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Виртуальный мир (компьютерная грамотность)»- научить детей самостоятельно работать с вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами.
Отличительная особенность.
Программа спроектирована с учетом образовательных потребностей детей, родителей, социума. Учтены особые образовательные потребности разных категорий детей.
Преимущество данной программы выражено в том, что содержание программы качественно отличается от общеобразовательных программ аналогичной тематики: в полном объеме оно не представлено ни в одном из школьных предметных курсов, основывается на анализе научно - популярной и учебной литературы по теме.
Данная программа разработана с использованием элементов других образовательных программ по информатике и дополнена личными наработками автора.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что она дает учащимся понимание практических основ работы с компьютерными программами. Открывает возможности не только изучить основы работы с наиболее актуальными на сегодняшний день программами, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав творческие способности.
По каждой теме, входящей в программу, обучающийся получает необходимые теоретические знания и практические умения.
Система занятий и методика их проведения позволяют учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности и направленность интересов каждого ребенка.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в специфике ее содержания, образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные особенности детей, их возможности и потребности. В применении современных ТСО для достижения основной цели программы и выявления одаренных детей именно данной технической направленности.
Адресат программы.
Данная программа ориентирована на учащихся 9-14 лет.
Стартовый уровень предназначен для учащихся, которые не имеют никаких навыков при работе с компьютером. Данный уровень доступен для всех желающих, повысить свой уровень знаний и умений в рамках данной программы.
Базовый уровень рассчитан на детей, которые прошли Стартовый уровень или изначально имеют необходимую подготовку для прохождения данной программы.
Набор на обучение по программе с 9 лет.
На Стартовый уровень принимаются все желающие.
На Базовый уровень принимаются учащиеся после успешного прохождения входного тестирования, либо по завершении Стартового уровня.
Количество обучающихся в группах 7 человек. Обусловлено наличием рабочих мест.
Объем и срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Виртуальный мир (компьютерная грамотность)» рассчитана на 216 академических часов.
1 год обучения, 72 учебных часа для Стартового уровня.
1 год обучения, 144 учебных часов для Базового уровня.
Данная программа содержит модуль, разработанный для занятий в летний период.
Модуль рассчитан на 28 учебных часов для Базового уровня
И 14 учебных часов для Стартового уровня.
Форма обучения – очная
Формы организации образовательного процесса:
- занятия групповые (педагог - обучающиеся);
- занятия коллективные (работа в парах сменного состава);
- занятия индивидуальные (работа по заданию).
Формы организации учебного занятия
Формы организации учебного занятия соответствуют содержанию программы и предусматривают: лекции, беседы, консультации, практические занятия, мастер-классы, экскурсии, конкурсы и выставки.
Режим занятий
Стартовый уровень – 1 год обучения по 2 академических часа 1 раз в неделю.
Базовый уровень – 1 год обучения по 2 академических часа 2 раза в неделю.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
При наборе группы до 10 лет продолжительность одного академического часа – 30 минут, перерыв 10 минут
Занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием.
Режим работы объединения в период школьных каникул
В период осенних, зимних, весенних каникул занятия проводятся в рамках рабочей программы согласно утвержденному расписанию. В период летних каникул объединение работает по специальному расписанию. В том числе с новым и переменным составом учащихся.
Цель программы – повышение уровня ИКТ-компетенции обучающихся средствами прикладной информатики.
Для достижения данной цели, формируются следующие задачи.
Предметные:
сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации (числовой, графической, текстовой);
обеспечить получение дополнительных знаний к школьному курсу «Основ информатики и вычислительной техники»;
сформировать базу знаний, умений и навыков, связанных с практическим использованием компьютерных технологий;
обеспечить формирование и закрепление навыков самообразования.
Метапредметные:
способствовать развитию:
внимания,
воображения,
творческого подхода к выполнению работы,
эстетического вкуса,
логического мышления и памяти,
трудовому и эстетическому развитию обучающихся;
развивать умение оценки и самооценки результатов деятельности;
навыков самостоятельной работы с информацией из различных источников и программным обеспечением;
способствовать развитию профессиональной ориентации обучающихся.
Личностные:
способствовать формированию у учащихся аккуратности, трудолюбия, самостоятельности, взаимовыручки, старательности, творческой активности;
формировать культуру работы в сети Internet (общение, поиск друзей и нужной информации, соблюдение авторских прав, содержание Web - страницы, согласно целям ее создания);
формировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации общих информационных проектов;
развитие духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания.
Уровень сложности | Год обучения | Дисциплины (модули) | Кол-во часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
Стартовый | 1 | Информация. Алгоритм. ОС Windows. Основы работы в графическом редакторе Paint. Основы работы с Microsoft OfficeWord Основы работы с Microsoft Office PowerPoint. | 72 | 24 | 48 | Тестирование Практическая работа Устный опрос |
Базовый | 1 | Работа с операционной системой Windows10 Технология обработки графической информации Технология обработки текстовой информации | 144 | 48 | 96 | Тестирование Практическая работа Устный опрос |
№ п/п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
всего | т. | п. | ||||
| ||||||
1 | Вводное занятие. ТБ. | 2 | 2 | 0 | | |
2 | Информация. Алгоритм. ОС Windows. | 10 | 4 | 6 | Тестирование Практическая работа | |
3 | Основы работы в графическом редакторе Paint.net | 10 | 4 | 6 | тестирование Творческий проект | |
4 | Основы работы с Microsoft Office Word | 18 | 6 | 12 | Тест, практические работы | |
5 | Основы работы с Microsoft Office PowerPoint. | 20 | 7 | 13 | Тест, защита тв. проекта | |
6 | Аттестация по курсу. | 2 | 0 | 2 | Тест, творческий проект | |
7 | Отчётное занятие | 2 | 0 | 2 | Выставка работ, защита проектов | |
8 | Воспитательные мероприятия | 4 | 0 | 4 | | |
9 | Набор обучающихся | 4 | 0 | 4 | | |
| Итого: | 72 | 23 | 49 | |
Тема 1. Введение в программу- 2 часа
Теоретическая часть
Знакомство педагога с детьми и детей друг с другом. Рассказ об объединении. Организационных вопросы.
Практическая часть
Беседа по базовым знаниям, умениям, навыкам. Включение и отключение компьютера.
Воспитательная часть
Правила поведения в объединении и техника безопасности, правила этикета.
Тема 2 Информация. Алгоритм. ОС Windows.
Теоретическая часть.
Информация.
Источники и приёмники информации.
Алгоритм.
Виды алгоритмов.
Базовая конфигурация компьютера.
Основное программное обеспечение ПК.
Папка.
Файл.
Панель управления.
Практическая часть.
Запуск и выключение компьютера.
Запуск программы.
Замена фона рабочего стола.
Работа с клавиатурным тренажёром.
Тема 3. Основы работы в графическом редакторе Paint.net
Теоретическая часть.
Интерфейс.
Основные инструменты.
Практическая часть.
Рисование линий, фигур, заливка.
Работа с кистью.
Создание изображений по алгоритму.
Тема 4. Основы работы с Microsoft OfficeWord.
Теоретическая часть.
Интерфейс.
Форматирование текста.
Форматирование абзаца.
Вставка и форматирование рисунка.
Практическая часть.
Загружать программу.
Вводить текст, редактировать и форматировать его.
Форматирование абзаца. Отступы.
Вставка рисунков. Настройка положения рисунка в тексте.
Воспитательная часть.
Тема 5. Основы работы с Microsoft Office PowerPoint.
Теоретическая часть
Назначение и интерфейс программы.
Правила создания и редактирования слайдов.
Способы создания презентаций (пустая, шаблоны).
Вставка объектов. Фон.
Назначение анимации. Анимация входа и выхода.
Правила подготовки проведения презентации.
Практическая часть
Уметь загружать, запускать презентации.
Создавать и редактировать презентации.
Задавать и редактировать приемы анимации входа и выхода.
Подготавливать и проводить презентации.
Тема 6. Аттестация по курсу.
Теоретическая часть
Тестирование по всем пройденным темам
Практическая часть
Практическая работа по всем пройденным темам.
Тема 7. Отчётное занятие.
Теоретическая часть
Подведение итогов работы объединения за год.
Практическая часть
Просмотр работ, выставка.
Воспитательная часть
Техника безопасности в летнее время, ДЗ на летний период.
Будут сформированы навыки учебного труда на ПК. Обучающиеся освоят основные приемы работы в программах: Paint.net, Word, PowerPoint
Образовательные результаты:
обучающиеся будут знать (теоретические основы):
технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
устройство компьютера (внешнее)
знать способы хранения информации и организацию хранения информации;
алгоритмы и приемы работы редакторах Word, Paint.net, PowerPoint
знать внешние носители информации и приемы работы с ними (флеш-карты, usb – устройства)
основные сферы применения компьютеров;
основные компьютерные термины;
правила поведения в сети и поиск информации в Интернет.
Обучающиеся будут уметь:
точно выполнять действия по инструкции педагога;
делать выбор в режиме "меню" и управлять объектами на экране монитора;
получать вариативные решения;
делать правильные умозаключения и аргументировать свои выводы;
работать в редакторах Word, Paint.net, PowerPoint.
Личностные результаты:
сформируется положительное отношение к обучению;
пополнится «копилка личных достижений»;
обучающиеся будут выполнять практические задания с элементами творчества;
повысится самооценка;
будут знать приемы самоконтроля;
будут уметь создавать работы в программах Word, Paint.net, PowerPoint;
Будут заложены основы для развития познавательных способностей, мышления, памяти, воображения.
№ п/п. | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
всего | т. | п. | ||||
| ||||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | 0 | | |
2 | Устройство компьютера. Операционная система Windows. Устройства ввода информации. Internet. Антивирусные программы. | 20 | 5 | 15 | Тестирование Практическая работа | |
3 | Технология обработки графической информации. Редактор Paint.net | 12 | 4 | 8 | тестирование Творческий проект | |
4 | Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор Microsoft Office Word 2016. Устройства вывода информации. Принтеры. | 26 | 8 | 18 | Тест, практические работы | |
| Технология обработки графической информации. | | | | | |
5 | Дизайн открыток в программе «Мастер открыток» | 6 | 2 | 4 | Практическая работа | |
6 | Создание календарей. Программа «Мастер календарей». | 6 | 2 | 4 | Практическая работа | |
7 | Работа с коллажами. Программа «Фотоколлаж» | 8 | 3 | 5 | Практическая работа | |
8 | Создание презентаций. Программа Microsoft Office Power Point 2016. | 30 | 10 | 20 | Творческий проект тестирование | |
9 | Создание анимированных изображений. Программа Easy GIF Animator | 14 | 4 | 10 | Творческий проект | |
10 | Промежуточная аттестация Аттестация по курсу. | 4 | 0 | 4 | Тест, творческий проект | |
11 | Подведение итогов работы за 1 год. | 2 | 2 | 0 | Выставка работ | |
12 | Воспитательные мероприятия | 6 | 3 | 3 | | |
14 | Набор обучающихся | 8 | 3 | 5 | | |
| Итого: | 144 | 48 | 96 | |
Тема 1. Введение в программу.
Теоретическая часть
Знакомство педагога с детьми и детей друг с другом. Рассказ об объединении. Организационных вопросы.
Практическая часть
Беседа по базовым знаниям, умениям, навыкам.
Включение и отключение компьютера. Входное тестирование.
Воспитательная часть
Правила поведения в объединении и техника безопасности, правила этикета.
Тема 2. Операционная система Windows. Устройства ввода информации.
Internet. Антивирусные программы.
Теоретическая часть
Устройство компьютера.
Понятие внешних и внутренних устройств.
Назначение основных устройств в компьютере.
Основное программное обеспечение ПК.
Файлы программы и файлы документы.
Панель управления.
Браузеры.
Работа в сети Internet, поиск информации, безопасность в сети.
Вирусы, антивирусы.
Практическая часть
Назвать и показать основные блоки компьютера. Указать их назначение.
Работа с диалоговыми окнами.
Создавать, удалять, открывать, закрывать, копировать, перемещать, удалять, восстанавливать объекты (желательно 3-4 способами).
Поиск и сохранение информации из сети Internet, переписка по электронной почте. Работа с программами удалённого доступа.
Проверка компьютера вирусы.
Воспитательная часть
Неделя безопасности, День интернета, День освобождения г. Брянска, День рождения смайла – Беседы, презентации. (План воспитательной работы).
Тема 3. Технология обработки графической информации. Редактор Paint.net
Теоретическая часть
Программа Paint – простейший графический редактор.
Интерфейс программы, инструменты.
Приемы работы.
Практическая часть
Использовать инструменты для создания и редактирования рисунков.
Выделять, копировать, вставлять блоки изображений.
Изменять размеры и вид изображений.
Компоновать изображение из нескольких.
Удаление фона.
Рисование объемных изображений.
Применение плагинов.
Воспитательная часть
Беседа и презентация на тему «Этикет общения в сети Интернет» (План воспитательной работы).
Тема 4. Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор Microsoft Office Word 2016.
Устройства вывода информации. Принтеры.
Теоретическая часть
Назначение программы и приемы запуска. Элементы окна программы. Приемы ввода и редактирования текста.
Форматирование текста.
Форматирование абзацев.
Вставка объектов и их редактирование.
Приемы работы с объектами WordArt.
Приемы вставки и редактирования таблиц Word.
Виды списков (нумерованный, маркированный).
Дизайн документа ( фон, рамки).
Поиск по тексту.
Правила ТБ при работе с оргтехникой.
Как распечатать документ. Настройки.
Практическая часть
Загружать программу, создавать и настраивать новый документ, редактировать и сохранять документ на диске. Просматривать документ в различных режимах.
Выделять блоки текста, работать с ними.
Вставлять принудительные разрывы страниц, нумерацию (и ее положение) страниц, дату и время, символы, отсутствующие на клавиатуре.
Вставлять готовые рисунки.
Изменять их размер и положение.
Вставлять объекты WordArt в текст документа.
Вставлять и редактировать таблицы. Вводить в них информацию.
Организовывать списки, изменять настройки.
Печать документов.
Воспитательная часть.
День народного единства, единый урок «Права человека», День Героев Отечества, День матери, Новогодний утренник, мероприятия, направленные на развитие экологического воспитания, а так же профориентационная деятельность. (План воспитательной работы).
Технология обработки графической информации.
Тема 5. Дизайн открыток в программе «Мастер открыток»
Теоретическая часть
История создания открытки, виды, основы композиции для создания открытки.
Интерфейс, инструменты программы. Приёмы работы.
Шаблоны, использование готовых, создание собственных.
Вставка и редактирование текста.
Практическая часть
Использование шаблонов для создания открытки.
Создание открытки с собственным дизайном.
Ввод и редактирование текста, стили.
Печать открытки.
Воспитательная часть
«Быть вежливым – это модно», «Плакаты о культуре поведения в природе» - беседы и презентации (План воспитательной работы).
Тема 6. Создание календарей. Программа «Мастер календарей».
Теоретическая часть
История календаря.
Назначение программы, установка, интерфейс.
Практическая часть
Создание личного календаря на следующий год.
Воспитательная часть
«Всемирный день без интернета». Профилактические мероприятия по сохранению физического здоровья. (План воспитательной работы).
Тема 7. Работа с коллажами. Программа «Фотоколлаж»
Теоретическая часть.
Коллаж. Виды. Правила создания коллажа.
Панель инструментов, приёмы работы с программой.
Практическая часть
Создавать коллажи, рамки для фотографий, шаблоны для создания коллажей, применять маски, вставлять подписи и клипарт.
Печать и оформление коллажа.
Воспитательная часть.
День защитника Отечества, Экология и энергосбережение, День компьютерщика. – беседы, игры, конкурсы. (План воспитательной работы).
Тема 8. Программа Microsoft Office PowerPoint.
Теоретическая часть
Назначение и интерфейс программы.
Правила создания и редактирования слайдов. Правила оформления слайдов. Способы создания презентаций (пустая, шаблоны). Макеты слайдов.
Назначение анимации. Приемы создания анимации.
Приемы вставки объектов, создание триггеров
Правила подготовки проведения презентации.
Практическая часть
Уметь загружать, запускать презентации.
Создавать и редактировать презентации. Использовать форматирование текста и слайдов.
Задавать и редактировать приемы анимации.
Подготавливать и проводить презентации.
Воспитательная часть
День космонавтики, Международный день интернета, «Широкая масленица», Международный женский день, Час Земли, Всемирный день здоровья. – презентации, беседы, игры, конкурсы, чаепития. (План воспитательной работы).
Тема 9. Программа Easy GIF Animator
Теоретическая часть
Что такое анимация.
История анимации.
Интерфейс, возможности, приёмы работы с программой.
Практическая часть
Создание слайд-шоу из фотографий, анимация текста, создание баннера.
Воспитательная часть
День Победы, День семьи. (План воспитательной работы).
Тема 10. Аттестация по курсу
Теоретическая часть
Тестирование по всем пройденным темам
Практическая часть
Практическая работа по всем пройденным темам
Тема 11. Подведение итогов работы за 1 год.
Теоретическая часть
Подведение итогов работы объединения за год.
Практическая часть
Просмотр работ, выставка.
Воспитательная часть
Вручение грамот, техника безопасности в летнее время.
Изучив программу 1 года обучения Базового уровня обучающиеся будут знать:
Правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
Название и функциональное назначение устройств компьютера;
Основные типы носителей информации в компьютере;
Основы пользования текстовыми и графическими редакторами:
Paint.net
Microsoft Office Word
Microsoft Office PowerPoint
Easy GIF Animator
Мастер открыток, Мастер календарей, Фотоколлаж.
Будут уметь:
Пользоваться клавиатурой ПК.
Выполнять основные действия (создавать, копировать и пр.) с каталогами и файлами;
Набирать на компьютере, редактировать и форматировать текст, используя текстовый редактор MSWord;
Строить и корректировать простые изображения с помощью графического редактора Paint.net;
Создавать, редактировать и демонстрировать презентации при помощи программы PowerPoint;
Искать необходимую информацию в сети Интернет;
Пользоваться антивирусными программами, проверять наличие вирусов на жёстком диске и съемных носителях информации.
Создавать поздравительные открытки, анимированные открытки, коллажи и отправлять их по электронной почте.
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
Личностные результаты:
сформируется положительное отношение к обучению;
пополнится «копилка личных достижений»;
обучающиеся будут выполнять практические задания с элементами творчества;
повышение самооценки;
будут знать приемы самоконтроля;
будут уметь создавать работы в программах Word, Paint.net, PowerPoint, EasyGifAnimator;
Будут заложены основы для развития познавательных способностей, мышления, памяти, воображения.
2.1 Тематическое планирование
Календарно-учебный график программы
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
Стартовый уровень | 15 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 академических часа |
Базовый уровень | 15 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа |
Набор в группы осуществляется в соответствии с заявлением родителей о приеме детей в детские объединения ГУАДО «Центр технического творчества Брянской области». Группы формируются согласно СанПиН 2.4.4.1251-03.
Количество обучающихся в группах 7 человек. Наполняемость групп зависит от технического обеспечения компьютерного класса.
Руководитель объединения регулярно проводит инструктаж с обучающимися по технике безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случае террористических актов.
Для эффективной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: просторное, с хорошим дневным освещением, хорошо налаженной вентиляцией;
- окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);
- помещение должно быть оборудовано необходимой мебелью (столы, стулья, шкафы, доска, стеллажи);
- освещение может быть электрическое лучи света должны падать на изображаемый объект под углом 45º;
- мультимедийные средства обучения: компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь): проектор.
- принтер.
Информационное обеспечение:
- программы: пакет программ Microsoft Office, Paint.net, Мастер открыток, Мастер календарей, Фотоколлаж, Easy Gif Animator.
- доступ в Internet.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится при поступлении на 1 год обучения базового уровня.
Форма контроля: Собеседование, тестирование, устный опрос.
Текущий контроль проводится на каждом занятии, после изучения новой темы, для выявления ошибок в работах детей.
Форма контроля: устный опрос, беседа, творческие работы, практические работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, защита творческих работ, проектов, зачетные занятия.
Промежуточный контроль (аттестация)
проводится по окончании изучения каждого раздела.
Форма контроля:
Устный опрос, самостоятельная практическая работа по темам учебного материала.
Итоговый контроль (аттестация)
проводится в конце каждого года обучения в связи с завершением срока реализации уровня, а также по итогам всего курса обучения по программе.
Форма контроля:
Обучающимися выполняются тестовые задания, включающие в себя теоретические знания по всем темам. Представляется также выполненная творческая практическая работа, организуется отчетная выставка.
Система оценки образовательных и личностных результатов:
наблюдение (на каждом занятии)
тестирование (промежуточная и итоговая аттестация)
практическая работа
творческий проект
Критерии оценки образовательной деятельности обучающихся
оценивание педагогом деятельности детей;
оценивание родителями, педагогом работ детей через просмотры;
взаимооценка деятельности обучающихся кружка.
В ходе проведения контроля выявляются три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень
Обучающийся владеет учебным материалом в соответствии с требованиями программы, умеет применять знания на практике. Активен, инициативен, способен выполнять практическую работу преимущественно самостоятельно, характерна творческая деятельность.
Средний уровень
Обучающийся владеет основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, но для его практической деятельности характерен в основном репродуктивный уровень. Усвоенные знания он применяет в типовых ситуациях.
Низкий уровень
Обучающийся не усвоил материал учебной программы в полном объеме. Владеет основными знаниями и умениями, но применение их на практике вызывает у него затруднения. Выполняя практическую работу, постоянно обращается за помощью к педагогу.
2.5 Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Содержание занятий и материал для изучения педагог подбирает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия предполагают освоение материала от простого к сложному.
Применяются такие формы обучения как индивидуальные и групповые. Дети учатся работать самостоятельно и в команде, выполняя групповые творческие задания.
Для изложения нового материала используются лекции и рассказы, для закрепления пройденной темы – беседы и творческие проекты. В ходе обучения применяются наглядные пособия: презентации, образцы оформления творческих продуктов, готовые изделия (открытки, календари, коллажи).
Темп обучения (быстрый, средний или замедленный) выбирается в зависимости от того, как дети усваивают уже изложенный материал и от того, насколько успешно они справляются с творческими работами
Особенности организации образовательного процесса.
Форма обучения очная.
Для реализации программы используются следующие виды занятий:
Вводное занятие - знакомство детей друг с другом и с педагогом. Знакомство с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач, может включать в себя несколько видов занятий.
Закрепление знаний, умений и навыков – выполнение или продолжение начатого практического задания.
Применение полученных знаний и навыков/ контрольное занятие. - проверка уровня усвоения детьми учебного материала.
Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения за учебный год.
Используются различные формы организации образовательного процесса:
фронтальная;
работа в парах;
групповая;
индивидуальная.
Методы обучения:
В обучении по данной программе используются различные методы:
словесные (объяснение, беседа, диалог);
репродуктивный;
частично – поисковый;
наглядный (использование наглядных пособий, презентаций, образцов изделий, рисунков, репродукций.)
демонстрация (показательная работа педагога);
метод творческих проектов.
Организация деятельности детей строится на следующих принципах:
принцип воспитывающего обучения (идея воспитания гармонически развитой личности);
принцип гуманизации (ребенок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося);
принцип научности (в процессе обучения дети должны усвоить систему достоверных научнообоснованных знаний);
принцип наглядности (при обучении активно используются средства наглядности);
принцип активности и сознательности обучения (сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему освоению учебного материала, более прочному его закреплению);
принцип системности и последовательности обучения (определяет связь между последующим и предыдущим занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний);
принцип культуросообразности (ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества);
принцип доступности и посильности обучения (требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освоения учебного материала для каждого возраста детей).
Педагогические технологии.
Программа предполагает использование современных педагогических технологий:
личностно-ориентированные: дифференциация и индивидуализация обучения в виде комплектования учебных групп однородного состава, внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса, отслеживание результативности учащихся, роста их личностного развития, учет индивидуальных особенностей детей;
коллективной творческой деятельности: коллективное планирование, коллективная подготовка и выполнение задуманного проекта, коллективное подведение итогов;
коммуникативные: обучение на основе общения (диалог, дискуссия, беседа);
информационно-коммуникационные: использование в обучении специальных технических информационных средств (проектор, ноутбук), использование педагогом ресурсов сети Интернет для подготовки и проведения занятий, создание компьютерных презентаций по темам занятий;
проектного обучения: применение метода творческого проектирования выполнение творческих заданий и исследовательских работ;
технология проблемного обучения: предполагает создание педагогом проблемных ситуаций в виде проблемного изложения материала, постановки проблемных заданий, самостоятельная поисковая деятельность детей.
Алгоритм учебного занятия.
Организационный этап занятия
Сообщение темы, целей и задач занятия
Повторение пройденного материала
Сообщение нового материала.
Практическая работа (закрепление знаний и способов действия).
Гимнастика на рабочем месте.
Закрепление нового материала
Рефлексия
Подведение итогов занятия
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект, включающий дидактический материал, методические разработки, компьютерные презентации, раздаточный материал.
Нормативная база
Конституция РФ;
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
Intel «Обучение для будущего» - М., 2004.
Андрианов В. И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. СПб, Питер, 2005.
Бородин М.Н , Информатика, Программы для образовательных организаций, 2-11 класс, 2015
Валединский В.Д. Информатика. Словарь компьютерных терминов. – М.: Аквариум. 1997.
Ватаманюк А. И. Железо ПК. Трюки и эффекты. СПб,: Питер, 2005.
Волкова Е. В. Photoshop CS2. Художественные приемы и профессиональные хитрости. — СПб. Питер, 2006.
Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А Информационные технологии, 2014.
Градобаева И. Б., Николаева Е. А. MicrosoftWord. Практические задания. Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск. Аверсев. 2002.
Гурский Ю. А., Васильев А. В. Photoshop CS. Трюки и эффекты. — СПб. Питер, 2004.
Козлова С., Детям про компьютеры, 2018
КуличковаА.Г. Информатика, 2-11 классы, Внеклассные мероприятия, Неделя информатики, 2015
ЛегейдаВ. В. Photoshop CS2. Настоящий САМОУЧИТЕЛЬ. - К.: ВЕК+, СПб.: КОРО-НАпринт, К. НТИ, 2006. (Электронная версия).
Леонов В.С Простой и понятный самоучитель Word и Excel, 2016.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер. - М.2006.
Матросов А. Сергеев А. Чаунин М HTML 4.0. Санкт-Петербург 1999.
Обручев В., AdobePhotoshop CS6, Официальный учебный курс, 2013.
Миронов Д. Ф. Основы Photoshop CS2. Учебный курс. — СПб. Питер, 2006.
Сергейчук Ю.Б. Photoshop_креатив или Расстегиваем океан, лайфхаки и креативные проекты, 2019
Симонович и др. Практическая информатика. М. АСТПРЕСС 2001.
Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика. М. АСТПРЕСС 2001.
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев В. Г. Общая информатика. М. АСТПРЕСС 2001.
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев В. Г. Специальная информатика. М. АСТ-ПРЕСС 2002.
Соколова О. Л. Поурочные разработки по информатике. М.: Вако, 2006
Суханова Н.Т., Балунова С.А., Мультимедиатехнологии в образовании, Учебное пособие, 2018
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. - М.2019.
Хабрейкен Д. Изучи MicrosoftPowerPoint за 10 минут. М.: Издательский дом «Виль-ямс», 2002.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно- коммуникационные технологии: методическое пособие. - М.,2005.
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике. М.: Вако, 2006.
Широков Д. Рекомендации по созданию презентаций, 2008 г
Шерпаев Н.В., Хачева Г.Ю. Сборник вопросов и заданий по курсу информатики. Брянск. БГПИ, 1999.
Для учащихся:
Богомолова О.Б ,Логические задачи, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.,Занимательные задачи по информатике, 2013.
Практические работы по MicrosoftOffice 10, Чекина И.Г., Шардакова О.И., 2013.
Дуванов А.А Азы информатики, знакомимся с компьютером, книга для ученика, 2007.
Дуванов А.А Азы информатики, Пишем на компьютере, Книга для ученика, 6 класс,., 2004.
Киппер Э.Е. Конспект для изучающих работу на компьютере. Брянск. 1999. Киппер Э.Е. Конспект для изучающих работу на компьютере. Брянск. 2001.
Сотников Н.Я., Ильин В.Б., Холтыгин Н.Ф. Путешествие в страну персональных компьютеров. Самоучитель для школьников. Санкт-Петербург. «Нориг». 2000
Для педагога:
Жуховцев М.Д., Прокди Р.Г., Финкова М.А., Глюки, сбои и ошибки компьютера, Решаем проблемы сами, 2013.
Кузнецова Л.В , Лекции по современным веб-технологиям, 2016
Ребрик С. «Бизнес-презентация: подготовка и проведение. 100 рекомендаций», 2006
Сидорова Е.В., Используем сервисы Google, Электронный кабинет преподавателя, 2013.
Интернет ресурсы:
http://www.16215s030.edusite.ru/
http://detipc.narod.ru/st7.html
https://support.microsoft.com/